С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. Сергей Кургинян и Александр Дугин - этюды пессимизма.12. О четвертой политической теории А.Дугина |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Сергей Кургинян и Александр Дугин - этюды пессимизма
12.О четвертой политической теории А.Дугина
В разработках А. Дугина, основная смысловая нагрузка лежит на традиционном - на реконструкции традиционного. И это с чисто формальной стороны позволяет вроде бы относить его построения к разряду социальных теорий второго типа. К сожалению, это далеко не так - что и придется продемонстрировать.
Для начала несколько слов о Четвертой политической теории А. Дугина, которая им подается, как результат постепенного усовершенствования его собственных представлений в области социологии - как завершение его антилиберального проекта, начатого с национал-большевизма и продолженного в евразийстве. По сути своей эта теория, несмотря на всю свою очевидную установку на консерватизм, - сверхавангардна : "волевое конструирование Традиции с опорой на деконструкцию современности"... Целеполагание в целом вполне позитивное, хотя революцией от него несет за версту. Волевое конструирование с опорой на деконструкцию ... В октябре 1917 в России и началось что-то вроде этого.
Пробивается же А. Дугин к своей теории путем наисложнейшим. Отказывается от субъектов( индивидуум, класс, нация+государство) трех классических политических теорий ( либеральной, социалистической, националистической ), а в качестве нового субъекта истории, призванного спасти мир, предлагает таинственный хайдеггеровский Dasein .
В дугинских интерпретациях (конкретизациях) Dasein, увы, утрачивается та неопределенность, что заложена Хайдеггером в это понятие - Dasein у А.Дугина обретает контуры, пусть несколько размытой, полускрытой , но все-таки сущности, данной нам в некие специфические ощущения . Тогда как у Хайдеггера в это понятие заложена всего лишь некоторая принципиальная возможность, которая становится ненулевой, перестает быть ничем, когда в бытии зачинается бытиё человека , и тот получает шанс стать пастухом бытия. Это назначение существует для человека поначалу как ничто - как нечто, таящееся в Dasein. А далее - паси! Ты - паси, твоя семья - паси, твой род - паси, любая общность, в которой ты окажешься - также паси!..
Идея использовать в качестве субъекта политической теории Dasein - скорей всего, из разряда соблазнов, искушений. И если чем-то она и может быть логически оправдана, то попыткой найти некую метафизическую основу для традиционного. Формирующееся традиционное, то есть созданное самим человеком, пастухом бытия, не представляется, похоже, А. Дугину в качестве надежной, и главное , универсальной основы, и он, видимо, отдает предпочтение традиционному данному - данному через Dasein . Недоверию к созданной самим человеком традиции А. Дугин обязан, видимо, своим симпатиям к Рене Генону и Юлиусу Эволе - певцам примордиальной( первозданной) традиции.
В восприятии мира человеком принцип дуальности и вытекающий из него принцип антагонизма двух начал относится, скорей всего, к числу фундаментальных. Человек никогда не торопился, и до сих пор не торопится, искать альтернативу этому принципу в своих, даже далеких от рационализма, моделях бытия. На этом принципе выстраивался гностицизм. Этот принцип заботливо нянчит в своих социальных построениях С. Кургинян. Он же воспроизведен и в моделях Генона-Эволы - в исповедуемых ими идее о двух типах цивилизации, или двух образах жизни человека: становящийся, склонный к вырождению модерн и изначально данная, не подверженная изменениям традиция... С этой дуальностью ( благородная, благодатная традиция и покушающийся на нее мерзкий модерн) не расстается и А. Дугин. Он, похоже, только отказывается от геноновских (индуистских) оснований в понимании дуальности - в пользу оснований хайдеггеровских.
Но нельзя полностью исключать и того, что А. Дугин лишь пока не расстается с этой дуальностью, поскольку остается впечатление, что ему не очень уютно возле хайдегеровского Dasein. О чем свидетельствует, в частности, то, с какой легкостью во время дискуссии в Институте динамического консерватизма он согласился на такую сверхконкретную трактовку Dasein, как цивилизационный код ...
Но ведь в последнем, если разобраться, как раз и присутствует в закодированном виде традиция конкретной цивилизации - ее деятельное, конструктивное начало... Уже одно это соображение, казалось бы, должно было развернуть А. Дугина к идеям Данилевского - Леонтьева-Шафаревича, в пределах которых найдется место и цивилизационному коду, и приоткрытому по-дугински Dasein , и даже столь любезному сердцу С. Кургиняна эгрегору , если, конечно, полностью снять с последнего понятия всякую оккультную, теософскую нагрузку (ментальный конденсат и прочее), и отождествить его с неким коллективным идеальным.
И вполне можно допустить, что именно идеальное начало в человеке А. Дугин и отождествляет с Dasein. Да, оно им абсолютизировано - превращено в сущность, в первоначало. Но, вопреки установкам Генона с Эволой, он, похоже, все-таки не исключает и возможность становления культурного кода - конкретного коллективного идеального того или иного качества.
Возможность отождествления Dasein Четвертой теории с культурным кодом настойчиво подталкивает к мысли, что без всех этих Dasein -сложностей вполне можно обойтись... Тем более, если заменить задачу революционной реконструкции традиции на более скромную и утонченную задачу реконструкции деятельного, конструктивного начала в традиции - того начала, которое как раз и убивает сорвавшийся с цепи здравого смысла модерн. И сводиться такая реконструкция будет к снятию, там где это еще возможно, постмодернистской коросты с традиционного - извлечения деятельного начала традиции из-под нее. Такая задача не является, естественно, тривиальной , поскольку при ее решении потребуется не только политическая воля лидера и сгруппировавшейся вокруг него элиты, но и цивилизация- затравка. Ни западноевропейская, ни ее американский клон, ни мусульманская цивилизации роль такой затравки сыграть не смогут. Первые две слишком рациональны и прагматичны, чтобы биться за прошлое.В третьей слишком уж подавлено индивидуальное, личностное начало, которое вряд ли разовьется, поскольку этой цивилизации придется утверждать себя на интеллектуальных достижениях первых двух, а не на своих. Только Россия, с ее культурным кодом, с ее уникальным стратегическим запасом идеального, - иных шансов у мировой цивилизации нет.
Корни же этого идеального в Православии - в религии, которую русская цивилизация избрала и в поле которой сформировалась. Эти корни не перестают быть по сути своей религиозными и в мозгах самого отпетого атеиста, если конечно, понятие "корни" для него вообще существует.
Россия и сегодня по-прежнему свидетельствует, что самой надежной основой формирования запаса идеального является трансцендентное. Это, в конце концов, и определяет иерархию в идеальном -приоритет религий и положение искусств при них в качестве ассистента, в качестве пристяжной. В христианской традиции абсолютная ценность идеального заложена мученической смертью Христа, Его апостолов, Его рядовых последователей, как ставших святыми, так и безымянных. Это основа выдержала( и продолжает выдерживать) двухтысячелетнее давление обыденного и, похоже, при решении задачи восстановления роли традиции( роли идеального) рассчитывать, действительно, больше не на что.
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |