С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               ("П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И").

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА.

                                Беседы  о евразийстве   - беседа  пятая

 
ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ


                          Беседы  о евразийстве   - беседа  пятая.           

  

    Осмыслить  роль  тюрского, кавказского  (  всего нерусского,  одним  словом) в  бытие России    предлагали  еще  классические  евразийцы...  Выделение  и  осмысливание   любого  влияния   дело нелишнее ,  поскольку  весьма  и  весьма   способствует  стеснению   любой  фанаберии в  том  числе  и национальной.  Но  осмысливание, понятное  дело, осмысливанию  рознь. Одно  дело ,  когда  мы  рассуждаем  о  сформировавшейся  данности,  о чем-то уже достигнутом . Другое -  когда  о самом   процессе  формирования,  где  неизбежно  противостояние  и  жесткая борьба  традиций,  религий, культур,  идеологий. Можно,  конечно, рассматривая  сегодняшний  и  более  древние  срезы, например, системы  госуправления  в  России,   искать  и  находить   четкие свидетельства    ордынского влияния   и  на  этом  основании  делать  вывод об определяющей  роли  татаро-монгольских   традиций  в  России . Но подобные  выводы   придется  сменить  на  иные  и по  смыслу   своему  противоположные,  если  от  разглядывания таких   срезов   перейти  к  процессу     формирования государства российского.   Поскольку складывалось  оно исключительно  как  русское  православное  государство  -   в  борьбе  за  Святую  Русь,  в  жесточайшем   противостоянии   с   окружающими государствами  и  народами.    Татаро-монголам,  как, впрочем, и  Западу,  не  по  зубам  оказалось  именно  Православие.

 

   Рассуждая  о роли  европейского    начала   в  русской  истории, нельзя       забывать и  о том,  что  дохристианская Киевская   Русь  по господствующему мировоззрению      мало  чем  отличалась  от  Орды,  с  которой  ей спустя  несколько  столетий  предстояло  сойтись  в многовековом  поединке.   Миграция славян-язычников   на  восток  от  Карпат,  подальше  от   константинопольских миссионеров;  их    стихийное речное  пиратство  на  новых  местах;  их  колонии;   организованное,  профессиональное пиратство  викингов  на  этой  территории;   победа клана  Рюрика (2)... Те качества  татаро-монголов, которые восхищали  классических   евразийцев,  наверняка  были присущи и  славянам- разбойникам,  и   славянам-колонистам, борющимся  с  туземцами, и  организованным  разбойникам - викингам.  Это  совершенно  нормальные  качества  практикующих  воинов, и  те земли, которые   стали Киевской  Русью,  европизировались, похоже,  на  приблизительно  тех же  принципах, на которых    спустя  несколько  веков  они  будут  азиатизироваться.

  

Влияние Европы  никак  нельзя  идеализировать  -  оно   было  разным, а  порой  и  сверхазиатским.  Вот,  например, Д.  Володихин(3)  всплеск   государственного террора при  Иване  Грозном связывает с "западноевропейским «импортом»", с "масштабным  кровопролитием" в результате     усилившихся    в Европе  столкновений  на  религиозной  почве.   Получается,  что Русь, которая устояла  перед  восточным душегубством ( "...знала Орду с середины XIII века, но свирепости от Орды не научилась...") ,  западным "просвещенным  душегубством"  и соблазнилась.  Мы  здесь  " упали до уровня западных европейцев".

 

      Но   европейским,  в  западном  смысле этого  слова, русское  государство и  до  монголов   вряд ли  может  быть названо. Выброшенный  далеко на северо-восток, развивавшийся  на     специфической   почве саженец  византизма ...  Ни  роль   самого  саженца, ни почвы в  этом  эксперименте  истории нельзя   переоценивать.  Это  -   всего лишь начала,  которые,  взаимодействуя,  запустили процесс  формирования  России.   В  дальнейшем   в  нем  важную   роль сыграла   и  евразийская Степь    -  прежде  всего  роль  мобилизатора.    Татаро-монгольское    иго  могло  уничтожить   рождающуюся  цивилизацию  русских. Но  они , несмотря  на    колоссальное  и  чуждое им  по  духу  и сути   внешнее  воздействие,    выдержали  нашествие  Востока, устояли в  этом  испытании    на  принадлежность  к  Европе  и   обрели   силу,  которая западным  славянам  и  не  снилась.

 

  И решающим  фактором  стало  то ,  что  эти  земли в свое  время   попали в   мощнейшее  православное поле... Огромную  роль  здесь, конечно,  сыграло  получение  письменности, открывшей  путь  к  священным    текстам    христианства.  Киевская Русь  стремительно ушла  от  языческо-разбойных правил  славян  и варягов и встретила   разбойников  с  Востока  уже  в  совершенно  ином  состоянии.  Ю.Покровским (2 )  эта  преобразующая  роль Православия особо  подчеркивается: "интеграция Киевской Руси в культурное пространство христианской империи была возможна только через усвоение правящим слоем княжества основ св. Писания; через добровольное подчинение своей натуры требованиям нравственного закона". Он  даже  усиление  междоусобной борьбы  в  11-м  веке  связывает  исключительно с  расколом в христианстве, то есть  с ослаблением того  поля,  что  стабилизировало  Русь.  Но  этот  раздрай  на  Руси  запустил  и  другой  процесс -  миграцию на северо-восток.  Туда  же  из  бассейна  Днепра  перемещается  и основное  строительство  храмов  и  монастырей.  То  есть в этом направлении  двинулся (2)  совершенно определенный   тип   людей... Нечто  подобное, по  форме  своей, совершится спустя несколько  веков  и  в Европе -   на  земли,  открытые  Колумбом,  двинутся   самые  предприимчивые  и  самые  отпетые.  И  это  отбор  тоже стимулирует рождение  по-своему оригинальной цивилизации...

        Противостояние Руси и Орды   обретало  форму  именно  религиозного противостояния  постепенно -  процесс  растянулся   на  многие  десятки  лет   и  соотношение собственно  военного  и  идеологического   момента  в  противостоянии менялось.  В  13  веке,  скорей  всего,  преобладал момент собственно  военный,  который  постепенно подчинился  усиливающемуся  моменту   идеологическому.

Орда  оккупировала  Русь   с невиданной,  нечеловеческой жестокостью  -  именно  последняя  являлась главной  скрепой     этого  бандитского  по  своей  сути  государственного  образования.  Но   существовала  и  другая  скрепа , которой  являлась  практикуемая  в Орде  веротерпимость(  до  14  века,  до   начала  исламизации   Орды).  Возможно,  последняя  и  играла  системообразующую  роль:  мы  вас  покорили,  извольте платить  дань и  вести  себя  тихо -  на веру  вашу   мы  не  покушаемся....

 На  территориях, захваченных  татаро-монголами  христианство  получило  распространение    задолго  до  начала их  завоеваний, и  представлено  оно  было потомками  несториан, изгнанных  из  Византии.  Об  особенностях этой  версии  христианства  речь   пойдет  чуть  позже, пока же  отметим  бесспорное: несторианство представляло собой весьма  и весьма   облегченную  версию  православия. И  возможно  поэтому  завоеватели   Руси  недооценили  силы истинного  православия  и то,  что   было  в  их  государственном  образовании  скрепой ( веротерпимость),  стало   в  конце концов  одной  из    причин  гибели  Орды. Орду  извела( во всяком  случае, сыграла громадную  роль  в  разрушении  этого   бандитского  образования) сплотившаяся  вокруг  православной  веры  Русь,  предъявившая   миру  совершенно  удивительную способность  христианства выживать и укрепляться в условиях  тирании и гонений.

  У Ю. Покровского (2) процесс становления  русского  противостояния  Орде  и описан  прежде  всего  как  противостояние религиозное.

Со  свободных  от  налогов и живущих  по  своим  уставам  монастырей  процесс и начался  - там  формировался  новый     идеал  русского:  померкший  во  время оккупации   идеал "воителей  и богатырей" , благодаря  жившим  по  своим  уставам монастырям,    замещался "идеалом подвижничества и монашеского служения".

Богомольцы  относились  к  тем  избранным, которые имели  возможность  свободно   перемещаться  по территории  Орды.   "Изможденные люди с горящими глазами и пылкими мольбами, обращенными к Небесам, казались татарам безумцами, но ( они)пользовались большим почитанием в православной среде. Именно благодаря подвижничеству «божьих людей» возрастал накал религиозных чувств у жителей разоренных сел и городов"  -    " под гнетом татарского ига и стал складываться народ православный" .
Это,  видимо,  и  есть  второй  позитивный   итог ордынского  ига.  В  той  мере, конечно,  в  какой  такой эпитет  уместен  в  сочетании  со  словом  иго   -  с  числом  загубленных русских  душ. И  если  вослед    классическим  евразийцам   считать,  что   католическую   экспансию на  Русь  остановили  не столько победы  Александра  Невского на  Неве  и  Чудском, сколько  захват  Руси   Ордой.

     Православная  идея    для     степняков  была настолько   велика,  что  они   не  заметили  заложенной  в  ней   опасности.   И   нынешним  излишне   пылким сторонникам   евразийских  идей, очарованным  идеей   мифического   сближение  западной и  восточной  культур, не лишне   приглядеться  к опыту  татаро-монгольских    игр   с веротерпимостью повнимательней.  И  зафиксировать,  наконец,  в  своем  сознании,  что   в    паритетном  варианте длительной  устойчивости     веротерпимость  не  гарантирует.   Что государствообразующая  конфессия - это  такая  же  необходимая  для  серьезного  государственного  образования  сущность,  как   и   государствообразующий  народ.

    Процесс   укрепления,  консолидации,  если  угодно,   православной  веры, начавшийся  в    монастырях северо-восточной  части  Руси, сопровождался  формированием очень  специфического  миросозерцания,  восходящего  к евангельскому  принципу  добровольного ограничения - самостеснения.  Оно впоследствие   получит  название русского  подвижничества, русского  идеализма   и  навсегда   будет   привязано   к  русскому   сдержанному, а  то   и пренебрежительному отношению  к   материальным  атрибутам  существования.  (4)

  Именно в  этой атмосфере  в  последней  четверти  14-го  века   и  появились "незаконные вооруженные формирования" - русским  князьям     удалось,  как подчеркивает Ю. Покровский,  их создать. И          это   стало  началом нового, уже и военного  противостояния  Руси  и Орды.  И  оно  теперь  держалось  на  незыблемой  мировоззренческой  основе,  которая   укреплялась и совершенствовалась  - выходила на совершенно неожидаемый уровень.  В обретающем  все  большую независимость  русском православном, "зажатом между  католическим  и мусульманским  мирами"  государстве,  постепенно формируется  представление  об исторической, цивилизационной   миссии   этого  государства. Народ,  сохранивший  себя  и  свое  государство благодаря  Православию   готовился  встать  на  его  защиту.  Эта  готовность и  нашла  свое   выражение  в  короткой  формуле :"Москва   - третий  Рим".

 

 Большую роль в  этом  переходе  в  новое  качество сыграла, видимо,    та,  теперь  уж  вторая,   прививка византийства,  которая  состоялась  в  связи  с  женитьбой Ивана III на Софье Палеолог.(2)  . Представительница "древнейшей в Европе аристократии",«царевна цареградская"  прибыла   в  Москву   со  своим  собственным  двором  и московская  элита,  уже в  те  времена  существовавшая   в   достаточно  мощном   православном поле,   получила  возможность  познакомиться и с   православным  аристократизмом -  с  этой  оформленной  в  систему поведенческих  норм  склонностью -     " предъявлять к себе более жесткие требования, нежели к представителям других слоев общества." И для   самого   Ивана  III   новое  его  окружение   сыграло, видимо,  благодатную  роль -    "с великим трудом и горькими оплошностями, он переиначивал свою непомерную гордыню в чувство собственного достоинства, а ослепляющий гнев умел гасить рассудительностью."

    Отнюдь не  следование,  таким  образом, ордынским обычаям-правилам- порядкам, а  преодоление  их определяло и историю,  и  судьбу  на  русской  земле. Москва потому  и  выделилась  и  стала ведущей   среди  других русских  земель,  что в    преодолении этом была впереди.   

    Преодолением   ордынства  стало   и  правление  Ивана Грозного. 

     Достаточно  глянуть  на   эту  карту, чтобы  оценить  жесткость  того   противостояния,  что  выпало  на  долю  России.

 

  Это  границы   середины   16-го   столетия  -  через  полтора с  лишним  века  после  Куликовской битвы.  Русская  земля  в осаде -  с юга, юго-востока и востока  над  ней  нависают  государства Золотой  орды.    Это,  увы , не мирные,  благодушные     соседи,  расположенные   к цивилизованному   диалогу.   Это  территории,  с  которых   все  еще  продолжаются  набеги с сожжением  городов, грабежом  населения. убийствами  и угоном  пленников.

 1552 год - после  взятия  Казани   освобождены   десятки тысяч  рабов-славян...

1571 год  -    набег  крымских  татар на    Москву и сожжение ее... (1) . Ударами на  казанском ,  астраханском, сибирском  и юго-юго-западном  направлении  Иван Грозный не  только  удваивает   территорию  страны,  но   и   обеспечивает,  наконец,  более или менее  надежную  защиту  от    набегов   просветителей и советников  по  части  государственного строительства - золотоордынцев.  Особенно  надежной  она  стала  после молодинской  битвы,  когда  "была  обращена  в  бегство и почти полностью перебита.турецко-крымская армия". Окончательно   же с игом  на  последнем, самом  болезненном  - крымском - направлении расквитается      лишь Екатерина  Великая - два   столетия спустя. 

   Иван  Грозный   не  ограничился    военными   походами,  разгромом Казанского и  Астраханского  ханств, но  и  попытался  выстраивать своего  рода союзнические  отношения  с покоренными.    Призвание татар  на  службу...  Сооружение  в  честь  взятия  Казани   Казанского  собора   в  центре  Москвы,  органично  соединившего,  как   считают,  в  себе  христианские  и магометанские мотивы...  И  то,   и  другое  можно    и  нужно рассматривать в  качестве обстоятельно продуманных жестов, призывающих покоренных к  сосуществованию и  сотрудничеству. И  несомненно,  Иваном  Грозным понималась необходимость православной   доминанты  в  русско-татарском   сосуществовании  - крещение взятых  на службу   татар   было  обязательным   условием. Так   что уж  если  кого  и можно  считать  первым (  и  истинным, заметим )  евразийцем,  так  это   Ивана  Грозного.

     Этот  небольшой  экскурс и  историю  России однозначно свидетельствует: говорить о «евразийском братстве народов»,   о  некой «вековой общности», это  значит  оставаться  во  власти  очень  вредной  иллюзии  -  вредной  прежде  всего  для  самой  евразийской  идеи. Е. Холмогоров (5) не   так уж и далек  от  истины, когда, рассуждая о  евразийстве, использует  словосочетание "вымышленное пространство" . В  смысле  братства  народов  и  их  общности   это пространство  и  в самом  деле  было  вымышленным -  и  в 13-м,  и в 16-м веке. За  время  правления  Романовых  оно,  опираясь  на   безусловное главенство  православия  и  русского народа, постепенно  обрело  признаки братства-общности  -  не  растеряло  и  даже  усилило  их  в  советский  период. Но национальная   политика, проводившаяся в  России постсоветской  властью,  ее демонстративно антирусская      позиция  по  русскому  вопросу за  какие-то  двадцать пять  лет  вернули   это  пространство   фактически в   16  век -  вновь  сделали  его вымышленным,  и  начинать  новый тур  евразийского   строительства  придется  теперь,  увы,  почти  с  нуля.

    Русскую   империю,  ту  территорию, которая   стала областью  ее  существования  и  породила  в  конце концов    евразийскую    идею,  надо  воспринимать   исключительно  как   трофей  русского  народа, добытый    ценой  большой  крови  и больших     страданий   в  многовековом  цивилизационном   противостоянии.  В этой  борьбе  за  православную  веру  русские  и  завоевали  право  называться  системообразующим ,  государствообразующим  народом.    Таким  народом  не  рождаются  - им  становятся.  Прельщают  подобные  лавры  -  попытайтесь.  Но  без  великой,  полностью  очищенной  от  всякого  прагматизма  идеи  можно  и  не начинать...

                                                                                                                            

Примечания

 1. Дмитрий Володихин .Иго.

 http://www.narodsobor.ru/view/publication/17908-dmitrij-volodixin-qigoq#.UnVBtvnp18s -краткое и очень  содержательное  изложение  истории  русско-татарского  "мирного сосуществования"

2. Юрий  Покровский. Поле русской культуры,

 Русская народная линия

 3. Д. Володихин.Европейские учителя и русские ученики http://www.12online.ru/blog/a/evropeyskie-uchitelya-i-russkie-ucheniki

4. На  эту  тему  со ссылкой   на  А. Горского   высказывается  и  Е. Холмогоров (http://holmogor.livejournal.com/6041543.html#cutid1).

В  рассуждениях о     роли в  возвышении   Москвы   и   наращивании  ее  военной  силы     служивых  людей  из  Южной  Руси  подчеркивается,  что     связанный с  ростом  элиты   рост  элитарного   потребления   может  стать  серьезным  тормозом   -  "только там можно добиться прорыва, где это престижное потребление искусственно ограничивается"...Именно  Русская  Православная   Церковь,  делается в конце концов  вывод,  и  блокировала  рост  сверхпотребления  элиты.       Как  последовательный    антиевразиец,     Е.  Холмогоров, естественно,  даже мысли  такой  не  допускает,  что  в  преображении, состоявшемся  на  северо-востоке Руси, определенную  роль  сыграла  и  орда  -  православная  аскеза   у  него   лишь  условие  необратимости  московской  экспансии.  Но тем не менее он    согласен, что такие   фигуры,  как   Сергей   Радонежский  были  возможны "только при существовании в обществе мощнейшего запроса на аскезу" .  А  значит, косвенно признает   и  роль  ордынского  нашествия  в  выработке  этого  мощнейшего  запроса.

 5. Холмогоров. ВЫМЫШЛЕННОЕ ЦАРСТВО

http://www.12online.ru/blog/vymyshlennoe-carstvo

 

Первая беседа  о евразийстве  http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2013/2013p1215pput5.htm

Вторая беседа  о евразийстве  http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2013/2013p1223pput6.htm

Третья  беседа  о евразийстве  http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2014/2014p0228pput7.htm

 Четвертая беседа  о евразийстве  http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2014/2014p0228pput8.htm

 


  
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков