С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               ("П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И").

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА.

                                 Бессмертный  полк  и русское  национальное   бытие 

                                      

 

ГЛАВНАЯ 
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ  

 

Бессмертный  полк  и русское  национальное   бытие

   Май  закончился -  самое время  высказаться    о   юбилейном  праздновании   Дня  Победы.

                                           1.1.

 В  2015-ом, как  никогда  в  последние  годы,  разделились  два отношения  к  этому  празднику ,  две  его  концепции, если  угодно -  официальная, властная и  народная.

   В официальной  концепции по  сравнению  с   прошлыми  годами  мало  что  изменилось.  Да,  красный   флаг   Победы  был вынесен на  параде впереди  российского государственного,  но  в  общей  оценке  Победа   России в  Великой  Отечественной   войне   явно  уступила   место   мировой победе   над  фашизмом. То  есть  следствие  оказалось  впереди причины   - Русской   победы над   Германией(1) ,  а  фактически победы  русской  цивилизации  над  западно-европейской. 

Эта  инверсия  в  связке причина- следствие прослеживалась  во  многом .  И  в акцентах, расставленных   президентом  Путиным   в  его  речи на  Красной  площади;    и  в демонстративном   невнимании  как   к   Верховному   главнокомандующему   той  войны,  так  и  к  когорте его  блистательных   маршалов;  и в  голубоватой  фанерной   портянке, наброшенной на  строение,  у    подножья которого,  собственно, и  был  подведен  итог  Великой  Отечественной  Войне ;  и в  наличии   иностранных   войск,  марширующих   по  Красной  площади  и   совершенно  неуместных там  в   день  Великой Русской  Победы  -  она, если и  стала  одновременно   победой других  народов многонациональной  России,  то  только  потому, что   они   воевали  в армии   России,  где  русские  составляли  подавляющее большинство. 

                                                    2.

 

Что   касается  Верховного  Главнокомандующего,  то  рано  или  поздно  он  займет,  конечно,  место  в  истории Русской  Победы  1945, соответствующее  его  заслугам.  Не   может  не  занять  и  потому, что " из всех правителей государства нашего после Киевской Руси он наиболее приблизился к идеалу бескорыстного и самоотверженного служения Отечеству" (2).  Понимание   того,  что "Сталин – это власть, очищенная от собственности, а значит, от жадности, алчности и привязанности к плотскому. А потому сверхрусская" (3)  и  поставит  всё,  в  конце  концов,   на  свои  места   даже  на  фоне  самых  жестких  оценок  других  сталинских    деяний. 

 Пока  же  высшая  наша  власть  продолжает  и  в  этом вопросе  суетливо  ерзать.  Причина   же  того  очень  точно схвачена здесь(4): "Победу СОВЕТСКОГО (!!!) народа отметить хочется, а то, что народ был советский вспоминать опасно ...   Так и мучаются каждый год бедняги ..."   
                                 

                                          3.

   Об     инверсии    свидетельствует    и то  место, которое    в  торжествах  было  предложено   занять Русской Православной  Церкви.  Ей ,судя  по  всему, рекомендовали отделиться  в  эти  дни   от  светской  власти полностью  и    праздновать  юбилей  автономно.     Хотя,  если исходить из  той  традиции  взаимоотношений  церкви  и  государства, что   сложилась  в  многовековой  истории  русских  побед,  то нельзя  не  признать,  что       традиционно русским   было  бы  совместное (патриарх и президент) возложение   9 мая  венков на  могилы  Неизвестного  солдата,  Верховного  главнокомандующего Сталина  и к  урнам   маршалов Победы.

  Понятно,  что    такой разворот   к   русской  традиции   плохо согласуется с      политическими реверансами   как  в  сторону  Запада,  так  и в  направлении Востока.  Но    с   фактом  Победы   45-го  года  России   над  Европой    мир  вряд ли  в  ближайшие  годы, да и вообще когда-нибудь, смирится. Так что, может  быть, хватит    подстраивать  эту  Победу   под   нерусское   восприятие  - она    никогда  не  утратит    своего планетарного   значения  и  в ранге  национального  государственного праздника.

                                               4.

В   официальной   концепции юбилея центральное     место   было   отведено     исключительно  мощному   параду.  Этой  мощью    мы  уже  не  подстраивались ,  а    по  партитуре ,очень похожей  на  ту,  что  сложилась  к 45-ому, настраивали  на  нужный   нам   лад  недружественное  восприятие  нашей   Победы.    И  именно   в мощи  парада официальная  концепция  праздника  обретала статус    народной.

  Но  9  мая 2015  года  народ, приветствуя парад,  не  только  безмолвно  присоединялся к   официальной  концепции.   Он с  не  меньшей  мощью    предъявил    свою   -    главным  событием всех праздничных  мероприятий  стало     народное  шествие,  получившее   название "Бессмертный  полк".  

   Предложение  разделить    в  дальнейшем празднование  Победы  и   памятное   шествие  заслуживает , конечно  же, самого  серьезного  внимания,  поскольку     победную  тональность,  действительно,  есть  смысл  оставить    9 мая единственной  -  той, какой  она    была  в  тот  день  в  45-ом.   А  памятное  шествие ,  может  быть,   и  в  самом  деле лучше  перенести  на    нерабочий день  22  июня ...

    Но  даже  если  это случится,  9 мая  2015   года   все  равно  останется  в   истории  России как     великий  день   начала  самоорганизация  русского  народа. По существу,  9  мая   в России состоялся   русский  марш   - настоящий,  полноценный.  И   многонациональный.

                                                   5.

 

  Власть  и  в  центре  и на  местах  несомненно   способствовала  этой  народной  инициативе -  порядок ,  во  всяком   случае,  был  обеспечен (  ненавязчиво,  деликатно)   идеальный.  Очевидно ,что   по  всей  стране      для  народного  марша   был  задан  сверху  режим   наибольшего  благоприятствования.

 

И представители  высшей российской  власти  в  двух,  по крайней  мере,  случаях  явно  продемонстрировали   свое  единение  с  народной  инициативой.   Принимающий  парад министр  обороны,     проезжая под   Спасской ,  остановился и осенил себя крестным  знаменем ...  Президент   Путин с  портретом  отца-фронтовика    возглавил    колонну... 

Этот жест президента получил,  можно  сказать,   высочайшую  оценку(5): В.  Путин "... отчетливо показал не только внутренней оппозиции, он показал и внешним врагам: мне достаточно обратиться напрямую к народу, и я смету все"...

Для  правителя  России полмиллиона   москвичей,  выстроившихся от  Белорусского  до  Красной,  действительно,   могут  стать   поводом   для   подобных  мыслей.   Но   далеко  не  очевидно,  что  президент Путин   этим  поводом   в  той  или иной  форме   воспользуется.   И,  скорее всего,  не  потому,  что не  рискнет,  а наоборот - старательно  приглушит   их   в себе. Уж  больно не  вписываются в  идею  партнерской  Западу России-корпорации    эта   внезапно   обнаружившая себя  и оформившаяся в поступок память народа о     героических дедах-прадедах.  Ведь  на  Тверской  и   на Красной   народ  тихо, мирно,  без  единого  расквашенного  носа ясно  высказался  за  Россию-цивилизацию.

 

                                           6.

 

В  связи  с  памятным  маршем достаточно  много  говорилось    о ... не  совсем  праведном   рождении  этой  идеи:  провинциальный  телеканал ,  созданный   на   деньги некоммерческой  организацией,  финансируемой правительством  США (6) ...Все   это, наверное,  полезно  знать.  Но  очевидно  и  другое: то,  что начиналось на  американские  деньги    на томском  канале,    зажило,  ведь, своей  и  совершенно неожиданной   жизнью.  Авторы   идеи явно  недооценили   ее   возможностей   -  того, в  частности,  что  она   может  срезонировать  с русским  архетипом ...      И    люди,  действительно,"через свою воевавшую родню... вновь ощутили принадлежность к народу-победителю, которому всё по плечу" ...   И   " вышли на улицы так, будто мы победили только вчера"...   " Губительное перекодирование смыслов провалилось. Вместо него случилось пасхальное чудо преодоления смерти. "Бессмертный полк" превратился во вселенский крёстный ход, в котором с нами рядом шли воскресшие предки. Мы несли их лики, подобные иконам святых." (7) 

Возвышенный  тон  Дениса  Тукмакова   в  этих оценках  совершенно естественен.  Но      где    находится  источник  этого  чуда?..  У  Д. Тукмакова  нет однозначного ответа на  этот  вопрос. Да, он  готов  видеть   в марше 9  мая   сознательную  акцию  верховной  власти  - " гениальную путинскую операцию по вызволению из безвременья целого народа".  Но  он    допускает и  альтернативу: " уставший ждать народ вышел и крикнул в миллионы глоток неуклюжей власти, замешкавшейся с Русской весной: "Пора! Давай же! Прочь сомнения и страхи!"

     Второе,  похоже,   ближе  к  истине. Хотя  это  еще  не крик.  Народ  просто очень  выразительно   глянул  в глаза     не  совсем  адекватному  правителю, к  которому  понимание,  что он правит  не   Голландией, Польшей и  даже  Америкой,  а  Россией,  приходит   недопустимо  медленно   да  еще  по  весьма  и весьма неперспективной схеме:  шаг вперед -  два шага назад.

 

                                           7.


    Природу этой   народной   инициативы    попытался  выявить  и  С.  Кургинян.  В своей  статье   " Гражданский порыв"  он, кажется  единственный, говорит о   самоорганизации  - " безусловной, совсем уж неоспоримой, бескорыстной ".  Но   в  более   позднем  материале (8)   от  термина  самоорганизация    отказывается  и    предлагает    приблизительно  следующую   модель.

Россию   от  идеологической агрессии,  начавшейся  в  горбачевские  времена ,  спасла  внутренняя    рыхлость.  Колоссальные  силы, особенно  после 1991  года,  были  брошены  на  уничтожение  внутренней   структуры  страны.  Но в России, к  счастью,  не все   переведено  в  логос -  глубинные   смыслы   бытия    у  нас     структурированы не  до конца,  в   чем, надо  полагать,  и находит  свое  выражение  внутренняя  рыхлость.   Именно  эти   - недооформившееся -   смыслы    сумели   сохраниться  в годы  структурного  разгрома , а сохранившись,    сработали 9  мая   2015  год.

  Феноменологическую  модель      С. Кургиняна  вполне можно  было  бы  признать близкой   к  истине, если  бы  ни   его  ремарка: "к  религии  это  не  имеет   никакого  отношения".   Как  раз   к  религии  эта  модель   и  имеет самое  прямое  отношение .   

                                                      8.

 

 Если уж  начинать  разговоры  о  том,  что  не всё  в России  переведено  в логос,  то  обязательно  нужно   уточнять  -  в западноевропейский  логос.   Глубинные  смыслы  бытия  у  нас, конечно же  свои -  со  своим, особым   типом  структур.  Они    сформировались  и  до  сих  пор пребывает   в  сильнейшем  поле  Православия .  В  силу   этой   своей  специфики, а отнюдь  не  по причине рыхлости,  они   оказался  не   по  зубам   западно-европейским  партнерам     Михаила  Сергеевича  и Александра  Николаевича...

   Другой  тип    цивилизации  -  другой    логос...  Он-то   и   сработал  9  мая  2015  года.

  Но   цивилизационный  подход  к  социальным  проблемам у  С.  Кургиняна,  как  известно, понимания  не  находит.  Отсюда, в  общем-то,   и   его  упоминавшаяся    выше  ремарка  о церкви, и   сама его   модель,  и  его     оценки   перспектив народной  инициативы  от  9  мая  2015 года.   На  новую  волну  не надейтесь   -  без "мощного  структурного  переоформления "  инициатива  пойдет  на  спад.  То  есть    рассчитывать на самопроизвольный рост  самоорганизации  -  пустые хлопоты.  Перед  нами  лишь  предпосылки, и    без   чего-то  особого ,  способного   генерировать    структуры,  нам  не  выжить...   Искать  же это    нечто   предлагается   в  недрах   теологии  освобождения, в  рамках  которой,  как  утверждается, проблема церковное- светское    уже  решена  -   давно и  окончательно.

Церковь,  таким образом,  и   в  модели  С.  Кургиняна  оказывается   "причем",  но   опять-таки   под покровом    западно-европейского    логоса ...

 

                                                      9.

 


Бедная, несчастная Россия...  Кто ее только  ни пытался  структурировать.   Варяги, орда, тевтонский  орден,  поляки, шведы,  французы,  немцы...  Нынче  же   и потомки  все  прежних структуризаторов  оживились   и  новый - заокеанский   - надрывно   трясет  губой...  Лучше бы  развернул свой  структурирующий   взор    куда-нибудь  в  юго-восточном  от  своей  резиденции направлении  - сориентировал  его  на      родные  пенаты...

  Византия,  считай,  единственная  их значимых и крупных   субъектов  мировой  истории на  строительство   каких-либо структур  в России  не  претендовала, а положилась  на   силу  того  смыслового   поля, в котором  сама  обитала .  И  не  ошиблась - получила перспективного   наследника.

Так  что   9  мая   2015    сработали   все-таки вполне   оформившиеся  смыслы  -  структурированный по-православному,  по- византийски,  а не по-берлински-парижски- вашингтонски ..   Да,  это  вспышка, которая ( и здесь  с С. Кургиняном   нельзя  не  согласиться)   сама  себя  не  усилит  и, скорее  всего,  может  зачахнуть.  Но  не  потому,  что  бесструктурна  ее  основа,  как  считает С. Кургинян,  а  потому,  что    ее структура  в  качестве   единственно  надежной большинством   пока не  принимается.  Так -  странность,  недоразвитость,  а  то  и  дикость ... В  то  время, как    это  -  наше русское  традиционное  бытие,  в  чем-то забытое,  в  какой-то мере растерянное, а  местами   просто размытое   западными  испарениями,  но  оказавшееся  способным обнаружить  свою изысканную структуру   и после  четверти  века   западно-европейского   ига. А    это  иго  не  сравнишь  с   наивно-туповытым татаро-моногльским - под  западным  год  за  четвертак  идет...

 

                                          10

 

  И  без   опоры    на русскую  православную  традицию из- под  него  не выбраться.

  Поэтому  и основную задачу  для начавшейся 9  мая  2015   года  народной  инициативы есть   смысл формулировать несколько  по-иному...

Да,  вспышка - юбилейная, ситуативная...  Но вспышка, которая развернула внимание  людей  от самих  себя на два, а  то  и  на три  поколения  вспять. Они,  нынешние  30-40 летние , вдруг  обнаружили  своё,  близкое   себе  не только в  успехах  и развлечениях,    но и в   идеальном  - в жертвенном служении  родных  своих  другим.  Этот разворот,   это   массовое приоткрытие   русского  бытия  (вспышку   русского  дазайна - А.Г.  Дугин   выразился  бы здесь  именно  так)  и  нужно  попытаться  поддержать  и удержать. 

  Как    удержать -поддержать,  как вывести русское   бытие из забвения и возвысить его  -  для  национально  ориентированной   власти  это  не  вопрос...  Но   существует  возможность  и  дальнейшего  приоткрытия   его  снизу.

   Да,  9 мая(  или 22 июня)...  Да,   марши  с  фотографиями,   иконами,  со  священством     во главе колонн. Но по окончании    все это должно  разноситься  не  по  домам и квартирам  , а по родовым  музеям.  Вот   их-то   и надо создавать    и обустраивать.

  А  если  отступить еще на  два-три поколения -  это уже и первая  мировая,  и русско-турецкая... А если двинуться еще дальше   -    к  крымской  и отечественной  12-го года  ...  А  если   в   интернете  появится  социальная сеть, объединяющая родовые  музеи и    соединяющая   в  единое  расходящиеся  ветви  отдельных  родов...

Семейные родословные,  вскрытые   на пять  -шесть   поколений  вглубь  - и  Россия  покроется  мощнейшей     самоуправляющей    структурой,  выстроенной   на  памяти  к  великим подвигам  народа  и     с    лидерами исключительно   неформального   толка. 

 Структурой, по политическому  влиянию  с   которой   вряд ли   сможет сравниться   какая-нибудь партия.

 

 

 

Примечания.

 

1. " За победу  над Германией"   называлась, напомним,  главная   медаль  45 года.

2.   Е. Чернышев (  http://www.nakanune.ru/articles/110424 )

3.   Мысль   эта  принадлежит А. Фурсову.

4.    http://waspono.livejournal.com/475325.html

5. Александр Жилин (http://www.nakanune.ru/articles/110440)

6.Например,здесь (http://patriotka.livejournal.com/25893.html)

7. Денис  Тукмаков,  статья  в  "Завтра"     (http://zavtra.ru/content/view/bessmertnyij-narod/       ) 

8.  Суть  времени, выпуск  87. 

 

 


                                                 Отклики   читателей

 

На  сайте М. Хазина, где  статья  также была выложена, появились отклики, и даже небольшая  дискуссия  состоялась:

 

1.     03.06.15 14:27 комментарий к Бессмертный полк и русское национальное бытие от Аrandr [arandr]
Только поднял руки, чтобы похлопать, но понял, что хлопать-то и нечему.
Главная мысль опуса - это не бессмертный полк, не возрождение русского духа, нет, это всё фантики. Главный смысл, который раз за разом нам пытаются вдолбить вот он:

[q]Валерий Суриков [surikovvv] 03.06.2015 13:20 писал:
Глубинные смыслы бытия у нас, конечно же свои - со своим, особым типом структур. Они сформировались и до сих пор пребывает в сильнейшем поле Православия . [/q]
Так что же, выходит до Православия не было на Руси никаких глубинных смыслов бытия? Cвоих, с особым типом структур? Может, и народа-то русского не было, были так - дикари какие-то, язычники бестолковые?
Господа церковники, а вам не кажется, что вы немного подоборзели?

Это ваше Православие, господа, сформировалось и пребывает в поле русских структур. Это вы питаетесь энергией русского общества и не просто питаетесь, а во многом и паразитируете на этом. Стыдитесь, если ещё можете.

PS Я намеренно не стал рассматривать роль церкви в годы ВОВ, оцените это.

______________________________________________
2.
Моя ответная реплика
Были,  конечно же  были,  любезный  Аrandr, на  Руси до  Православия   свои  глубокие смыслы; и особый тип  структур существовал, конечно...  А  вот  цивилизации  русской  не было. Рождалась  она в  больших   муках -     и под  покровом Православия. Оно тоже  в  свое  время, с  4-го  по  8-ой   век(  времена вселенских  соборов),  не без  больших  мук   родилось -  бывали   времена, когда  Запад оказывался  более  православным  , чем  Восток. Но  оформилось  Православие все-таки   до  появления  русского государства. (" Это ваше Православие, господа, сформировалось и пребывает в поле русских структур"  -  здесь   Вы, сударь,  явно погорячились).

 Долгий же путь  русских к своей  цивилизации  начался  их движением с  благодатных днепровских берегов   на  суровый северо-восток, пролегал  через  века  подчинения  и  противостояния   Орде  -  лишь в царствование  Ивана Грозного контуры русского  государства, как  особой   православной цивилизации,  стали  проступать с такой очевидностью,  что  Запад  тут же,  не мешкая,   организовал  первую крупную русскую  смуту..

 И   путь  этот  был  путем   борьбы  за   православную веру   и  только  потому   за русское государство...   Именно такая  причинно-следственная  связь  реализована   в  русской  истории  -  за  веру, а потому  за государство.  Так  что   к  истории   адресуйте свои   претензии.   Для  Вас   подобная причинная связь   пока  неприемлема (  "пока" или  "уже"  -   здесь самый  интересный  вопрос ). Потому  и  гневаетесь.  Потому  и  "пали  руки",  поднявшиеся  было  для  хлопков .  И  конструктивные  мысли   ушли - " стайкою, наискосок" ...

  Русский   дух  - он по преимуществу  православный.     И  если эта  простая  истина не находит   абсолютной  поддержки (для  тех, кто  ведет  борьбу   с  Русской цивилизацией,  это, конечно же, -  безусловная истина ),   то  и  потому, в  частности, что  при оценки  роли религии в  истории   обычно  концентрируют внимание в  основном  на догматической  и  обрядовой стороне  конфессий. В    то  время как историческая сила конфесси заключена  в      ее  внеконфессиональном( культурном,   если угодно) поле  -  в  том,  какое влияние  она   может   оказать на  представителей  иных  конфессий,  на не-теистов  и  даже а-теистов. Это влияние, если оно есть,  не  пропадает  даже   в  том  случае, когда   активного интереса к догматике   и обрядам не  возникает  -  в  этом  все  дело . Само   внеконфессиональное  поле, естественно,  формируется под воздействием догматики.   И    если монотеизм    дохристианский, иудаистский выстраивал,  скажем,  свою  этическую   систему  исключительно  на   внешних по  отношению к  конкретному   человеку ограничениях ( заповеди,  законы,  установления ),  то христианский   монотеизм  развернул человечество   в  этом отношении  весьма  и  весьма  существенно.  Через  идеею  Боговоплощения( краеугольный   камень  христианской  догматики)  оно  было  ориентировано    на  то, чтобы  внешние ограничения   для  каждого  становились  его   личными,  его   потребностью.  Идея  личного самостеснения,    стала  сердцевиной    не  только  Нагорной  проповеди, но  и  всего  евангельского  извода христианства.  Православию (  эта его   догматика  выделывалась    четыре с лишним  века  на  семи  вселенских  соборах ) удалось  в   максимальной  степени  удержаться  в  рамках  евангельского извода.  Россия  же в  поле Православия  сумела    сделать     идею  самостеснения  опорной идеей созданной  ею  цивилизации.

За последнюю  четверть   века  российской  власти с  ее   западными  партнерами,  казалось  бы,    удалось  эту  идею  вытоптать  почти  полностью.  Но она, как  выяснилось,  -  в нашей  крови, в  наших  костях...  И  русским   маршем   9 мая  2015 года,     многомиллионноустным  беззвучным  выкриком "Помним  о  вашем   самозабвенном  подвиге  и гордимся  вами"  Россия  это  убедительно  продемонстрировала. А  значит,  и  о своей  верности  Православию   напомнила заодно.

  Приблизительно  так   все   складывается,  милостивый  государь.

   _____________________________________________


--------------------------------------------------------------------
3.   06.06.15 18:18 комментарий к Бессмертный полк и русское национальное бытие от Аrandr [arandr]

[q]Валерий Суриков [surikovvv] 06.06.2015 08:14 писал:
А вот цивилизации русской не было. Рождалась она в больших муках - и под покровом Православия. [/q]
Это смотря что называть цивилизацией. Если Православие у вас главный признак "русской цивилизации", то вы, конечно, правы. Думать так - это даже не смешно.
Но не будем спорить о "цивилизации". Речь шла о том, что вы назвали "глубинные смыслы бытия" и "свои, особые типы структур". Можно по разному называть то, что отличает наше, русское (в широком, как говорит Кургинян, смысле) мировоззрение от западного. И если начать перечислять эти отличия, я там не найду ни одного, которое основано на вере. При чём тут православие? Я ещё раз повторю вам свой вопрос, более конкретно: были ли эти мировоззренческие отличия до православия? Утверждаете ли вы, что до прихода православия, наш народ ничем не отличался по духу от представителей западной цивилизации?

[q]Валерий Суриков [surikovvv] 06.06.2015 08:14 писал:
Так что к истории адресуйте свои претензии. [/q]
К кому-кому? Что есть такое история? Писаное что-то кем-то и позднее десять раз переинтерпретируемое кем-то ещё в своих интересах. Даже не собираюсь затевать дискуссии по этому поводу. И если вы меня адресуете к писаной истории, то я вас адресую к передаваемым из уст в уста сказкам и былинам, которые сложены намного раньше всех писаных историй и ярко демонстрируют наш, русский, дух.

[q]Валерий Суриков [surikovvv] 06.06.2015 08:14 писал:
историческая сила конфесси заключена в ее внеконфессиональном( культурном, если угодно) поле [/q]
Верно. Именно про это я и говорил, что православие, точно также, как советская идеология, отражая основные принципы нашего русского мировоззрения, нашла благодатную почву в душе наших людей. Именно культурная среда, сложившаяся намного раньше православия, позволила этому православию состояться.

Первичность русского духа над православием вы подчеркнули сами (мне интересно, неосознанно или осознанно?), когда сказали, что "идея самостеснения" вытаптывалась не 98 лет, а лишь 25, тем самым признав, что советская власть этой идее соответствовала. При этом я не согласен, что "идея личного самостеснения" краеугольна и появилась с православием, но согласен, что это нечто русское, и в данном случае этого достаточно.

Моя память о подвиге моих дедов - это не заслуга православия. И пытаясь приватизировать мою память, пусть православие знает, что в этой же памяти находится и то, как вело себя это самое православие в эти 25, а на самом деле - 30 лет мракобесия. Я этого не забуду точно также, как помню подвиг моих дедов. И я передам эту память своим детям. А то, что православие будет делать завтра, мои дети уже увидят сами.

_____________________________________________________________________________

4.  мой ответ

    Еще  несколько слов, хотя   особого   смысла  продолжать  дискуссию  не вижу:  очевидно,  что мышление  Ваше жестко  заблокировано простеньким  и  очень  распространенным  представлением   о       служебном   характере   религиозного.    Именно  поэтому   Вы     пропустили  мимо  ушей    реплику о  внеконфессиональном    поле конфессий . Вы    не  пожелали вникнуть в  суть  ее   -  признать   связь  конфессионального    и светского.  В  Ваших  представления  это    две   вполне   самостоятельные  сущности - это и  питает  Ваш  антиправославный  пафос. Я   же     веду   речь   об  особой   характеристике среды  формирования   народа, государства. цивилизации... Да,  это,  конечно  же ,  прежде всего   особая климатическая    и ландшафтная   среда. Но   на осознающих   себя существ   наряду    с собственно  материальными   полями   сильнейшее влияние  оказывают   поля  идеальные -  поля     отвлеченных  от материального   бытия и не подчиненных инстинктам    смыслов.   Первичным  же  источником    идеального  являются    религии  -   именно вокруг  религиозных    смыслов постепенно  складываются, а  затем  и  получают  автономию,  светские  культурные   смыслы.  Последние  -  всего лишь   оболочка   религиозного    ядра.  А   сила , устойчивость,  универсальность  этой  оболочки  определяется   особенностями   догматики  той  религии,  которая  легла   в   основу   ядра.  Ядро    создает  именно  поле,  о котором   можно  не  знать, которое можно  отрицать, но которое  все  равно  действует .    И избавиться от  него  практически   невозможно.   Его   можно лишь потеснить   другим  полем. В    отношении  одного    человека  это сделать очень даже    просто ( полиглотка   с  философского факультета  МГУ,  подсевшая   на вахабистскую  ИГЛу, -   свежайший  тому   пример).  А вот справиться с  цивилизацией,  без того, чтобы  разрушить   ее  религиозное   ядро,  не  получается. Наиболее  умные  враги   русской  цивилизации  это  всегда  понимали.  Да   и сейчас  понимают,   что,  пока   не  пустуют православные  храмы, а в  домах    хранятся  православные  иконы ,  Россию не  одолеть.

Примите  хотя бы   на  пару   часов (  чисто  условно , в  порядке  мысленного  эксперимента ) представление  о   субординационном соотношении религиозного  и светского,  и  Вы  самостоятельно  без  моей помощи  получите  ответы на все Ваши вопросы-недоумения.  Согласитесь, в   астности,  с тем, что   признание   такой  связи  отнюдь не  исключает   существование  дохристианского  ценностного ядра на Руси - принятие христианства  лишь запустило процесс   модернизации этого   ядра, которая  не  просто усилила  все существовавшие  дотоле  русские  ценности,  но  и  превратила их  в  универсальные .  А   универсальность  ценностей - это  ведущий признак    сильной цивилизации.

  И    к писанной  истории тогда  Вам   не нужно  будет  цепляться -    достаточно  будет    сосредоточиться  на   не  зависящих  от интерпретаций фактов,  таких  как   Сергей Радонежский   и Куликово поле,  восточные   походы   Ивана  Грозного,  подвиг патриарха  Гермогена,  1812-ый.  год -  Смоленская  икона  на Бородинском  поле ... 

_________________________________________________________________-----------

5.  11.06.15 22:31 комментарий к Бессмертный полк и русское национальное бытие от Аrandr [arandr]

[q]Валерий Суриков [surikovvv] 11.06.2015 11:20 писал:
Вы пропустили мимо ушей реплику о внеконфессиональном поле конфессий [/q]
Нет, я вам ответил. Но вам, видимо, мой ответ не понравился.

Вы вводите собственные утверждения, с которыми я не согласен. Потом на основе этих утверждений начинаете строить здание доказательств неких теорий и удивляетесь, что я их вижу нелепыми. Я ваш базис не принимаю, понимаете?

[q]Валерий Суриков [surikovvv] 11.06.2015 11:20 писал:
принятие христианства лишь запустило процесс модернизации этого ядра [/q]
Этот ваш шаг назад понятен. Конечно, лучше чуть отступить, чем сдаться.

Никаких новых аргументов вы не привели. Вы раз за разом под разным видом пытаетесь навязать собственную точку зрения, что русская цивилизация буквально всем обязана православию. Более того, вы пытаетесь приватизировать не только русскую цивилизацию, но даже сами человеческие, эволюционные ценности, которых придерживается русская цивилизация. Так нельзя.

[q]Валерий Суриков [surikovvv] 11.06.2015 11:20 писал:
очевидно, что мышление Ваше жестко заблокировано [/q]
Ну да, если в дискуссии начинают применяться аргументы, начинающиеся со слов "очевидно, что", то продолжение дискуссии теряет смысл, ибо человек, применивший подобную конструкцию, не намерен дискутировать, а намерен спорить (я надеюсь, вы понимаете, чем спор отличается от дискуссии).

Видите ли, я не просто понимаю вашу позицию, я отлично понимаю, что заставляет вас её отстаивать. Но вот же засада, если лично вы верите в эту позицию (ибо кроме веры, ничего её не поддерживает), а не цинично высказываете её "потому что так надо", то я могу лишь посочувствовать вам, потому что следующий уровень, уровень смысла этой веры в отстаиваемую вами трактовку, будет вам уже недоступен. А он тоже есть и достаточно непригляден.

6. Мой  ответ

 

Вы   правы:     ничего   нового  я не добавлял - я  лишь  попытался   более подробно изложить  ранее высказанное. Но  и это разжевывание  оказалось бесполезным. Вот и какое-то отступление  Вам пригрезилось  в  демонстрации  элементарного  следствия из моего главного(базисного, если  угодно) положения об  суббординационном   соотношении религиозного  и светского. Это  положение  действительно   постулируется - принимается  на  веру.  Но не обольщайтесь  на     свой счет -  Вы   тоже отталкиваетесь  от  постулата, от  предмета  своей  веры: религиозное  и  светское  паритетны.  Споры-дискуссии,  и в самом  деле, здесь  бесполезны,  да  я  и  не  пытался   спорить - хотел только  развернуть,  детализировать свою  позицию, поскольку  в  сжатом виде  она  явно не  воспринималась.

  Если что  и имеет смысл здесь делать,  так  это   попытаться   сравнить   исходные   постулаты.  И  вот  тут,  если  не  упрямиться,  то придется отдать  предпочтение  моему. Потому,  что мой  постулат более общий,  а  Ваш  -  частный  случай   моего. Ваш  -  механическая  смесь  сущностей,  в  моем они   структурированы.  Ваш из  моего , как  и в случае любого  упрощения,  получается   самопроизвольно.  Чтобы  получить мой из Вашего,  требуются  затраты  свободной  энергии.

 

 

7.  12.06.15 14:16 комментарий к Бессмертный полк и русское национальное бытие от Аrandr [arandr]

[q]Валерий Суриков [surikovvv] 12.06.2015 11:49 писал:
религиозное и светское паритетны. [/q]
Лукавите. Если бы речь шла о делении религиозного и светского, так ведь нет. Вы замахиваетесь на культурные, и даже более того, на общечеловеческие, эволюционные ценности, приписывая их появление и развитие исключительно православию. Но ведь это не так. Общечеловеческие ценности первичны. Православие - вторично. Русская культура первична, а то что, православие прижилось в этой культуре - вторично.
Да, православие (декларативно) поддерживает общечеловеческие ценности. Да, православие (декларативно) отвечает духу русской культуры. Но оно - вторично.

Семьдесят (на самом деле 60) лет наше общество жило и развивалось, нельзя сказать что "без", но отдельно от православия. И достигло огромных успехов в развитии этих общечеловеческих ценностей и огромных достижений в самой русской культуре. Таких, которые православию и не снились за более долгий период.

Да, православие внесло свой вклад в становление русской цивилизации, но говорить, что оно первично и является базисом всей цивилизации - по меньшей мере, нелепо.

8.Отвечать    я не  стал -  в суть  моей позиции мой оппонент так и не врубился...

 

 

 9.Владимир Константинович [reper]:

Хоть и сложно написано, по Дугински, по Кургинянски, главное отмечено очень ярко. Дремлющее в русском народе осознание своей самобытности, своей роли в мире и в мировой истории проявилось тихой и неостановимой силой. Формой проявления стало осознание и выражение своей причастности через погибших на войне родственников к сохранению Руси как государства, Руси как цивилизации. Да читали, пытались этот Русский марш повернуть против праздника Победы. Да видели, были и признаки формализма. Но безупречная организация, отсутствие происшествий показало наличие и высокой самоорганизации. Даже слушать по радио было невозможно без слез. В этом с автором согласен полностью. Увидел в этом ещё один смысл: передача памяти о Великой Отечественной Войне от погибших к живущим ныне. Через пять, десять лет ветеранов станет много меньше и сохранить их восприятие произошедшего, их отношение к происходящему неоценимо важно. Это на мой взгляд произошло или начало происходить, если судить по отношению к маршу его участников и тех кто не участвовал явно, но всей душой был с ними. 
Последняя часть статьи также безспорна. Марши надо продолжать и развивать вглубь веков, расширять неформальные связи в русском народе, к которому относятся не только русские. Великая отечественная определила тот круг наций, проживающих на территории Великого государства, причастных к Русской цивилизации. Утраченная ныне формулировка: общность-советский народ, как нельзя верно определяет этот круг, соотнося его с общинным устройством славян, ордынским порядком. Только глубину, по-моему не стоит ограничивать Византийскими наследниками: 

 

Валерий Суриков [surikovvv] 03.06.2015 13:20 писал:


 Глубинные  смыслы  бытия  у  нас, конечно же  свои -  со  своим, особым   типом  структур.  Они    сформировались  и  до  сих  пор пребывает   в  сильнейшем  поле  Православия .


Но очень вероятно, что и само Православие находилось и находится в сильнейшем поле древнеславянской культуры и традиции. Поднимать их на знамена может и не стоит, но забывать о них не следует. Расстановка сил в мире такова, что Православие, как наследник славянских традиций остается мощной силой противодействующей разрушению культуры, морали, идеологии в нашей стране. При этом не стоит забывать и другие религии на территории нашей страны.

 

 


 

  
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков