С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. Навстречу президентским выборам - октябрь уж наступил...Часть Вторая - "Матильда".
|
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Навстречу президентским выборам - октябрь уж наступил... Часть Вторая - "Матильда".
"Матильда"... Вся эта пока еще не завершившаяся история может стать отличным тестом на неслучайность для тех трех моментов, что выделил в херсонесской реплике президента Путина К.Бенедиктов( смотри первую часть статьи) . Потому что три этих момента несомненно имеют общий знаменатель - объединяющую их идею: Россия, как русское многонациональное государство, а затем и как русская цивилизация, сформировалась благодаря и вокруг Православия, сыгравшего роль государствообразующей религии( конфессии ). И если это так по существу , и если слова об этом у президента Путина действительно неслучайны, то он не может занимать снисходительно-равнодушной позиции по отношению к любому тексту, фильму, спектаклю, выставке , посягающему на любого из святых , прославленных Православной Церковью. Более того он не может позволить такой позиции ни одному члену утверждаемого им правительства, и ни одному из работающих с ним губернаторов. И здесь не имеют и малейшего значения личное отношение к религии губернаторов, членов правительства да и самого президента - все здесь определяет единственный момент: факт принадлежности к высшей федеральной или региональной власти в стране, государствообразующей религией которой явилось Православие - ставшее стержнем того самого " укрепления централизованного русского государства" , о котором говорил президент в Херсонесе. Давая согласие принадлежать к власти в России, ты берешь на себя одновременно и обязательство всячески поддерживать ту религию, что обеспечила ее устойчивое существование в мире. Это требование, естественно, не претендует, и не может претендовать, на статус юридической нормы - это всего лишь одна из особенностей русской истории, постепенно откристаллизовавшаяся в виде такого - фундаментального ! - качества русской государственности.
Стержневая роль Православия в России не является и, видимо, никогда не являлась безусловно очевидной для тех, кто к России доброжелателен. И снисходительно-равнодушная реакция на "Матильду", а по преимуществу эта реакция именно такова, очень четко это очередной раз подтверждает . А вот для недоброжелателей России очевидна безусловность роли Православия в ее истории . Причем, чем серьезнее ненавистник, тем очевиднее для него эта роль - тем жестче - и прежде всего не по форме, а по существу - выпады против Православия.
Свои не ценят, не видят опасности и не желают защищать; чужие лупят наотмашь ( те, кто попроще); или спокойно, рассудительно рубят под корень.
Текст В. Можегова настолько убедителен, что не кажутся большим преувеличением и его слова-разъяснения, обращенные непосредственно к высшей российской власти : "акт духовного террора, каким является это «кино», ничуть не менее, а скорее - гораздо более опасен, нежели терроризм пресловутого ИГИЛ: акты классического террора сплачивают народ; акты духовного террора ведут к чудовищным общественным расколам."
"Получается так, что государь Николай II — лицо у нас неприкосновенное" ... Решительность и строгость, с которыми противостояние " Матильде", мужественно возглавила героическая Наталия Владимировна Поклонская, нет слов, располагает к такого рода репликам. Прикосновенен он, несомненно прикосновенен, но прикасаться к нему нужно с исключительной деликатностью - он святой для Православия и в каждом православном российском храме присутствует его икона. Поэтому А. Учителю , столь высоко оцененному З . Прилепиным , можно было бы и воздержаться, например, от своих высокохудожественных импровизаций, не соответствующих историческим фактам, и подыскать русского актера на главную роль. Да мало еще чем в рамках реализованного в "Матильде" сюжета можно было бы эту свою деликатность продемонстрировать.
Если бы только она была... Если бы от нее по тем или иным причинам категорически не хотелось бы избавиться.
И еще об одном из тех, в чьем глубоко сердечном отношении к России не приходится сомневаться, здесь следует сказать непременно - о Сергее Черняховском. Уровень его претензий приблизительно одинаков - как к Н. Поклонской и А. Учителю, так и к Николаю Второму. Какая-то особая роль Православия в истории России им лично, скорее всего, не признается, а уж тем более значимость святых в этой роли. Но тем не менее для него очевидно, что "если определенная часть общества имеет свои «святыни», обязанностью государства является эти чувства и объекты поклонения данной части общества защищать". Не исключено даже, что он внутренне уже готов снять кавычки со слова святыни. И, возможно, он непременно их снимет, раз в столь серьезном ключе рассматривает в связи с "Матильдой" тему государственной политики в области культуры:
"Министерство культуры — орган федеральной исполнительной власти, реализующий государственную политику в данной сфере...От Министерства культуры требуют, чтобы оно покончило с разгулом квазихудожественного прототворчества в сфере искусства, но как только оно пытается придать этой сфере минимально-организованную разумность и напоминает, что, если государство выделяет финансирование на художественные проекты, то эти проекты должны соответствовать интересам государства, его тут же начинают одергивать... Власть должна иметь свою инициативную, если не полноценную идеологию, то полноценную стратегию... И если возникает традиция за все происходящее в сфере культуры спрашивать с Министерства культуры, нужно просто дать Министерству культуры возможности и полномочия эффективно и последовательно регулировать процессы, происходящие в сфере культуры."
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |