С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. Прогулки с Путиным. Этюд пятый(Беседы о Евразийстве - беседа 1) |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Беседы о Евразийстве - беседа 1
(Прогулки с Путиным. Этюд пятый)
Предполагалось, что очередная прогулка будет посвящена таинственным взаимоотношениям В. Путина с идеологией. Но при работе над этой темой совершенно естественный в ней евразийский мотив разросся, и, увы, пришлось отказаться от взятого было в основу принципа: отчеты о прогулках не должны превышать критической для современного читателя нормы: трех-четырех страниц. И собственно идеологический этюд превратился в серию ...
Хорошо известно, что президент Путин долго и с большой энергией открещивался от всякой идеологии. И это в общем-то объяснимо: как гарант конституции, в соответствие с которой страна лишена права на какую-либо государственную идеологию, он просто обязан был душить на корню любые шашни с идеями. И тем не менее В. Путин на идеологическую стезю ступил. И вовсе не Валдайской речью, а еще тогда, когда поддержал Назарбаева - заговорил о евразийском союзе и начал действовать на этом направлении. Вне всякого сомнения, этот интерес к евразийству питался, и продолжает питаться, соображениями экономическими. Михаил Хазин о решающей роли экстенсивного фактора в экономической конкуренции говорит столь давно и столь убедительно, что слова его, возможно, наконец-то и просочились сквозь либеральные глушилки, сооруженные по периметру Кремля...
Но к чисто экономическим мотивам интерес президента Путина к евразийству, скорей всего, не сводится. Не секрет, что его идеологическая идиосинкразия хорошо уживается со странной, казалось бы, для главы России благосклонностью к мультикультурализму... Ведь исключительно с позиций этой идеологии упрямо и без каких-либо признаков просветления рассматривается им главный вопрос российского бытия - русский вопрос. Что в общем-то и засвидетельствовано в последнем послании. Два первых компонента коктейля , который президент использовал для моделирования состояния межнациональных отношений в России, нет слов, впечатляют - особенно в президентских устах:
"Это своего рода аморальный интернационал, в который входят и распоясавшиеся, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов России, и продажные сотрудники правоохранительных органов, которые «крышуют» этническую мафию, и так называемые «русские националисты", разного рода сепаратисты, готовые любую бытовую трагедию сделать поводом для вандализма и кровавой бузы".
Но компонент третий - "так называемые «русские националисты»... Загнать в эту формулу нарастающий протест государствообразующего народа против очевидных идиотизмов власти (миграционная политика, к примеру) - какие еще нужны свидетельства влечения (страстно- безумного влечения) к идеологии мультикультурализма...
Так что, скорей всего, эта идеология и была механически перенесена В. Путиным на воображаемые просторы евразийского союза. Наряду с мультикультурализмом, так сказать, государственным задействован был и мультикультурализм цивилизационный.
И действительно. Если исходить из того, что Россия изначально формировалась как государство полиэтническое и поликонфессиональное, то есть фактически по шаблонам мультикультурализма, то расширительное толкование этой замечательной идеологии выглядит вполне естественным. Позволяет, во всяком случае, снисходительно хмыкнув, отбросить всякие там идеальные бредни об исторической миссии русского народа и быстренько, под соображения экономической и военной выгоды, сварганить еврозийствующий союз...
Евразийскую проблему есть смысл рассмотреть сегодня именно в таком ключе - с учетом возможности расширительного толкования мультикультурализма. Такое толкование , не исключено, и лежит в основе сегодняшнего предвзятого отношения к евразийству - является источником всех недоразумений. А их немало - на евразийство в последнее время двинулись развернутым строем. И не только потому, что власть проявила интерес к евразийской идее. Не последнюю роль играют здесь, похоже, и кризисные явления в русском национализме - движение дробится, противоречия между направлениями и группами обостряются настолько, что, того и гляди, термин русский мульти-национализм появится и войдет в обиход... Не исключено, что принципиальное анти-евразийство в среде расползающегося на фракции русского национализма чисто интуитивно и воспринимается как самая надежная скрепа.
Среди антиевразийских акцийпоследнего времени несомненно выделяются публикация Е. Чудиновой (1) - именно она нанесла особенно звучный удар по главному идеологу современного евразийства А. Дугину . В этом ее несколько истеричном буйстве слов и половодье чувств нет, к сожалению, анализа дугинской концепция евразийства - она , если и оценивается, то исключительно сквозь мировоззренческие поиски-блуждания А. Дугина. Они и сегодня, скорей всего, оказывают определенное влияние на дугинское понимание евразийства, и прежде всего ( если не увлекаться суматошным , нервным сокрушением, а отдать предпочтение серьезному анализу) следовало бы оценить долю этого влияния - выявить его формы. Увы, А. Дугин часто облегчает задачу своим потенциальным оппонентам - тогда, в частности, когда позволяет себе такую весьма распространенную в нашем постмодернистком бытие роскошь ( допустимую для кабинетного исследователя, но не для публичного политика), как анализ явления вне этического поля. Облегчает в том смысле, что способствует переносу внимания оппонента с предмета спора на носителя оспариваемых идей. Е. Чудинова дерзко возвела этот перенос в ранг универсального методологического приема и разделала главного идеолога евразийства, можно сказать, под орех.
Что же касается самой идеологии евразийства ( в ее дугинской трактовке), то ущерб здесь от чудиновского погрома, скорей всего, будет минимальным. По той простой причине, что методология переноса хорошо срабатывает в области относительно частных, локальных идей - где идеи существуют при их носителях. Идеи же глобальные такой жесткой связи со своим носителем не обнаруживают - там иные взаимоотношения: там носители идей существуют при идеях...
Евразийство, конечно же, из числа идей глобальных и потому, хотя Елена Чудинова, может быть, и замахнулась на евразийство, удар ее пришелся исключительно по А. Дугину. А он, наверняка, его спокойно переживет. Поскольку очевидна его эволюция, причем связанная отнюдь не с конъюнктурными маневрами. Человек имеет практически безусловное право менять свои убеждения. Условие в общем-то одно: мотивы перемен должны быть из числа идеальных - нравственных. Эволюция А. Дугина: его воцерковление, его речи( в рамках четвертой политической теории) о такой ( им созданной) возвышенной сущности, как русский дазайн, его усиливающаяся, конструктивная , персонально ориентированная критика высшей власти... Все это превращает Дугина в значимую политическую фигуру. Особенно опасную, скорей всего, для национально-демократической версии русского национализма.
Но Е. Чудинову все равно следует поблагодарить - за тот темперамент, с которым она высказалась об евразийской идеологии. Сверхъяркие (до пестроты) краски ее отповеди евразийству просто обязывают высказаться о проблематике этой идеологии по существу - хотя бы в самом предварительном варианте.
Примечания
1. Е. Чудинова. "Чикатило как символ евразийства" http://www.apn.ru/publications/article30410.htm).
Этюд первый http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2013/2013p1026pput1.htm
Этюд второй http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2013/2013p1026pput2.htm
Этюд третий http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2013/2013p1104pput3.htm
Этюд четвертый http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2013/2013p1107pput4.htm
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |