С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               ("П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И").

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА.

                               Плюриверсум или все-таки цивилизация с доминантой .

                                      

 

ГЛАВНАЯ 
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ  

 

Плюриверсум  или  все-таки  цивилизация  с  доминантой .

  

Недавно   опубликованная работа   А.  Дугина    "Плюриверсум и геополитика ночи" - (http://www.odnako.org/blogs/plyuriversum-i-geopolitika-nochi/)  по статусу  своему   несомненно    относится к числу  идеологических   меморандумов.   Можно  не  соглашаться  с  отдельными ее положениями, но нельзя  не  признать, что   это  хорошо продуманная  и  логически  безупречно  изложенная концепция (парадигма,  если  угодно).Концепция  очень   ясная -       отвлекающий,  дезориентирующий  камуфляж   отсутствует    полностью .  И  главное -  хорошо  просматриваются  (  хотя  и не  названы   явно)  те  положения,  которые   взяты   в  качестве  опорных, то  есть  приняты   как  постулаты  -  на  веру

Вот  эти    постулаты  и  предлагается  обсудить.

 

 

   Однополярность   и  многополярность  (плюральность)  -   как  два  самостоятельных,  самоценных  и  конкурирующих друг  с другом   состояния  земной  цивилизации...  Это    и есть  один  из тех   первых  принципов,  что  положен  А. Дугиным в  основу .   Развивая  его, он  приходит  к  выводу,  что господствующее   ныне  состояние  однополярности    сорвалось в  процесс  стремительного  вырождения и  у земной    цивилизации   теперь  остаются  лишь   две  возможности: либо  самоуничтожение,  либо  переход  в  многополярное  состояние. 

  Две  возможности  остаются    и    у того, кто   знакомится  с  дугинской  концепцией:   либо  безропотно  принять  предложенное,  либо  поставить  под сомнение   взятый А. Дугиным  за  основу  первый   принцип.

  Но  усомниться  в первом принципе ( любом ) можно  лишь  одним способом: нужно  предложить   альтернативу  ему  -  принять  на  веру  какой-то иной   принцип.

 Сформулировать  же   его  можно,  например,  таким  образом.

 Связанная   с исключительным  многообразием природных  условий  на  земле многополярность  является,  и  всегда  являлась,  единственным  состоянием   земной  цивилизации.   Развиваясь,  это состояние  структурируется  и  формирует, в  частности,     свою  доминанту -   

с определенного  момента      в  таком  качестве  и  оказывается   европейская   цивилизация.     Именно эта    вполне  естественная    доминатность   ее     и   предъявляется   как универсальность.  А   от  последней   до   однополярности  совсем недалеко . 

 Если  все  это  принять, то  дугинские сумерки однополярного  мира   - это    не столько   вырождение  какого-то  базового  состояния  земной  цивилизации,  сколько кризис   ее  доминанты.   

  Очевидно,  что  подобная  смена   первого  принципа   открывает  определенные  и  немалые  возможности.  В  частности,  позволяет  оценивать  социальный  эксперимент, осуществленный  Россией  в  20  веке,  прежде   всего  в  качестве   попытки  выстроить  новую  цивилизационную   доминанту...

  Возникает  возможность  и    для  более  адекватной  оценки   деяний  нынешней  российской  власти.  Получается,  что  она   так    и   не  отказалась  от намерения    удержать  Россию  в  поле  господствующей       доминанты ,  то  есть   соорудить   из  страны  сильную  и  достаточно  независимую часть   западноевропейской  цивилизации.   В  рамках  представления  о  цивилизации-доминанте   особенно  очевидно,  что  все  эти  средневропейские   упования   нашей  власти,  это  строительство  России-корпорации  на просторах  единой  Европы  от  Лиссабона  до  Владивостока (  а  то  и  далее  вокруг шарика  вновь до Лиссабона)   это  не что  иное, как  батрачество   на  Запад .  И   редуцирование (  опрощение)   цивилизационной задачи  России.    Но  Россия, как  страна исключительных природных    богатств, уникального  исторического   опыта и   того универсального культурного  поля,  что  генерирует   ее государствообразующая   религия - Православие , должна  и  обязана отстроить  себя  в качестве доминантной  цивилизации   Земли.   Попытаться  сделать это  еще  раз .  Но  только  теперь с  опорой   исключительно   на  русскую традицию.

 

Увы,  но  взятый  А.  Дугиным  за  основу  первый  принцип   приводит     к  представлению   о мировой  цивилизации, как о   плюральной,  бездоминантной,  мультикультурной( мультицивилизационной)...     То  есть    к  тому же  качественному   эффекту,  к  которому  приводит 

мультикультуралисткое  толкование  евразийской  идеи.  Но  подобные бездоминнатные  системы  на  устойчивое     существование,  тем  более  в  условиях неравновесности ( а интенсивность   информационных  потоков    окончательно  перевели земную  цивилизацию в  такое  качество ),  претендовать  не  могут.

 Плюральный  цивилизационный    проект   если  и  возможен,  то,  видимо,  только  для   совокупности...   аболютных  автаркий. Любое    же  взаимодействие в  такой  совокупности   - это   шаг  к    структуре  с  доминантой .

 

В  статье  А.  Дугина   просматривается  и еще  один  базовый(  первый) принцип. Но  о нем  -  в  следующей  реплике.

 

 

 


  
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков