С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. Сергей Кургинян и Александр Дугин - этюды пессимизма.7.Проблема и и цветные метафизики. 8. Универсализация принципа дуальности. |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Сергей Кургинян и Александр Дугин - этюды пессимизма
7. Проблема теодиции и цветные метафизики.
Мобилизовав предвечную тьму в качестве мифологической основы при
толковании тех нерегулярностей, которые вынуждены были вводить в свои
теории три выдающихся исследователя бытия, С. Кургинян не мог не
поставить под сомнение и христианские представления о природе зла . И
здесь он не ограничивается одними только декларациями (
"классическое христианство в части отношения к природе зла... утратило свою
актуальность" ) , а предлагает свое толкование проблемы теодиции -
проблемы совместимости безусловной благости Творца и очевидной
несовершенности сотворенного им мира. Она была сформулирована лишь в
начале 18 века- Лейбницем, но фактически разрешена была уже в 4
веке Василием Великим( ранее, часть 6 , приводилось его исчерпывающее
суждение на этот счет). Эта проблема, отсутствовавшая в
политеистических картинах мира, обнаружила себя именно в монотеизме. В
дохристианском монотеистическом иудаизме с его представлениями об
одном и единственном Боге, эта проблема хотя и не формулировалась
сколько-нибудь внятно, но фактически решалась переносом источника зла
на конкретного человека. То есть еще тогда зло рассматривалось не
как сущность, а как качество - как недостаток Добра, как его
отсутствие. Бог совершенен, человек нет, но он может
совершенствоваться, руководствуясь заданными Богом заповедями.
Христианство усилило эту схему до абсолютно безупречной , универсальной:
Бог не только дает заповеди, но и воздействует на стремление к
совершенству личным примером - стесняет Себя, приносит в жертву
миру собственного Сына. В основе этого усиления лежит идея
Боговоплощения - самая сложная религиозная идея. Осмысление ее породило
в христианстве многие ереси, в том числе и две крупнейшие, особенно
жестко противостоящие друг другу - несторианство и монофизитство, -
каждая из которых на свой лад понижала качество жертвы Бога, а
значит ставила под сомнение абсолютность Его благости. Христианская
церковь выстояла в борьбе с этими ересями как единая православная, но и
в последующем разделении ее на Восточную и Западную, на православную
и католическую, опять-таки сработали тонкости понимания проблемы
Боговоплощения.
К сожалению, С. Кургинян не останавливает своего внимания на этих особенностях христианства и , судя по всему, антихристианский мотив в его трактовке проблемы теодиции не является случайным. Он не скрывает связи анонсируемого им мировоззрения и с каббалой, и с более древними "иудейскими традициями дуалистической космологии" , подчеркивая, что великой троице исследователей, на которую он ссылается, эта иудейская традиция наверняка была известна... То есть для него " есть не просто религиозная традиция, а традиция, сопрягаемая с пострелигиозными величайшими психологическими, социальными и физическими открытиями."
Но если гностицизм еще можно воспринимать, как вполне естественное отклонение устремившегося в христианство древнего, языческого мира, то у С. Кургиняна все, действительно, серьезнее - им реализуются древнейшие принципиальные установки. Да, они не получили господства в ортодоксальном иудаизме, но они существовали - переводили зло в разряд сущностей онтологических, а значит принципиально неустранимых. Из чего легко можно было обосновать абсолютность сложившихся социальных градаций, а значит, господство одних над другими. Христианство с его принципиальной асоциальностью покушалось именно на вечность, абсолютность, онтологичность если угодно, социального разделения. В этом, возможно, одна из главных причин 20-векового антагонизма христианства и иудаизма.
В своих оценках христианского учения о зле С. Кургинян исходит из того, что в христианстве долгое время безраздельно господствовало то, что он называет религиозно-либеральной традицией и во что он закладывает в общем-то очень вольное понимание теодиции: "зло порождено благостью Бога, его стремлением дать человеку свободу воли, то есть возможность выбрать между добром и злом и даже уклониться в сторону зла.". На этом либеральном перетолковании и держится по существу утверждение С. Кургиняна, что 20-ый век, фашизм, в частности, с его запредельными бесчинством и насилием подвел к необходимости " фундаментальной метафизической ревизии" - к отказу от универсальной концепции религиозного либерализма. Но подобное утверждение трудно отнести к числу адекватных, поскольку именно в основе фашизма как раз и лежит отказ от универсализма христианства, которым любой человек, независимо от национальности, социального положения, образования, совершенных им подвигов и проступков рассматривается прежде всего как человек. Фашизм обнуляет значимость всех корпоративных характеристик человека. Всех, кроме одной - национальной. Пятый пункт - как граница между человеком и животным - отсюда все зверства. И не сами эти зверства привели к отказу от универсальных принципов христианства, как считает С. Кургинян, а как раз наоборот: отказ от последних в крайней форме и потому - зверства. Понятно и то, что именно на отказе от универсального подхода христианства прежде всего и держится идеологическая сущность, названная С. Кургиняном черной метафизикой...
И красная метафизика в методологическом отношении в целом ничем не лучше. Тот же отказ от христианского универсализма в трактовке человека, но только в пользу опять-таки одной корпоративной характеристики - на этот раз в пользу принадлежности к социальной группе, к классу. В идеологии Великой русской революции представление о том, что нравственное начало в человеке не универсально, а классово, было самым большим заблуждением , определившим и раскол на красных - белых, и все зверства как гражданской войны, так и социалистического строительства, жесточайшее преследование Церкви, и гибель советской России, выстоявшей в войне против практически всей Европы, но бездарно слинявшей за три десятилетия мирного существования. Выстраиваемые либеральной урлой параллели между советским социализмом и фашизмом особого интереса не представляют - эти сущности, и здесь нельзя не согласиться с С. Кургиняном, взаимоисключаемы. Но и ту, и другую производит на свет, как впрочем и либеральную вольницу, одно - отказ от христианского универсализма.
одной-единственной метафизики, основанной на теодиции как единственно возможном объяснении природы зла" в пользу нескольких метафизик. Более того, по его мнению, эти иные метафизики, существовали и раньше, но пребывали в загоне и только в 20-м веке вышли на авансцену - оформились политически. Что и подвело итог многовековому красно- черному противостоянию ( хилиасты и гностики), имеющему глубочайшие - онтологические - корни, восходящему к антагонистическому противостоянию нормальной и черной материи. Что оттеснило "елейный" христианский универсализм окончательно.
Но итог
двадцатого века можно представить и по-иному:
- одноцветные метафизики( черная, красная, зеленая, голубая - любая ), увы, до добра не доводят;
- метафизические крайности еще как-то срабатывают на ограниченных пространствах и отрезках времени, в ситуациях войн и борьбы, в условиях, требующих мобилизации;
- христианский же универсализм с его идеей самостеснения человека как был, так и остается единственной, видимо, идеологией, способствующей как борьбе, так и устойчивому мирному сосуществованию .
Просматривается в 20 веке и еще один вывод: нет более неподходящей основы для справедливого социального строительства, чем марксизм. То что было сделано на этой основе в России, при всех очевидных и многочисленных достижениях, ничего, по сути, в человеке не изменило, а лишь на время заблокировало что-то в нем , и только. Доказательством чего и явился тот жадный рывок социализированной по марксовым рецептам России в самое похабное и разрушительное потребление. Вот, что больше всего заставляет усомниться в надеждах С.Кургиняна на скорейшую встречу в СССР. Хотя, нет слов, внешне предлагаемый им его образный ряд выглядит очень даже убедительно:
"Если Тьма над Бездной, то Тьма предвечна, несотворенна и враждебна Творцу и Творению. Бытие – это мир форм, созданный и охраняемый Творцом. По ту сторону – активное и самодостаточное Антибытие...Тьма, подпитывающая любые противоречия в отношениях Творца и Творений ...Есть суперсила, способная играть на этих противоречиях по «формуле превращения». Форма отпадает в силу противоречия... Не чахнет, а наливается Тьмой, коль скоро в отпадении своем Форма соглашается пожирать свое Содержание, свою субстанциональность, бытийственность. Как только Форма приняла окончательное решение и начала каннибальствовать, пожирая смысл и его субстанциональность, ее начинает подпитывать не какое-то там вторичное зло, а Госпожа Тьма, несотворенная предтварность, потревоженная Творцом, та Тьма, что над Бездной. .
8. Универсализация принципа дуальности.
Нельзя не отметить, что принцип дуальности бытия, выдержан у С. Кургиняна очень последовательно - как воистину универсальный и даже абсолютный.
Вот характерный пример.
С. Кургинян
охотно признает наличие у русских
стремления к критической самооценке, внутреннему раскаянию - называет
все это принципом самоумаления и связывает его с русской
духовно-религиозной традицией. То есть фактически признает наличие
некоторых специфических особенностей русской цивилизации и решающую
роль Православия в ее формировании. Более того ему ясно и то, что "
никакой сверхмодерн, никакой новый Красный проект не будет построен на
конфронтации с религией вообще и православием в особенности ". Да, при
этом он вносит своего рода антицивилизационную поправку в свои
рассуждения - подчеркивает, что русские всего лишь альтернативная часть
Запада( за альтернативность Запад Россию и ненавидит).
Эмбрион модели второго типа, казалось бы, здесь очевиден. Но С. Кургинян практически тут же берет себя в руки и вводит в действие свой абсолютный принцип - использует его в уже приложении к конфессиям.
И делается это с привлечением понятия развития. Есть силы, считающие развитие грехом, есть считающие благом - обе силы живут и сосуществуют в любой конфессии... Красно-черное расчленение волевым усилием вводится, таким образом, во все, надо полагать, конфессии - понятия красный латинизм, черный буддизм и даже серо-буро-малиновое язычество становятся нормальными, естественными. А собственно метафизика конфессии, следовательно, отодвигается, как устаревшая - ничего кроме столкновения и борьбы двух сил нет и в принципе быть не может. Всякие там цивилизационные модели, традиционализм - туда же.
Мало нам красно-белой социальной свары, теперь еще появляется и внутриконфессиональная.
У С. Кургиняна она названа "внутриконфессиональным диалогом", "в котором есть место и контрмодерну, и модерну. А главное – и контрразвитию, и развитию." Дуальность в этих суждениях становится какой-то зловещей, все без исключения охватывающей - гностическая дуальность выглядит на этом фоне детской шалостью. Идеология предвечной тьмы отработана здесь С. Кургиняном по исчерпывающей программе. И все в угоду бесконечному, свирепому, устремленному в никуда развитию по гиперболе. Неизбежно становящемуся развитием ради развития и убивающему в конце концов субъект развития - земную цивилизацию.
Н. Данилевский, видимо, одним из первых осознал гибельность этого гиперболизма и попытался развернуть внимание общества к моделям скромным, ограниченным, как отдельная индивидуальная жизнь, но допускающим бесконечное развитие, как последовательность сменяющих друг друга форм... Он разрушил в своих построениях уже обнаружившую себя у Маркса паневропейскую систему социальной эволюции - попытался оторвать Россию от Европы, допустил , что она может, совершенствуя свою традицию, развиваться на свой манер. Это у него важно , а не конкретные формы. Не развитие вообще, а развитие конкретного, самобытного и исключительного.
Формально С. Кургинян готов признать специфику России, раз говорит о русской альтернативе модерну. Но для него это, видимо, лишь вариация в рамках его парадигмы гиперболизма. Потому и предлагается не антиглобализм, а альтерглобализм.
Именно
ставка( надежда, упование) на абсолютную благость ничем не ограниченного
развития и понуждает С. Кургиняна гнать вперед без оглядки на
прошлое, одаривая порой публику совсем уж расслабленными умозаключениями: "Контрмодерн
пытается
вернуть человека к религии, причем к религии, лишенной гуманистического
потенциала"... Этот безнадежный недоумок модерн все еще " цепляется
за классический гуманизм и классического человека" ... А
связывать судьбу земной цивилизации следует исключительно с
сверхмодерном, грезящем "и о новом гуманизме, и о новом потенциале
развития, и о новом огне метафизической страсти"... Осуществление этих
грез и сблизит, по С. Кургиняну, сверхмодерн и религию - обеспечит
возможность "если не метафизического синтеза ..., то по крайней мере
метафизического диалога".
А путь к этому благостному финалу будет, надо полагать, очень
кровавым, поскольку диалогу по всем признакам должна предшествовать
великая война - без нее вряд ли удастся утвердить " красную религиозность,
не противоречащую духу религии (причем разных религий: ислама, буддизма,
православия, католицизма)"...
Уж слишком воинственны намерения:" Мы докажем свою правоту. Мы докажем, что в мире действительно существует то, о чем мы говорим, что в нем есть левая хилиастическая церковь и есть правая, черная, гностическая. Что они есть, что они противостоят друг другу, что они противостояли друг другу в истории всегда."
Совсем как после 1917-го - тогда также начали доказывать свою - атеистическую - правоту...
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |