С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. Плюриверсум или все-таки цивилизация с доминантой .
|
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Плюриверсум или все-таки цивилизация с доминантой .
Недавно опубликованная работа А. Дугина "Плюриверсум и геополитика ночи" - (http://www.odnako.org/blogs/plyuriversum-i-geopolitika-nochi/) по статусу своему несомненно относится к числу идеологических меморандумов. Можно не соглашаться с отдельными ее положениями, но нельзя не признать, что это хорошо продуманная и логически безупречно изложенная концепция (парадигма, если угодно).Концепция очень ясная - отвлекающий, дезориентирующий камуфляж отсутствует полностью . И главное - хорошо просматриваются ( хотя и не названы явно) те положения, которые взяты в качестве опорных, то есть приняты как постулаты - на веру.
Вот эти постулаты и предлагается обсудить.
Однополярность и многополярность (плюральность) - как два самостоятельных, самоценных и конкурирующих друг с другом состояния земной цивилизации... Это и есть один из тех первых принципов, что положен А. Дугиным в основу . Развивая его, он приходит к выводу, что господствующее ныне состояние однополярности сорвалось в процесс стремительного вырождения и у земной цивилизации теперь остаются лишь две возможности: либо самоуничтожение, либо переход в многополярное состояние.
Две возможности остаются и у того, кто знакомится с дугинской концепцией: либо безропотно принять предложенное, либо поставить под сомнение взятый А. Дугиным за основу первый принцип.
Но усомниться в первом принципе ( любом ) можно лишь одним способом: нужно предложить альтернативу ему - принять на веру какой-то иной принцип.
Сформулировать же его можно, например, таким образом.
Связанная с исключительным многообразием природных условий на земле многополярность является, и всегда являлась, единственным состоянием земной цивилизации. Развиваясь, это состояние структурируется и формирует, в частности, свою доминанту -
с определенного момента в таком качестве и оказывается европейская цивилизация. Именно эта вполне естественная доминатность ее и предъявляется как универсальность. А от последней до однополярности совсем недалеко .
Если все это принять, то дугинские сумерки однополярного мира - это не столько вырождение какого-то базового состояния земной цивилизации, сколько кризис ее доминанты.
Очевидно, что подобная смена первого принципа открывает определенные и немалые возможности. В частности, позволяет оценивать социальный эксперимент, осуществленный Россией в 20 веке, прежде всего в качестве попытки выстроить новую цивилизационную доминанту...
Возникает возможность и для более адекватной оценки деяний нынешней российской власти. Получается, что она так и не отказалась от намерения удержать Россию в поле господствующей доминанты , то есть соорудить из страны сильную и достаточно независимую часть западноевропейской цивилизации. В рамках представления о цивилизации-доминанте особенно очевидно, что все эти средневропейские упования нашей власти, это строительство России-корпорации на просторах единой Европы от Лиссабона до Владивостока ( а то и далее вокруг шарика вновь до Лиссабона) это не что иное, как батрачество на Запад . И редуцирование ( опрощение) цивилизационной задачи России. Но Россия, как страна исключительных природных богатств, уникального исторического опыта и того универсального культурного поля, что генерирует ее государствообразующая религия - Православие , должна и обязана отстроить себя в качестве доминантной цивилизации Земли. Попытаться сделать это еще раз . Но только теперь с опорой исключительно на русскую традицию.
Увы, но взятый А. Дугиным за основу первый принцип приводит к представлению о мировой цивилизации, как о плюральной, бездоминантной, мультикультурной( мультицивилизационной)... То есть к тому же качественному эффекту, к которому приводит
мультикультуралисткое толкование евразийской идеи. Но подобные бездоминнатные системы на устойчивое существование, тем более в условиях неравновесности ( а интенсивность информационных потоков окончательно перевели земную цивилизацию в такое качество ), претендовать не могут.
Плюральный цивилизационный проект если и возможен, то, видимо, только для совокупности... аболютных автаркий. Любое же взаимодействие в такой совокупности - это шаг к структуре с доминантой .
В статье А. Дугина просматривается и еще один базовый( первый) принцип. Но о нем - в следующей реплике.
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |