С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               ("П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И").

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА.

                       Сергей  Кургинян  и   Александр   Дугин     -   этюды пессимизма.

                           5.Социальные эксперименты с черной материей

                             6. О гностических корнях цветных метафизик.

 
ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ

 


 Сергей  Кургинян  и   Александр   Дугин     -   этюды пессимизма

 

5.Социальные  эксперименты  с черной   материей

 

  Те  априорные установки  А. Курниняна,  о  которых  шла  речь  выше, не   являются, как  оказалось,  простыми  ,  принятыми  на  веру  постулатами -  они  обосновываются,  они  выводятся  из  установок более  глубокого  уровня   и  именно  на  них    есть  смысл  теперь остановиться. 

      При   создании  своей  социальной  модели  С. Кургинян несомненно      находился  под  сильнейшим  влиянием    представления о  ведущей  роли "физических теорий в построении модели мира и мировоззрения" (об   этом  очень  подробно  в  35-м   выпуске  "Сути  времени" ,  существует  стенограмма). Физика  питала  социологию  в  момент  зарождения  модерна,  утверждает  он,  и  ссылается  на  попытку   Локка  перенести  достижения Ньютона  в  механике  на   социальные   науки. Этот исторический  факт   локковской  попытки механистического   истолкования  социального , судя  по  всему  и вдохновляет С. Кургиняна.  Но  его   собственный   эксперимент  куда  сложнее  локковского и  не  сводится  к   тривиальному перенесению  физического  в  социальное.  У  него вообще нет  переноса  как  такового. Он лишь  использует   обобщенное  толкование  трех   теорий( претендующих на    приближающуюся к  абсолютной  истину)  в  качестве  некой  закваски    для   своей  сверхобобщенной социальной  теории.  Выглядит это  так . Берутся  сегодняшние,  представления    о  темной материи  и темной  энергии, восходящие к  Эйнштейну -  именно  подобным  представлением,  а  не  на  основе  единого  принципа,  он  замкнул  свою  физическую теорию. К  ним   подверстываются "методически"  Эйнштейну близкие(  тот же  отход  от  единого  принципа), "однотипные" (  так  это во  всяком  случае  С. Кургиняном  трактуется)  попытки  замыкания  теории в   двух  других науках:   Фрейдом в психологии (  через  представление  о  танатосе)  и  Марксом в  социологии(  через  представление  о  превращенных   формах)...  Три факта  да  еще  связанные  с  такими  именами  воспринимается,  видимо,  С.  Кургиняном  как  убедительнейшая   статистика -  как   безусловное    указание на  то,  что   существует нечто, фундаментальное,  субстанциональное   по  своему  статусу -  влияющее  на  самый   широкий круг  процессов (физических, социальных,  психологических).   Оно (нечто) и отразилось  в   экзотических добавках Эйнштейна, Маркса, Фрейда к  разработанным  ими  теориям  и  выразилось  в  современных  представлениях  физики о темной энергии-материи.  Эти  добавки,  этот  отказ  от  единого  принципа  означает,  по  мнению  С. Кургиняна ,"признание того, что в мире помимо чего-то, что формы создаёт и совершенствует, есть ещё что-то, что относится к формам совсем иначе". Вот  здесь   и  вспоминается  " запустившая   модерн"  пара Ньютон-Локк:  разработка   представлений  о  темных  энергии- материи  вполне  может иметь  своим  следствием    великие  открытия  в  социологии -  то,  что   сейчас  лишь  интуитивно  нащупывается  единицами, станет очевидным для  многих. И   формулируется   опорное  положение:  "Если есть субъект, непрерывно наращивающий организацию, то есть субъект, который непрерывно наращивает дезорганизацию. И эти два субъекта находятся в непрерывной борьбе".

Которое   тут    же   конкретизируется: "То, что наблюдается как тёмная материя и тёмная материя, оно ... и порождает хаос. И оно атакует мир форм, стремясь эти формы поглотить, истребить, разрушить. .....Такой же атакой, интервенцией чего-то чужого и иного в мир социальных форм является превращение социальной формы – мутация социального организма...Источником мутагенеза является ...тёмное начало, в котором нет ничего от вселенной, в которой формы образуются"

  Что   же касается ссылок  С. Кургиняна   на  экзотические  идеи  современной  физики,  то  сошлемся  здесь  на  комментарий В. Ашмарина (   "Анализ красной метафизики "  -

http://swayn.livejournal.com/26018.html      ):  темная  материя  рассматриваются наукой  всего лишь  как специфическая  разновидность   материи, не вступающая   с обычной  в  электромагнитные  взаимодействия(  в гравитационные  вступает ) . Так  что  подверстывание  к  ней    злого  начала  - это   идеологический  произвол,  это  накачивание  физики  гностическими  идеями. К тому же, по   одной  из  современных теорий   она  не  так  уж  и  "злобна"  эта  темная энергия. И даже спасительна  в  каком-то смысле  ибо именно она, воздействуя  на  обычную   материю,  термодинамически   открывает систему  "Вселенная". Является топливом  для ее  расширения,  источником  свободной  энергии,  если  угодно.  То есть  откладывает  ее  тепловую  смерть.

 С. Кургинян  считает  нужным   напомнить, что  это  таинственное  нечто было зафиксировано  задолго  до  появления  на  свет трех великих  ученых -    буквально  в  первых  строках  Ветхого Завета.   По  мнению  С. Кургиняна, именно  в  этих  строках    было   зафиксировано   нарушение  принципа  единого  творения    мира. 

Первый  день  творения  в Библии  описан  так:

"1.В начале сотворил Бог небо и землю.

2.Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

3.И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4.И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

5.И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один."

В  качестве  указания на  таинственное  нечто  С.  Кургиняном  приводится    часть второго  стиха "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною".  "Тьма  над   бездною"  это и есть нечто,  существующее  до  творения мира  и являющееся,  в  конце  концов,   источником  вырождения  созданных  при   творении форм. Это  - "предвечная  тьма"  - "она грозит поглотить творение"...

Но  в  совокупности   с  остальными  стихами  первого  дня такую  трактовку  "тьмы над бездной"  принимать  не хочется. Тьма  над  бездной это,  скорей  всего,  все-таки метафора -   образ только что  созданного Богом   неба,  не  более  того. Но С.  Кургинян, ссылаясь на знатоков древних языков и религиозных текстов, настойчиво трактует  эту метафору,  как  указание на нетварную предвечную тьму - как  предвечную силу, постоянно  атакующую   творение. Отсюда  и  миссия  человека: "вместе с Творцом отстаивать остров блага от океана тьмы".   То  есть   первичная,  действительно  принимаемая  на  веру  установка   С.  Кургиняна ,  находится    здесь,    все  остальное,  включая  представление о  цивилизации,  как о  состоянии  социума,  -    это следствия.

  Из    двух  начал  (Творец  и  противостоящая  ему  предвечная  тьма)  естественным  образом следуют  две,  актуальных  и  для  нашего  времени, религиозных  метафизики:  красная  (  хилиастическая ) и   черная (гностическая), которые политически,  согласно  С.  Кургиняну,  оформились в  20   веке  в  виде   идеологий  коммунизма   и фашизма. Он считает   (соглашается    с  этим):   20-ый  век   сделал    зло настолько   масштабным,  что  господствующая  когда-то еще  одна  религиозная   метафизика,  сводящая  проблему  зла  к     свободе  воли,  дарованной человеку ( либеральная  по  его  классификации)    отступила,  освободив  поле  для  жесточайшей  и  бескомпромиссной  борьбы  красной  и черной. Более  того,  борьба  эта выплеснулась  за  рамки  религии   -   две   метафизики готовы   оформиться    и  как  светские  метафизики..  Противостояние  этих   опорных бытийных   метафизик -  черной  и  красной - и определяет  всецело ход развития. Развитию, которое  мыслится исключительно, как  усложнение форм,  мешает, сдерживает  его, таким образом,  "не заблуждение, не косность и не неправильная организация",а   враг фундаментальный - онтологический, метафизический.

    

6.      О  гностических  корнях   цветных  метафизик.

   Выбор  первых  принципов,  сделанный  С. Кургиняном,  нельзя  признать   полностью  оригинальным,  поскольку   нельзя  не  замечать связь  этого   выбора     с  мировоззренческими  установками   гностицизма.   Сам  С. Кургинян    центрирует гностицизм лишь   на  черной  метафизике,  но  гностическим   по  сути   своей является  и    сам  принцип дуальности,  который  им  реализуется.

  В   основу   гностического  мировоззрения  положен, как  известно,   принцип  антикосмического  дуализма -дух  и  материя  не  просто разделены, но  и противопоставлены: мир  создан  несовершенной,  ограниченной в могуществе, злой   силой (Демиургом), Высший же  Бог,  пребывающий  в  занебесной  области  к  этому  творению не имеет  никакого  отношения  -  он  лишь посылает в  мир  своего Посланника,  который  должен передать  людям некоторое  тайное знание (  гнозис) -  научить их, как  освободиться от власти  Демиурга.  Созданный Демиургом   материальный  мир,  таким образом,  -  это  не  замысел  творения ,  а  результат  сбоя  в  творении,  возникшего    из-за своеволия  одной из   духовных сущностей, одного из эонов.  

  Гностицизм неслучайно  называли   темным  двойником христианства,  видели  в  нем вариант   его  сугубо языческого   понимания.  Центральная  идея  христианства -  Боговоплощение - настолько  сложна,  что  потребовались  века  интенсивного  коллективного творчества,    долгая  последовательность   вселенских  соборов,  чтобы, наконец,  освоить ее.   И  христианству,  осваивающему  идею Боговоплощения,  предстояло  переболеть  серьезнейшими  болезнями  роста. Арианство, отрицавшее единосущность Бога-отца  и Христа  и тем  самым  покушавшееся на  идею Боговоплощения ... несторианство...  монофизитство... Гностицизм  был,  похоже,   первым  заболеванием  -  своего  рода  детской  болезнью   христианизации   языческого  мира.

Категорическое изначальное разделение   Верховного  божества  и  Творца неба-земли  в  гностицизме находит  свое  выражение(  на это  обращает  внимание  В. Соловьев )  и в  гностической   христологии - гностический  Спаситель призрачен, докетичен -  это   всего  лишь  либо  Бог, казавшийся человеком,  либо  человек,  казавшийся  Богом . Отсюда, это  тоже   подчеркивает   В.  Соловьев, и представления   о материалистах- душевниках- пневматиках  и   о спасении лишь пневматического  элемента  пневматиков -  мир же  и  человек   остаются,  какими  были.   Из безусловного   и полного разделения  плоти  и духа у гностиков  следует,  и    этическое  "либо- либо" - от  плоти нужно  или  совсем  отрешиться (аскетизм), или предоставить  ей  полную  волю(  распущенность)

  Теоретические  эксперименты   С.  Кургиняна  в   социальной  области   не являются ,  конечно  же,  буквальным  воспроизведением  гностических  идей, но   они   вполне   могут рассматриваться    в качестве    пусть вольной,  но вариации на  темы  гностицизма.

Гностическое   "или -или"  ,  то   есть  логическое  противопоставление  сущностей -  до их  полного  разделения ...   Только такой  -  тривиальной, заметим -   реакцией  и  мог  языческий мир ответить христианству.  Мир просвещенный    и  достаточно   рациональный,  вооруженный своей   уникальной  системой  развитых  философских  учений...      Ибо христианство открывало  путь  к   непостижимому рациональным  мышлением   "и- и"  -  к  логическому   сближению противоположных  сущностей...        Категорическое противостояние  добра  и  зла   при  этом не отрицалось.  Но   только  не  в мире, как    противостояние двух  субстанциональных  сущностей мира  (  как   в  гностицизме, и  как  у  С. Кургиняна ),  а в каждом  человеке.

С. Кургинян , похоже,   поспешил   с похоронами христианского   толкования   проблемы добро-зло.  Владимир  Ашмарин  (   "Анализ красной метафизики " - http://swayn.livejournal.com/26018.html), полемизируя  с   ним, приводит  обширную  цитату  из   Василия Великого, который  еще  в  4 веке  не  оставил  камня на  камне  от  гностической  идеи субстанциональности  зла .  Он  еще  тогда  увещевал: "зло не живая и одушевленная сущность, но состояние души, противоположное добродетели и происходящее в беспечных чрез отпадение от добра. Посему не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия."  

А  если  это   так, то  отступление  С. Кургиняна    в  этом  вопросе  от  христианского понимания   к  гностическому  выглядит,  между  прочим, как покушение  на прогресс и развитие  -  как чистейшей  воды  контр-модернизм. 

  
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков