С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ( "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И") ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА Изборский клуб пошел, кажется, в решительное наступление… |
ГЛАВНАЯ |
ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ |
ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ |
ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Изборский
клуб пошел, кажется, в решительное наступление…
Только так и имеет
смысл комментировать
появление в
сети соединенных вместе
трех видеоматериалов Виталия Владимировича Аверьянова -
он и
автор текста, и
исполнитель.
Объединил же их А. Фефелов, предпослав им свою беседу
с В. Аверьяновым.
И если аллегории «Начальника»
еще можно оставить без
внимания,
а « Эпическую
хронику 1994» свести
к ставшей стандартной
при объяснении нынешних
российских бед отсылке
в ельцинские времена,
то двухсерийный «боевик» «Наказ
Путину» уже
никак не обойти. Тем более
в
подсветке «Начальника»...
Да, « Наказ» появился в
сети еще в
марте 2018, перед выборами и
даже более миллиона просмотров собрал
за 10 дней. Но особого
внимания на
него, надо полагать, тогда не
обратили – наказов разных
было хоть залейся , да и
опубликованные результаты выборов
вполне можно
было рассматривать как
главный наказ. В
сегодняшней же ситуации
аверьяновский
двухсерийник , да
еще подкрепленный
выразительнейшим финальным образом «Начальника» -
воронкой, -
звучит как убедительный
призыв к
мобилизации – к немедленному
началу практических действий
по переходу к
иной
парадигме бытия и развития
страны -
достойной русской традиции,
русской цивилизации.
Если русский
философ, доктор наук, один из учредителей «Изборского
клуба» , автор фундаментальной «Русской
доктрины»
«к
микрофону встал как к
образам» , то
дело, видимо, действительно,
- швах , и
промедление с внутренними
реформами, действительно, – смерти
подобно. «Русская доктрина,
изданная в 2005 году
и трижды потом переизданная,
решительно поддержанная тогда еще только митрополитом Кириллом,
является , можно сказать,
почти ровесницей путинского
президентства. Но о каком-то
ее влиянии на миросозерцание президента Путина, увы,
говорить не
приходится.
В. Аверьянов среди постоянных
членов Изборского клуба исключением
не является.
Он просто
в предельно жесткой
и доходчивой форме
высказался по проблеме,
острота которой
признается, видимо, большинством членов
клуба. Так , перед самым Новым годом появилась прекрасная аналитика С.
Черняховского
Новый год и Путин,
где в строгой, академической
манере о
современной российской власти высказано
практически все. И
четко прописана
главная особенность этой
власти, так
полно воплотившаяся
в президенте Путине:
намерение совместить
принципиально несовместимое. У С. Черняховского
это намерение
охарактеризовано в
разных формах, но
наиболее емко, пожалуй,
здесь: «Отстаивать достоинство страны в мире – и
«входить в мировую цивилизацию» на условиях этой «цивилизации»…
Такой
курс, считает С.
Черняховский, приемлем, но
исключительно как
временный. И
выбор, уверен он, в конце концов, неизбежен. В том
числе и в пользу
разумной автаркии:«Национальный
суверенитет и достойная внешняя политика возможны лишь там, где у твоих
конкурентов нет возможности оказать серьезное давление на твою экономику.
То есть нужна экономика, не зависящая от мировых хозяйственных
субъектов».
Итоговая
оценка С. Черняховским путинского
президентства не из лестных:
«Путин вообще – не Ленин и не
Сталин. Он Путин. Полковник разбитой и
преданной армии, принявший на себя командование, когда маршалы предали и
разбежались, а генералы спрятались. Который командует ей так, как может».
И надежды С .Черняховского
аналогичны аверьяновским: сможет или нет «Путин понять, что этот
путь исчерпан и осуществить радикальный поворот»...
К
радикальному, по существу,
повороту зовет президента и еще
один постоянный член
Изборского клуба М.
Хазин,
Он соглашается с существующим
мнением, что президент
Путин в 2018 году из-за поддержки пенсионной реформы
утратил сакральный статус
Катехона, охранителя народа - « народ решил, что царь —
ненастоящий».
И
потому В.Путин
«либо
поймет, что он потерял в 18 году, и тогда у него есть шанс продолжить
свою деятельность на посту Президента, либо же нет. И тогда его шансы
проиграть на уровне корпоративной войны в новом году резко растут. Я бы сказал —
критически растут. Выиграть он может
единственным образом — вернуть себе статус Катехона. Это пока возможно. Но
действовать нужно быстро, поскольку,
судя по всему, активная стадия антипутинского заговора намечена на апрель — май
нового, 2019 года.
На теме
двойственности президента Путина
останавливается и
еще один постоянный
член Изборского клуба А.
Дугин. Но разрабатывает он
эту тему в
совершенно неожиданном ключе… Он
исходит из
того, что либерально-патриотическая
двойственность нынешнего
российского президента
-
качество присущее ему
внутренне. Он - таков, и в за время
его правления,
сколько бы оно
не продлилось,
ни патриоты , ни либералы
победы в России
не дождутся. И только по
окончании его правления,
считает А. Дугин,
станет понятным
вся грандиозность
этой его миссии,
основанной на
двойственности. По мнению
Дугина, именно годы путинской
неопределенности станут для нашего
народа годами
воспитания и
вразумления, и дадут
возможность
народу
самому сделать
выбор, каким
путем ему идти
-
западным или своим,
традиционным. В. Путин создаст условия
для такого выбора.
В
оригинальности дугинской
интерпретации
президентства Путина, конечно, не
откажешь –путинскую
принципиальную внутриполитическую неопределенность из числа
банальных недостатков в число
выдающихся достоинств А. Дугин
перевел, нет слов, виртуозно.
И очень
красивая схема получилась:
достаточно народ
поддержать лет 30-40-50…
в условиях дикого
российского капитализма, и
он самопроизвольно, без всех
и всяческих идеологических прибамбасов,
сам выберет предопределенный традицией путь. Все хорошо,
вот, только развращающая
роль идеологии, господствующей
все
эти 30-40-50…
лет, А.
Дугиным совершенно не
учтена. Это о ней с исчерпывающей
полнотой высказался
А.
Русин : "Капитализм в
России - это антисоветская власть плюс
потреблядизация всей страны".
Да и
самим А. Дугиным
эта опасность прекрасно
понимается –вот его самое
последнее высказывание
на
этот счет: «Запад опасен для нас не потому, что он
богаче, но он обладает системой ценностей, которая уничтожает нашу идентичность»
.
Последствия такого господства самопроизвольно,
конечно, не исчезнут – чтобы изжить
их наверняка понадобится срок, существенно превышающий 30-40—50 … лет, и,
конечно же, хорошо
скоординированные усилия общества и
государства. А координация эта вряд
ли возможна
без опирающейся
на традиции русской
цивилизации идеологии, – типа
той, что
заложена в аверьяновскую
«Русскую доктрину».
«Русская
доктрина» - это
и есть
то, что
может превратить протест
В.Аверьянова в
реальную силу. Особенно, если
удастся на
ее основе подготовить
компактный 3-5-страничный
Манифест Русской Цивилизации.
Какие-то движения в этом направлении
предпринимаются, но пока не
в рамках Изборского
клуба - инициативу по
разработке такого
манифеста взяло на себя
«Русское
собрание»
.
Любой политический
проект в России , лишенный
идеологического стержня, обречен на неудачу. Об этом
убедительно свидетельствуют и
скромные результаты,
казалось бы, сверхперспективного
проекта, который в последней
президентской кампании
предложил Юрий Болдырев. Привлекательная
была в общем-то идея:
логически
сложить программы( выделить
общее в них) нескольких идеологически несовместимых движений и под эту «сумму»
выдвинуть в президенты единого
кандидата. Но логического сложения
не получилось – единый
кандидат, увы, фактически воспроизвел идеологию
организационно самого
сильного из
объединившихся(КПРФ)…
По собственно
протестной составляющей
Ю. Болдырев
и
сегодня ничем
не уступает
В. Аверьянову ,а по каким-то позициям даже
превосходит его.
Но болдыревский
протест не имеет под собой той
мощной идеологической основы,
которая есть у В. Аверьянова и,
покуда ею
в той или иной форме
не обзаведется, так
и останется протестом по
преимуществу виртуальным.
В наличии
идеологической основы
у движения, возглавляемого
С. Кургиняном, сомневаться не приходится. С
середины же прошлого
года у этого движения не
только резко возрос собственно
протестный потенциал( реакция
на ндс и пенсионные безумства
власти),но, судя по всему,
подверглась корректировке, и
идеологическая основа . Такой вывод
на
фоне прежних моих оценок
определенно
напрашивается . Особенность же этой
корректировки заключается в том, что
С. Кургинян в своих
метафизических построениях
существенно
усилил роль традиционного -
развитие теперь у него, можно сказать, привязано к
традиции. Во всяком случае ,
от советского
социального проекта к
традиции С. Кургиняном перекинут
очень убедительный и надежный
мостик . И суть
его сводится к следующему.
Да, в эпоху модерна идея восхождения
человека к Богу
была вытеснена идеей
восхождением
к Человеку
с большой буквы, которая
постепенно за время модерна
и особенно под
влиянием Первой мировой
войны почти
полностью исчерпала себя как
мировоззренческий ориентир. Но
в октябре
1917 была
предпринята попытка восстановить
ее в
таком качестве
, ибо именно
задачу
восхождения
человека и
была, по существу, главной
задачей социального переворота
в России. И оставалась
таковой, пока не
была оттеснена идеей
процветания и благосостояния.
С. Кургинян эту
замену цели, осуществленную в послевоенном СССР,
считает главной причиной
крушения социалистического
проекта. «Невосходящее
человечество очень
быстро начало
снисходить» - уничтожение СССР
подхлестнуло этот процесс, и
перспективы у
него, по мнению С. Кургиняна,
очень мрачные: после десоветизации
неизбежна дехристианизация, а после
последней и
до самых
уродливых форм неолитического
матриархата недалеко...
Развивая тему
восхождения человека , С. Кургинян, вводит представление о реальности
фактической и
трансцендентальной и называет
способность восходить из первой во
вторую , способность, в которой и находит выражение неизбывная, неутолимая
потребность человека в
идеальном, необходимым
условием существования человека,
как человека. Отсутствие
же такой
способности приравнивается к
духовной смерти.
С. Кургиняном
сделан пока лишь первый
шаг к
традиции, к русской традиции в
частности -
пока он не видит именно
в христианстве, в его православной, евангельской
версии,
внеконфессиональной составляющей,
которая уже
два тысячелетия , по
существу, и
обеспечивает православным
тот самый, контролирующий
в человеке человечность, переход из реальности
фактической
в реальность трансцендентальную и
обратно…
С
деталями кургиняновской
концепции можно ознакомиться здесь,
начиная с 59 минуты. Особый интерес
представляют несомненно выдающиеся последние 15
минут.
У меня
сложилось впечатление, что
на сегодняшний
день позиции В.Аверьянова, Ю.Болдырева
и С. Кургиняна
приблизились друг к другу
настолько, что
совместное написание
ими такого Манифеста Русской
Цивилизации, который объединит
в России многих, уже
не кажется
безнадежной утопией…
ЧИСЛО
ПОСЕЩЕНИЙ |
ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ
АДМИНИСТРАТОРУ САЙТА |
©ВалерийСуриков |