С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. Сергей Кургинян и Александр Дугин - этюды пессимизма.13. А. Дугин на фоне С. Кургиняна . |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Сергей Кургинян и Александр Дугин - этюды пессимизма
13. А. Дугин на фоне С. Кургиняна .
Выбор С. Кургинян в пользу двухцветного набора метафизик во многом связан с его ориентацией на первый тип моделей - моделей истматовских, классовых по сути своей, предполагающих четкое деление социума на принципиально враждебные друг другу группы. Нет слов, выделение таких метафизик может быть полезно, и главное удобно, при описании состояний общества - для их классификации. При характеристике состояний классификационные подходы вообще очень удобны.
Другое дело описание процессов. Здесь использование характерного для текущего времени набора метафизик вполне может завести в ловушку, поскольку злоупотребление злободневным резко сужает возможности адекватной оценки прошлого, а следовательно, снижает надежность экстраполяций в будущее.
Разоблачая А. Дугина, С. Курнинян также обращается за помощью к моделям первого типа - дугинская социальная модель ( консервативная революция) подается им именно как такая модель. В этом случае любые упования на традицию легко представить, как архаизацию - а где последняя, там рядом и призрак фашизма. К тому же сам А. Дугин существенно облегчает задачу С. Кургиняна - прежде всего своими симпатиями к Генону-Эволе.
И в самом деле, если исходить из того, что адекватными реальности являются только модели первого типа, то любые иные модели, с навешенной на них сигнатуркой " тип первый", действительно выглядят как дегенеративные . И надеяться тогда остается лишь на " доведённый до предельного каления хилиазм",на "мобилизационную антигностическую" - красную метафизику, - на сверх-модерн ...
Да, С. Кургинян часто добавляет, что перечисленные только что сущности должны работать во
"взаимосвязи с русским историческим опытом"... Но такая связь ( связь традиция- сверх-модерн) самопроизвольно может возникнуть, активизироваться только в условиях сверхкритических - таких, как Великая Отечественная война. Коррозии же мирного времени она не выдерживает.
Устойчивой такая связь окажется, видимо, только тогда, когда "сверх-модерн" будет выведен непосредственно из традиции, а не пристегнут к ней - то есть перестанет считаться сверхмодерном. Но для реализации такого плана необходимо будет, увы, обуздать, подморозить прогресс - отступить.
Не исключено, что А. Дугин это хорошо понимает. И, возможно, его пониманию, о котором он пока не спешит известить читающую и слушающую публику , в немалой степени способствовали и его юношеские блуждания по гностическим лабиринтам, и его симпатии к Генону-Эволе.
Очевидно, что С. Кургинян убежден в обратном - в том, что успех в социальном строительстве может обеспечить лишь решительное наступление - что уж на этот раз удастся обеспечить идеальное , без издержек развитие . Стоит только подмигнуть русской традиции . Если традиция в положительном ключе им и упоминается, то исключительно как русская традиция развития "не по прописям модерна".... Он убежден, что специфика русского развития материализовалась во всей полноте лишь в советском опыте России. Но и этот опыт, по его мнению, "был недостаточно отодвинут от модерна, он недостаточно ещё вывел свою сверхмодернистскую суть."
Почтительнейший реверанс в адрес русской исторической традиции и тут же совершенно ложное положение о концентрированной материализации этой традиции в советском опыте, который, видите ли, был недостаточно отодвинут от модерна. В то время, как истинная ущербность этого опыта заключена в том, что он слишком уж был отодвинут от традиции . То есть был исполнен по лекалам совершенно безумной, ничем не ограниченной модернизации - являлся по сути своей сверх-модерном. И это благо великое , что он не выявил свою сверхмодернистскую суть до конца - именно русская традиция помешала закрутить все в России на манер Петруши Верховенского или Полпота.
К сожалению , А. Дугин в своих теоретических построениях по-прежнему, как и подавляющее число современных исследователей, касающихся социальных тем, не видит в связке традиция- модерн- постмодерн единого целого. Для него это, увы, не характеристики состояния социума - модели второго типа требуют именно такого понимания. Не являются они для него и отдельными вполне самодостаточными стадиями развития, как у С. Кургиняна. Они у А. Дугина родом из Генона-Эволы, то есть , скорее, сущности, чем качества.
Это и делает уязвимой главную идею А. Дугина - его консервативную революцию очень легко представить , как принципиальное отступление. Что собственно и делает С. Кургинян (смотри , например, стенограмму 40-го выпуска "Сути времени " ) , вменяя А. Дугину отход в средневековье, в контр- модерн.
Но идея консервативной революции значительно глубже дугинских интерпретаций этой идеи. И связана эта глубина с отказом от буйства ничем не ограниченного развития и с возможностью перехода к развитию на основе традиции.
Однако постмодернизм не назван А. Дугиным болезнью модернизации, и фраза "изменяется матрица цивилизации — мы переходим от модерна к постмодерну" им произносится... И уже одним этим вполне позитивная идея консервативной революции ставится под удар.
С. Кургинян этот удар и наносит - умело и профессионально. Сила же удара заключена во все том же толковании модерна , не как характеристики состояния , а как стадии прогрессивного развития. Он выделяет связку "традиция- модерн"( этот истматовско -геноновский рудимент в разработках А. Дугина и одна из основ его собственных разработок) и начинает
методично А. Дугина изводить: "это традиция минус гуманизм, минус развитие", это путь в контр-модерн, это " союз постмодерна и контрмодерна" , это -"неразвитие навсегда", это- «гетто фореве»...
Существуют ли основания для таких беспощадных оценок? Да, существуют . Но здесь никак нельзя упускать из виду, что, если у А. Дугина его реверансы истмату и Генону с Эволой - это всего лишь реверансы, последствия которых он пока почему-то не считает нужным оценивать, то у С. Кургиняна его представления о традиции- модерне - это предмет страстной веры.
Хотя бывают и у него мгновения просветления - ведь называется же им постмодерн "экзистенциальным смертным заболеванием, уничтожившим культуру", то есть оценивается им, как аномальное, патологическое состояние модерна... С. Кургинян даже близок к тому, чтобы признать: русскую революцию сгубила полная оторванность от традиции - останавливается он около этой мысли, временами определенно останавливается.
Но в целом, и это очевидно, модели второго типа С. Кургинян отвергает безапеляционно. Идея же консервативной революции для него - как сапоги всмятку. «Консервативные революционеры»... - откуда это? И что это за метафизические новости?...
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |