С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. Сергей Кургинян и Александр Дугин - этюды пессимизма.17. Мультикультуралисткая версия евразийства. |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Сергей Кургинян и Александр Дугин - этюды пессимизма
17. Мультикультуралисткая версия евразийства.
Роль при формировании России христианского начала (общего с Западной Европой) снижается, видимо, вполне сознательно: европейское влияние часто вообще ограничивается областью техники, ремесел, быта. Возможно, именно это позволяет представить равноценным - генерирующим - начало азиатское и говорить о неком партнерстве славян и татаро-монголов в строительстве российской государственности и даже об определяющем влиянии последних .
Россию можно, конечно, рассматривать как полиэтническую и поликонфессиональную цивилизацию, сформировавшуюся на определенном географическом пространстве. Но формировалась она русским народом - в его борьбе за свою веру и свою культуру. Соблазн принять то, что получилось, за результат самопроизвольного по преимуществу сближения народов и культур и говорить о некой самостоятельной, а не ситуативной роли народов, встроенных русскими в свое государство действительно велик. Русская цивилизация, мол, заимствовала, интегрировала, накапливала, отбирала лучшее... Это и есть соблазн цивилизационного мультикультурализима. И в общем-то он мало кого беспокоил бы, если бы присутствовал исключительно в исторических исследованиях. Но, увы, на этих фантазиях сегодня пытаются выстраивать реальную политику . Из Азии, видите ли, мы заимствовали когда-то "формат имперского государства"... Заверните нам это чудо - мы попытаемся им воспользоваться и сегодня... Но формат-то этот создавался в жесточайшем многовековом противостоянии русских чуждой религии и диким нравам. И лояльность русская "к этническому, конфессиональному и культурному многообразию," вовсе не заимствовалась, а постепенно, методом проб и ошибок выстраивалась, как реализация великой евангельской идеи самоограничения, которая понуждала рассматривать шаг иноверца навстречу тебе не как признак его слабости, а как свидетельство твоей правоты, как демонстрацию его доверия к тебе. И понуждала отвечать на это благодарностью - двойным самостеснением. Приблизительно через такой механизм подтягивались на русскую службу иноверцы и инородцы - формировалась загадочная русская лояльность. И вовсе не за счет мифического "широкого, плюрального взгляда" получила Россия возможность "объединить в гармонии огромное пространство", а в результате многовековой и очень последовательной борьбы за русские национальные идеалы.
Но то, что Россией было создано за века противостояния как Западу, так и Востоку, за века упорного прорубания самобытного - русского - пути, может сыграть и дурную роль. Если взять все это как данность, как дар, а не как завоевание, не как результат напряженного труда поколений. То есть воспользоваться всем этим как рецептом для приготовления модного цивилизационного коктейля... В современных евразийских подходах просматривается этот барменовский стиль.
Революция 1917 года оторвала Россию от Запада и жестко противопоставила ее ему. И тем самым перевела, казалось бы, чисто теоретический вопрос о несостоятельности западных претензий на универсальность в практическую плоскость , что собственно и обеспечило появление евразийства уже в качестве реальной политической теории.
Распад же СССР сместил и сами идеи евразийства в практическую область: мысль об объединении усилий стран и народов бывшего СССР для успешного противостояния в конкурентной борьбе не могла не возникнуть, а возникнув - не могла не соединиться с идеей евразийства.
Мощная, полностью оформившаяся русская империя 19-го века, фактически восстановленная в своих границах при советской власти и продемонстрировавшая во время второй мировой войны свою исключительную устойчивость... Соблазн рассматривать это уникальное полиэтническое и поликонфессиональное образование, как самопроизвольно сформировавшееся был, конечно, очень велик. А тот факт, что даже обглоданное до размеров современной РФ, это образование сумело не погибнуть в условиях постсоветского нашествия, по масштабам, по бесцеремонности и по беспощадности превышающего все прежние нашествия на Россию вместе взятые, увеличивал тот соблазн многократно . И интерес к процессу формирования империи утрачивался почти полностью: ну сформировалось что-то, и ладно - какое это имеет отношение к реальной политике. Оно, многоликое и загадочное, уже есть и прекрасно держит удар. И нам, реалистам-прагматикам, остается лишь одно: правильно сориентировать костлявую руку рынка ...
Так возникала иллюзия, что с помощью одних только экономических рычагов удастся собрать и удерживать в одном союзе отдельные народы и регионы и после того, как они почти четверть века провели в свободных бегах... Для этого и нужно-то всего ничего: собрать обломки порушенного Горбачевым- Ельциным в некотором удобном экономическом поле, и оно оживет и заживет. Во власти этой иллюзии оказались не только реалисты-прагматики от политики, но и современные пропагандисты евразийства. Но идея евразийского союза в нынешнюю ситуацию переносится, увы, механически, а ее даже с ситуацией 1986 года сравнивать нельзя. Потому что территория СССР представляла тогда собой систему - образование, совершенно не похожее на Запад, евразийское по сути своей, но выстроенное с очевидным и четким приоритетом одной - РУССКОЙ - культуры, единородной ( по христианским своим корням ) культуре Запада. СССР был именно системой, то есть не плюральной механической смесью разноприродных элементов, а образованием, напитанным колоссальным количеством различных связей - их старательно и выстраивала советская власть, принося порой в жертву чисто экономические, но никогда сущностные, цивилизационные интересы русского ( системообразующего ) народа. Сейчас этой системы фактически нет. Она еще не распалась полностью, но резко снизилось количество и, главное качество, внутренних связей. И последнее справедливо не только для всего постсоветского пространства, но и для самой РФ, в которой то ли сознательно, то ли по недомыслию высшей власти методично разрушаются главные внутренние связи - подавляется роль системообразующей РУССКОЙ культуры... И которая неотвратимо теряет статус системы - опрокидывается в механические смеси. Именно поэтому сегодняшнее чисто формальное использование идеологии евразийства, призывы слепить альтернативный европейскому евразийский союз - мультикультурализм чистейшей воды. Объединение на чисто экономической или территориальной основе без каких либо идеологических, культурных приоритетов ( у А. Дугин речь идет именно об этом : плюрализм и никакой иерархии) -мультикультурализм еще более безумный, чем внутригосударственный. И более опасный, потому что нынешнее состояние русского народа, его статус в самой России таковы, что слишком поспешные, ориентированные по преимуществу на геополитику действия по сколачиванию союза могут завершится не усилением, а гибелью России. Этот союз должны строить русские - окрепшие и избавившиеся от комплекса неполноценности. Русским должно быть это строительство , а не совместным.
И формирование реального евразийского союза не
начнется до тех пор, пока не будет максимально усилена роль русских
на присоединенных когда-то к России территориях. Чтобы объединиться
с Киргизией, Казахстаном, Таджикистаном на русских
условиях, а не на киргизских-казахских-таджикских или отвлеченных
геополитических нам для начала неплохо бы отделиться, отгородиться
от них и саму Россию отстроить на русских условиях. Сделать ее
столь привлекательной, чтобы в нее рвались. Рвущимся же и можно будет
диктовать свои условия объединения...
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |