С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. Сергей Кургинян и Александр Дугин - этюды пессимизма.20. Игорь Стрелков, Новороссия, " Суть времени". |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Сергей Кургинян и Александр Дугин - этюды пессимизма
20. Игорь Стрелков, Новороссия, " Суть времени".
Проект под названием, вынесенным в заголовок, приближается к завершению и потому самое время начинать готовить потенциального читателя к оптимистической его части. Этюд под номером 20 и есть такая подготовка.
Движением "Суть времени" наиболее сильно отражена -реально существующая в России и еще достаточно мощно выраженная в настроениях ее граждан - ностальгия по обществу, выстроенному не на безумствах рынка, а на принципах относительной социальной справедливости.
Конечно, от всех этих граждан и их диковатых настроений можно отгородиться - стыдливо прикрыть их какой-нибудь цветастой дерюжкой, как прикрываем, например, Мавзолей в часы празднования Дня Победы. Но не лучше ли наличие таких настроений признать и попытаться понять их...
Что касается движения "Суть времени", то оно не просто озабочено социальными проблемами, а явно претендует на роль лоцмана, призванного вывести Россию из нынешнего социального тупика. Более того " Суть времени" не только заявляет о своем монопольном праве на владение социальной истиной, а говорит об исключительно удачном синтезе своих социальных идей и российской традиции... Одним словом претензии "Сути" требуют самого внимательного отношения. Вот почему далеко не лучший вариант сводить прошлогоднюю июльскую активность "Сути" к интригам власти, олигархов, колонн под пятым, шестым и всеми следующими номерами... Куда полезней и для России, и для Новороссии, и для самой "Сути" допустить, что С. Кургиняна в Донецк сам С. Кургинян и послал... То есть его визит в столицу восставшего Донбасса, его оценки действий И.Стрелкова и вообще все, что мы слышали и видели от С.Кургиняна в Донецке и позже, по преимуществу определяется вовсе не предпочтениями господина Суркова и присных, а особенностями идеологии созданного С. Кургиняном движения.
Это движение достаточно стремительно оформлялось организационно, чему в немалой степени способствовало участие его в массовых, политически значимых кампаниях ( поддержка В. Путина на выборах 2012 , борьба с ювеналкой ). Появился и начал осуществляться собственный социальный проект " Сути" - александровская коммуна- своего рода советский плацдарм в капиталистической России. Но все эти свершения и дела пока не давали движению возможности выйти за грань своего рода секты. А к такому статусу подталкивало многое: и яркий неординарный лидер, и наличие специфической ортодоксальной идеологии, и изоляционизм движения - оно хотя и шло на контакты в определенных мероприятиях , но было плотно закрыто (оконтурено) идеологически.
Требовалось, одним словом, значительное, исторически значимое дело. До президентских выборов было далеко, но тут восстал Донбасс, взнузданный воссоединением Крыма с Россией, исключительной тупостью украинского руководства и очередным приступом амнезии у Запада, который придя, наконец, в себя после русской зуботычины 1945 года, вновь начал скалиться на Россию.
Нельзя было не обратить внимания на резкую смену стиля в выступлениях С. Кургиняна в 2014 году . Жесткая, подчеркнуто воинственная риторика конца февраля - середины марта и спокойный академический тон двух передач мая- июня, предшествующих его десанту в Донбассе. Причем, в июне отчетливо проступило это большое дело - силами существующих на территории Украины ячеек "Сути" возглавить национально-освободительное движение на ее территории.
И. Стрелков, прорвавшийся в Донецк во главе закаленного трехмесячными боями вооруженного отряда, видимо, этим планам кардинально мешал - легко и в полной мере перехватывал стратегическую инициативу. Полусектантский статус "Сути", ее претензии на абсолютность истины, открывшейся ее лидеру, исключал какое-либо продуктивное взаимодействие с донецкими, во главе которых оказался И. Стрелков - на его предложения встретиться со стороны С. Кургиняна ответа не последовало. Им был взят курс на дискредитацию И. Стрелкова.
Так что " сам себя и послал", скорее всего, и есть наиболее близкий к истине ответ на вопрос об июльской активности С. Кургиняна в Донецке. Вероятность решающего воздействия каких-либо внешних сил на его решение, видимо, не очень велика. У двух субъектов при движении к большим целям на определенном отрезке времени вполне могут совпадать направления движения - даже при полной противоположности целей. И тогда, наблюдая со стороны, очень легко убедить себя в том, что тот, который, скажем, политически сильнее нанял, купил, подчинил того, кто слабее. Хотя и последний сам себе голова , и в его странных действиях нет ничего, кроме его личных ошибок. А ошибка в общем-то, как правило, одна - старая как мир: непомерно высокая оценка себя и своей идеологии.
У С. Кургиняна, возможно, есть, если не понимание, то ощущение, что на Донецком плацдарме нового социального строительства, могут появиться люди и силы, способные задуматься о таком строительстве не на песке грез о сверхмодерне, а на камне традиции. Поэтому столь страстная атака на И. Стрелкова , главный мотив которой предельно прост - уничтожить потенциального конкурента еще в зародыше.
Возьмем для примера какую-нибудь конкретную публикацию "Сути", скажем, "Бородаевская АТО" - автор ruskom, конец августа, то есть спустя почти два месяца после визита С. Кургиняна в Донецк... И. Стрелков оставил Славянск по совету А. Бородая- этот тезис "обосновывается" здесь умело, с академическим спокойствием - без выпученных глаз и размахивания руками. Факты аккуратненько выстраиваются под заранее заданную оценку событий в Донбассе начала июля: не справляющийся с управлением в Донецке А. Барадай начинает интригу против одного из самых сильных полевых командиров и тянет из Славянска на помощь своего дружка И. Стрелкова. Два мелких интригана, чуть было не загубившие Д Н Р - вот впечатление, которое намерен создать автор материала. В нем ничего не говорится о роли С. Кургиняна, но в подтексте незримо присутствует то, что сам С. Кургинян будет повторять постоянно: появление его в Донецке всё тогда спасло, удержало, развернуло...
Но совершенно очевидно, что используя, без всяких добавлений, подобранную в публикации фактуру, можно предложить и иную модель, например, такую. Вооруженные отряды Д Н Р недопустимо автономны. Создание единого военного командования в Донецке саботируется. Скоординировать действия отрядов А. Бородай не может и, понимая это, призывает И.Стрелкова, чтобы, опираясь на его безусловный авторитет , добиться координации - превратить Донецк в укрепленный район. То есть убеждает И. Стрелкова совершить своего рода жертву качества - разменять часть территории Донбасса на единый военный центр в Донецке. И в дополнение еще один аргумент: защита Славянска и окрестностей имели смысл лишь в надежде на энергичное вмешательство России в новороссийский конфликт - ее пассивность превращала эту защиту в бессмысленное уничтожение сильного боевого подразделения.
Не пламенные речи С.Кургиняна, при такой интерпретации, а две тысячи вооруженных людей отряда И. Стрелкова успокоили полевых командиров ДНР. Исключительно фактом своего присутствия в Донецке - никаких зачисток и не требовалось. Причем не только их успокоили, но и существенным образом усилили оборонительный потенциал столицы республики . Ее же оборона несомненно становилась главной задачей в условиях фактического нейтралитета России.
Наряду с этой претензией к И. Стрелкову( оставил Славянск, сдал треть территории ДНР ) , предъявляемой как самим С. Кургиняном, так и членами его движения в совершенно недопустимых , бесцеремонных, подчеркнуто оскорбительных формах, выдвигалась и другая, связанная с тем, что И. Стрелков обнаружил непозволительную, с позиций правоверного члена " Сути времени", терпимость к не-красному миросозерцанию: он позволил себе выносить за скобки политические убеждения и придерживаться какой-то малопонятной, для людей со склонностями к крайностям , идеологии борьбы с общим , видите ли, врагом.
Эту идеологию нельзя , конечно, считать универсальной и прибегать к ней следует с большой осторожностью. Но главная проблема здесь совсем иного порядка - приблизительно того же , что существует и для А. Дугина. Как ученый, исследователь , А. Дугин может анализировать явления в свободном от этических оценок поле - снимать этическое поле, рассматривать явление в его, так сказать, чистоте и с этой стороны выходить на этические оценки. Но как действующий публичный политик он такой академической роскоши позволить себе не может. Так и в случае И. Стрелкова. Славянск объективно, то есть вне всяких его личных оценок и намерений, превращал его в фигуру политическую. И он был обязан оценивать и политические последствия столь любезного его душе выноса за скобку политических убеждений своих соратников .
Но в истории с его замполитом И. Ивановым значительно более важной является даже не стрелковская толерантность, в которую по-бульдожьи, мертвой хваткой вцепилась "Суть времении", а та, действительно, очень важная проблема, которую эта история резко обнажила - проблема красно-белого взаимодействия в современном русском социальном строительстве. От этой проблемы не удастся спрятаться в кущи кургиняновских цветных метафизик - ее не решить ни отрицанием белого, ни отрицанием красного. И ясно одно: не разобравшись с этой проблемой, Россию не отстроить как русскую цивилизацию ...
Мудрые люди советовали в связи с атакой С. Кургиняна на И. Стрелкова: не надо путать убеждения и поступки и особенно выдавать поступки за убеждения. Но в "Сути времени" именно это сознательно и путали - превращали И. Стрелкова в знамя антипутинской оппозиции , совершенно не обращая внимание на то, что не намерения И. Стрелкова, а планы всякой антирусской и антироссийской шушеры в отношении него да дряблая внутренняя политика президента Путина на подобное превращение прежде всего и работают.
Ставшая притчей во языцех стрелковская толерантность требует, конечно же , если не объяснения, то хотя бы толкования. С. Кургинян, например, воспринимает ее, исключительно, как политическую, в то время как она - из области психологии. И. Стрелков, да и, возможно и И. Иванов , очень остро воспринимают разрушение русской традиции. Они не формулируют это четко, но вполне возможно чувствуют - все нестроения наши именно отсюда. Традиция порушена, и русский идеалист цепляется ( не может не цепляться) за любую ее форму - как за спасательный круг.
Чисто политическое толкование проблемы красные-белые, похоже, безнадежно устарело, и С. Кургинян со своим делением всего и вся на два цвета - несомненно, во вчерашнем дне. Малейшие оттенки белого в красном воспринимаются им как всемирная катастрофа и белых с красными он будет разводить, видимо, с нарастающей интенсивностью.
Полной противоположностью С. Кургиняну является здесь господин Просвирнин . Он ( см. , например, его публикацию под названием "Как Новороссия примирила красных и белых" ) ярый противник любой идеологии - вдохновенный апологет смесей, сборных солянок, коктейлей... Если у С.Кургиняна пусть не очень качественная , но ясность, пусть с маузером, приставленным к виску , но выбор, то у г. Просвирнина - сознательное погружение в кашу, в трясину. Если в первом случае секта очевидная, идейная, то во втором сознательное идейное усреднение, антиидейная дрессировка - подготовка такой социальной "субстанции", которую можно развернуть ( одной глоткой! одним взмахом руки! ), в пользу любого из ее компонентов . У С. Кургиняна главное ясно определено. У г. Просвирнина главное может быть любым. Отсутствие идеологии - это ведь тоже идеология и куда более агрессивная и эффективная. А если применить ее на полях, лет двадцать перепахиваемых ЕГЭ ... Г. Просвирнин уже продемонстрировал , как можно будет воспользоваться этой раз-идеологизированной массой при случае - что можно будет выкрикнуть, как можно будет взмахнуть рукой.. Его буйный погромный скетч о 22-м июня 41-года - яркий пример разведки боем.
Симпатии И. Стрелкова к дореволюционной русской армии, да вообще к всему русскому дореволюционному, вызвали, естественно, повышенный интерес к нему у поклонников старой России, которые на свой лад могли интерпретировать и восставшую Новороссию. Но это был интерес к Стрелкову. А "Суть времени" подавала его, как интересы самого Стрелкова ... И на этой вольной интерпретации-передергивании развернула против него погромную кампанию. Такой же в точности прием подмены интереса задействован и г. Просвирниным.
Не последнюю роль в тех сложностях, с которыми столкнулся И. Стрелкова,
сыграла и позиция политического руководства России. Оно по этому
поводу не высказывалось, да и не рискнет высказаться, наверное. Но
позиция такая существует, и она за 2014 год постепенно определилась .
Суть же ее сводится к сдерживанию Новороссии - к блокировке
всех ее инициатив в социальной области. Новороссия, заточенная на
социальную справедливость, возможно, воспринимается российской властью
,как угроза ее существованию.
Если "Суть времени" идею Новой России лишь компрометирует, то путинский проект России-корпорации, заталкивающий русскую цивилизацию в европейский миксер, убивает эту идею на корню. То есть в определенном смысле позиции С. Кургиняна и В. Путина сближаются. Как и, видимо, их взгляды на Новороссию, которую и тот, и другой отказываются рассматривать как плацдарм для запуска русского цивилизационного проекта. Да, плацдарм, конечно, слабенький - не до жиру, но там уже была попытка объявления войны хамскому олигархату, там идея игорной зоны в Крыму и трех дней бы не прожила... И там появился человек с ружьем...
Потому неприятие. И давление. С одной стороны - оформившейся государственной идеологией (В. Путин) . С другой - выращенной в пробирке идеологией сверхмодерна(С. Кургинян).
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |