С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ( "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И") ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА Навстречу премии за лучший рассказ |
ГЛАВНАЯ |
ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ |
ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ |
ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Навстречу премии за
лучший рассказ
Из сообщения главного редактора журнала «Юность»
С.А.Шаргунова стало известно,
что под присмотром
его журнала
в России возобновляется
конкурс на лучший рассказ (
премия им. В. Катаева) Именно
возобновляется, поскольку
эту премию вполне можно
рассматривать в качестве
преемницы новомировской (
казаковской) премии, увы,
внезапно исчезнувшей
несколько лет тому назад.
Я постоянно комментировал
рассказы,выдвигавшиеся на «казаковку»,
http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=novliter.htm
http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=russkaz.htm
Намерен принять посильное участие в
обсуждении рассказов,
которые будут выдвигаться и
на новую премию. Пока же, в
порядке подготовки к
систематическим комментириям на
высокочтимую мною тему
«Русский рассказ»
- впечатления о некоторых
рассказах, опубликованных в 2015-2020-х годах.
При отборе
рассказов я
ориентировался в основном на
уже известные
мне имена.
В оценке
же качества
исходил из представления, что
художественное творчество(любое)
является не чем
иным, как моделированием
реальности в образах
- обобщением через единичное.
Единичное (частная ситуация,
частный поступок, частная
история или
судьба) убедительно поданное
автором в качестве
общего - значимого для
определенного пространства, времени
обитания человека, или
всего его бытия.
Как, какими
средствами достигается эта
убедительность - важно , конечно,
чрезвычайное, но
ценность этого
Как
без
Что
ничтожна.
Одним
словом, форма в художественных
моделях должна
обслуживать содержание -
доводить, частное по форме,
до общего по
смыслу.
Елена
Долгопят
В
этом смысле весьма
показательны два рассказа Е.
Долгопят из 2018 года:
опубликованная в «Дружбе
народов» « Квартира» (http://magazines.russ.ru/druzhba/2018/2/kvartira-pr.html)
и
новомировский «Призрак» (http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2018_5/Content/Publication6_6906/Default.aspx).
«Квартира»
- произведение удивительное. Из
тех, на которых, как
мне представляется, держался,
держится и
будет держаться русский
рассказ. Кто начнет его читать,
обязательно дочитает. И не
потому только, что к этому
понудит фабула . А
потому, прежде всего, что где-то
ближе к
середине рассказа перед ним с
неизбежностью возникнет вопрос :
" А зачем
я трачу
свое время
на все эти близкие к бреду
небылицы?".. И ответа на этот вопрос
не будет – сам вопрос будет
лишь звучать все сильнее
и четче, поскольку
вразумительного ответа найти
так и
не удастся.
В чем же
секрет магического
прямо-таки воздействия этой демонстративно, подчеркнуто придуманной
истории? Секрет прежде всего в миросозерцании
автора - в несомненном признании
ею той исключительной роли, которую на российских просторах
по-прежнему, несмотря
на десятилетия
пребывания под
либеральным игом, играет
не материальная,
а идеальная мотивация поведения… Ну
хорошо, есть такая убежденность
у автора. Но как
рассказать о ней в эти,
самые жлобские из жлобских
времена- чтобы поверили, чтобы согласились. Рассказать не на примере какой-то
исключительной, а обычной , ординарной истории.
Существует,
похоже, единственный
путь разрешить данную
проблему: эта обычная история должна стать...
невероятной. Но не по существу
своему, а по форме, по явлению. Вот Елена Долгопят
проблему таким образом и
разрешает. Она соединяет две
эпохи - эпоху идеальных
мотиваций и современную - в одной
квартире и отдает квартиру во власть
снующей туда- сюда машине времени, которая
запускается в
ту или другую сторону поворотом ключа в замке. Эта история сегодня, здесь
- невероятна. Но там,
до Чубайсов с Грефами, -
естественна и нормальна. Браво, Елена
Олеговна!!!
Что фактически
здесь даже не названо, но оно
из пены фантастического сюжета
на свет пробилось и
сработало. В «Призраке» , фантастического
не меньше, однако
оно, увы, осталось
элементом формы,
так и не встретившейся
с своим содержанием.
Может быть ,
в рамках одного этого
рассказа такая встреча
и не предполагалась -
Что, совершенно
невидимое у Е. Долгопят в отдельно
взятом рассказе,
обнаруживается порой лишь в
подборке в целом. Как,
например, в ее рассказах,
опубликованных в «Знамени»
в 2013 году (http://magazines.russ.ru/znamia/2013/9/9d.html).
Вроде бы никакой
явной критической
публицистики, набор отдельных
состояний- может быть, одного
и того же
человека… И общее
впечатление тревоги, неустроенности, которыми
буквально напитана
атмосфера. Важно,
что вся эта
тревога именно разлита: она
- не состояние, она -
в атмосфере... Самоощущения
людей, живущих,
но не впадающих в
уныние, - вот что
ей удалось передать. И как
итог - законченность, целостность
подборки при всей
внешней ее, казалось бы,
бессюжетности,
сумбурности.
Из самых последних публикаций
Елены Долгопят хочется
выделить» рассказ Открытка»(«Знамя», февраль 2020),
https://znamlit.ru/publication.php?id=7504
.
Вот
впечатляющий пример художественного мастерства : предельно частная, подчеркнуто
единичная ситуация
подана таким образом,
что предстает , можно сказать,
генеральным обобщением. Бери
любой регион сельской России, даже
из тех,
что основательно потоптаны
мигрантами, и прикладывай -
подойдет непременно. Поскольку
удивительно точно передано,
представлено нечто особо
русское, которое в других
землях не отыскать.
А каков
созданный Е. Долгопят образ
хранителя земли Русской!
Этот ее Вася
может оказаться
единственной достойной
внимания характеристикой
той непотребной эпохи, из
которой Россия никак
не выкарабкается. А как исполнен
этот образ - собран, казалось
бы из ничего не значащих
штрихов и деталей.Но
место его,
его значение
понято исключительно глубоко:
«— Интересно, где сейчас Вася? — спросил
Коля.
— Где-нибудь, — ответила Нина»
На этом убедительнейшем
« где-нибудь»
все и держится.
Как в Рассказе
, так
и в России. Такой
Вася - он в
России не истребим.
Ксения ДРАГУНСКАЯ
«Другая река»,
(http://magazines.russ.ru/october/2016/4/drugaya-reka.html)
Поразительно, но
в этой публикации каким-то образом мирно сосуществуют два
текста. Расслабленный ,
пустоватый и
главное - очень
равнодушный к происходящему
репортаж ( первый рассказ).
И зарисовка
исключительной утонченности,
легкости и глубины под
названием "Другая
река". Как
можно будучи
автором второго
текста не
уничтожить , да
еще с покаянием,
первый...
И
всего то
- неполных
две страницы, но
она убедила,
с ней без
оговорок
соглашаешься, что
"надо идти к реке.
Зажмуриться
и идти к реке"…
Рассказ
настолько качественный, что не может не стать
своего рода эталоном - именно им и есть
смысл вымерять… Из июльской
подборки 2018 года (http://magazines.russ.ru/october/2018/7/molodost-strong-love-affair-pr.html)
к «Другой реке»
приближается лишь «Мальчик с младенцем» -
к какой-то
тайне бытия
К. Драгунской удалось
прикоснуться и в этом рассказе …
Анна Матвеева.
«Кресло справа». Урал 2018,8
(http://magazines.russ.ru/ural/2018/8/kreslo-sprava-pr.html)
На
данном, может быть,
несколько растянутом, но
все равно изящном рассказе
легко демонстрировать
загадку художественного
обобщения - художественного
мастерства, если угодно.
Сюжет рассказа в общем-то банален:
летящий в самолете человек оказывается рядом
с женщиной, в которую он в
дальние студенческие
времена был влюблен. Она
же о его
существовании даже не
подозревала, видимо, - так мелькало
что-то на периферии
ее внимания. Она его
и здесь , в самолете, не
узнает , естественно, а вот
он
к концу полета
себя убеждает-
это она, Маша.
Стоило
автору позволить
ему задать
вопрос: «Вас, случайно, не
Маша зовут?», то
есть реализовать открытый
финал, и вся эта
история, при
всем изобразительном
мастерстве автора,
мгновенно превращалась бы в
ординарную, значимость которой
исчерпывалась бы рамками конкретного
самолетного рейса. Но Анна
Матвеева своему
герою этого
вопроса задать
не позволяет. Она
решительно закрывает финал – завершает сюжет,
если использовать одно
из популярных бахтинских
словечек. И тем
самым демонстрирует
свое художественное
мастерство. И сразу
же на месте
оказываются всё, или
практически всё. В частности,
многочисленные и не имеющие вроде бы
никакого отношения
к сути сюжета
детали жизни
героя предстают теперь
необходимым фоном сюжета. Фоном, без
которого существенно бы
сжималась та
область реальности,
которую герой
представляет в
художественной модели
ее, созданной А. Матвеевой . А здесь
он свободно парит над всей
Россией -
вполне русский
тип.
Георгий Давыдов
«Портрет
кузнечика в
поле»
(
http://magazines.russ.ru/znamia/2018/2/portret-kuznechika-v-pole-pr.html
)
В чем-то этот
рассказ перекликается с рассказом
ЕленыДолгопят. Тоже об идеальном - о его
реальности даже в наши
совершенно не совместимые с
идеальным дни. Реальность идеального
это в общем-то любимая тема Г.
Давыдова. И не просто любимая , это
- его тема. Он ее
мастер, он, можно
сказать, виртуозно владеет художественной
техникой, убедительного раскрытия
такой темы.
Достаточно, скажем, перечитать одно
за другим те несколько его
рассказов, которые я пытался
рецензировать , чтобы
согласиться с этим. Они
всегда о прошлом -
о достаточно далеком прошлом.
Это, кстати один из приемов
утверждения идеального,
поскольку воспоминания, как всякое
возвращение во времени, всегда процедура
очищающая
- усиливающая в событии вес того, что
кажется совершенным, благостным, идеальным. Обращаясь
к временам относительно близким
Г. Давыдов, похоже, использовал еще одним прием (
и даже злоупотреблял им
порой) -
сбивал резкость
изображения своего
идеального. Это сводилось,
к тому,
что оно заталкивалось,
например, в подчеркнуто
неидеальную локальную
среду - сосуществовало
с этой
средой и
таким образом обретало
убедительность.
"Кузнечик" - это портрет
принципиального, несокрушимого идеалиста
из времен совсем уж
близких. И потому
очень уж велик риск, что
такой портрет
в наши без благодатные дни
будет воспринят как издевка.
Вот и приходится
сбивать фокус. Елена Долгопят, если разобраться,
своей машиной времени
также сбивает фокус.
Г.Давыдов использует не столь изысканный,
но все равно хорошо
срабатывающий прием. Он
постоянно в воспоминаниях
своих держит рядом с
идеалистом прагматичную Маху Пушкину, в девичестве Гольденберг.. Ее реплики,
мнения, оценки- вся эта ироничная,
наполненная сомнениями и отрицанием подсветка - и делает в
рассказе Кузнечика фигурой немыслимой,
но реальной.
Каринэ Арутюнова
Свобода места и времени
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2015/9/svoboda-mesta-i-vremeni.html
Литературная одаренность
очевидна - сочиняя, К.Арутюнова
несомненно занимается
своим делом. Она, похоже,
и не сочиняет вовсе -
описывает наблюдаемое и пережитое. И делает это умело -
естественно умело.
Природная предрасположенность, врожденное
мастерство. Прочитать можно
всю подборку. Но две вещи, на мой
взгляд, заслуживают
повышенного внимания. Блистательная
миниатюрка "Папа", которую легко
развернуть и в
рассказ, и в
повесть, частью
которой вполне
могут стать
все без исключения
сюжеты подборки. И
примыкающий к ней
небольшой рассказ
"До курицы
и бульона" .В этих
текстах
наряду со
способностью показать, нарисовать особенно
четко просматривается
умение ненавязчиво
передать нетривиальный смысл.
Последнего явный
недостаток во всей подборке.
Возможно, К.Арутюнова просто
боится покинуть уютный и
спокойный мир отдельных
эпизодов, положений... Но в
этом тесном пространстве ее
дар теряет упругость .
Наблюдения над собой
важны для
художника, конечно, но их никак нельзя
сводить к
самообслуживанию.
Вечеслав Казакевич
Девочка с оранжевыми ладонями
http://znamlit.ru/publication.php?id=7109
В. Казакевич ,уроженец
Могилевской области, выпускник филфака МГУ, уже четверть
века живущий в Японии
пишет фантастически прекрасный русский рассказ
- только в России могла
родиться и вырасти эта девочка с
оранжевыми ладоням. В
чем суть
русского, какие
исключительные особенности
характера, поведения делают русским
и надежно охраняют эту
русскость от всех
и всяческих влияний?
Над этими вопросами многие ломают сегодня свои
высоколобые головы. А Вячеслав Казакевич
тем временем пишет небольшой
рассказ .
Так, набросок, зарисовочка,
этюдик – текст, без каких-либо, казалось, претензий на обобщения…Но и в самой
обстоятельной монографии,
при самом серьезнейшем
анализе всей русской истории, вряд
ли с такой убедительностью, как в
этом рассказе удастся показать, что
русскость вечна, не
поколебима. Потому что всегда,
даже в
предельно испохабленные времена, в каком- нибудь провинциальном городке
русская девочка будет вести себя
именно так, как ведет себя эта девочка из рассказа
В.Казакевича. И в странном, пленительном поведении своем будет, сама не
подозревая об этом, утверждать
неистребимость на российских просторах
возвышенного, идеализированного отношения
к жизни. Такая
девочка, так же, как
Вася из рассказа
Е. Долгопят « Открытка»
всегда в России
где-нибудь да есть.
Наталия Соколовская
День космонавтики https://magazines.gorky.media/znamia/2016/11/den-kosmonavtiki.html
Очень
ценный рассказ.
Может быть, чуть растянут, хотя очевидно лишнего вроде
бы ничего нет.
Прекрасна разработана
тема ностальгии
по советскому
прошлому - главное решена
она не на уровне быта,
а на уровне идеального.
Сын героини
явно не
врубается в суть воспоминаний
матери, но и не
отстраняется от них. То, что он не равнодушен
к ним показано очень тонко - намеками.
Пожалуй, именно это
и делает рассказ
неординарным. Журналу«Знамя»
- искренняя благодарность
за эту публикацию.
А Вергелис. Письма
бывшего человека
http://magazines.russ.ru/zvezda/2016/10/pisma-byvshego-cheloveka.html
Чрезвычайно
удачная работа.
Человек, допущенный к
части документов, связанных
с двумя
арестами его
прадеда - в 1920(отпустили) и
1937 ( расстреляли )… Написано
от первого
лица, но несмотря на
перегруженность
деталями( вернейший
признак автобиографичности -
жалко с ними
расставаться) , текст как
автобиографический не
воспринимается. Что-то
неличное автору, значит, удалось
передать. А.Вергелис старательно
на протяжении
почти всего
рассказа уходит от каких-либо
обобщений - частность
этой истории можно сказать
подчеркивается.
Лишь в
двух последних коротких абзацах
попытка оторваться от
частного.
Но и она делается исключительно для
рассказчика - для себя. Да,
уроки истории,
но они только для
тебя одного
что-то и
значат…
"Наверное,
потому что у человека, как у целого народа, должен быть свой миф — миф,
помогающий преодолевать хаос, поддерживающий в вечной борьбе с силами распада,
очищающий, учащий, ведущий, придающий сил и уверенности. Бывший человек
исключительной доброты, мертвый теленок, похищенный тазик, профсоюзные рубли…
Почему бы и нет? Если есть во мне что-то хорошее, то это — от мифов. Остальное —
от лжи и неверия"
Именно
эта выдержанность
на частном
и делает, видимо, рассказ
ценным для
других.
Илья
Кочергин.Поскребыш
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2015/10/poskrebysh.html
Трудно
сказать, о
чем этот любопытнейший
рассказ - возможно потому,
что обо всем. Мастерство
художественное автора очевидно.
Выбраны какие-то ситуации,
положения ,а рассказано о них в таких словах, что все
это выстроилось в совершенную
картину какой-то загадочной
жизни. Совершенную
в том смысле,
что в нее нельзя ничего
прибавить ,
да и убрать
что-либо из нее невозможно.
Загадочную в
том смысле, что
она на самом деле
была, но не повторима. Здесь
все реально. И все
невероятно. Удивительный
эффект. И свет, свет, свет… Из всего
рассказа, из каждого эпизода. Из
каждого предложения.
Майя Кучерская Голубка
История одного исцеления
http://magazines.russ.ru/znamia/2017/2/golubka.html
М.Кучерская
неслучайно, видимо,
отказалась использовать
классическое наименование для
своего сочинения
и выбрала
нечто неопределенное -
история одного
исцеления. Скорее всего, в
рассказанной истории есть
что очень и очень личное, о
котором хотелось рассказать
со всеми подробностями.
Просто рассказать. перенести на
бумагу( в цифру, если
по-современному) Текст
явно пересыщен
подробностями. Жесткая
редактура( сокращение
на треть, а
то и наполовину)
могла бы превратить его в
прекрасный рассказ
- современный, но
классического образца.
В тексте
есть все
для такого
превращения, в
том числе и искреннейшее
чувство, не сочиненное, естественное,
сохранившееся при
переводе на
бумагу(хорошо известно, что
это непростая задача), и
выразительно-сдержанный слог.
Максим
Осипов Фантазия Знамя 2017, 4
https://magazines.gorky.media/znamia/2017/4/fantaziya.html
Рассказ
сделан мастерски и
практически из ничего . В том
смысле, что в нем
ничего не
происходит. Ничегошеньки
в нем нет - кроме
случайных диалогов, реплик.
А рассказ
есть - определенное душевное
состояние подано на редкость
убедительно .В центре внимания,
семьи , которых коснулись
репрессии.
Жизненные ощущения тех
времен сохранились,
переданы через
детей внукам - активно
освоены ими.
И неисчезающее, убежденное
предчувствие - вот-вот
что-то подобное начнется
вновь .
Собственно суть , основная
тема фантазии М.
Осипова и
сводится именно к
раскрытию, к описанию
этого предчувствия
. И
самое важное: сделано все
настолько аккуратно, тонко, что
совершенно естественным
может оказаться итоговое впечатление
типа: "Да какая же это
фантазия - чистейшей
воды реальность. Не
сегодня так завтра
все и начнется."
ЧИСЛО
ПОСЕЩЕНИЙ |
ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ
АДМИНИСТРАТОРУ САЙТА |
©ВалерийСуриков |