Свобода    самоограничения  и  свобода,  регулируемая    законом.  
                                С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               ("П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И").

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА.

                  Либеральная  урла   и  союз  Русская   Церковь- Русское  Государство

                       4. Свобода    самоограничения  и  свобода,  регулируемая    законом. 

 

ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ

 

Либеральная  урла   и  союз  Русская   Церковь- Русское  Государство

 4. Свобода    самоограничения  и  свобода,  регулируемая    законом.

 

Религиозные     учения   и   поныне   остаются    наиболее   надежной  основой    для   управления   сосуществованием   разумных  существ.    Но  христианство,  особенно  в  его   евангельском   (православном )    изводе,    не  ограничилось  здесь   такими  проверенными,  исключительно  внешними    средствами, как   устрашения,   авторитет священства,  заповеди-ограничения,  дарованные   свыше…

   Ветхозаветная    идея   Мессии- освободителя   в  христианстве   получила абсолютно     не  совместимое  со  стилистикой   иудаизма   развитие:  Сын  Божий,  приносящий  Себя  в  жертву  ради  людей,   отказывающийся,  по  существу, от  внешней   власти  над ними    в  пользу  власти    внутренней,  обеспечиваемой    красотой    Его   жертвы.  Эта   идея    в  православии     была      доведена   до  совершенства,  что,  собственно,  и   выразил Достоевский,  когда   заметил  в   одном   частном  письме:   если  обнаружится    вдруг,  что  истина  не  с Христом,  то  он    предпочтет  Христа,  а  не  истину.  В  этом,  скорей   всего,   и   смысл    его  другого    суждения:  красота   спасет  мир…  Красота   самопожертвования… Красота  самоограничения  -   самопожертвование  как   крайняя ,   героическая,  форма  самоограничения ...   Красота   личного   самоограничения   -   как      отклик      на    божественное    самопожертвование...

   Величие   христианства    именно  в этом   и   именно    поэтому  оно  вне-конфессионально.     Христианин может   рассчитывать на выживание   и  процветание   в  среде     мусульман(  иудеев,  буддистов,  язычников),  лишь    приняв    их  веру.  Мусульманин(иудей, буддист,  язычник ),  и  оставаясь  в  среде  христиан,     может   не   менять  своей  веры…   Вся   история  России -  тому   доказательство.  Россия и  сформировалась  как  Русское  православное -  многоконфессиональное и  полиэтническое -  государство  потому,  что  опиралась  на  это   величайшее  качество      евангельского  извода   христианства.     И  важно   понимать,  что   всё  это отнюдь  не  свидетельство какой-либо   ущербности иных  конфессий,   а только  лишь  указание   на   сущностную   исключительность  Православия.

  И   здесь   можно  добавить следующее.  Рассуждая   о   монотеистическом   мировосприятии,  мы  можем    вести   речь  о  двух крайностях   последнего.    О беспредельно раздутом  личностном  начале в   иудаизме (  доктрина  избранности  иудеев )      и     этом    же начале,   почти  полностью  свернутом  в  исламе.  В  иудаизме   избыточное  личностное   начало  индуцировано    самой   идеей   единого  Бога, которая,  увы, ветхозаветным  иудеям,  их культуре  оказалась  просто  не  по    силам.   Она  не  была  полностью усвоена  ими  -    доктрина избранности    и   есть  результат   этого     несварения.      Переход  от   представления   о  едином  Боге  к    представлению   об единственном народе    был  слишком  очевиден  и  соблазнителен,  чтобы  им  не  воспользоваться.

Христианство,  с  его  идеей    личного самостеснения  -   самообуздания   личного начала -   рождалось    в  преодолении   этого    совершенно  естественного,  можно   сказать  генетически  обусловленного,   дефекта   иудаизма.  Христианство,   действительно,  его преодолевало и тем  самым   не  только  превращалось  в  наднациональное  миросозерцание,  но  и открывало эру   перехода    человека  разумного    к  человеку  нравственному.      Человек,  ограничивающий -  стремящийся  ограничивать -  себя  по  внутреннему,  а не  внешнему  закону,  и  есть   человек  нравственный.

 Ислам,  по относительной молодости  своей  возможно,   этой   утонченности  христианства  не  заметил,  проскочил  мимо  и   шарахнулся  из  одной  крайности   в  другую  -  во      внешнее  подавление    личного  начала.*(1) 

Возможно,  что  монотеистическая  религия   просто   не  могла    не     иметь,   в  той   или   иной   форме  и   в  качестве  следствия,  представления об исключительности   народа -  создателя   ( обладателя) этой   религии.  Но  в    так   понимаемой      исключительности    есть  нечто  рефлекторное,  сумеречное… Особое    положение  (избранность)      здесь рассматривается,  как  дар   -    как   данность.  Отсюда  утверждение своей  особости    через  преуменьшение   другого...

 Русская  же  -  православная - избранность  никогда  не   понималась     как   дар:  вот,  мол,   мы какие  -   дорогу  нам…  Русская  избранность    всегда  была   избранностью отца,    а  не    самодовольного   старшего     брата  -   в  ней  доля  силы,   подавления   не    являлась   определяющей.  Она  не  утверждалась   безапелляционно,  а предлагалась.   И   потому  была   защитой. 

     В   Новом  Завете  можно    найти   многочисленные  свидетельства   силы   иудейской     закваски  в  христианстве.   В  этом   смысле   не  были  исключением    и    ближайшие    ученики Иисуса.   Недаром   Он  прежде,  чем  войти  в  Иерусалим,  так  долго    водит  их  по   городам  и  весям,   пытаясь    понять, за  кого  они  Его  принимают.  А  они   тем  временем   делят    места,  которые   займут   возле  Него…  Двадцать  веков  прошло,  а   по   существу  ничего  не  изменилось. И  Он   это   знал:  не  мир  Я  принес,  а   меч  -  великое   разделение  и  противостояние   двух   миросозерцаний.

Если  принимающий  христианство        сам   выбирает    эту     утонченную   форму   свободы -   свободу   самоограничения,  то      иудаизм,  отказавшись     от   подобных   изысков,    вынужден    будет   соблазнять свободой  внешней -    регулируемой  законом.    Определять  же   законы    призвана   будет     рать  наноинквизиторов, сгруппированных    в     корпорации,  редакции  журналов, телеканалов,  радиостанций    -  в  думы   всех     видов     и  мастей…  

Легенда,  сочиненная   Достоевским,  лишь  по  форме  своей   направлена   против   католичества.    По  существу же,  это   -    Великая   Легенда о  закваске   иудаизма  в  христианстве,  а  значит,    и   в  философии   существования  всей  (  и  западной  и  восточной ) европейской    цивилизации.

Процессы,  которые    шли     под  действием  этой   закваски   в   европейском   христианстве, с  определенного   момента  начали  воспроизводить   себя  и  в  сугубо     светской   области  -   в  мутациях   либеральных    идей.  Эти  идеи     взрастали  в  сильном  христианском  поле и   несомненно  отталкивались  от  представления   о  свободе  самоограничения    - ограничения   личности,  освобожденной  от     внешнего    гнета.   Но  закваска   делала  свое  дело,    постепенно    вытравливая     сущность   евангельского толкования  личной  свободы    -    перенося   всю  систему  ограничений  вовне   и  тем  самым   безгранично  расширяя  возможности   индивидуальных   импровизаций  в  области  нравственного.   Так   рождался   современный  либерализм   с   его      культом   внешнего  ограничения   и   полным   отказом  от какого-либо личного стеснения.   Иллюзия   безграничной      свободы  личности      при  полнейшей  управляемости   ею    извне.  Теми,  кто  узурпировал   право   называться       элитой  -    либеральной   урлой .

 

*(1)Подробнее    здесь http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2011/2011p0928mih.htm,  в   комментарии  к   шикарному   исследованию   Игоря  Михеева.

 

 

 Часть   1.   http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2012/2012p0625rpc1.htm

 

Либеральная урла и союз Русская Церковь- Русское Государство 1.

Часть 2 . Два типа европейского миросозерцания.

Часть 3. Монотеизм   и пара-монотеизм.

Часть 5. О социальной политике Русской Православной Церкви.  

 


  
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков