С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               ("П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И").

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА.

                    Сергей  Кургинян  и   Александр   Дугин     -   этюды пессимизма.

                                              16.   Классические  евразийцы 

 
ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ


 

Сергей  Кургинян  и   Александр   Дугин     -   этюды пессимизма

16.   Классические  евразийцы

В   вышедшей  в  1926  году  в  Париже работе "Евразийство -  опыт  систематического   изложения"  (Н.С Трубецкой, Л.П.  Карсавин,  Н.Н. Алексеев  при  участии  П.Н. Савицкого)   евразийская  идея была представлена  именно  как    реальная  политическая  теория  -      альтернативная    и      жестко противопоставленная коммунистической  идее.  И прежде  всего  потому,   что   выводилась  эта    идея(  идеология) из  религии -  из  русского   Православия ("раскрыть нашу идеологию, из него исходя и на него опираясь"  -  задача   ставится именно  так ).

Важнейшим   элементом  этого   вывода  можно  считать   высказанное   в  систематическом  изложении    представление  о присущем  Православию  намерении:  "Православие хочет, чтобы весь мир сам из себя стал православным и чтобы иные симфонически-личные аспекты Православия в союзе христианской любви и свободы соединились соборно, или симфонически, с русским, греческим и славянским"

И  это   говорится  не  из  стремления  подсластить   исторически сложившиеся  в  России   порядки,  подчеркнуть государствообразующий  характер   русского  народа  и   исповедуемой   им   религии. Это положение      заложено  в  основу  евразийской идеологии,  и   опирается   оно   на   признание  принципиальной   возможности иных  религий  развиваться под воздействием  русского Православия в    православном  направлении. Именно   в качестве  " потенциального Православия"    рассматривается  творцами  евразийской    идеологии    религиозно-культурный мир,   "тяготеющий  к русскому Православию как к своему центру"...     И называется  он "потенциально православным"   отнюдь   не  в  качестве  объекта  принудительного  обращения  в  Православие ,  а в качестве   реального  субъекта   "свободного  саморазвития" к Православию   -   в " новых, специфических его формах".

Историческая  же задача    русского  народа,  по  мысли   евразийцев- классиков   сводится   к  тому,  чтобы  через  свое      собственное самораскрытие  "  создать возможность самораскрытия в Православии и для "неплодящей языческой церкви", и для мира, отпавшего в ересь."

Авторами  евразийской   концепции в  полной, видимо,  мере осознаются  все  сложности,  связанные  с  их  попыткой  вывести  новою   идеологию  из  Православия. С пониманием  этих  сложностей      связан,  наверное,   и  выбор  названия  "субъекта культуры, географически определяемой границами русского государства",  а следовательно,  и   новой  идеологии. Имя  России   отклонено  - надо    было   исключить      саму   возможность "какого-то принудительного  подведения всех под русские формы Православия "... Отвергнуто   и  имя  Российской   империи -  за  которым "лишь внешнее ... государственное единство" ...  Выбор    делается  в  пользу   Евразии, чем  и подчеркивается,  что  "религиозно-культурное единство, объемлемое и выражаемое русским государством, шире, чем русская в узком смысле этого слова культура"  .

   Сегодня, почти  через     век  после   появления систематического  изложения евразийской   концепции   уже нельзя,  видимо,  с тем  же  оптимизмом и  в   тех  же  словах   вести  речь   о "самораскрытии в Православии ... "неплодящей языческой церкви"  и  " мира, отпавшего в ересь".  Поскольку   и     самораскрытие   русских  пошло  совсем   не тем путем, который  грезился  классическим евразийцам,  да  язычество  во всех его  формах  время  зря  не  теряло ...    Но  задача,  сформулированная   классическими   евразийцами,  не  утратила   свою  актуальность -  она  лишь  усложнилась. К тому же     проблема  самораскрытия в  Православии   не  сводилась   ими к  чисто  религиозной    -  суть   евразийской  идеи  передавалась  ими  и  в  таких  словах: "Религиозное единство России-Евразии ... должно выразиться и как единая симфоническая культура, в коей руководящее положение принадлежит опять-таки культуре собственно русской"

Нельзя  не  заметить     очевидную индифферентность классических  евразийцев  в  отношении  географического...  Которое  будет   так  взнуздано   в  евразийстве   Л. Гумилевым,  и  в    которое, как  в  ярмо, впрягутся    современные  апологеты  евразийской  идеи.

Позиция  же  классических евразийцев  предельно   ясна:            утверждать  можно     "только органическую, а вовсе не причинную связь культуры, этнографии и географии, их так называемую "конвергентность" ("сообращенность").  Столь  важная для   современных   евразийцев сообращенность  в  связке  культура- этнос-география помещена,  как видим,  во вполне  ироничные   кавычки.

Особую   значимость эти  кавычки  приобретают  у  классических  евразийцев  еще  и потому, что    они не скрывают, а  даже  выделяют   исторический  факт    легкого, органического расширения  России  в  АзиюЛегкость  эта  связывается  им  со  специфичностью  культуры  России, которая,  по  их  мнению,   не  является  ни  чисто  европейской,  ни  чисто  азиатской,  а  особой, самоценной евразийской   культурой.  При  этом "первенствующее значение в ней"  русского  народа  не  только  не  отрицается, но  и усиливается.   Что  и  находит  свое   выражение  в следующем утверждении, парадоксальном  и  способным  лишить  дара  речи любого  ортодокса  из  числа русских  националистов:"Мы должны осознать себя евразийцами, чтобы осознать себя русскими. Сбросив татарское иго, мы должны сбросить и европейское иго".

Как  видим,  реверансы  в  адрес  Азии   у  классических  евразийцев  существуют,  но   они  не  в  коей  мере  не  покушаются (  во  всяком  случае  в  рамках,  основного  своего   идеологического  документа )  на  системную,  государствообразующую  роль в  России  Православия, русского  народа,  русской  культуры.

Не  покушаются  даже  тогда,  когда вспоминают  про  империю  Чингисхана.  Да, признается,  что  в  ней  " впервые евразийский культурный мир предстал как целое". Да,  допускается , что "монголы сформулировали историческую задачу Евразии, положив начало ее политическому единству и основам ее политического строя";более  того, утверждается, что  они "ориентировали к этой задаче евразийские национальные государства, прежде всего и более всего – Московский улус"...

  Но только ориентировали, только подталкивали. Ибо, как  подчеркивается  в  документе , выраставшее  из Северо-Восточной Руси Московское государство  в лице Александра Невского предпочло   надвигавшемуся   с запада окатоличиванию верность исконному Православию...    Москва всего лишь  "заступила  на  место монголов и приняла на себя их культурно-политическое наследие"- стала"новой объединительницей евразийского мира." И        " направила его силы к его истинному центру, к которому он бессознательно тянулся и который нашел в ней ясное идеологическое выражение и несомненное, т. е. религиозное, оправдание. "

  
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков