С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               ("П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И").

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА.

                                  Прогулки  с Путиным. Этюд пятый

                                 (Беседы   о Евразийстве  -  беседа 1)              

 
ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ


   

         

           Беседы   о Евразийстве  -  беседа 1             

          (Прогулки  с Путиным. Этюд пятый)

              

Предполагалось, что  очередная  прогулка  будет посвящена таинственным взаимоотношениям В. Путина с   идеологией. Но  при  работе над    этой темой   совершенно естественный  в ней  евразийский   мотив  разросся,     и, увы,   пришлось отказаться  от  взятого  было  в  основу принципа: отчеты  о  прогулках  не  должны  превышать критической  для  современного  читателя  нормы: трех-четырех страниц.  И   собственно идеологический  этюд   превратился в  серию ... 

 

  Хорошо  известно, что президент Путин  долго  и  с  большой  энергией  открещивался от   всякой  идеологии. И  это в общем-то объяснимо:  как  гарант   конституции, в соответствие  с  которой   страна   лишена   права на  какую-либо государственную  идеологию, он  просто  обязан  был  душить на  корню   любые   шашни  с  идеями.   И  тем не менее  В.  Путин   на  идеологическую  стезю ступил.  И  вовсе  не  Валдайской  речью,  а еще   тогда,  когда  поддержал Назарбаева -  заговорил  о  евразийском  союзе  и  начал действовать  на  этом направлении.   Вне  всякого   сомнения, этот  интерес к  евразийству   питался, и  продолжает питаться,   соображениями экономическими. Михаил Хазин о  решающей   роли  экстенсивного  фактора  в  экономической  конкуренции   говорит  столь  давно  и  столь  убедительно,   что  слова  его, возможно, наконец-то  и  просочились   сквозь  либеральные  глушилки,  сооруженные  по  периметру  Кремля...  

Но  к   чисто  экономическим  мотивам   интерес президента   Путина  к  евразийству,  скорей  всего,  не  сводится.    Не  секрет, что  его      идеологическая идиосинкразия  хорошо уживается  со  странной,  казалось  бы,  для  главы   России  благосклонностью  к    мультикультурализму...  Ведь исключительно   с    позиций   этой  идеологии   упрямо  и   без каких-либо    признаков    просветления  рассматривается им  главный  вопрос  российского   бытия  -  русский  вопрос. Что в общем-то  и засвидетельствовано   в   последнем  послании.  Два  первых компонента  коктейля , который  президент использовал  для моделирования    состояния межнациональных  отношений  в России,  нет  слов, впечатляют  - особенно  в президентских  устах:

"Это своего рода аморальный интернационал, в который входят и распоясавшиеся, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов России, и продажные сотрудники правоохранительных органов, которые «крышуют» этническую мафию, и так называемые «русские националисты", разного рода сепаратисты, готовые любую бытовую трагедию сделать поводом для вандализма и кровавой бузы".

  Но  компонент третий  - "так называемые «русские националисты»...  Загнать   в   эту  формулу нарастающий   протест государствообразующего народа  против очевидных   идиотизмов власти (миграционная  политика,  к  примеру)      -    какие  еще нужны  свидетельства   влечения (страстно- безумного  влечения)  к  идеологии мультикультурализма...

   Так что, скорей всего,    эта идеология     и     была  механически перенесена   В. Путиным на  воображаемые  просторы    евразийского   союза.  Наряду  с  мультикультурализмом, так  сказать,   государственным  задействован был  и  мультикультурализм  цивилизационный.

   И  действительно.  Если  исходить  из  того,  что   Россия  изначально  формировалась  как государство  полиэтническое  и поликонфессиональное,  то  есть фактически по  шаблонам   мультикультурализма, то  расширительное  толкование  этой замечательной  идеологии  выглядит  вполне естественным. Позволяет,  во  всяком  случае,    снисходительно   хмыкнув,  отбросить   всякие  там идеальные  бредни  об  исторической миссии  русского  народа   и    быстренько,  под соображения  экономической  и    военной   выгоды, сварганить    еврозийствующий союз...  

Евразийскую  проблему  есть  смысл   рассмотреть   сегодня  именно  в  таком  ключе -    с  учетом  возможности   расширительного   толкования  мультикультурализма.      Такое толкование ,  не  исключено,  и  лежит  в  основе   сегодняшнего предвзятого  отношения к  евразийству   -     является  источником   всех  недоразумений. А  их  немало  -  на   евразийство  в  последнее время   двинулись  развернутым  строем.  И  не  только потому,  что    власть   проявила  интерес  к  евразийской идее. Не  последнюю  роль  играют  здесь, похоже,  и   кризисные   явления   в  русском  национализме  -    движение  дробится, противоречия  между  направлениями  и  группами  обостряются  настолько, что,    того  и  гляди, термин  русский  мульти-национализм  появится   и  войдет в обиход...   Не  исключено,   что   принципиальное анти-евразийство   в  среде  расползающегося  на   фракции русского   национализма  чисто  интуитивно и  воспринимается  как  самая  надежная скрепа.    

     Среди антиевразийских акцийпоследнего  времени несомненно выделяются   публикация Е.  Чудиновой (1) -  именно  она  нанесла  особенно звучный  удар по   главному  идеологу современного евразийства  А. Дугину  . В этом ее  несколько  истеричном буйстве  слов  и  половодье  чувств  нет,  к  сожалению, анализа  дугинской концепция  евразийства  - она ,  если  и оценивается,  то   исключительно сквозь    мировоззренческие поиски-блуждания  А. Дугина.  Они и  сегодня,  скорей  всего,    оказывают  определенное влияние  на дугинское  понимание евразийства, и  прежде  всего ( если   не увлекаться   суматошным , нервным  сокрушением,  а отдать предпочтение серьезному   анализу)  следовало  бы    оценить  долю  этого  влияния -  выявить  его  формы.  Увы, А. Дугин  часто  облегчает  задачу  своим  потенциальным оппонентам  -  тогда,  в  частности, когда позволяет  себе  такую  весьма  распространенную  в нашем постмодернистком   бытие      роскошь (    допустимую  для  кабинетного исследователя,  но  не  для  публичного    политика), как  анализ   явления    вне  этического  поля.  Облегчает  в  том  смысле,  что  способствует   переносу  внимания  оппонента  с  предмета  спора  на   носителя оспариваемых  идей.  Е. Чудинова  дерзко  возвела  этот перенос  в ранг универсального методологического приема  и  разделала главного  идеолога  евразийства,  можно  сказать,  под  орех.

  Что  же  касается   самой  идеологии  евразийства (  в  ее  дугинской  трактовке),  то   ущерб   здесь от   чудиновского   погрома,  скорей  всего,  будет минимальным.  По  той  простой причине,  что  методология  переноса  хорошо   срабатывает  в  области     относительно частных, локальных  идей  -  где  идеи   существуют  при их  носителях.    Идеи    же  глобальные  такой  жесткой  связи  со  своим  носителем  не  обнаруживают  -  там  иные  взаимоотношения:  там  носители  идей  существуют  при  идеях...

 Евразийство,   конечно же,  из  числа  идей  глобальных  и потому,  хотя Елена  Чудинова,  может быть,   и  замахнулась  на  евразийство,  удар  ее пришелся  исключительно   по  А. Дугину.  А  он,  наверняка, его  спокойно  переживет.  Поскольку  очевидна  его эволюция,  причем связанная отнюдь  не  с конъюнктурными  маневрами.  Человек имеет    практически безусловное  право менять  свои  убеждения. Условие в общем-то  одно:  мотивы  перемен  должны быть  из числа идеальных  -  нравственных.  Эволюция  А.  Дугина:  его воцерковление,  его  речи(  в  рамках  четвертой  политической  теории)  о    такой ( им созданной) возвышенной  сущности, как  русский  дазайн, его  усиливающаяся, конструктивная ,  персонально  ориентированная критика  высшей  власти... Все  это  превращает  Дугина  в  значимую  политическую фигуру. Особенно  опасную,  скорей всего,  для  национально-демократической  версии русского   национализма.

Но   Е. Чудинову все  равно  следует  поблагодарить -  за тот  темперамент,  с  которым  она  высказалась об  евразийской  идеологии. Сверхъяркие  (до  пестроты)  краски  ее  отповеди  евразийству  просто  обязывают    высказаться о проблематике  этой идеологии   по  существу  - хотя бы  в самом  предварительном  варианте.

 

Примечания

1.  Е. Чудинова. "Чикатило как символ евразийства" http://www.apn.ru/publications/article30410.htm). 



 

Этюд первый  http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2013/2013p1026pput1.htm

Этюд второй http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2013/2013p1026pput2.htm

Этюд третий http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2013/2013p1104pput3.htm

Этюд четвертый   http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2013/2013p1107pput4.htm

 


  
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков