С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               ("П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И").

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА.

                       Сергей  Кургинян  и   Александр   Дугин     -   этюды пессимизма.

                                  12. О  четвертой  политической  теории   А.Дугина 

 
ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ


 Сергей  Кургинян  и   Александр   Дугин     -   этюды пессимизма

12.О  четвертой  политической  теории   А.Дугина

В разработках А. Дугина,   основная  смысловая  нагрузка   лежит  на традиционном -  на реконструкции традиционного.   И   это   с  чисто  формальной  стороны   позволяет вроде  бы   относить   его  построения  к  разряду   социальных  теорий   второго  типа. К  сожалению,  это   далеко  не   так -  что  и   придется   продемонстрировать.

Для  начала  несколько  слов о   Четвертой   политической  теории   А. Дугина,  которая    им   подается,  как  результат  постепенного  усовершенствования  его  собственных  представлений  в  области  социологии -  как завершение  его антилиберального  проекта,  начатого с национал-большевизма  и  продолженного  в  евразийстве.   По    сути   своей      эта   теория,  несмотря на всю свою   очевидную установку на   консерватизм,  -  сверхавангардна : "волевое конструирование Традиции с опорой на деконструкцию современности"... Целеполагание   в  целом вполне  позитивное,  хотя революцией от  него несет   за версту. Волевое конструирование с опорой на деконструкцию ... В  октябре  1917  в  России  и  началось что-то  вроде  этого.

Пробивается же А.  Дугин к своей   теории    путем наисложнейшим. Отказывается от субъектов( индивидуум, класс, нация+государство) трех классических политических теорий ( либеральной, социалистической, националистической ),  а в качестве нового   субъекта истории,  призванного спасти мир, предлагает таинственный хайдеггеровский Dasein .

  В   дугинских  интерпретациях (конкретизациях)   Dasein, увы,     утрачивается  та неопределенность, что  заложена Хайдеггером  в это  понятие - Dasein     у  А.Дугина обретает контуры, пусть несколько  размытой,  полускрытой , но все-таки сущности, данной нам в некие специфические ощущения . Тогда  как  у Хайдеггера   в это  понятие   заложена     всего  лишь   некоторая принципиальная возможность, которая становится  ненулевой, перестает быть ничем, когда в бытии  зачинается бытиё человека , и тот получает шанс стать пастухом бытия.  Это назначение существует для человека поначалу как ничто - как нечто,  таящееся  в Dasein. А далее - паси! Ты - паси, твоя семья - паси, твой род - паси, любая общность, в которой ты окажешься - также паси!..

 Идея   использовать     в качестве  субъекта политической  теории Dasein     -  скорей  всего,  из  разряда   соблазнов, искушений.  И  если  чем-то она и  может  быть  логически оправдана,  то   попыткой найти  некую  метафизическую   основу  для   традиционного.  Формирующееся  традиционное,  то есть созданное  самим  человеком,  пастухом  бытия,   не  представляется,  похоже, А. Дугину  в  качестве  надежной, и главное , универсальной   основы,  и  он,  видимо,  отдает предпочтение  традиционному   данному  - данному через  Dasein   .  Недоверию  к  созданной  самим  человеком   традиции А. Дугин  обязан, видимо, своим симпатиям  к Рене Генону и Юлиусу Эволе - певцам  примордиальной(  первозданной)  традиции. 

В восприятии мира   человеком принцип  дуальности   и  вытекающий  из  него  принцип  антагонизма  двух  начал  относится,  скорей  всего,  к  числу фундаментальных.    Человек никогда не торопился,  и    до  сих  пор  не  торопится,     искать  альтернативу   этому  принципу    в   своих,  даже  далеких  от  рационализма,    моделях    бытия.   На  этом  принципе   выстраивался  гностицизм.  Этот  принцип     заботливо   нянчит  в  своих  социальных  построениях   С. Кургинян.  Он  же воспроизведен   и   в моделях Генона-Эволы -  в  исповедуемых   ими идее  о  двух   типах  цивилизации, или  двух  образах  жизни  человека:  становящийся,  склонный  к вырождению   модерн  и     изначально  данная,  не  подверженная  изменениям   традиция... С этой   дуальностью (  благородная,  благодатная  традиция  и  покушающийся  на   нее   мерзкий  модерн)    не  расстается  и  А. Дугин.  Он, похоже,   только отказывается   от геноновских (индуистских) оснований в понимании  дуальности  -   в   пользу  оснований хайдеггеровских.

   Но   нельзя     полностью исключать   и  того,  что   А. Дугин   лишь  пока   не   расстается   с  этой   дуальностью,  поскольку   остается впечатление,  что   ему  не очень    уютно    возле    хайдегеровского  Dasein.  О  чем  свидетельствует,  в  частности,  то,  с  какой  легкостью    во время  дискуссии  в  Институте  динамического  консерватизма  он согласился   на  такую сверхконкретную  трактовку Dasein,  как цивилизационный код   ... 

  Но ведь  в последнем,  если разобраться,   как  раз    и присутствует  в закодированном  виде  традиция  конкретной   цивилизации  - ее  деятельное, конструктивное начало...  Уже  одно   это  соображение, казалось   бы, должно  было  развернуть   А.  Дугина   к идеям Данилевского - Леонтьева-Шафаревича,  в   пределах   которых   найдется место и цивилизационному коду, и  приоткрытому по-дугински Dasein , и даже столь любезному сердцу С. Кургиняна эгрегору , если,  конечно, полностью снять с последнего понятия всякую оккультную, теософскую нагрузку (ментальный конденсат и прочее), и отождествить его с неким коллективным идеальным.

И  вполне можно   допустить, что    именно   идеальное начало в человеке  А. Дугин    и отождествляет с Dasein.  Да, оно им абсолютизировано - превращено в сущность, в первоначало.  Но,    вопреки  установкам Генона  с  Эволой,   он, похоже,  все-таки   не  исключает  и возможность  становления  культурного кода  - конкретного  коллективного идеального  того или иного качества.

  

Возможность отождествления   Dasein  Четвертой теории  с  культурным  кодом настойчиво  подталкивает к  мысли, что  без  всех этих   Dasein -сложностей   вполне     можно  обойтись...  Тем  более, если   заменить   задачу  революционной  реконструкции традиции  на более   скромную  и  утонченную  задачу  реконструкции деятельного, конструктивного начала в традиции - того  начала, которое как раз и убивает сорвавшийся с цепи здравого смысла модерн. И сводиться такая реконструкция будет к снятию, там где это еще возможно, постмодернистской коросты с традиционного - извлечения деятельного начала традиции из-под нее.  Такая   задача  не  является,  естественно,   тривиальной ,  поскольку   при  ее    решении потребуется не только политическая воля лидера и сгруппировавшейся вокруг него элиты, но и цивилизация- затравка. Ни западноевропейская, ни ее американский  клон, ни мусульманская   цивилизации роль такой затравки сыграть не смогут. Первые две слишком    рациональны и прагматичны, чтобы биться за прошлое.В третьей слишком уж подавлено индивидуальное, личностное начало, которое вряд ли разовьется, поскольку этой цивилизации придется утверждать  себя на   интеллектуальных достижениях первых двух, а  не  на  своих. Только Россия,  с  ее     культурным  кодом,  с ее уникальным стратегическим запасом идеального, - иных шансов у мировой цивилизации нет.

Корни  же   этого идеального  в   Православии -  в религии, которую   русская цивилизация избрала и в поле которой сформировалась. Эти корни не перестают быть по сути своей религиозными и в мозгах самого отпетого атеиста, если конечно, понятие "корни" для него вообще существует.

Россия  и сегодня   по-прежнему   свидетельствует,  что   самой  надежной основой формирования запаса   идеального является трансцендентное.   Это,   в  конце  концов,  и определяет  иерархию в идеальном -приоритет религий и положение искусств при них в качестве ассистента,  в качестве  пристяжной.     В христианской   традиции абсолютная ценность идеального заложена   мученической смертью Христа, Его апостолов, Его рядовых последователей, как ставших святыми, так и безымянных. Это основа выдержала( и продолжает выдерживать) двухтысячелетнее давление обыденного и, похоже, при решении задачи восстановления роли традиции( роли идеального) рассчитывать,  действительно, больше не на что.

 


  
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков