С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. Сергей Кургинян и Александр Дугин - этюды пессимизма.1. Предварительные замечания. 2. Два типа социальных моделей. |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Сергей Кургинян и Александр Дугин - этюды пессимизма
1. Предварительные замечания.
Год 2014-ый займет, видимо, особое место в истории и не только российской - как год резкого и, главное, совершенно неожиданного обострения борьбы идей. Неожиданного, поскольку, казалось, что после ликвидации советского государства с таким социальным неудобством, как борьба идей, покончено раз и навсегда - Россия даже поспешила зафиксировать свою идеологическую невинность в конституции. Резкого, поскольку в борьбу, ставшую уделом изнеженных, тонконогих спиноз, активно включился... человек с ружьем - окраина Русского мира Новороссия вышла из потребительского забытья и бросила, по существу, вызов всем: и Украине, и Западу, и России.
Оценить, чем все это закончиться , пока сложно - пока равновероятны оба крайних варианта. И полное купирование новороссийского обострения - в квалификации лекарей, подобранных властью на Старой площади сомневаться не приходится; и некая цепная, но управляемая реакция на территориях русского мира, которая и очистит его от либеральной заразы. Но факт обострения борьбы идей очевиден, и вопрос о существе обострения приобретает особую важность - переходит в область практических вопросов.
Следующие далее заметки - попытка приблизиться к пониманию этого существа, и реализована она будет на основе сравнительного ( хотя и не всегда явного) анализа двух идеологий, жесткую конфронтацию которых запустили революционные события в Новороссии. Речь идет о концепции консервативной революции А.Дугина и концепции сверхмодерна С. Кургиняна. Я не хочу утверждать, что к двум эти идеологиям можно свести все российское идеологическое многообразие, и ничего существенного, кроме них, в России не существует. Просто восставшая Новороссия жестко столкнула именно их и, можно полагать, не случайно. К сожалению, столкновение это быстро приняло форму кабацкой драки - взаимные обвинения и разоблачения в нем господствовали, до спокойных критических оценок дело так и не дошло.
И пусть дерутся, казалось бы...Но, слишком уж важна для судеб Русской цивилизации Новороссия, объект столкновения двух этих идеологий, и слишком уж велика вероятность серьезного влияния каждой из них, чтобы оставлять все эти события в столь неопределенном, конфликтном идеологическом поле - необходимость прояснить его крайне актуальна.
И еще одно замечание из числа предварительных. События в Новороссии оценивается здесь исключительно, как процесс, способный запустить механизм управляемого преображения России, всей Русской цивилизации. Это существенно усиливает требования к той совокупности идей, которая будет положена в основу преображения. Тем более, что идеологические предпочтения в сегодняшней России разнообразием не отличаются и сводятся к тем или иным формам либерализма - махрового у элит всех мастей, сдержано-умеренного, среднеевропейского у формального лидера - президента. Вытянуть такую Россию из либерального болота ( или хотя бы ее президента из числа средних европейцев )без ясной, лишенной двусмысленностей идеологии вряд ли удастся .
Далее последует серия коротких заметок. Они составлены таким образом, что читаться могут независимо друг от друга и почти в любой в общем-то последовательности.
2. Два типа социальных моделей.
Социальные модели без особого труда можно объединить в две группы: с одной стороны, модели, которые в той или иной степени выстроены на представлениях о принципиальной неограниченности прогрессивного социального развития, с другой - модели в той иной форме такое развитие, опять-таки принципиально, ограничивающие. К первому типа относятся истматовские модели, как в классическом исполнении( собственно исторический материализм), так и в современном, где вместо ужасов рабовладения, безнадеги феодализма, бесчинств капитализма и светлых зорей коммунизма действуют более или менее нормальные премодерн и модерн, да неизвестно откуда взявшийся придурковатый постмодерн, в который весь мир постепенно и погружается. С. Кургинян оценивает это состояние как тупиковое, как некоторое межеумочное - как своего рода паузу в развитии, которая завершится для земной цивилизации либо самопроизвольным опрокидыванием в контр-модерн ( тотальная деградация), либо сознательно подготовленным прыжком в загадочный и обладающий неограниченными возможностями к прогрессивному развитию сверхмодерн. Две эти возможности, если рассматривать их в понятиях отвлеченных, и вытекают из представлений С. Кургиняна, соответственно, о черной и красной метафизике.
Что касается контр-модерна, то нельзя не признать, что С. Кургинян является одним из ярких и успешных критиков такой перспективы. То, против чего он и созданное им движение выступают, определено ясно и четко. Многолетняя интенсивная постмодернисткая обработка идеальных смыслов в полной мере подготовила человечество к рефлекторному существованию . И у денежных мешков, и у примкнувшей к ним среднеобеспеченной прослойки появилась реальная возможность сохранить свое привилегированное бытие, отказавшись от какого-либо развития - удерживая с помощью жесткой диктатуры в полускотском состоянии население, уже подготовленное ( одно ЕГЭ-образование чего стоит) к такой участи.
Подобная перспектива, спустя четверть века после падения Советского Союза, действительно может рассматриваться как реальная .И здесь с С. Кургиняном нельзя не согласиться и даже можно принять его терминологию( контр-модерн?.. - пусть будет контрмодерн; черная метафизика?.. - пусть будет черная метафизика). Хотя, конечно, далеко не очевидно, что возможности европейской цивилизации исчерпаны и самопроизвольное заваливание ее в контр-модерн неизбежно. По крайне мере, в восточной части Европы существуют вполне авторитетные политики, которые определенно исходят из того, что у западноевропейской цивилизации есть, и неплохая, перспектива на сносное существование. Президент Путин, например, с его надеждами на Россию-корпорацию в большой Европе от Лиссабона до Владивостока к контр-модернистким ужасам от С. Кургиняна должен относиться, скорей всего, весьма и весьма сдержанно.
У моделей первого типа два очевидных слабых места. Они линейны или почти линейны - упрямо заточены под бесконечный прогресс. И кроме того, традиция и связанное с ней представление о типах цивилизации присутствует в этих схемах пока на правах бедной родственницы: обряженная в лохмотья премодерна приживалка на социальном пиру - не более того
Если в соответствии с моделями первого типа для социума существуют две возможности: либо новый рывок развития под водительством очередного перспективного класса, либо обвал в прошлое да еще в предельно непотребном варианте, то для моделей второго типа является совершенно естественным умирание той или иной цивилизации и возникновение на ее месте какой-нибудь псевдоморфозы с возможностью прогрессивного развития на свой манер.
Родоначальником социальным модели второго можно считать Н. Данилевского, отказавшегося от глобальной шаблонизации прогресса еще в те времена, когда Марксом только разрабатывалась универсальная концепция прогрессивной смены социально- экономических формаций. Н. Данилевский исходил из возможности вполне автономного развития каждого культурно-исторического типа( цивилизации) по своим законам, со своим ценностным набором. Причем, хотя это и не декларировалось, развитие им понималось, надо полагать, не как движение по безумной экспоненте, устремленной в бесконечность, а в соответствие с законам живого: рождение, жизнь, смерть...
Константин Леонтьев именно в этом направлении и усовершенствовал( прояснил) разработки Н. Данилевского, выделив три стадии развития цивилизации - первичная простота, цветущая сложность и ведущее к смерти угасание («вторичное смесительное упрощение»). И хотя К.Леонтьев был крайне сдержан ( выразимся так ) в оценках вероятности какого-либо возрождения угасающей цивилизации, он допускал продление жизни России, в качестве формы византийской цивилизации, полагая, что для этого надо ее ""подморозить», т.е. затормозить процесс умирания".
В идее подморозки, торможения К.Леонтьевым и высказана наиважнейшая для сегодняшнего времени мысль о необходимости управления развитием, новизной через сдерживание его( ее).
Дальнейшее усовершенствование( углубление ) этой модели связано с
именем И. Шафаревича , который попытался оценить условия формирования
новых культурно-исторических типов ( цивилизаций ) - сформулировал
требование к той
цивилизации- наследнику, которая попытается занять место утомленной
прогрессом и ветшающей на глазах западной цивилизации. Отвечая на
вопрос, что же нам делать, если именно мы, русская цивилизация, и вознамеримся
стать наследником, И. Шафаревич категоричен: автаркия - нам «необходимо
отгородиться от остального мира». И тут же подчеркивает: увы, но «это
возможно, лишь при полном единстве народа и власти"
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |