С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               ("П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И").

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА.

                       Сергей  Кургинян  и   Александр   Дугин     -   этюды пессимизма.

                                           11.Сверхмодерн и религии 

 
ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ


 Сергей  Кургинян  и   Александр   Дугин     -   этюды пессимизма

11.Сверхмодерн   и  религии

 

Итак,      при  оценке   социальной   роли  религии С.  Кургинян  идет  по  простейшему  пути -   он  пристегивает  религию   к  новейшим  названиям   формаций,  и  на этом проблема   для  него,   судя   по  всему,  исчерпывается...

 

"Религиозный человек – это религия чего? Контрмодерна? Постмодерна? Модерна? Она же тоже разная."   Трудно   понять,  что  здесь у  С.  Кургиняна  первично, а что  вторично.  Потребительское  восприятие   религии  и  потому  брезгливое   отношение  к  традиции.  Или  наоборот-  источник  недоразумений  поверхностное    восприятие  традиционного.

Но Карл  и  Фридрих в любом  случае  аплодируют  здесь   стоя.   Еще  бы!  Этическая составляющая   бытия,  восходящая к метафизической  основе    любой  конфессии, полностью  отключена, и  все  религиозное   мгновенно становится   легкой   добычей   социальной   демагогии.     Все  следующие   далее  рассуждения  С. Кургиняна  о  бедной и   богатой   церкви,  о  правых  и левых  католиках и о  прочем  из  этого  ряда  -   всего лишь  попытка сделать  социальное  главным   в Церкви.  Совершенно   бесперспективная    попытка,  свидетельствующая  о  том,  что,   поставив   задачу  выстроить  СССР-2,  С.  Кургинян,  судя  по  всему,   так  и  не обратил внимание  на    главный   промах   того  социального  строительства , что было осуществлено в 20-ом  веке в  России.  А  именно:   на принципиальный  отрыв  от  традиций  России,  который   и  породил  все  проблемы, в  том  числе  и  красно- белое  противостояние. Именно  этот   отрыв   перевел  нравственное   в   число    понятий классовых  -  все  зверства  русской  революции  и  послереволюционного  периода  питались  этим  переводом,   этим  надругательством  над  традиционным  пониманием      нравственного.  И  можно  не  сомневаться,  что  и  когнитарии сверхмодерна,  дорвавшись  до власти,  далеко  в этом  отношении  не  уйдут, а  придумают и  установят  какую-нибудь свою диктатуру -   диктатуру   когнитариата...

Занимающимся  социальными  экстраполяциями  в  будущее ,  особенно   тем,  что  на  каждом   перекрестке  подчеркивают   свою  нетеистичность , никоим  образом  нельзя  упускать  из  виду то  фундаментальное  обстоятельство,  что  секулярное  общество и  при самом  выдающемся  интеллектуальном облачении  своих  институтов,  своих  членов ,  без  особого напряжения  оттеснив  Церковь  в вопросах  познания и  эстетики,  будет постоянно  проигрывать  ей  на  этическом   поле.  А  в  практической   деятельности -  чем  жестче     Церковь  будет вытесняться из  этики ,  тем  катастрофичнее , внезапнее  будет  общий   социальный провал.   В  этом обстоятельстве нет особой   тайны - именно  этика,  а  не  юридический  закон(  последний  лишь пытается   исправлять допущенные  ошибки)  регулирует   межличностные  отношения,  то есть  обеспечивает  относительно  устойчивое  сосуществование   разумных.  И  осуществляет она  эту  регуляцию исключительно   через  идею  самоограничения.   В  этических  установках  отражен  коллективный опыт  сосуществования,  но  применяются  они   исключительно  индивидуально -  в этом  суть   этического    регулирования, совершенно  не   похожего на   регулирование общественное  или  государственное.  Там  тебя  заставляют  - здесь  ты  заставляешь  себя    сам.

Нет  ни одного   общественного  института, который  мог   бы   составить    реальную конкуренцию Церкви   в  деле проповедования, популяризации  идеи  личного самостеснения.  Эта  идея наличествует  в  любой конфессии   - они  и  отличаются  друг от  друга (  если отвлечься  от  догматики и  обрядов )   теми  формами , в которых  это проповедование  осуществляется.  И  если оценивать  конфессии  по  этим  формам,  то  христианство,  благодаря   идеям  Боговоплощения  и Крестной смерти  Божиего  Сына,    становится  апофеозом  идеи    самостеснения: Божественное  самостеснение  как  высшая  форма  человечского.  Понятно ,  что  это  прежде  всего  относится  к  Православию,  как  наиболее  последовательному  христианству  евангельского  извода.

Игнорирование церкви, так же как   попытки  нагружать  ее  политически(  а  этим, увы, и  занимается  С.  Кургинян ),  не  просто  бесперспективны.  Они   уводят  в  тупик  все  начинания    в  деле     справедливого социального   строительства,  поскольку  именно  таким  образом дискредитируется     традиция, а  значит,  и весь   исторический опыт  нации.    А  это и  есть реализации той  жесточайшей  формулы  -  до  основания ,  а  затем, - на которой Россия  едва  не  сгорела.  Опыт  социалистического  строительства  в России  показал,  что рано  или  поздно, пусть  через  70  лет, но  после  "до  основания" -  "затем"   бывает только катастрофическим. Девяносто первый год  и  далее   - это  не  только  происки ЦРУ  и дурь   Горбачева.  Это - отложенная  расплата   за  "до  основания."

 

Бескомпромиссная  ориентация  С. Кургиняна  на  социальные   модели  первого  типа  и  связанное  с ней   попирание    традиции     и  есть  современные  формы  "до  основания, а  затем".  Такое  намерение  не  декларируется, как  столетие  назад,  но  оно  скрыто  заложено  в  этих  благостных  надеждах  на  сверхмодерн.  В  такой,  скажем, форме: " идея левого и правого, красного и чёрного должна быть доведена до конца всюду". И  никакие   разговоры  о  социалистическом  православии,  о красном  православии  этого разрушительного   намерения   скрыть  не  в состоянии.  Да,  С. Кургинян   говорит   о     достигнутом   в   его  движении   "синтезе   креста  и  красной звезды", но это  всего  лишь  слова, слова, слова  - попытка    советскую     социальную  модель  подсластить христианством. Ибо  реальный   синтез  может  состояться  только через  практическое  строительство  справедливого  социума (  методом  проб  и ошибок -  другого просто   не существует)  на   православной  основе. Справедливое социальное  устройство  нужно, одним  словом, вывести  из  Православия.

 


  
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков