С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. Сергей Кургинян и Александр Дугин - этюды пессимизма.10.О синтезе красного проекта и Православия |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Сергей Кургинян и Александр Дугин - этюды пессимизма
10.О синтезе красного проекта и Православия
С.Кургинян сумел убедить свое движение, а прежде всего себя самого, что им в полной мере решена фундаментальная задача - ему удалось синтезировать красный социальный проект и христианство. По возвращению из Донбасса в июле 2014 года он так и заявил - синтез красной звезды и христианского креста состоялся...
Но столь экзотические синтезы вряд ли удастся убедительно увязать с деятельностью отдельных движений и тем более отдельных личностей . Более того, размышляя об этом синтезе, нельзя не принимать во внимание, что появление такой задачи связано в первую очередь с особенностями развития русской цивилизации - с ее, состоявшимся почти век тому назад, резким и, главное полностью оторванным от традиции, рывком в социальное строительство. Именно с этим вырванным из контекста русской истории рывком связаны и грандиознейшие успехи Росиии в 20 веке, и все ужасы ее бытия в том веке, и ее безвольная, безоговорочная, горбачевско-ельцинская капитуляция перед западной цивилизацией. Очевидно, что и красно - белое противостояние, так обострившееся на фоне пробуждения Новороссии, питается в конце концов все тем же рывком.
Те расшаркивания перед христианством, что имеют место в красной по преимуществу риторике " Сути времени," никак не могут быть названы синтезом и воспринимаются, скорей, как макияж. Потому что реальный красно- православный синтез, уж если Россия своей историей поставлена перед необходимостью его осуществить, не удастся свести к подмешиванию православного к красному - он может состояться только на основе русской традиции, то есть через мощный социальный проект на православной основе.
Но подобный проект требует объединения усилий православной церкви и государства и становится реальным только как цивилизационный проект. Очевидно, что он не по зубам ни самому сверхидейному и сверхорганизованному движению ( гибель СССР это наглядно показала ), ни тем более самой выдающейся личности - пусть она аж семи пядей во лбу и ярко выраженная индивидуальность...
Но в настоящее время к такому проекту, а значит и к такому синтезу, не готово, кажется, ни российское государство, ни представляющая государствообразующую религию России Русская православная церковь. Перед последней пока, все еще как насущная, стоит куда более скромная задача - не форсируя свою социальную роль, залечить раны, нанесенные поспешным броском в светлое социальное будущее, восстановиться и окрепнуть. Эта задача при относительном нейтралитете государства и решалась после 1991 года - Патриархами Алексием II и Кириллом. И лишь ее решение сделает возможным скоординированные синтезирующие усилия церкви и государства, если, конечно, последнее сумеет, что не очевидно, возвыситься до такой роли.
Рассуждая о красно-религиозном синтезе С. Кургинян особо подчеркивает , что в основу этого синтеза будет положена новая, переопределенная коммунистическая парадигма, новая метафизика революции, будет выстроен принципиально другой "формат отношений с религией".Но как только дело доходит до собственно выстраивания этих новых отношений, на поверхность тут же извлекается категорически не совместимая с христианством гностическая дуальность. Да, мы идем с вами на союз, говорим о значимости духовного, но выношенную вами за 20 веков духовность пропустим все-таки через свои фильтры....
Однако сущности с такой временнОй выдержкой, как христианство, и через самые искусные фильтры не проходят - они их сметают. Поэтому, если хотите сотрудничать с этой мощью, стройте союзы на ее принципах и на ее принципах опровергайте ее заблуждения( например о безусловном сатанизме всех революций). Не Христа примеряйте к революции, а революции ко Христу.
Но в кургиняновском синтезе именно Христа и примеряют - выщелкивают из христианства, из русской традиции лишь то, что вписывается в коммунистическую парадигму. По существу все та же методология - до основания, а затем... Отсюда, наверное, и брань в адрес премодерна, перегораживающего путь сверхразвития.
На то, что методология остается неизменной указывает и предлагаемая С. Кургиняном новая метафизика революции, в основу которой положена все та же гностическая дуальность, поскольку идея революции решительно переводится в основу бытия, а творение превращается в растянутый во времени "акт Созидания, акт построения Нового мира в условиях, когда есть, или невнятно присутствует Старый". Таким образом, "первый революционер это Бог Творец, а первая революция - Творение»! Но "создав Творение, Творец потревожил дотварное бытие" - предвечную тьму, надо полагать. И тем самым запустил темные силы зла - напустил их на тварный мир...И старый мир, старая система начинает сопротивляться...
И С. Кургинян не останавливается на подобных отвлеченных характеристиках - он предельно конкретен:
"И в ходе смут, таких как перестройка, по площадям носятся осёдланные этой Тьмой люди....Революционеры являются прямой противоположностью этим тёмным толпам, осёдланным тёмными вожаками. Одно дело - бесы («Мы пустим смуту, пьянство, сплетни, донос, неслыханный разврат. Мы всякого гения задушим во младенчестве» - классический лозунг постмодернизма). А другое дело - революционеры, которые должны всех образовывать, нести новый культурный уровень, просвещать массы, выводить их на новых уровень и т.д."
Допустим, что это, действительно, так. Но ведь такие же благостные намерения имели хождение в России и начале 20-го века. Только вот беда к 1991 году сработало все-таки что-то таинственно-неопределенное, скрывавшееся за "и т.д". И потому, наверное, сработало, что этот переход "революционер-бес" ( у С. Кургиняна это два разных, принципиальных качества, а цитируемый им Достоевский считал их единосущными), увы , самопроизволен и удерживать от него( как отдельных людей, так и их массы) может, видимо лишь скрытый источник свободной (творческой) энергии. А он заключен в традиции - больше ему попросту негде находиться. Так что традиция это вовсе не заложник предвечной тьмы, коим она является у гностицирующего С. Кургиняна , - у нее совершенно иное предназначение. Как это ни парадоксально, но оно чем-то напоминает роль темной материи в современных разработках физической теории. Там темная материя своего рода гарантия от тепловой смерти, здесь традиция - универсальная гарантия от смерти духовной в лапах очередной порции революционеров, выродившихся в бесов.
Высокая вероятность такого вырождения угадана Достоевским - ему было достаточно одного процесса над Нечаевым, чтобы оценить ее как приближающуюся к ста процентам. И хотя вероятность такого перерождения Достоевским завышена, проблема перехода революционер-бес все равно должна находиться в центре внимания при анализе итогов русского социалистического строительства. Кургиняновская же метафизика, сводящая эту проблему к таинственному "вторжению тьмы",к "интрузии тьмы" успешному анализу этих итогов несомненно препятствует. Поскольку блокирует именно то направление поиска, которое открывает путь к пониманию русских революционных тайн.
Эта метафора - вторжение тьмы - да, очень эффектно срабатывает при характеристике текущего состояния российского социума и в этом сила кургиняновского движения. Но "Что делать"С. Кургиняна ничем по сути не отличается от ленинского - дайте нам организацию революционеров, и мы перевернем весь мир. Перевернули... Да мир оказался ванькой -встанькой . На основе одного только революционного идеализма не удалось поменять положение центра тяжести таким образом, чтобы перевести мир в иное устойчивое состояние. И без традиционного - христианского - идеализма эту задачу, похоже, не решить.
Но С. Кургинян в своих построениях делает ставку именно на революционный идеализм и ради него даже готов согласиться с тем, что движение его относят к разряду сект. Если секта -"это мобилизационная духовная социально-политическая система, которая выстаивает в условиях, так сказать, чуждого ей мира", то готовы и так называться. И укрепить себя вопросом а "что, христиане не были сектантами?"...
Так вот, даже в те времена, когда христиане были малочисленной сектой на территории Иудеи, сектантами они не были. И только потому, что воспринимали мир, не как чуждый им, а лишь как несовершенный, который через индивидуальные усилия каждого надо преобразовать . Да, были резкости в адрес иудеев, но не было антагонизма. Потому, видимо, и стал самым успешным завоевателем мира ...апостол Павел. С единственным оружием - проповедями.
У С. Кургиняна же антагонизм положен в основу системы и определяется это его положение исключительно гностическими заигрываниями с предвечной тьмой.
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |