С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               ("П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И").

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА.

                            Сергей  Кургинян  и   Александр   Дугин     -   этюды пессимизма.

                                     22. Об  А.Дугине с    не меньшим оптимизмом.   

 
ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ


Сергей  Кургинян  и   Александр   Дугин     -   этюды пессимизма

 

22.   Об   А.Дугине   с    не меньшим  оптимизмом.

 

  Нужны ли   новые   политические    теории ? Такой  вопрос неизбежен.  Более  того, он  совершенно  естественен, если  согласиться  с  тем, что  время   моделей  первого   типа  закончилось,   и       перед земной  цивилизацией       вопрос стоит  с предельной   четкостью:  либо  она    сгинет -  либо    примет  на  вооружение  модели  второго  типа.  Именно  модели  второго  типа, понижая роль  всего  частного, нового  и  усиливая  роль  всего  целостного,  общего, традиционного, делают, в конце  концов, бессмысленной  идею  политических  партий,  а  следовательно,  и  идею   новых  политических  теорий.

Что  касается   новых  идей  левого  толка,  то  на   примере     "Сути  времени",самой  яркой  и  впечатляющей  из   современных  версий левых  идеологий,     эта  бессмысленность   выше,  выразимся  так,  приоткрыта.  Имеется  в  виду, естественно,  бессмысленность , бесперспективность историческая(  сама же идеология  С.  Кургиняна   отталкивается  от  очень даже   значительных  и  живучих    смыслов) ,  связанная    не  с  ее левизной,  а  с  тем,  что  она    понуро  обслуживает    модель  первого   типа..

  По  той же   причине  бесперспективными    могут  оказаться  и   консервативные  идеологии,  создаваемые под  модели  первого  типа, поскольку  и в них,  пусть  не  столь  явно,  как  у  С. Кургиняна, главной  пружиной оказывается принцип  перманентного  противостояния  двух  сил(  сущностей).

   В  этом  отношении  очень показательна  публикация А. Дугина " В мире без России незачем жить" (http://www.dynacon.ru/content/articles/3623/),    в   которой   с   характерной  для него  системностью в  изложении   дан  ответ  движению  С.  Кургиняна на  череду  антидугинских  выпадов,  злобных,  но   плохо  систематизированных.

Предлагается  приблизительно  следующая  схема. Из  трех  главных  политических  идеологий,  что  бились  друг  с  другом   весь 20  век, к  концу  его  свою политическую  идентичность  сохранил   лишь   либерализм.  Павшие  же  в  1945  году  фашизм   и  в 1991  году коммунизм   оставили   после  себя  лишь   вырожденные  формы -  соответственно, псевдофашизм  и  псевдокоммунизм   (  "Суть  времени"   к  последнему и приписана). Воцарившийся  либерализм и использует эти  фальш-идеологии: псевдокоммунизм    для  того, чтобы не допустить   превращения псевдофашизма в настоящий фашизм, а псевдофашизм  для того, чтобы не допустить превращения псевдокоммунизма в настоящий коммунизм.

Как  и у  С. Кургиняна здесь  все  то же противостояние красного  и   черного ( в  порозовевшей и   посеревшей, соответственно,  формах), да  еще под чутким  управлением  либерализма...

Из  этого представления  о фактической   победе   либерализма  следует  совершенно естественный   вывод   о  необходимости  антилиберальной коалиции.  Необходимо  отказаться  от политических  идеологий  модерна  и  противопоставить   "реальному либерализму реальный антилиберализм, состоящий из объединения всех существующих антилиберальных групп - как справа, так и слева."

И  это  намерение  нельзя  не  признать   разумным  и, главное, адекватным  той  ситуации  в   мире,  которая  возникла  после  1991  года.   Более   того , в этом   намерении   просматривался  поворот  к  приоритету  традиционного ,  а  значит   и  к  признанию России в  качестве  самостоятельной   цивилизации, а следовательно   - к социальным   моделям  второго  типа. Не  борьба   двух  идеологий -(  красной  и  черной)   под  снисходительные  ухмылки  третьей(  либеральной), а  противостояние  двух  цивилизаций,  предполагающее  объединение  всех  национально(цивилизационно)  ориентированных  сил.

Но  эта   идеология,  нареченная   именем   национал-большевизм,   в  90- х не  пошла. Ни  в  России,  ни в  Европе.  И  причины  очевидны.  Для России  в  90-х   либерализм представлялся  землей  обетованной. Европе  же,  еще  только  предстояло    знакомство  с либерализмом абсолютным,  после 1991   года уже  ничем не  стесненным...

В конце  90-х  А Дугин  предпринимает   попытку   скорректировать  идеологию  национал-  большевизма  -  предлагает  "более развернутую и  смягченную  его форму  ". Именно  так  он  оценивает   свою   версию    евразийства.

Это  явилось существенным   усилением     созидательного  начала  в  антилиберальном проекте, причем  усиления  на  традиционной  основе.    К  сожалению,  А. Дугин    не    пошел по пути критического осмысления   евразийства, что   несомненно  вывело   бы  его    в  ряды   сторонников    моделей  второго  типа. Возможно,  именно  последнее   его    и не  устраивало.    И  он   на  свой  манер  усилил   роль  концепции   русской        цивилизации,  четко   зафиксированной  в   евразийстве   -   предложил   четвертую  политическую  теорию. Сам  факт движения  от   евразийства  к   новой  политической теории  несомненно  свидетельствует  о  критическом  восприятии  им   концепции  евразийства.  Она в  чем-то  его  не  устраивала.   Усиление этой  концепции требовало  признание определяющей  роли русских  и Православия  при создании  русской  православной  ,многонациональной и многооконфессиональной   империи на  евразийском  пространстве.  Не  самопроизвольное рождение ,  а  именно  целенаправленное  строительство  нового культурно-исторического  типа (  цивилизации) на  определенном  географическом  пространстве.  А  это значит  переход  к  моделям второго  типа, а  следовательно  отказ от Генона, от  истматовской  смены  периодов   -  принципиальный  отказ от политических  теорий  в  западно-европейском  стиле.

 Но  Дугин  предпочел, увы,  иное  -  новую,  четвертую,  политическую  теорию . Бескомпромиссная  антилиберальная   позиция  А.  Дугина требовала  устойчивой  антилиберальной  платформы.  И  дать  ее,  по его  мнению,  могла  только  новая  политическая  теория,  свободная и не  запятнанная -  не  скомпрометированная    политическими   играми  модерна. 

 К  сожалению,  А.  Дугин   пока  отказывается  видеть  альтернативу,    связанную   с моделями  второго  типа,    тихо  дремлющую в  самой   русской  цивилизационной традиции  и  которую  можно запустить.  не  обращаясь    к  какой-либо   политической  теории.  Русская  цивилизационная  традиция,  и может стать  чаемой  антилиберальной  платформой, объединяющей   все  и  вся(  в  том  числе  и  красных  с  белыми) в  противостоянии  Западу.  Если  только  не  задвигать  ее  в  домодерновые  времена,  если  признать,  что  она  и  сегодня существует в русском  цивилизационном   коде.  И     единственное,  что  требуется:  через  аккуратные  социальные  преобразования  освободить ее  от коросты   слишком уж  безответственной  модернизации... 

Поэтому  главная задача, стоящая сегодня перед Россией, как единственным носителем пусть деформированного, но еще окончательно не переопределенного на дохристианский манер цивилизационного кода  - восстановить! И не столько традицию, сколько ее роль в поддержании и развитии цивилизационного кода.

      Россия , благодаря Православию, сумевшему удержать христианство на евангельском уровне, и мощной азиатской подвеске, демонстрирует высокую цивилизационную инерционность. Она упрямо, доводя порой среднестатистического либерала( а в России он особенно злобен и непримирим) до умопомешательства, не желает модернизироваться через вытеснение традиции  по-европейски. 

 Интеллигентным моделям второго типа даже сегодня сложно на равных конкурировать с  бравурными моделями победоносного развития. Можно даже признать, как    это  делает С. Кургинян, что «Россия – есть альтернативный Запад», то есть  вплотную фактически подойти к идеологии, введенной в социологический обиход Н. Данилевским, и тем не менее тут же развернуться на 180 градусов: лучше уж продувные просторы всемирно-исторического прогресса в череде сменяющих друг друга модернов с их постмодернисткими отстойниками, чем этот затхлый, провинциальный биологизм полу- автаркического развития...

 И тем не менее для земной цивилизации существует только одна возможность миновать ( обойти) неизбежный на этих просторах тупик вырождения. Это - переориентация на модели второго типа, это - признание цивилизации ( культурно-исторического типа ) в качестве основной, безусловной и итоговой, завершающей формой межчеловеческой общности. Из последнего же с необходимостью следует все остальное. В цивилизации есть образующий ее народ, есть формирующая ее конфессия. Она исторически определяет культуру  данной цивилизации и в этом смысле она  и  в многоконфессиональной цивилизации - над-конфессиональна.

Модели второго типа еще    и потому окажутся спасительными, что сориентируют каждую цивилизацию не на мечтания о сверх-сытой и сверх-удобной жизни, а на кропотливое, заботливое выделывание ее - на то, на что, по существу, и благословляет Евангелие - пасите свое бытиё.

 

 


  
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков