С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. Статьи К. Бабкина, Ю. Болдарева , В. Жуковского |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Константин Бабкин. Кубышку вскрыть
Все, как видим, предельно просто. И нужно, оказывается , только одно: перестать драть деньги с тех , кому принадлежат качаемые газ-нефть, и перенести центр тяжести на тех , кому качаем. То есть снизить внутренние налоги и соответственно увеличить экспортные пошлины - не мы оплачиваем их благосостояние, а они - наше.
Автор этой заметки - готовый глава правительства( оного и нужно искать не среди юристов- менеджеров, а среди талантливых русских деловых людей). В связке с таким главой Центробанка, как С. Глазьев, он за одну пятилетку изменит ( и укрепит! ) страну. Если В. Путин поймет, конечно, что именно это ему и нужно сегодня сделать- ничего другого, собственно и не требуется - оно приложится, в случае чего С. Шойгу поможет.
Сделать, а самому отойти в кулисы и лишь обеспечивать для премьера и главы ЦБ режим наибольшего благоприятствования...
Ясное дело, Медведя из белых саней на Краснопресненской набережной - прогнать дубиной. Эльвире же - подарить букетик мимозы.
В.С.В рамках подготовки к Московскому экономическому форуму (МЭФ) прошли слушания, посвященные проблемам и перспективам топливно-энергетического комплекса России. Некоторые выступления участников МЭФ мы предлагаем вниманию наших читателей.
Всякая страна имеет свои уникальные экономические преимущества: благоприятный климат, богатые ресурсы, выгодное местоположение, разработанное законодательство, развитые предпринимательские традиции. Мы в России должны использовать свои.
Нефть и газ — это достояние, которое либо милостью Божьей досталось нашим предкам, либо наши предки заслужили тем, что защищали, осваивали, обустраивали территорию страны. Как бы то ни было, мы обязаны правильно использовать наследство, достойно им распорядиться. А что сегодня делаем мы? Политика направлена на то, чтобы быстрее откачать эти нефть и газ, побыстрее продать, и деньги, вырученные за них, отправить на Запад, вложить в экономику других стран.
Строятся новые газопроводы: на Восток, на Запад, на Юг, через Черное и Балтийское моря. Непонятно, зачем стремиться добывать все больше?
Нефти больше не становится, и разумный хозяин снизил бы объемы добычи — по крайней мере, не ставил бы задачу повышать темпы добычи нефти, а старался бы повышать эффективность добычи, чтобы вся нефть из разрабатываемых скважин добывалась, и чтобы нефть у него закончилась позже всех планете (коэффициент нефтедобычи на месторождениях в России составляет лишь 35-40%, а в США, например, — 50-55%. Это очень существенная разница).
У нас основная часть сборов с сырьевых компаний изымается в виде внутренних налогов — НДС, налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых и акцизов. Такую политику оправдывают тем, что, если энергоносители будут поставляться слишком дешево, то будет инфляция. Также такой политикой хотят стимулировать российскую промышленность к тому, чтобы она стала более энергоэффективной. К сожалению, тем самым ее убивают, а не стимулируют.
Сегодня перед правительством поставлена цель — уравнять цены на энергоресурсы на внутрироссийском и внешнем рынках. Соответственно строится налогообложение энергетического сектора, что завышает цены на бензин.
В нефтедобывающих странах его цена, как правило, низка: Алжир: 15-20 американских центов за литр, Иран — 9 центов, Венесуэла — и вовсе 3 цента. На российской же автозаправке бензин давно зашкалил за 30 рублей за литр — это дороже, чем в США (там он стоит 95 центов). При этом Россия добывает нефти вчетверо больше, чем потребляет сама, а США не покрывают своего потребления внутренней добычей даже на треть.
Если мы сравним структуру цены на бензин в России и США, то сразу поймем, почему у нас такое дорогое топливо. В США более половины стоимости бензина приходится на стоимость сырой нефти, а 15% на налоги. В России все наоборот — 45% на налоги и только 24% на нефть. Получается, что если снизить налоговую нагрузку на бензин (в первую очередь за счет налога на добычу полезных ископаемых и акцизов) хотя бы до уровня США, цена на него сразу же упадет на 30%! А если в Америке сырая нефть будет стоить столько же, сколько у нас, то бензин там будет втрое дешевле, чем в России. Аналогично налоги влияют на цены на газ, отопление, электричество и другие энергоресурсы.
Надо максимально снизить налоги и сборы, которые вызывают удорожание бензина, энергоносителей и в целом сырья на внутреннем рынке. Основной же доход от сырьевого сектора государство должно получать в виде экспортных пошлин. Это серьезно снизит внутрироссийские цены на сырье. Легко представить, какой толчок при этом получит развитие отечественной промышленности, насколько возрастет благосостояние граждан.
Надо увеличить экспортные пошлины на сырьевые ресурсы с тем, чтобы изъять у сырьевых компаний деньги, недособранные с них в результате снижения внутренних налогов. Таким образом, доходы сырьевых компаний не изменятся — ни в большую, ни в меньшую сторону, соответственно, не изменятся "сырьевые" доходы государства — а "несырьевые" резко возрастут за счет роста деловой активности!
Особенно важно выполнить эти пункты сегодня, когда перед Россией стоят огромные вызовы, когда стране надо выбираться из кризиса и модернизировать экономику. В это время нельзя складывать деньги в "кубышку", надо интенсивно развиваться. Исходя из этого, надо инвестировать в страну и уже накопленные государством средства.
http://zavtra.ru/content/view/kubyishku-vskryit/
Энергетические тезисы
14 марта 2013 1214 1
В рамках подготовки к Московскому экономическому форуму (МЭФ) прошли слушания, посвященные проблемам и перспективам топливно-энергетического комплекса России. Некоторые выступления участников МЭФ мы предлагаем вниманию наших читателей.
Что нужно делать, чтобы наш природно-ресурсный комплекс вел не к деградации страны, а к ее развитию?
Первое. Отказ от рассмотрения природно-ресурсного и топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны как источника доходов. Переход к его использованию как, прежде всего, инфраструктуры для развития промышленности, сельского хозяйства и транспорта, то есть для производства товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости.
Второе. Отказ от объема экспорта непереработанного сырья и вырученной от его продажи валюты как основных показателей работы и экономики в целом, и конкретных ее субъектов, включая нефтедобывающие компании и, разумеется, "Газпром".
Как переориентировать компании, тем более, в частном секторе? С инструментальной точки зрения (в отличие от вопроса о политической воле) особых проблем нет. Вместо нынешнего фактического стимулирования максимизации добычи и экспорта сырья надо ввести противоположное — стимулирование ограничения экспорта тем объемом, который необходим для закупки критически важных товаров и технологий. Стимулирование, в частности, налоговыми и таможенными инструментами, а также, при необходимости, даже и прямым квотированием экспорта, в том числе, в рамках необходимой нам программы ограничения или даже прекращения роста стоимости энергоресурсов на нашем внутреннем рынке.
Подписанные ранее контракты придется в основном исполнять, тем более, что необходимый поворот в приоритетах вовсе не мгновенный. Но в отношении новых контрактов уже должны быть основания для взвешивания целесообразности принятия на себя долгосрочных обязательств.
Третье. Отказ от срочной разработки месторождений в случаях, когда у страны нет насущной необходимости в дополнительном сырье. То есть, возможность что-то достать из земли, продать за рубеж и получить прибыль — не основание для недропользования.
Поясню на примере не из ТЭКа. Предполагаемая добыча никеля в Воронежской области, рядом с рекой Хопер, — кому и зачем нужна? Речь идет об опасности отравления прекрасных черноземов, да и вообще о густонаселенном районе. В стране не предвидится нехватки никеля — никель и "Норильского никеля" (где нет черноземов) уходит на экспорт за рубеж. Нет и нехватки иностранной валюты — только что введено "бюджетное правило", перекачивающее валюту в объеме до половины федерального бюджета за рубеж. Так зачем губить природу?
Должно неукоснительно действовать правило: бизнес — в интересах людей, а не их жизни и интересы — в угоду прибыли. Это вопрос не о компенсациях пострадавшим, а о принципиальных приоритетах государства, которое по Конституции называется "социальным". Нет стратегической необходимости, — при том, что интересы людей, живущих на этой земле, окажутся ущемлены, — значит, не должно быть и никакого "бизнеса" на воронежском никеле или других полезных ископаемых.
Четвертое. Если весь ТЭК должен рассматриваться не как бизнес, а как инфраструктура для иных перспективных и высокотехнологичных бизнесов, то ключевой инструмент — регулирование его рентабельности. Рентабельность ТЭК должна быть минимальной: чтобы обеспечить наилучшие условиях для других секторов — производства продукции с высокой добавленной стоимостью.
Пятое. Надлежащее решение предыдущего вопроса пресекает основной источник инфляции в России — не обоснованный трудозатратами и себестоимостью продукции рост тарифов на энергоресурсы и ЖКХ.
Шестое. Регулируемая рентабельность ТЭК должна быть минимальной, лишь незначительно превышающей реальную инфляцию, но гарантированной. Как следствие — отсутствие при надежном введении такого механизма необходимости бесконечного поиска столь последовательно от нас ускользающих инвесторов и инвестиций, включая иностранные. Как только всерьез и надежно создается инфраструктурная отрасль с минимально превышающей инфляцию (теперь уже небольшую), но гарантированной рентабельностью, от желающих вложить в нее средства и тем самым сохранить их не будет отбоя. Никого заманивать дополнительными "коврижками" в надежную и гарантированную государством инвестицию в инфраструктурную отрасль с регулируемой рентабельностью уже не надо. Если само государство станет надежным, разумеется.
Седьмое. Без хотя бы американской (не говоря уже о китайской) жесткости закона по отношению к виновным в "экономических" преступлениях и, тем более, коррупции, все это обсуждать бесполезно. Жесткое пресечение нынешней "вольницы" со строительными подрядами, "либерализма" по отношению к фальсификаторам оборудования, а также безответственности политиков и чиновников — это исходное и необходимое условие любого созидательного преобразования. Без наведения в этом смысле репрессивного порядка ни о каких инфраструктурных отраслях с оптимально регулируемой рентабельностью не может быть и речи.
Восьмое. Экспорт энергоресурсов необходим лишь в объемах, соответствующих объемам критически важного импорта, с некоторым запасом. Раз мы рассматриваем этот экспорт лишь как временную вынужденную меру, то одним из ключевых показателей эффективности власти должно стать импортозамещение. Причем не вообще, а именно по тем критически важным позициям, в расчете на которые мы вынуждены держать в запасе валютные средства в резервных фондах. Плановое импортозамещение по критически важным позициям должно позволить нам поэтапно сократить экспорт невозобновляемых энергоресурсов, высвободить и перенаправить их на обустройство своей страны, создание наилучших условий для сельского хозяйства, промышленного развития и более комфортных условий жизни в тех регионах, которые при недостатке сравнительно дешевых энергоресурсов не являются притягательными для производственной деятельности и жизни людей.
Девятое. Вопрос об экспорте сырья в странах слаборазвитых, с марионеточными властями, зависимыми от глобальных потребителей сырья, обычно рассматривается исключительно с позиций дохода от его продажи. Но подлинно суверенные и стремящиеся к развитию государства должны ставить вопрос совершенно по-иному: какое технологическое развитие получит страна в обмен на поставки своих природных ресурсов внешнему миру?
Применительно к нашей северной стране, когда добыча десяти тонн нефти требует затрат на оборудование и технологии, зачастую доходящих до стоимости девяти тонн этой же нефти, очевидно: ключевой вопрос экономической политики государства — переориентация не прибыльной (всего лишь одной тонны нефти из десяти добываемых), а затратных (девяти) на заказы промышленности. Заказы, разумеется, не иностранному, а своему, российскому машиностроению.
Никакого иного реального источника инвестиций в наше машиностроение, кроме как связанного с гарантированными заказами на оборудование для недропользования, нет и не будет.
Сейчас же никаких юридически закрепленных требований связывания недропользования в России гарантированием заказов своему машиностроению нет вообще. А принадлежность России к ВТО означает, что суд ВТО будет накладывать на Россию разрушительные санкции за законодательную поддержку развития национального машиностроения.
И, наконец, десятое. Дефицит в мире природных ресурсов и соответствующее стремительное относительное подорожание природных ресурсов по сравнению с промышленными товарами, зданиями, сооружениями, инфраструктурой жизнеобеспечения создает прекрасные возможности для создания более чем приемлемых условий для постоянной комфортной жизни в местах добычи полезных ископаемых. Вполне реально и необходимо создавать на наших "северах" условия для постоянной жизни людей со своими семьями. Жизни вольготной, со своими большими плюсами по сравнению с жизнью в относительно перенаселенных зонах с более благоприятным климатом. Со всей необходимой инфраструктурой, включая доступные спортивные комплексы, бассейны.
Сейчас частично кое-где это реализовано. Но еще предыдущий глава Минэкономразвития, ныне советник президента Э.Набиуллина провозгласила идею "мегаполизации" страны. Ее живодерская логика проста: в мегаполисах инфраструктура дешевле, чем разбросанная по бесчисленным малым городкам, не говоря о деревнях. Значит, размещение населения "оптимизируем" — сгоняем народ в тесные муравейники. А то, что людям свойственно стремиться к разному, в том числе, далеко не все мечтают жить в крупном городе? А то, что в тесном городе семья с большим количеством детей — аномалия? Не говоря уже о проблемах здоровья — на природе, в малых городках и поселках сохранить его, естественно, легче. Но кого из "оптимизаторов-экономоцентристов" подобное интересует?
А кто не согласен, кто хочет жить на своей земле вольготно, того накажем — поставим под реальную угрозу здоровье и саму жизнь. Яркий пример — закрытие роддомов в районных центрах Ярославской области, включая даже знаменитый туристический центр, город Мышкин.
Аналогично и с недропользованием. Тупо понимаемая "экономическая эффективность" диктует один метод освоения "северов" — вахтовый. Никаких городов, роддомов и школ, не говоря уже о вузах — ничего, кроме производства и временного жилья, не надо.
Социальные последствия описывать не буду, хотя они катастрофичны. Опишу последствия лишь для нашего ТЭК: через непродолжительное время на повестку обсуждения "мировым сообществом" будет поставлен вопрос об обоснованности формальной принадлежности российских "северов" государству Россия.
Действительно: люди там русские постоянно не живут — лишь приезжают работать вахтовым методом. Да и то к тому времени еще неизвестно, какие люди даже вахтовым методом туда будут завозиться: то ли русские, а то ли совершенно интернациональные бригады. Тем более, что собственники там будут сплошь иностранные, да и зарегистрированы будут отнюдь не в России. Так если не имеющие отношения к России компании будут руками не российских рабочих добывать нефть и газ на некоей огромной территории, на которой никакие русские давно не живут, то не обоснован ли окажется вопрос о том, чего ради "мировое сообщество" должно платить дань этому странному и далекому (ни дороги от него к северам не ведут, ни люди не ездят) государству Россия?
Перспектива эта явственно вырисовывается — как неминуемый итог планов, уже сегодня воплощаемых в жизнь.
http://zavtra.ru/content/view/net-neftyanoj-igle/
Жуковский Владислав. ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ УДЕРЖИТ ИНФЛЯЦИЮ – БЮДЖЕТ, МОДЕРНИЗАЦИЯ И «ПЯТИЛЕТКА» ОКАЗАЛИСЬ СОРВАНЫ
http://communitarian.ru/publikacii/ekonomika/pravitelstvo_ne_uderzhit_inflyaciyu_%96_byudzhet_modernizaciya_i_pyatiletka_okazalis_sorvany_24022013/
Буквально на днях Росстат подвёл статистические итоги изменения уровня цен в экономике России по итогам первого месяца 2013г. И, как и следовало ожидать, цифры повергли в шок не только самых оптимистично настроенных околокремлёвских экономистов, на даже самих правительственных чиновников
Согласно предварительным официальным оценкам Росстата, по итогам января текущего года рост цен по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил более 7,1%. Другими словами, годовые темпы роста инфляции в первом месяце 2013г. превзошли прирост цен по итогам 2011г. (6,1%) и заметно превысили итоговый рост цен в 2012г. (6,6%). Особенно удручающим этот результат выглядит на фоне показателей предыдущего года – в январе 2012г. годовая прибавка инфляции составила менее 4,2%. Темпы роста цен ускорились практически в 2 раза на фоне отсутствия серьёзных внешнеэкономических шоков.
Всего же по итогам первого месяца 2013г. совокупный накопленный рост цен по сравнению с концом декабря ушедшего года составил более 1%. Это откровенно удручающий результат, принимая во внимание тот факт, что ещё годом ранее за аналогичный период кумулятивный рост цен в экономике не превышал 0,5%! И это притом, что даже искусственное занижение темпов роста инфляции в первом полугодии 2012г. за счёт переноса сроков индексации тарифов естественных монополий, ЖКХ и транспорта, а также заморозки цен на нефтепродукты не позволило Росстату повторить рекордно низкий рост цен на 6,1% в 2011г. – по итогам 2012г. потребительские цены выросли более чем на 6,6%.
Другими словами, на фоне безудержного роста цен на ГСМ, ЖКХ, транспорт и услуги естественных монополий, а также дорожающих кредитов (в 2,5-3 раза превышающих среднюю норму рентабельности в наукоёмкой промышленности и АПК) и роста прочих производственных издержек предприятий (в том числе в силу коррупции и повсеместных административных барьеров, удушающих производительную деятельность), темпы роста цен в первом месяце текущего года выросли ровно в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Самая элементарная экстраполяция тренда позволяет предположить, что к концу текущего года совокупный рост потребительских цен составит как минимум 12-12,5%. Однако в действительности он окажется несколько меньше и не превысит 7,2-7,5%. Это будет обусловлено тем, что основной вклад в скачкообразный рост инфляции в первом месяце 2013г. внесло плановое повышение цен на услуги естественных монополий, ЖКХ и транспорта, которые продолжают выкачивать деньги из карманов россиян и промышленных предприятий, обосновывая это необходимостью реализации «инвестиционных проектов» и «модернизации производств». Именно в пресловутом «инвестиционном тарифе», безудержным ростом которого прикрываются монополисты, содержится колоссальная коррупционная составляющая – именно по этой причине монополисты отказываются раскрывать информацию о структуре тарифа.
В силу исчерпания статистического эффекта низкой базы уже в ближайшее время мы увидим некоторое замедление годовых темпов инфляции до 6,5-6,7%. Однако даже в этом случае к концу года цены вырастут не менее чем на 7,2%.
Тогда как реальная, так называемая «социальная инфляция» для находящихся в зоне бедности 70% россиян, чьи трудовых доходы не дотягивают до среднего показателя по России (24,2 тыс. рублей), более полно учитывающая скачкообразный рост цен на товары и услуги первой необходимости (от динамики цен на продукты питания и заканчивая тарифами естественных монополий, ЖКХ, газа и транспорта), по факту превышает 12-15%.
Однако финансово-экономический блок правительства постарается не портить настроение своему начальствую и под давлением Минфина и МЭР отчитается о своих очередных «успехах» в деле «удержании годовых темпов роста инфляции в заданном правительством интервале».
Складывается такое ощущение, что российские чиновники живут в какой-то параллельной реальности. Или, как минимум, в другой стране – на Лазурном Берегу Франции, в Монако, в Монте-Карло, Майами или Лондоне. Судя по всему, они вообще не ходят в магазины, на платят на заправках за бензин и не оплачивают счета естественных монополий, транспортных организаций и ЖКХ.
Благодаря перманентным статистическим манипуляциям с составом потребительской корзины и методологией её расчёта чиновникам удаётся «рисовать» красивые цифры в своих отчётах и рапортовать о «невиданных успехах» в деле обуздания инфляции. Напомним, что с 1-го января 2013г. вступили в силу поправки в методологию расчёта минимально необходимого набора товаров и услуг (потребительской корзины), от состава и стоимостной оценки которого зависит величина прожиточного минимума, а, следовательно, и размер целого ряда социальных выплат, пособий и компенсаций. Начиная от пособий многодетным семьям, инвалидам и детям-сиротам и заканчивая выплатами ветеранам и прочим социально незащищённым слоям общества.
Однако никому из простых россиян и промышленников от творческих инициатив чиновников не становится: газ, свет, вода, отопление, жилищно-коммунальные услуги, транспортные перевозки и активно приватизируемые правительством социальные услуги (здравоохранение, образование, социальная защита и т.д.) растут в цене на 13-17% ежегодно. Также как не становятся доступнее продукты питания и услуги первой необходимости, дорожающие только по официальным оценкам Росстата на 9-12% ежегодно.
Реальный уровень жизни россиян неуклонно падает – вместо официальной и крайне приукрашенной оценки роста на 0,4% в 2011г. (и это на фоне аж 40% роста цен на нефтяную смесь Brent в 2010-2011г.!) и на 4,2% по итогам 2012г. наблюдается неуклонное падение уровня жизни рядовых россиян.
Принимая во внимание тот факт, что реальная инфляция для подавляющей части населения России, не вписавшейся в паразитическую модель «экономики нефтегазовой трубы» и оказавшейся за бортом тонущего «углеводородного Титаника», превышает 12-15% ежегодно, можно смело говорить о том, что по итогам последних двух лет реальный уровень жизни российских граждан не только не вырос на официальные 4,6%, но даже снизился как минимум на 10-12%. Другими словами, даже 40% рост цен на нефть в 2010-2011гг. и рекордно высокие среднегодовые цены на смесь Brent в 2012г. (111 долл. за баррель) перестали помогать рядовым россиянам – ресурсно-сырьевая модель «экономики трубы», подразумевающая проедание нефтедолларов и иностранных кредитов, продемонстрировала свой окончательный дефолт.
Совершенно очевидно, что нынешние темпы роста цен не только демонстрируют бессильность правительства в борьбе с инфляцией (а, точнее, хроническое нежелание наступить на карман сырьевым монополиям) и непонимание истинных причин, т.е. природы инфляционных процессов в России.
Скачкообразный рост цен уже в первом месяце текущего года автоматически ставит крест на многочленных планах, «прожектах» и обещаниях правительства исполнить предвыборные обещания президента по модернизации экономики, структурной перестройки народного хозяйства, приоритетного развития наукоёмких производств современного технологического уклада и повышению уровню жизни россиян. Для этого они должны были оказаться ниже 6-6,2%. А для исполнения бюджета и вовсе ниже 5,5% в 2013г. А это уже из области фантастики.
Судя по всему, официальные темпы роста цен в экономике по итогам года составят не менее 7,2-7,5% (реальные темпы «социальной инфляции» – не менее 12-15%), что идёт в разрез с обещаниямиМедведева обеспечить «пятилетку эффективного роста» с ростом экономики как минимум на 5% (что нереально при нынешних темпах роста цен). И тем более наглядно демонстрирует неисполнимость и неадекватность прогнозов Банка России снизить инфляцию до 4-4,5% в среднесрочной перспективе. Пока тарифы естественных монополий растут темпами, в 2,5-3 раза превышающими средний рост цен в экономике, эти ориентиры остаются такой же мечтой, как и обещания правительства, сделанные в 2001г., снизить инфляцию к концу десятилетия до 2,5-3%.
СРЫВ «ПЯТИЛЕТОК» И БЮДЖЕТА
Хуже того, начавшееся в 2013г. ускорение темпов роста стоимости жизни и падение реальных доходов россиян автоматически срывает принятый Госдумой проект бюджета на ближайшие 3 года, в которых темпы роста инфляции прогнозируются на отметке в 5,5% в 2013г. и не более 5% в 2014-2015гг. Совершенно очевидно, что не может быть никакой речи о 5-5,5% роста цен в нынешних условиях повсеместного произвола монополий, коррупционных поборов, монополистического завышения цен на ГСМ со стороны нефтетрейдеров и нефтегазовых гигантов, а также дорожающих кредитов.
Другими словами, уже как минимум в силу этого факта пролоббированный Минфином бюджет на ближайшую трёхлетку выглядит откровенной «маниловщиной» и несбыточной мечтой. Если раньше федеральный бюджет предполагал сокращение реальных (с учётом официальной инфляции) расходов на национальную экономику, науку, образование, здравоохранение и изношенное на 80-85% ЖКХ на 35-60% в течение 2013-2015гг., то теперь масштабы секвестра будут ещё больше.
Более того, гораздо хуже прогнозных показателей оказались темпы роста российской экономики, которые сжались с 4,5% в 2010г. до 4,3% в 2011г. и менее 3,4% по итогам 2012г., даже не смотря на 40% рост цен на энергоносители в 2010-2011гг. и рекордно высокие среднегодовые цены на североморскую смесь Brent(110 долл.) в 2012г. Притом что в нынешнем антимодернизационном бюджете для его исполнения заложены средние темпы роста российской экономики в размере 4,2% в течение 2013-2015гг.
Совершенно очевидно, что в рамках реализуемой финансово-экономической политики эти темпы роста просто не достижимы – если российская экономика затухала даже во время стабильно высоких и даже растущих цен на нефть, то в принципе не понятно, за счёт чего она ускорится на фоне стагнации цен на энергоносители и сполазния мировой экономики в рецессию. При которой сократится не только физический спрос на сырьё, но также начнут сдуваться сформировавшиеся от эмиссионной накачки мировой экономики пузыри на финансовых рынках.
Лучшие экономисты и эксперты ещё на стадии формирования трёхлетнего бюджета предупреждали, что без радикального изменения социально-экономической политики и переориентации на независимую национально ориентированную денежно-кредитную, налогово-бюджетную, научно-техническую и промышленную политику российской экономике в 2013г. в лучшем случае светит рост на 2,7-3%. Скорее всего, по факту речь будет идти о 2,3-2,5%. В таком случае бюджет на ближайшие годы становится откровенной фикцией - он несостоятелен уже на стадии базовых макроэкономических предпосылок: начиная от темпов роста экономики и уровня инфляции и заканчивая курсом рубля и масштабами бегства капитала.
БАНК РОССИИ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОНЯТЬ ИНФЛЯЦИЮ
Тем не менее, это нисколько не мешает российскому Центральному Банку, отказывающемуся исполнять функции кредитора последней инстанции и сведшему всю полноту денежно-кредитной политики к операциям «валютного обменника», продолжать в лучших традициях 1990-х годов бороться с инфляцией издержек путём ужесточения монетарной политики. Напомним, что темпы роста денежной массы (агрегат М2) сжались с 22-27% в 2012г. до 11,9% по итогам января текущего года. Что стало худшим значением данного показателя аж с первой половины 2010г.
Ужесточение денежно-кредитной политики и интенсификация операций по стерилизации денежной массы лишь усиливает дефицит денег в экономике, способствует удорожанию кредитных ресурсов, росту производственных издержек и, как следствие, раскручиванию маховика инфляции. Напомним, что уровень монетизации в современной России (42% ВВП) в 2 раза ниже, чем в странах Еврозоны (80-85%), в 2,5 раза уступает показателю СССР (100%) и в 3-4 раза ниже, чем в динамично развивающихся экономиках «азиатских тигров» и так называемых Новых индустриальных стран.
Более того, по показателю отношения активов банковской системы к ВВП и банковских кредитов к ВВП (76,3% и 53,2% соответственно), Россия в разы уступает всем крупным экономически развитым странам (от США и ЕС до Южной Кореи и Канада) и подавляющему большинству динамично развивающихся экономик. Для сравнения, суммарные активы всей отечественной банковской системы (1,588 трлн. долл. или 47,668 трлн. рублей) не только не сопоставимы с активами крупных экономик, но даже уступают по размерам активам крупнейших международных банков: UBS, HSBC, Bank of America, J.P.Morgan Chase и т.д.
Отечественная инвестиционно-банковская система остаётся крайне маломощной, неразвитой и не способной создавать доступные долгосрочные инвестиционные ресурсы в том объёме, которые требуются для заявленных руководством страны целей модернизации экономики, возрождения наукоёмких производств и отраслевой диверсификации народного хозяйства.
Тем не менее, руководство Банка России продолжает слепо верить в догмы «рыночного фундаментализма» и либеральную пропаганду продвигаемого глобальным бизнесом «Вашингтонского консенсуса». И не хочет понять, что в России инфляция носит немонетарный характер и обусловлена высокими производственными издержками: коррупционной рентой, административными барьерами, аварийным состоянием базовой инфраструктуры, критическим моральным и физическим износом производственных мощностей, непозволительно дорогими ставками по кредитам и т.д.
И дальнейшее ужесточение монетарной политики вкупе с проводимой рестрикционной налогово-бюджетной политикой лишь усугубляет дефицит денежного предложения, усиливает инвестиционный кризис, обостряет деградацию наукоёмких производств и, безусловно, провоцирует ускорение инфляции. Отметим, что только за последние полгода средние ставки по кредитам для крупных заёмщиков подскочили на 2 процентных пункта, а средняя стоимость кредитов для малого и среднего бизнеса в обрабатывающих производствах и АПК в 2-3 раза превышает среднюю норму рентабельности (20-23% протии 8-10% соответственно).
И СНОВА ПРОИЗВОЛ МОНОПОЛИЙ, БЕСПРЕДЕЛ ПЕРЕКУПЩИКОВ И КОРРУПЦИЯ РАЗГОНЮТ ЦЕНЫ
При этом крайне примечательно выглядит структура роста цен. Причём примечательна она именно тем, что, несмотря на порицание президентом Путиным зарвавшихся энергетиков, рассуждения премьер-министра о стабилизации ситуации на продовольственном рынке и обещаниях всего кабинета министров снизить темпы роста цен до 4-4,5% уже «в самое ближайшее время», на практике имеют место произвол монополий, безудержное взвинчивание тарифов со стороны жилищно-коммунальной мафии, а также задирание цен на продукты питания со стороны перекупщиков и спекулянтов.
Именно стабильность, как известно, является почерком мастера. В Случае с Россией ситуация аналогична – уже больше 11 лет чиновники закрывают глаза на реальные причины раздувания инфляции, опасаясь наступить на карман сросшихся с коррупционерами монополистов и сырьевых гигантов.
Согласно оценкам Росстата, который, насколько можно судить, просто вынужден весьма существенно приукрашивать реальное положение дел в экономике, не желая портить настроение своему начальству, по итогам января текущего года прирост цен на продовольственные товары составил более 8,6%, что выглядит если и не катастрофой, то уж точно крайне тревожным звоночком на фоне роста на 2% годом ранее. Также существенно ускорились темпы роста цен на услуги – с 4,7% в первом месяце 2012г. до 7,8% в аналогичном периоде текущего года. Несколько лучше, но далеко не блестяще обстоят дела с динамикой цен на непродовольственные товары, темпы роста которых хоть и сжались с 6,2% до 5,1% аз рассматриваемый период времени, но по-прежнему остаются на весьма высоком уровне.
В региональном срезе наиболее заметный прирост цен зафиксирован в Чеченской Республике - аж на целых 2,1% за период с начала года. Что было обусловлено скачкообразным ростом цен на и без того дорогие продукты питания (на 3,2%) и услуги естественных монополий (на 2,9%), которые, судя по сводкам в СМИ, уже давно превратились во внутренний карман местных властей. Такими темпами по итогам года Чечня рискует выйти на двузначные темпы роста потребительских цен, которые лишь усугубят и без того близкую к критической ситуацию с экономической активностью, занятостью и уровнем жизни граждан республики.
Также сложно назвать однозначно позитивной динамику цен в целом ряде других областей – в 4 субъектах федерации по итогам января годовая прибавка цен составила более 1,5%. А в Москве и Санкт-Петербурге накопленный с начала год рост инфляции составил 0,8 и 1,3% соответственно. Такими темпами по итогам года практически ничто не мешает потребительским ценам вырасти на 7,5 и 10% соответственно.
Как и водится на протяжении последних лет, наиболее сложная ситуация складывается на рынке продуктов питания, на долю которых приходится от 40 до 60% семейного бюджета практически 50% граждан России, находящихся на грани или за гранью нищеты. Так, только за период с начала года цены на продукты питания без учёта алкоголя подскочили на 1,2%, а в годовом выражении рост превысил отметку в 7,2%. Для сравнения, в январе 2012г. кумулятивный рост с начала календарного года составлял менее 0,7%, а в годовом выражении менее 1%.
Да, безусловно, в начале предыдущего года на руку сыграл статистический эффект высокой базы – после августовских пожаров и гибели практически 25% урожая зерновых цены на продукты питания подскочили на 13-15% (реально на 20-30%). Однако это ни в коей мере не снимает негативные социальные последствия ускоренного роста цен на продукты питания и прочие товары и услуги первой необходимости.
Прежде всего, в глаза бросается стремительное ускорение темпов роста цен на хлеб и хлебобулочные изделия (с 6,8 до 13%), макаронные изделия (с 2,7 до 8,8%) и яйца (с 4,9 до 5,5%). По-прежнему крайне высокими темпами растут цены на мясо и птицу, несмотря на некоторое замедление динамики с 7,9% до 7,2%. Также достаточно заметно подорожало молоко и молочная продукция – темпа роста сжались с 5,5 до 4,5%.
Несколько лучше обстоят дела в сегменте плодоовощной продукции, цены на которую после никем незамеченного обвала на 30,4% в январе 2012г. (на прилавках магазинов никакого заметного снижения цен вопреки оценкам Росстата так и не произошло) подскочили на 16,1%. Ещё более заметно подскочили темпы роста цен на алкогольную продукцию – с 8,2% в январе 2012г. до 16,4% в аналогичном периоде текущего года.
Всего же только за период с начала года накопленным итогом хлеб подорожал на 1,1%, макароны – на 1,4%, молоко и масло – на 0,5%, куриные яйца – на 0,9%, плодоовощная продукция подорожала на все 7,4%, а алкогольная продукция стала стоить дороже на 4,9%. Больше всего опасений вызывает не сам по себе факт ускоренного роста цен на продукты питания, которые являются социально значимой товарной группой в потребительской корзине подавляющего большинства россиян.
Больше всего недоумения вызывает тот факт, что скачкообразное удорожание продовольственных товаров происходит при отсутствии каких либо климатических катастроф, неурожая, и при олимпийском спокойствии властей. Достаточно вспомнить, как вице-премьер Аркадий Дворкович на протяжении нескольких месяцев после 25% падения сбора урожая, спровоцированного весенними заморозками, летней засухой и преступной халатности чиновников при борьбе с пожарами, рассуждал о том, что не видит необходимости не просто вводить ограничения на экспорт зерна, но и прибегать к до того момента многократно опробованному инструменту зерновых интервенций. Пока президент Путин не объяснил либералам, что вообще не плохо было бы хоть что-то полезное делать, кроме как переписываться в твиттере во время заседаний правительства, никакой реакции не было.
Насколько можно судить, российские коррумпированные чиновники, как не федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, осознанно отказываются ограничивать не только свой собственный коррупционный произвол, ложащийся тяжким бременем на карман россиян, но и произвол перекупщиков, монополизировавших сбытовые цепочки на рынке сельхоз продукции.
Напомним, что именно перекупщики и торговые спекулянты буквально на ровном месте обеспечили создание продовольственного кризиса при отсутствии каких бы то ни было реальных предпосылок для него – как осенью 2010г., так и на рубеже 2012-2013гг. никакого дефицита продуктов питания и сельхоз сырья у производителей и продавцов не наблюдалось и не наблюдается. Просто сами торговые сети и перекупщики искусственно придерживают товар, создают ажиотажный спрос (по примеру внезапно возникшего дефицита соли 3 года назад) и завышают цены на продуты питания. Так, переходящие запасы зерна как в 2010г., так и в 2012г. составляли более 16-19 млн. тонн, что позволяет вполне комфортно пережить любые потрясения со сбором зерновых.
Для того чтобы обуздать безудержный рост цен на продовольственные товары, которые занимают свыше 50% семейного бюджета у практически 20 млн. нищих россиян, требуется просто-напросто навести порядок в торговле и ограничить аппетиты перекупщиков, удерживающих производителей продуктов питания в нищете.
Для этого вполне достаточно поставить перед Федеральной антимонопольной службой России задачу потребовать от торговых сетей и закупщиков раскрыть структуру себестоимости оказываемых услуг и установить как предельно допустимую наценку на социально значимые продовольственные товары, так и минимальную закупочную цену, которая бы по примеру экономически развитых стран (США, ЕС, Япония и т.д.) составляла не менее 50% от розничной цены товара. Сейчас этот показатель не превышает 10%, что обеспечивает концентрацию прибылей и капитала в спекулятивно секторе экономики и способствует деградации отечественных сельхозпроизводителей.
Приблизительно аналогичная ситуация складывается в сфере услуг. По оценкам Росстата годовые темпы роста цен на жилищно-коммунальные услуги по итогам января 2013г. превысили отметку в 9,6%, что существенно превышает показатель предыдущего года – 2,4%. При этом темпы роста цен на газоснабжение ускорились с 6 до 14,3%, на горячее водоснабжение – с 1,5 до 10,5%, на коммунальные услуги – с 1,7 до 10,5%, на отопление – с 1,1 до 10,5%, а на вывоз мусора – с 5,3 до 9,4%. Одновременно с этим темпы роста цен на оплату жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов ускорились с 2,1 до 10,5%, на содержание и ремонт жилья – с 2,5 до 7,9%, а на услуги организации ЖК и ТСЖ – с 5,7 до 7%.
Не лучше обстоят дела за пределами контура ЖКХ, которое после своей приватизации в начале 2000-х годов превратилась в законный инструмент обдирания населения и перекачивания денег россиян из их и без того неглубоких карманов транзитом через ДЭЗы и ЖЭКи на оффшорные счета чиновников и аффилированных с ними бизнесменов.
По итогам января текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2012г. заметно ускорился рост цен на услуги пассажирского транспорта (с 6,2 до 9,6%), на образовательные услуги (с 6 до 10,6%), а также на спортивные мероприятия и физическую культуру (с 6,6 до 7,1%). По-прежнему стремительно дорожают услуги здравоохранения (на 8,1% в январе 2012г. и на 10,3% в первом месяце 2012г.), организаций культуры (9,2 и 10,5%), санаторно-оздоровительные процедуры (6,1 и 9,1%) и дошкольного воспитания (6,7 и 9,5%), бытовые услуги (8 и7,7%). Что характерно, услуги зарубежного туризма, нацеленные на удовлетворение потребностей 20-25% россиян, наиболее удачно встроившихся в модель паразитического проедания нефтедолларов, растут существенно более низкими темпами на 4,8% в январе 2012г. и на 4,3% в 2013г.
Отдельного внимания заслуживает развитие ситуации в сфере здравоохранения, которое наряду с наукой, образованием и прочим социальным обслуживанием россиян превратилось в жертву приватизационного фетиша. Так, темпы роста цен на медикаменты и лечебное оборудование в январе текущего года составили 6,6% (против 6,2% годом ранее), амбулаторные услуги подорожали только в первом месяце на 8,1% (10,3% годом ранее), а темпы роста цен на услуги больниц, которые переводятся на современный вариант хозрасчёта и самофинансирования, ускорились с 7,3% до 8,3%.
Основное общее и среднее (полное) общее образование подорожало на 7,2% (против 8,5% годом ранее), среднее профессиональное образование стало дороже на 7% (против 7,6%), образование, не определённое по уровню (очередная новация Министерства дебилизации населения), прибавило в цене 6,1% (против 7,4% годом ранее). Тогда как средний ценник на услуги высшего профессионального образования отыграл замедленный рост на 6,3% годом ранее и подскочил на 16,1% в первом месяце текущего 2013г.
СТАТИСТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ НИЗКОЙ БАЗЫ – НЕ ГЛАВНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ
Надо иметь в виду, что в определённой степени свой вклад в ускоренный рост цен в первом месяце текущего года внёс статистический эффект низкой базы – годом ранее, в самый разгар предвыборной президентской кампании, по указке руководства Кремля, вынужденного было наступить на карман сырьевого лобби и естественных монополий, были заморожены цены на бензин и ГСМ, а также на полгода (с начала января на начало июля) перенесены сроки индексации тарифов естественных монополий, ЖКХ, транспорта, газа и т.д.
Безусловно, это позволило чиновникам финансово-экономического блока правительства отчитаться перед свои начальством в высоких кабинетах власти о невиданных успехах в деле борьбы с инфляцией и обуздании роста цен. Тем самым оккупировавшим финансово-экономический блок правительства «гайдаровцам» и «кудринистам», удалось создать иллюзии макроэкономической стабильности, затухания инфляционных процессов и, как следствие, роста уровня жизни россиян. Благодаря искусственному перенесению сроков индексации тарифов естественных монополий на середину календарного года (нонсенс в современной истории России), а также статистическим манипуляциям с методологией расчёта инфляции и структурой потребительской корзины, чиновники сумели выиграть время и буквально «нарисовали» в своих статистических отчётах рекордно низкие темпы инфляции.
Однако, как только закончились президентские выборы, а с ними отпала потребность в имитации бурной деятельности и хотя бы частичном исполнении служебных обязательств, так сразу же истёк срок действия негласных договорённостей властей с нефтегазовыми гигантами и монополистами. Неудивительно, что, столкнувшись с упущенными прибылями в первом полугодии 2012г., последние изо всех сил с двойным и даже тройным усердием принялись отыгрывать упущенные доходы, задирая цен на свои услуги во второй половине 2012г.
Наиболее наглядно масштабы наглости и презрения российских монополистов и сырьевых олигархов к интересам страны и нуждам рядовых россиян продемонстрировала беспрецедентно нахальная попытка Газпрома пролоббировать вслед за июньской индексацией тарифов на газ на 15% ещё одно повышение цен на «голубое топливо» на 26,3%. Да, в тот раз руководству «национального достояния» в Кремле дали подзатыльник и настоятельно посоветовали не зарываться, а руководитель Счётной Палаты Сергей Степашин будто по наводке посоветовал монополии навести порядок в собственном хозяйстве, иначе этим займутся «компетентные органы».
Однако совершенно ничто не изменилось с тех пор в институциональном плане – нефтегазовые гиганты, перекупщики и естественные монополии, обладающие колоссальной поддержкой и административным ресурсом в высших эшелонах власти, продолжают рассматривать Россию в качестве трофейного пространства и всеми путями стараются переложить профессиональную непригодность и чудовищную некомпетентность своего руководства, а также разбухающие убытки от внутрикорпоративного воровства на плечи, а точнее на карман, простых россиян. Нет никаких сомнений, что уже в ближайшее время мы увидим очередные попытки присосавшихся к телу российской экономики «паразитов» усилить своё давление на власть и нарастить масштабы выкачивания денег из карманов населения и промышленников на свои счета в оффшорных юрисдикциях
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |