С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. Беседы о евразийстве - беседа пятая |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Беседы о евразийстве - беседа пятая.
Осмыслить роль тюрского, кавказского ( всего нерусского, одним словом) в бытие России предлагали еще классические евразийцы... Выделение и осмысливание любого влияния дело нелишнее , поскольку весьма и весьма способствует стеснению любой фанаберии в том числе и национальной. Но осмысливание, понятное дело, осмысливанию рознь. Одно дело , когда мы рассуждаем о сформировавшейся данности, о чем-то уже достигнутом . Другое - когда о самом процессе формирования, где неизбежно противостояние и жесткая борьба традиций, религий, культур, идеологий. Можно, конечно, рассматривая сегодняшний и более древние срезы, например, системы госуправления в России, искать и находить четкие свидетельства ордынского влияния и на этом основании делать вывод об определяющей роли татаро-монгольских традиций в России . Но подобные выводы придется сменить на иные и по смыслу своему противоположные, если от разглядывания таких срезов перейти к процессу формирования государства российского. Поскольку складывалось оно исключительно как русское православное государство - в борьбе за Святую Русь, в жесточайшем противостоянии с окружающими государствами и народами. Татаро-монголам, как, впрочем, и Западу, не по зубам оказалось именно Православие.
Рассуждая о роли европейского начала в русской истории, нельзя забывать и о том, что дохристианская Киевская Русь по господствующему мировоззрению мало чем отличалась от Орды, с которой ей спустя несколько столетий предстояло сойтись в многовековом поединке. Миграция славян-язычников на восток от Карпат, подальше от константинопольских миссионеров; их стихийное речное пиратство на новых местах; их колонии; организованное, профессиональное пиратство викингов на этой территории; победа клана Рюрика (2)... Те качества татаро-монголов, которые восхищали классических евразийцев, наверняка были присущи и славянам- разбойникам, и славянам-колонистам, борющимся с туземцами, и организованным разбойникам - викингам. Это совершенно нормальные качества практикующих воинов, и те земли, которые стали Киевской Русью, европизировались, похоже, на приблизительно тех же принципах, на которых спустя несколько веков они будут азиатизироваться.
Влияние Европы никак нельзя идеализировать - оно было разным, а порой и сверхазиатским. Вот, например, Д. Володихин(3) всплеск государственного террора при Иване Грозном связывает с "западноевропейским «импортом»", с "масштабным кровопролитием" в результате усилившихся в Европе столкновений на религиозной почве. Получается, что Русь, которая устояла перед восточным душегубством ( "...знала Орду с середины XIII века, но свирепости от Орды не научилась...") , западным "просвещенным душегубством" и соблазнилась. Мы здесь " упали до уровня западных европейцев".
Но европейским, в западном смысле этого слова, русское государство и до монголов вряд ли может быть названо. Выброшенный далеко на северо-восток, развивавшийся на специфической почве саженец византизма ... Ни роль самого саженца, ни почвы в этом эксперименте истории нельзя переоценивать. Это - всего лишь начала, которые, взаимодействуя, запустили процесс формирования России. В дальнейшем в нем важную роль сыграла и евразийская Степь - прежде всего роль мобилизатора. Татаро-монгольское иго могло уничтожить рождающуюся цивилизацию русских. Но они , несмотря на колоссальное и чуждое им по духу и сути внешнее воздействие, выдержали нашествие Востока, устояли в этом испытании на принадлежность к Европе и обрели силу, которая западным славянам и не снилась.
И решающим фактором стало то , что эти земли в свое время попали в мощнейшее православное поле... Огромную роль здесь, конечно, сыграло получение письменности, открывшей путь к священным текстам христианства. Киевская Русь стремительно ушла от языческо-разбойных правил славян и варягов и встретила разбойников с Востока уже в совершенно ином состоянии. Ю.Покровским (2 ) эта преобразующая роль Православия особо подчеркивается: "интеграция Киевской Руси в культурное пространство христианской империи была возможна только через усвоение правящим слоем княжества основ св. Писания; через добровольное подчинение своей натуры требованиям нравственного закона". Он даже усиление междоусобной борьбы в 11-м веке связывает исключительно с расколом в христианстве, то есть с ослаблением того поля, что стабилизировало Русь. Но этот раздрай на Руси запустил и другой процесс - миграцию на северо-восток. Туда же из бассейна Днепра перемещается и основное строительство храмов и монастырей. То есть в этом направлении двинулся (2) совершенно определенный тип людей... Нечто подобное, по форме своей, совершится спустя несколько веков и в Европе - на земли, открытые Колумбом, двинутся самые предприимчивые и самые отпетые. И это отбор тоже стимулирует рождение по-своему оригинальной цивилизации...
Противостояние Руси и Орды обретало форму именно религиозного противостояния постепенно - процесс растянулся на многие десятки лет и соотношение собственно военного и идеологического момента в противостоянии менялось. В 13 веке, скорей всего, преобладал момент собственно военный, который постепенно подчинился усиливающемуся моменту идеологическому.
Орда оккупировала Русь с невиданной, нечеловеческой жестокостью - именно последняя являлась главной скрепой этого бандитского по своей сути государственного образования. Но существовала и другая скрепа , которой являлась практикуемая в Орде веротерпимость( до 14 века, до начала исламизации Орды). Возможно, последняя и играла системообразующую роль: мы вас покорили, извольте платить дань и вести себя тихо - на веру вашу мы не покушаемся....
На территориях, захваченных татаро-монголами христианство получило распространение задолго до начала их завоеваний, и представлено оно было потомками несториан, изгнанных из Византии. Об особенностях этой версии христианства речь пойдет чуть позже, пока же отметим бесспорное: несторианство представляло собой весьма и весьма облегченную версию православия. И возможно поэтому завоеватели Руси недооценили силы истинного православия и то, что было в их государственном образовании скрепой ( веротерпимость), стало в конце концов одной из причин гибели Орды. Орду извела( во всяком случае, сыграла громадную роль в разрушении этого бандитского образования) сплотившаяся вокруг православной веры Русь, предъявившая миру совершенно удивительную способность христианства выживать и укрепляться в условиях тирании и гонений.
У Ю. Покровского (2) процесс становления русского противостояния Орде и описан прежде всего как противостояние религиозное.
Со свободных от налогов и живущих по своим уставам монастырей процесс и начался - там формировался новый идеал русского: померкший во время оккупации идеал "воителей и богатырей" , благодаря жившим по своим уставам монастырям, замещался "идеалом подвижничества и монашеского служения".
Богомольцы
относились к тем избранным, которые имели возможность свободно
перемещаться по территории Орды. "Изможденные люди с горящими глазами и
пылкими мольбами, обращенными к Небесам, казались татарам безумцами, но (
они)пользовались большим почитанием в православной среде. Именно благодаря
подвижничеству «божьих людей» возрастал накал религиозных чувств у жителей
разоренных сел и городов" - " под гнетом татарского ига и стал складываться
народ православный"
.
Это, видимо, и есть второй позитивный итог ордынского ига. В
той мере, конечно, в какой такой эпитет уместен в сочетании со словом
иго - с числом загубленных русских душ. И если вослед классическим
евразийцам считать, что католическую экспансию на Русь остановили не
столько победы Александра Невского на Неве и Чудском, сколько захват
Руси Ордой.
Православная идея для степняков была настолько велика, что они не заметили заложенной в ней опасности. И нынешним излишне пылким сторонникам евразийских идей, очарованным идеей мифического сближение западной и восточной культур, не лишне приглядеться к опыту татаро-монгольских игр с веротерпимостью повнимательней. И зафиксировать, наконец, в своем сознании, что в паритетном варианте длительной устойчивости веротерпимость не гарантирует. Что государствообразующая конфессия - это такая же необходимая для серьезного государственного образования сущность, как и государствообразующий народ.
Процесс укрепления, консолидации, если угодно, православной веры, начавшийся в монастырях северо-восточной части Руси, сопровождался формированием очень специфического миросозерцания, восходящего к евангельскому принципу добровольного ограничения - самостеснения. Оно впоследствие получит название русского подвижничества, русского идеализма и навсегда будет привязано к русскому сдержанному, а то и пренебрежительному отношению к материальным атрибутам существования. (4)
Именно в этой атмосфере в последней четверти 14-го века и появились "незаконные вооруженные формирования" - русским князьям удалось, как подчеркивает Ю. Покровский, их создать. И это стало началом нового, уже и военного противостояния Руси и Орды. И оно теперь держалось на незыблемой мировоззренческой основе, которая укреплялась и совершенствовалась - выходила на совершенно неожидаемый уровень. В обретающем все большую независимость русском православном, "зажатом между католическим и мусульманским мирами" государстве, постепенно формируется представление об исторической, цивилизационной миссии этого государства. Народ, сохранивший себя и свое государство благодаря Православию готовился встать на его защиту. Эта готовность и нашла свое выражение в короткой формуле :"Москва - третий Рим".
Большую роль в этом переходе в новое качество сыграла, видимо, та, теперь уж вторая, прививка византийства, которая состоялась в связи с женитьбой Ивана III на Софье Палеолог.(2) . Представительница "древнейшей в Европе аристократии",«царевна цареградская" прибыла в Москву со своим собственным двором и московская элита, уже в те времена существовавшая в достаточно мощном православном поле, получила возможность познакомиться и с православным аристократизмом - с этой оформленной в систему поведенческих норм склонностью - " предъявлять к себе более жесткие требования, нежели к представителям других слоев общества." И для самого Ивана III новое его окружение сыграло, видимо, благодатную роль - "с великим трудом и горькими оплошностями, он переиначивал свою непомерную гордыню в чувство собственного достоинства, а ослепляющий гнев умел гасить рассудительностью."
Отнюдь не следование, таким образом, ордынским обычаям-правилам- порядкам, а преодоление их определяло и историю, и судьбу на русской земле. Москва потому и выделилась и стала ведущей среди других русских земель, что в преодолении этом была впереди.
Преодолением ордынства стало и правление Ивана Грозного.
Достаточно глянуть на эту карту, чтобы оценить жесткость того
противостояния, что выпало на долю России.
Это границы середины 16-го столетия - через полтора с лишним века после Куликовской битвы. Русская земля в осаде - с юга, юго-востока и востока над ней нависают государства Золотой орды. Это, увы , не мирные, благодушные соседи, расположенные к цивилизованному диалогу. Это территории, с которых все еще продолжаются набеги с сожжением городов, грабежом населения. убийствами и угоном пленников.
1552 год - после взятия Казани освобождены десятки тысяч рабов-славян...
1571 год - набег крымских татар на Москву и сожжение ее... (1) . Ударами на казанском , астраханском, сибирском и юго-юго-западном направлении Иван Грозный не только удваивает территорию страны, но и обеспечивает, наконец, более или менее надежную защиту от набегов просветителей и советников по части государственного строительства - золотоордынцев. Особенно надежной она стала после молодинской битвы, когда "была обращена в бегство и почти полностью перебита.турецко-крымская армия". Окончательно же с игом на последнем, самом болезненном - крымском - направлении расквитается лишь Екатерина Великая - два столетия спустя.
Иван Грозный не ограничился военными походами, разгромом Казанского и Астраханского ханств, но и попытался выстраивать своего рода союзнические отношения с покоренными. Призвание татар на службу... Сооружение в честь взятия Казани Казанского собора в центре Москвы, органично соединившего, как считают, в себе христианские и магометанские мотивы... И то, и другое можно и нужно рассматривать в качестве обстоятельно продуманных жестов, призывающих покоренных к сосуществованию и сотрудничеству. И несомненно, Иваном Грозным понималась необходимость православной доминанты в русско-татарском сосуществовании - крещение взятых на службу татар было обязательным условием. Так что уж если кого и можно считать первым ( и истинным, заметим ) евразийцем, так это Ивана Грозного.
Этот небольшой экскурс и историю России однозначно свидетельствует: говорить о «евразийском братстве народов», о некой «вековой общности», это значит оставаться во власти очень вредной иллюзии - вредной прежде всего для самой евразийской идеи. Е. Холмогоров (5) не так уж и далек от истины, когда, рассуждая о евразийстве, использует словосочетание "вымышленное пространство" . В смысле братства народов и их общности это пространство и в самом деле было вымышленным - и в 13-м, и в 16-м веке. За время правления Романовых оно, опираясь на безусловное главенство православия и русского народа, постепенно обрело признаки братства-общности - не растеряло и даже усилило их в советский период. Но национальная политика, проводившаяся в России постсоветской властью, ее демонстративно антирусская позиция по русскому вопросу за какие-то двадцать пять лет вернули это пространство фактически в 16 век - вновь сделали его вымышленным, и начинать новый тур евразийского строительства придется теперь, увы, почти с нуля.
Русскую империю, ту территорию, которая стала областью ее существования и породила в конце концов евразийскую идею, надо воспринимать исключительно как трофей русского народа, добытый ценой большой крови и больших страданий в многовековом цивилизационном противостоянии. В этой борьбе за православную веру русские и завоевали право называться системообразующим , государствообразующим народом. Таким народом не рождаются - им становятся. Прельщают подобные лавры - попытайтесь. Но без великой, полностью очищенной от всякого прагматизма идеи можно и не начинать...
Примечания
http://www.narodsobor.ru/view/publication/17908-dmitrij-volodixin-qigoq#.UnVBtvnp18s -краткое и очень содержательное изложение истории русско-татарского "мирного сосуществования"
Русская народная линия
3. Д. Володихин.Европейские учителя и русские ученики http://www.12online.ru/blog/a/evropeyskie-uchitelya-i-russkie-ucheniki
4. На эту тему со ссылкой на А. Горского высказывается и Е. Холмогоров (http://holmogor.livejournal.com/6041543.html#cutid1).
В рассуждениях о роли в возвышении Москвы и наращивании ее военной силы служивых людей из Южной Руси подчеркивается, что связанный с ростом элиты рост элитарного потребления может стать серьезным тормозом - "только там можно добиться прорыва, где это престижное потребление искусственно ограничивается"...Именно Русская Православная Церковь, делается в конце концов вывод, и блокировала рост сверхпотребления элиты. Как последовательный антиевразиец, Е. Холмогоров, естественно, даже мысли такой не допускает, что в преображении, состоявшемся на северо-востоке Руси, определенную роль сыграла и орда - православная аскеза у него лишь условие необратимости московской экспансии. Но тем не менее он согласен, что такие фигуры, как Сергей Радонежский были возможны "только при существовании в обществе мощнейшего запроса на аскезу" . А значит, косвенно признает и роль ордынского нашествия в выработке этого мощнейшего запроса.
5. Холмогоров. ВЫМЫШЛЕННОЕ ЦАРСТВО
http://www.12online.ru/blog/vymyshlennoe-carstvo
Первая беседа о евразийстве http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2013/2013p1215pput5.htm
Вторая беседа о евразийстве http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2013/2013p1223pput6.htm
Третья беседа о евразийстве http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2014/2014p0228pput7.htm
Четвертая беседа о евразийстве http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2014/2014p0228pput8.htm
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |