С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ( "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И") ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА Брошюра "Заметки о Бахтине" |
ГЛАВНАЯ |
ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ |
ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ |
ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
В издательстве "Ridero" вышла моя книга (брошюра) "Заметки о Бахтине".
Просмотреть и скаяать ее можно здесь:
Заметки о Бахтине - брошюра Валерия Сурикова
Несколько фрагментов из этой работы:
- Заметки посвящены эстетической системе Бахтина. В основу их положен анализ двух его ранних работ и в первую очередь незавершенный, на полуслове оборванный и сохранившийся без начала текст, известный под названием «К философии поступка»(ФП). Этот, казалось бы подготовительный, из разряда набросков текст считается тем не менее «концептуально-методологическим фундаментом другой работы Бахтина "Автор и герой в эстетической деятельности"(АГ), оставшейся также неоконченной, но уже на эстетическую проблематику сориентированной явно.
- В
рамках работы над "Философией
поступка" Бахтин, несомненно,
начинал разработку собственной
философской системы
феноменологического типа
- она и подразумевалась,
видимо, им под первой
философией. Переход к "Автору
и герою"
был, возможно, для Бахтина и
переходом от системы
феноменологии к
феноменологическому методу -
окончательным выбором
в пользу
метода..
- В.
Махлин в своих рассуждениях о
кризисе философии и той роли,
которую в его разрешении сыграл Бахтин, исходит, судя по всему, из того, что
Бахтин в своих исследованиях выстраивает именно систему.
Да, перечеркивающую опыт
построения метафизических систем,
да, центрированную на единичном, но
систему - качественно
новую систему, опирающуюся на
парадигму, принципиально
противостоящую всей метафизике. Но
такое исходное положение вряд ли можно считать адекватным той ситуации,
которая складывалась в философском мышлении после Гегеля. Для философской
системы бахтинский
единичный слишком уж
конкретен -
я в единственном событии бытия. Гуссерль, казалось бы, тоже
центрирует свою систему на единичном, но "единичный"
феноменологии
Гуссерля с
бахтинским единичным не имеет ничего
общего - гуссерлевская
система, несмотря на заявку
сокрушить метафизику, в итоге лишь
утверждает метафизику нового - феноменологического - типа.
И поэтому Бахтина есть смысл связывать
с гуссерлевской
феноменологией, видимо,
только в одном
отношении - он, похоже,
попытался сделать
с системой феноменологии Гуссерля то же, что Маркс с системой Гегеля:
попытался
вычленить из нее
феноменологический
метод и
приложить его к
исследованию конкретного
явления -
к художественному
моделированию реальности.
- Эти суждения Бахтина
о ритме прежде
всего свидетельствуют о том,
что данное понятие является
у него по преимуществу
риторическим - позволяет ему
еще раз, да еще в экзотическом понятийном
облачении, высказаться по
важному для него
вопросу о принципиально
ограниченных возможностях самосовершенствования
у единичного. Именно эта
мировоззренческая установка
полностью
закрывает
для
него доступ к мощному
культурологическому потенциалу
христианства. В то время как,
казалось бы, достаточно
было только признать, что
человеческая природа
в единичном
может все-таки находиться под
влиянием чего-то общего - под
влиянием хора других,
и отказ
от процедур, практик
индивидуального совершенствования на
основе саморефлексии лишался
бы всякий логики.
Поскольку именно такие
практики, дарованные человечеству
христианством, и превращают саморефлексию из процедуры исключительно покаянной
(так у
Бахтина) в эффективнейшее
средство самостроительства…
- Столь
жесткое
противопоставление классического и
романтического подходов,
завершенное к тому
же энергичным жестом
в адрес
другого ( несущий
элемент бахтинской
эстетико-центрированной
концепции художественного
обобщения), открывает прекрасную
возможность для перехода к
расширительному толкованию понятия
классического. К тому, чтобы
привязать это понятие
к самой
системе художественного обобщения
Бахтина - называть
классическим такой
тип художественного
моделирования, при котором
эстетическое, этическое и
познавательное разделены,
и эстетическое
утверждено, заявлено как
доминанта. Романтизм же тогда вполне можно
назвать началом
неклассического
направления в
художественном
обобщении: рефлексия
автора над героем
стала передаваться герою -
эстетическая
монополия автора
была разрушена. Именно
романтизм, следовательно,
заложил переход
от художественного
моделирования классического, сугубо эстетического ( условного ) -
к моделированию,
максимально приближенному
к реальности.
-
Бахтинскую эстетико-центрированную -
классическую! - систему
художественного обобщения
нельзя и нет
смысла относить
к числу
безусловных, универсальных. Она, возможно,
даже
безупречна - но
лишь
строго в
определенных пределах,
за которыми неизбежен отказ от
автономии
эстетического, этического,
познавательного и переход,
соответственно, к
новым, -
неклассическим ! - представлениям о
целом, герое, авторе.
Формально эстетическое,
этическое и
познавательное , как и
координаты обычного пространства, можно, конечно, считать независимыми.
Но их зависимость,
при внешней, видимой
автономии, на самом деле фундаментальна:
каждая из них существует лишь
потому, что существуют
две другие. Эстетики нет
без познания и этики, так же
как нет познания
без этики и эстетики, а этики
без эстетики
и познания.
- До определенного
момента вполне адекватными
были классические
представления
о
целостности
художественного произведения,
основанные на определенной автономии
познавательного, этического и
эстетического - на независимости эстетики, этики, познания.
Их кажущаяся
независимость друг от друга
открывала возможность (
подталкивала к этому) для
выделения любой из них в качестве доминанты художественного
пространства. Эстетическое
же было просто обречено
на такую
доминантность, поскольку
в этическом, а
тем более
в познавательном
не представлялось
возможным допустить
реально значимое
влияние
частной
позиции - позиции
единичного. А
доминантность эстетического
именно с
возможностью индивидуализации
и была
связана.
"Симметрия"
этого - классического -
художественного пространства, несмотря на очевидную
его неоднородность в
эстетическом направлении,
все еще остается
высокой, и "три
числа" ,"вектор" (
представления об чисто этическом,
чисто эстетическом и
чисто познавательном )
все еще могут
считаться вполне
адекватной
характеристикой реальности.
-
Система Бахтина -
классическая система -
разрабатывалась именно для
такого художественного
пространства - пространства,
в котором до определенного момента
времени( до определенного уровня
интенсивности информационных
потоков в
обществе) еще возможны были вполне
адекватные реальности классические художественные
модели. Но Бахтин
сам фактически ее
и начинает
разрушать, когда, обращаясь
к творчеству
Достоевского, вводит и
развивает представление о
диалогичности. Точнее обнаруживает
у Достоевского
очевидные признаки этой
диалогичности и
воспринимает ее
не как покушение на
классические устои
в поэтике, а как признаки
рождения поэтики нового типа.
Эта особенность художественного
стиля не была, конечно, редкостью и
до Достоевского, но лишь
у него
она проявилась как
особенность
не только
художественной формы, но и
бытия, на статус
модели которого эта
форма претендует. Достоевский, возможно, особенно остро почувствовал
(пробуждавшаяся после
начавшихся, наконец-то,
реформ Россия тому несомненно
способствовала) , что
интенсификация информационных
потоков (разрастание множества
позиций, суждений ,
мнений) неизбежна, и что художественного обобщения
требуют теперь не
отдельные суждения–позиции , а
именно это
множество.
Разрушение классической
системы начинается потому, что
используемый в качестве
художественного приема диалог
существенно понижает
симметрию художественного
пространства - он
с неизбежностью
делает неоднородными,
терпимыми к
единичному мнению
не только эстетическое,
но
и два
других направления:
роль
объективного понижается
теперь не только
в эстетическом, но и в
этическом и даже познавательном.
Усиливающаяся субъективизация
независимо взятых
эстетического, этического и
познавательного не может
не активировать
объективность в перекрестных
компонентах, связанных с
взаимовлияниями в
треугольнике
эстетическое-этическое-познавательное. Если чья-то
этическая , к
примеру, позиция в диалоге, полиалоге
остается подчеркнуто
индивидуальной, то
объективное в
ней не
исчезает , а
может концентрироваться или в
эстетико-познавательной ,или в
познавательно-эстетической
мотивации данной этической
позиции. Бахтин
несомненно чувствует
это, связанное
с диалогом , понижение
симметрии( нарастание
неоднородности) художественного
пространства. О чем свидетельствует
не только его
отчаянный
разворот
к другому,
но и очевидная
неоднородность самой
его концепции -
все его реверансы
в адрес этического
и познавательного,
все его
попытки выявить
неединичную
основу в позиции
единичного.
- Достоевский, можно
сказать, заложил основу
особого типа
неклассического
художественного
обобщения - обобщения с особым
не расстающимся
со своим
творением творцом, который
продолжает, благодаря полифонии,
диалогичности, творить
и после, казалось бы,
завершения работы. Художественное
обобщение, где завершенность
достигалась через принципиальную
незавершенность.
Бахтин эту
неклассичность поэтики
Достоевского
и описал в
терминах полифонии,
диалогичности . Но в
его эстетико-центрированной
системе художественного
обобщения революция в
поэтике, осуществленная
Достоевским, полного,
адекватного отражения
все-таки не
нашла. Хотя и оказалась
переполненной предощущениями
необходимости переопределения
сложившихся классических
представлений о поэтике. Это
и поставило Бахтина, как
интерпретатора Достоевского
в особое
положение.
-
Бахтинское понимание
эстетического не
является, скорее всего,
особенностью его
индивидуального мировосприятия,
а отражает, наверное,
лишь нечто очевидное: ни этическое, ни познавательное
восприятие, пусть по
разным причинам,
в качестве
последовательно
индивидуальных
лишены какого-либо смысла. Эстетическое
проще всего
индивидуализировать, и
индивидуализация его, опирающегося
не на понятия, а преимущественно
на образы,
на то,
что несет и не может
не нести отблеск
единичного, наиболее естественна. Эта
специфика эстетического
и провоцирует на
гуссерлианские
эксперименты с
ним.
-
Нельзя
не принимать во внимание и то,
что на
бахтинское стремление усилить
философическую нагрузку
на эстетическое могли
оказывать влияние
и некоторые популярные в
те времена
идеи. Он
сам говорит ,например, о
«великом соблазне для
мышления»
-
о стремлении максимально
сблизить «единую большую дорогу
науки философии» и «
изолированные острова индивидуальных
художественно-философских интуиций».
Такое сближение
не кажется
странным. Да, в одном
случае речь идет о
моделировании
действительности в
единичных образах, а в другом
– в отвлеченных понятиях. Но
в случае философии
это - понятия наивысшей
степени отвлеченности
(4-ый
уровень абстрагирования ).
Такая отвлеченность создает иллюзию (
соблазн именно
в этом )их полной
автономности от реальности,
настолько большой,
что и вольные фантазии
на их основе
становятся доступными и
естественными. Именно это
сближает художественное
и метафизическое:
и там
и там
максимально освобождается
фантазия. В случае
выстраивания художественных
моделей потому , что средство обобщения
- предельно единично, в
случае метафизики
потому, что средство это -
предельно абстрактно.
- Выглядит бахтинское
рассуждение о невозможности
чистого самоотчета, об исключительно просительном обращении
вовне себя, к Богу очень убедительным.
Но таковым
оно остается
лишь до
тех пор,
пока речь
идет о
Боге ветхозаветном,
иудейском. О том Боге, который
запределен безысходно
- лишен тех
двух своих
ипостасей, что в христианстве
связывают Бога
с миром и
делают Его
ответственным за
мир - показывают,
что Он
реально
несет такую
ответственность.
У Бахтина
и ведется речь о таком -
ветхозаветном - самосознании,
всецело Богом
определяемом. Христианство же
с его
идеей Боговоплощения
открыло возможность
самосознания, опосредованного
связанностью
с Богом,
самосознания, способного
на завершающую
индивидуальную
самооценку. Без ссылок на
другого -
с единственной
и абсолютной
ссылкой на
Христа. И хотя
сам вывод Бахтина
" чистое самоосознание жизни есть осознание веры"
содержательной верности
своей не
теряет и
в рамках
христианства, особенности христианского Другого( три единосущных
ипостаси Его )
несомненно освобождают
единичного от тотальной
внешней зависимости -
открывают перед ним возможность превращения внешних абсолютных запретов
в сугубо
внутренние
индивидуальные ограничения, а
значит, и
возможность
самосовершенствования на основе
саморефлексии. Априорная
установка о
доминантности эстетического
в художественном обобщении
и та
исключительная роль, которая
в системе
Бахтина возложена
на другого,
полностью исключают
саму возможность
подобных, апеллирующих к
саморефлексии суждений.
-
Не исключено, что именно
подчиненное положение
этического не
позволяет Бахтину
дать адекватного объяснения
и «противопоставлению»
у Достоевского истины и Христа. Отнюдь
не от
"безличной
объективной истины" (175)
отказывается Достоевский
в пользу
Христа - он
истину
вне
этического не принимает.
По тем же,
по существу, причинам
ограниченным, частным
оказывается у Бахтина
и толкование коллизии Христос
-великий инквизитор.
Он видит
у Достоевского
"отрицание (непонимание) сферы
необходимости, через которую должна пройти свобода (как в историческом, так и в
индивидуально-личном плане)" - "
той промежуточной сферы, которая лежит между великим инквизитором (с его
государственностью, риторикой, властью) и Христом (с его молчанием и поцелуем)"
. Но
для Достоевского
никакой
промежуточной сферы
между Христом
и великим инквизитором
не существует
и существовать
не может. Христос
и великий инквизитор
для него - это
два несовместимых
качества, воплощения
двух ( новозаветной
и ветхозаветной) версий
монотеизма. Воплотившийся
в человеке христианский
Бог, Бог,
стесняющий Себя,
ограничивающий Свою волю (
приносящий в
жертву человечеству
Своего Сына)
вводит в обиход человечества
принцип "Делай, как Я -
сам,
по собственной
воле
ограничивай
себя" . И
таким образом
открывает для
единичного возможность принять
необходимость запредельную,
заданную и
всегда задаваемую
извне, -
как
свое внутренне,
свободное желание.
Этическое
наполнение
этого Самостеснения Бога
- беспредельно,
красота этого Его
поступка -
абсолютна. Таким
же можно признать
и то
знание о
бытие, которое
заключено в идее
Божественного
Самостеснения. Раскрывшийся
в христианстве
монотеизм обнаруживает в
себе, таким образом, не
только единство
этического, эстетического и
познавательного, но
и фундаментальное
изменение представлений о
свободе и необходимости.
То, что в ветхозаветном
монотеизме
существовало как
возможность, реализовалось
как данность в христианстве
- в
православном
изводе его. И реализовалось не эволюционно,
а в форме
скачкообразного перехода
- здесь не было
ничего промежуточного.
Признаки эволюции можно обнаружить в
процесс становления
христианства в
эпоху вселенских соборов, когда
постепенно, с центром
то на Западе ,
то на
Востоке
выкристаллизовывалось православие
- сложнейший
многовековой процесс,
результатом которого было
не только
закрепившееся в Византии
православие, но и
такие мутации
христианства, как
монфизитство и
католицизм. Католицизм - это
побочная мутация
христианства при становлении
его в
форме православия. Это, увы,
всего лишь
упрощенная альтернатива
православию - снижающая
роль личной свободы и усиливающая
фактор внешней необходимости
и в
этом смысле
тяготеющее к дохристианскому
монотеизму. В "Великом
инквизиторе" Достоевским в
едином сюжете
и сведены
две альтернативы:
генеральная православная ( Христос )
и побочная
мутационная ( великий
инквизитор).
ЧИСЛО
ПОСЕЩЕНИЙ |
ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ
АДМИНИСТРАТОРУ САЙТА |
©ВалерийСуриков |