С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. Беседы о евразийстве - беседа третья |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Беседы о евразийстве - беседа третья
Но что все-таки сблизило, что удерживало и продолжает удерживать вместе эти части?.. Если исходить из их равноценности, равнозначимости, то тогда в равной степени таинственными , чудесными, мистическими предстанут любые претенденты на основу сближения и устойчивого существования - и география, и такие "цементы", как русский народ или русская культура...
В. Коровин, видимо, вполне сознательно в своих суждениях обходит роль общего с Европой христианского начала при формировании России - ограничивает европейское влияние лишь областью техники, ремесел, быта. Поскольку именно это позволяет представить равноценным - генерирующим - начало азиатское и говорить о неком партнерстве славян и татаро-монголов в строительстве российской государственности и даже об определяющем влиянии последних . Этот мультикультуралистский по сути своей соблазн и становится основанием для современных евразийских импровизаций, в которых " стратегический централизм, наследованный от монгольской и византийской империй" чисто формально соединяется с "этно-культурным многообразием" и определенной "свободой регионов" . Чисто формально потому, что нет под этим соединением, похоже, ничего, кроме упований на стабилизирующую роль некой таинственной опять-таки суперэлиты.
Россию можно, конечно, рассматривать как полиэтническую и поликонфессиональную цивилизацию, сформировавшуюся на определенном географическом пространстве. Но формировалась она русским народом - в его борьбе за свою веру и свою культуру. Соблазн принять то, что получилось, за результат самопроизвольного по преимуществу сближения народов и культур и говорить о некой самостоятельной, а не ситуативной роли народов ,встроенных русскими в свое государство, действительно велик. Русская цивилизация, мол, заимствовала, интегрировала, накапливала, отбирала лучшее... Это и есть соблазн цивилизационного мультикультурализима. И в общем-то он мало кого беспокоил бы, если бы присутствовал исключительно в исторических исследованиях. Но, увы, на этих фантазиях сегодня пытаются выстраивать реальную политику . Из Азии, видите ли, мы заимствовали когда-то "формат имперского государства"... Заверните нам это чудо - мы попытаемся им воспользоваться и сегодня... Но формат-то этот создавался в жесточайшем многовековом противостоянии русских чуждой религии и диким нравам. И лояльность русская "к этническому, конфессиональному и культурному многообразию," вовсе не заимствовалась, а постепенно, методом проб и ошибок выстраивалась, как реализация великой евангельской идеи самоограничения, которая понуждала рассматривать шаг иноверца навстречу тебе не как признак его слабости, а как доказательство твоей правоты, как демонстрацию его доверия к тебе. И понуждала отвечать на это благодарностью - двойным самостеснением. Через такой, приблизительно механизм подтягивались на русскую службу иноверцы и инородцы - формировалась загадочная русская лояльность. И вовсе не за счет мифического "широкого, плюрального взгляда" получила Россия возможность "объединить в гармонии огромное пространство", а в результате многовековой борьбы за русские национальные идеалы.
Но то, что Россией было создано за века противостояния как Западу, так и Востоку, за века упорного прорубания самобытного -русского - пути, может сыграть и дурную роль. Если взять все это как данность, как дар, а не как завоевание, не как результат напряженного труда поколений. То есть воспользоваться всем этим как рецептом для приготовления модного цивилизационного коктейля... В современных евразийских подходах просматривается этот барменовский стиль.
Рассматривая историю России, можно, конечно, говорить об "евразийской, имперской логике развития нашей государственности, уходящей корнями в Православное тысячелетнее византийское царство" и даже - в "бескрайнюю монгольскую империю"... Только нельзя выпускать из виду, что это не логика суждений, умозаключений, намерений , а логика действий - логика бытия российского. Понимание этого мгновенно выводит на реальное, а не выдуманное соотношение корней православных и корешков, занесенных из монгольских степей...
А. Дугин (со ссылкой на авторитет Е. Трубецкого и Н. Данилевского) характеризует в качестве главного в политическом евразийстве именно протест против претензий западной версии европейской цивилизации на абсолютную и безусловную универсальность...
Для Данилевского несостоятельность подобных претензий Запада была, конечно, откровением. Но революция 1917 года, оторвавшая Россию от Запада и жестко противопоставившая ее ему, перевела вопрос о несостоятельности западных претензий на универсальность в практическую плоскость , что собственно и обеспечило появление евразийства уже в качестве реальной политической теории. Распад же СССР, ликвидация идеологической границы на западе России сместили и сами идеи евразийства в практическую область: мысль об объединении усилий стран и народов бывшего СССР для успешного противостояния в конкурентной борьбе не могла не возникнуть, а возникнув - не могла не соединиться с идеей евразийства. Это, питаемое исключительно экономическими соображениями, соединение , евразийство сегодня и обслуживает...
Мощная, полностью оформившаяся русская империя 19-го века, фактически восстановленная в своих границах при советской власти и продемонстрировавшая во время второй мировой войны свою исключительную устойчивость... Соблазн рассматривать это уникальное полиэтническое и поликонфессиональное образование, как самопроизвольно сформировавшееся был, конечно, очень велик. А тот факт, что даже обглоданное до размеров современной РФ, это образование сумело не погибнуть в условиях постсоветского нашествия, по масштабам, жестокости, бесцеремонности и беспощадности превышающего все прежние нашествия на Россию вместе взятые, увеличивал тот соблазн многократно . И интерес к процессу формирования империи утрачивался почти полностью: ну сформировалось что-то, и ладно - какое это имеет отношение к реальной политике. Оно, многоликое и загадочное, уже сформировалось и прекрасно держит удар, и нам реалистам-прагматикам остается лишь одно: правильно сориентировать в отношении его костлявую руку рынка ...
Так возникала иллюзия, что с помощью одних только экономических рычагов удастся собрать и удерживать в одном союзе отдельные народы и регионы и после того, как они почти четверть века провели в свободных бегах... Для этого и нужно-то всего ничего: собрать обломки порушенного Михаилом Сергеевичем Ельциным в некотором удобном экономическом поле, и оно оживет и заживет. Во власти этой иллюзии оказались не только реалисты-прагматики от политики, но и современные пропагандисты евразийства. Эта иллюзия их сблизила - соединила в одной упряжке.
Но идея евразийского союза в нынешнюю ситуацию переносится, увы, механически, а ее даже с ситуацией 1986 года сравнивать нельзя. Потому что территория СССР представляла тогда собой систему - образование, совершенно не похожее на Запад, евразийское по сути своей, но выстроенное с очевидным и четким приоритетом одной - РУССКОЙ - культуры, единородной ( по христианским своим корням ) культуре Запада. Это была именно система, то есть не плюральная механическая смесь разноприродных элементов, а образование, напитанное колоссальным количеством различных связей - их старательно и выстраивала советская власть, принося порой в жертву чисто экономические, но никогда сущностные, цивилизационные интересы русского - системообразующего - народа. Сейчас этой системы фактически нет. Она еще не распалась полностью, но резко снизилось количество и, главное, качество внутренних связей. И это справедливо не только для всего постсоветского пространства, но и для самой РФ, в которой то ли сознательно, то ли по недомыслию высшей власти методично разрушаются главные внутренние связи - подавляется роль системообразующей - РУССКОЙ - культуры... И которая неотвратимо теряет статус системы - опрокидывается в механические смеси. Именно поэтому сегодняшнее чисто формальное обращение к идеологии евразийства, все эти призывы слепить альтернативный европейскому евразийский союз и загнать в одно стойло( на чисто экономической и даже территориальной основе без каких либо идеологических, культурных приоритетов - А. Дугин: плюрализм и никакой иерархии), несколько дышащих на ладан псевдосистем - мультикультурализм чистейшей воды. Мультикультурализм еще более безумный, чем внутригосударственный. И более опасный, потому что нынешнее состояние русского народа, его статус в самой России таковы, что слишком поспешные, ориентированные по преимуществу на геополитику действия по сколачиванию союза могут завершится не усилением, а гибелью России. Этот союз должны строить русские - окрепшие и избавившиеся от комплекса неполноценности. Русским должно быть это строительство , а не совместным.
И формирование реального евразийского союза не
начнется до тех пор, пока не будет максимально усилена роль русских
на присоединенных когда-то к России территориях. Чтобы объединиться
с Киргизией, Казахстаном, Таджикистаном на русских
условиях, а не на киргизских-казахских-таджикских или отвлеченных
геополитических нам для начала неплохо бы отделиться, отгородиться
от них и саму Россию отстроить на русских условиях. Сделать ее
столь привлекательной, чтобы в нее рвались. А рвущимся и можно будет
диктовать свои условия объединения...
Хотя
В. Путин
во времена раннего президентства и сбил спесь у российских
национальных автономий, вернуть их в советское далёко ему не удалось
- скорей всего, он и не пытался. В условиях рыночного безумия и
господства медвежатников в управлении страной подобная задача вообще
не разрешима , тем более с такими группенфюрерами от образования, как
господа Фурсенко и Пост-Фурсенко .
Так что основная ответственность за состояние русских в России лежит на государственной власти. Именно вследствие проводимой властью внутренней политики у нас, с одной стороны, отмобилизованные диаспоры и перекупленная ими полиция, а с другой - абсолютное ни-че-го. Эта демонстративно выстроенная незащищенность коренного населения со стороны власти и является главным стимулятором кавказско-среднеазиатского ( ордынского) беспредела в нынешней России. И главным виновником такого положении русского народа является четыреждыпрезидент России Владимир Путин.
Последние 12 лет у него были и есть наилучшие ( из всех без исключения граждан России ) возможности уберечь русских. Но он не попытался даже вмешаться, а спокойно наблюдал...
Для политических же деятелей, которые были именно политиками, а не дельцами, прорвавшимися через политику к щедрой государственной кормушке, определяющая - государствообразующая - роль русских в России была всегда очевидна.
Лев Тихомиров, например:" Только гегемонией... русского племени держится единство Империи... "В той или иной форме она необходима для блага даже самих нерусских народностей"
Примечания
1. Александр Дугин. Евразийство как политическая философия
http://www.evrazia.tv/content/aleksandr-dugin-evraziystvo-kak-politicheskaya-filosofiya
2. А. Дугин. Третий путь и третья сила. О геополитике евразийской интеграции http://www.dynacon.ru/content/articles/1300/
3. В. Коровин .Евразийство vs национал-демократия http://www.12online.ru/blog/evraziystvo-vs-nacional-demokratiya
4. Первая беседа о евразийстве http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2013/2013p1215pput5.htm
Вторая беседа о евразийстве http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2013/2013p1223pput6.htm
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |