С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. Сергей Кургинян и Александр Дугин - этюды пессимизма.11.Сверхмодерн и религии |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Сергей Кургинян и Александр Дугин - этюды пессимизма
11.Сверхмодерн и религии
Итак, при оценке социальной роли религии С. Кургинян идет по простейшему пути - он пристегивает религию к новейшим названиям формаций, и на этом проблема для него, судя по всему, исчерпывается...
"Религиозный человек – это религия чего? Контрмодерна? Постмодерна? Модерна? Она же тоже разная." Трудно понять, что здесь у С. Кургиняна первично, а что вторично. Потребительское восприятие религии и потому брезгливое отношение к традиции. Или наоборот- источник недоразумений поверхностное восприятие традиционного.
Но Карл и Фридрих в любом случае аплодируют здесь стоя. Еще бы! Этическая составляющая бытия, восходящая к метафизической основе любой конфессии, полностью отключена, и все религиозное мгновенно становится легкой добычей социальной демагогии. Все следующие далее рассуждения С. Кургиняна о бедной и богатой церкви, о правых и левых католиках и о прочем из этого ряда - всего лишь попытка сделать социальное главным в Церкви. Совершенно бесперспективная попытка, свидетельствующая о том, что, поставив задачу выстроить СССР-2, С. Кургинян, судя по всему, так и не обратил внимание на главный промах того социального строительства , что было осуществлено в 20-ом веке в России. А именно: на принципиальный отрыв от традиций России, который и породил все проблемы, в том числе и красно- белое противостояние. Именно этот отрыв перевел нравственное в число понятий классовых - все зверства русской революции и послереволюционного периода питались этим переводом, этим надругательством над традиционным пониманием нравственного. И можно не сомневаться, что и когнитарии сверхмодерна, дорвавшись до власти, далеко в этом отношении не уйдут, а придумают и установят какую-нибудь свою диктатуру - диктатуру когнитариата...
Занимающимся социальными экстраполяциями в будущее , особенно тем, что на каждом перекрестке подчеркивают свою нетеистичность , никоим образом нельзя упускать из виду то фундаментальное обстоятельство, что секулярное общество и при самом выдающемся интеллектуальном облачении своих институтов, своих членов , без особого напряжения оттеснив Церковь в вопросах познания и эстетики, будет постоянно проигрывать ей на этическом поле. А в практической деятельности - чем жестче Церковь будет вытесняться из этики , тем катастрофичнее , внезапнее будет общий социальный провал. В этом обстоятельстве нет особой тайны - именно этика, а не юридический закон( последний лишь пытается исправлять допущенные ошибки) регулирует межличностные отношения, то есть обеспечивает относительно устойчивое сосуществование разумных. И осуществляет она эту регуляцию исключительно через идею самоограничения. В этических установках отражен коллективный опыт сосуществования, но применяются они исключительно индивидуально - в этом суть этического регулирования, совершенно не похожего на регулирование общественное или государственное. Там тебя заставляют - здесь ты заставляешь себя сам.
Нет ни одного общественного института, который мог бы составить реальную конкуренцию Церкви в деле проповедования, популяризации идеи личного самостеснения. Эта идея наличествует в любой конфессии - они и отличаются друг от друга ( если отвлечься от догматики и обрядов ) теми формами , в которых это проповедование осуществляется. И если оценивать конфессии по этим формам, то христианство, благодаря идеям Боговоплощения и Крестной смерти Божиего Сына, становится апофеозом идеи самостеснения: Божественное самостеснение как высшая форма человечского. Понятно , что это прежде всего относится к Православию, как наиболее последовательному христианству евангельского извода.
Игнорирование церкви, так же как попытки нагружать ее политически( а этим, увы, и занимается С. Кургинян ), не просто бесперспективны. Они уводят в тупик все начинания в деле справедливого социального строительства, поскольку именно таким образом дискредитируется традиция, а значит, и весь исторический опыт нации. А это и есть реализации той жесточайшей формулы - до основания , а затем, - на которой Россия едва не сгорела. Опыт социалистического строительства в России показал, что рано или поздно, пусть через 70 лет, но после "до основания" - "затем" бывает только катастрофическим. Девяносто первый год и далее - это не только происки ЦРУ и дурь Горбачева. Это - отложенная расплата за "до основания."
Бескомпромиссная ориентация С. Кургиняна на социальные модели первого типа и связанное с ней попирание традиции и есть современные формы "до основания, а затем". Такое намерение не декларируется, как столетие назад, но оно скрыто заложено в этих благостных надеждах на сверхмодерн. В такой, скажем, форме: " идея левого и правого, красного и чёрного должна быть доведена до конца всюду". И никакие разговоры о социалистическом православии, о красном православии этого разрушительного намерения скрыть не в состоянии. Да, С. Кургинян говорит о достигнутом в его движении "синтезе креста и красной звезды", но это всего лишь слова, слова, слова - попытка советскую социальную модель подсластить христианством. Ибо реальный синтез может состояться только через практическое строительство справедливого социума ( методом проб и ошибок - другого просто не существует) на православной основе. Справедливое социальное устройство нужно, одним словом, вывести из Православия.
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |