С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                                     ( "П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И")

                                    ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА


                                                                       
 Навстречу премии за лучший рассказ



 

                                             ГЛАВНАЯ
                         ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ
                                     ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ
                                  ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ
                         МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ

 


 

 

 

                     Навстречу премии  за  лучший рассказ

 

Из сообщения главного редактора журнала «Юность»  С.А.Шаргунова стало известно,  что  под присмотром  его  журнала  в России  возобновляется  конкурс на  лучший рассказ ( премия им. В. Катаева)   Именно возобновляется,  поскольку   эту  премию вполне можно рассматривать  в качестве     преемницы  новомировской ( казаковской)  премии, увы,    внезапно исчезнувшей  несколько лет    тому назад.    Я  постоянно комментировал  рассказы,выдвигавшиеся на «казаковку»,     http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=novliter.htm http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=russkaz.htm

 Намерен принять посильное участие в обсуждении  рассказов,  которые будут выдвигаться  и на новую премию.  Пока же, в  порядке подготовки к  систематическим комментириям  на  высокочтимую мною  тему  «Русский  рассказ»  - впечатления  о некоторых  рассказах, опубликованных в 2015-2020-х годах.

При   отборе  рассказов  я  ориентировался в  основном на  уже  известные  мне   имена.  В  оценке  же  качества  исходил из представления, что  художественное творчество(любое)  является  не чем  иным, как моделированием  реальности  в образах  - обобщением  через единичное.  Единичное (частная  ситуация, частный  поступок, частная  история  или   судьба)  убедительно поданное  автором  в качестве  общего -  значимого для определенного пространства, времени  обитания человека,  или  всего его  бытия. Как, какими  средствами достигается эта  убедительность -  важно , конечно, чрезвычайное,  но   ценность  этого  Как  без  Что  ничтожна.

       Одним словом, форма  в художественных моделях  должна  обслуживать содержание -  доводить, частное  по форме,    до общего  по  смыслу.

Елена  Долгопят

 В   этом  смысле весьма показательны два  рассказа Е. Долгопят  из 2018 года: опубликованная  в «Дружбе  народов» « Квартира»   (http://magazines.russ.ru/druzhba/2018/2/kvartira-pr.html)   и новомировский «Призрак» (http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2018_5/Content/Publication6_6906/Default.aspx).

 

 «Квартира»  - произведение удивительное. Из  тех,  на которых, как  мне  представляется, держался, держится  и  будет держаться  русский рассказ. Кто начнет его  читать, обязательно дочитает.  И не  потому  только, что к этому  понудит  фабула . А  потому, прежде всего, что где-то  ближе  к  середине рассказа  перед ним с неизбежностью  возникнет вопрос :  " А  зачем    я  трачу  свое  время  на все эти близкие к  бреду небылицы?".. И  ответа на этот вопрос  не  будет – сам вопрос будет лишь звучать все  сильнее  и четче, поскольку  вразумительного  ответа найти  так  и   не удастся.

      В чем же  секрет  магического  прямо-таки воздействия этой демонстративно, подчеркнуто придуманной истории? Секрет прежде всего в миросозерцании  автора - в несомненном признании  ею той исключительной роли, которую на российских просторах по-прежнему, несмотря  на   десятилетия  пребывания  под   либеральным  игом, играет   не    материальная, а идеальная  мотивация поведения… Ну хорошо, есть  такая убежденность  у  автора. Но как  рассказать  о ней в эти,  самые жлобские  из жлобских времена- чтобы поверили, чтобы согласились. Рассказать не на примере какой-то  исключительной, а обычной , ординарной истории.

     Существует, похоже,  единственный  путь разрешить  данную проблему: эта обычная история должна стать... невероятной. Но не по существу  своему, а по форме, по явлению. Вот Елена Долгопят  проблему таким образом  и разрешает. Она  соединяет две  эпохи - эпоху идеальных  мотиваций  и современную - в одной квартире и отдает квартиру во власть  снующей туда- сюда машине времени, которая  запускается  в  ту или другую сторону поворотом ключа в замке. Эта история сегодня, здесь  - невероятна. Но  там,  до Чубайсов с Грефами,  - естественна и нормальна. Браво, Елена  Олеговна!!!

     Что  фактически здесь даже не названо, но оно   из пены  фантастического сюжета   на  свет пробилось и сработало. В «Призраке» , фантастического   не  меньше, однако  оно, увы,   осталось  элементом    формы,  так и не  встретившейся  с своим   содержанием.

     Может  быть ,  в рамках  одного этого рассказа  такая встреча   и не  предполагалась -  Что, совершенно  невидимое у Е. Долгопят в отдельно  взятом рассказе,   обнаруживается порой  лишь в  подборке  в целом. Как, например, в ее  рассказах,  опубликованных в  «Знамени»  в 2013 году (http://magazines.russ.ru/znamia/2013/9/9d.html).

 Вроде бы никакой   явной критической  публицистики,  набор отдельных  состояний-  может быть, одного  и того  же  человека…  И общее  впечатление тревоги, неустроенности, которыми   буквально  напитана   атмосфера.  Важно,  что  вся эта  тревога  именно разлита: она  - не  состояние, она -  в  атмосфере... Самоощущения  людей,  живущих,   но не впадающих    в уныние, - вот  что  ей удалось  передать. И как итог - законченность,  целостность    подборки при всей   внешней  ее, казалось бы,  бессюжетности,   сумбурности.

 

  Из самых последних публикаций  Елены Долгопят  хочется выделить» рассказ Открытка»(«Знамя», февраль 2020),

https://znamlit.ru/publication.php?id=7504 .

Вот  впечатляющий пример художественного мастерства : предельно частная, подчеркнуто единичная  ситуация  подана  таким образом,  что предстает , можно сказать,  генеральным обобщением.  Бери любой регион сельской  России, даже  из  тех,  что  основательно потоптаны  мигрантами, и прикладывай  - подойдет непременно.  Поскольку удивительно точно  передано,  представлено нечто  особо русское, которое  в других  землях  не отыскать.  А  каков  созданный  Е. Долгопят образ  хранителя земли Русской!  Этот  ее Вася  может  оказаться  единственной достойной  внимания  характеристикой  той непотребной  эпохи, из которой Россия  никак  не выкарабкается. А как исполнен  этот образ  - собран, казалось   бы из  ничего не значащих штрихов  и деталей.Но  место его,

 его значение  понято исключительно  глубоко:

«— Интересно, где сейчас Вася? — спросил Коля.

— Где-нибудь, — ответила Нина»

 На этом убедительнейшем  «  где-нибудь»   все    и держится.  Как  в Рассказе  ,  так  и в России.    Такой  Вася - он    в России  не истребим.

 

 

     Ксения ДРАГУНСКАЯ

 

 «Другая река»,  (http://magazines.russ.ru/october/2016/4/drugaya-reka.html)

     Поразительно, но в этой публикации каким-то образом мирно сосуществуют два  текста.  Расслабленный ,   пустоватый   и  главное -  очень  равнодушный к  происходящему   репортаж (  первый рассказ).  И  зарисовка  исключительной  утонченности, легкости и глубины  под  названием  "Другая  река".  Как  можно  будучи  автором   второго    текста    не  уничтожить ,  да  еще  с покаянием,  первый...

     И  всего  то  -  неполных  две  страницы, но   она  убедила,  с  ней без  оговорок    соглашаешься, что   "надо идти к реке.

Зажмуриться и идти к реке"…

   Рассказ  настолько качественный, что не может не стать  своего рода эталоном - именно им и есть  смысл вымерять… Из  июльской подборки 2018 года (http://magazines.russ.ru/october/2018/7/molodost-strong-love-affair-pr.html)   к «Другой  реке»  приближается лишь «Мальчик с младенцем» -  к  какой-то  тайне  бытия  К. Драгунской  удалось прикоснуться и в этом рассказе …

 

 

             Анна  Матвеева.

 

«Кресло справа». Урал 2018,8

 

(http://magazines.russ.ru/ural/2018/8/kreslo-sprava-pr.html)

 

На  данном,  может быть,  несколько растянутом,  но  все равно  изящном рассказе  легко   демонстрировать  загадку  художественного обобщения -  художественного  мастерства, если  угодно. Сюжет рассказа в общем-то банален:  летящий в самолете человек оказывается рядом   с женщиной, в которую он  в дальние  студенческие  времена  был влюблен. Она  же  о его  существовании  даже не подозревала, видимо, -  так мелькало что-то на  периферии   ее  внимания. Она его  и здесь , в  самолете, не узнает , естественно, а  вот  он  к концу  полета   себя  убеждает-  это она, Маша.

     Стоило  автору    позволить  ему  задать  вопрос: «Вас, случайно,  не  Маша  зовут?», то  есть реализовать  открытый  финал, и  вся эта  история,  при  всем  изобразительном   мастерстве  автора,  мгновенно превращалась  бы в  ординарную, значимость которой   исчерпывалась бы рамками конкретного  самолетного  рейса. Но Анна Матвеева   своему   герою  этого   вопроса  задать  не  позволяет. Она  решительно закрывает финал – завершает сюжет,  если   использовать одно из  популярных бахтинских  словечек.  И тем  самым  демонстрирует   свое  художественное  мастерство. И  сразу  же на  месте  оказываются всё,  или  практически  всё. В частности, многочисленные  и не имеющие вроде бы  никакого  отношения  к сути  сюжета   детали   жизни   героя предстают теперь  необходимым фоном  сюжета. Фоном, без которого  существенно бы   сжималась  та  область  реальности,  которую  герой  представляет  в     художественной   модели ее, созданной А. Матвеевой .  А здесь    он свободно  парит над всей  Россией  -  вполне  русский  тип.    

 

    Георгий Давыдов

 

«Портрет  кузнечика  в  поле»

 

( http://magazines.russ.ru/znamia/2018/2/portret-kuznechika-v-pole-pr.html )

 

    В чем-то этот  рассказ перекликается с рассказом ЕленыДолгопят. Тоже об идеальном - о его  реальности даже в наши  совершенно не совместимые  с идеальным дни. Реальность  идеального это в общем-то любимая тема  Г. Давыдова.  И не просто любимая , это - его тема. Он ее  мастер, он,  можно  сказать, виртуозно владеет художественной  техникой, убедительного раскрытия  такой  темы.  Достаточно, скажем, перечитать одно  за другим  те несколько его рассказов, которые я пытался  рецензировать ,  чтобы  согласиться с  этим. Они  всегда о прошлом  -  о достаточно  далеком прошлом. Это, кстати один из приемов   утверждения   идеального, поскольку воспоминания, как  всякое возвращение во времени, всегда процедура  очищающая  - усиливающая в событии вес того, что  кажется совершенным, благостным, идеальным. Обращаясь  к временам относительно близким  Г. Давыдов, похоже, использовал еще одним прием (  и даже  злоупотреблял им  порой)  -  сбивал  резкость  изображения  своего идеального. Это  сводилось,  к  тому,  что оно  заталкивалось, например,  в подчеркнуто   неидеальную  локальную  среду  - сосуществовало  с  этой  средой  и таким образом обретало убедительность.

 "Кузнечик" - это портрет  принципиального, несокрушимого идеалиста  из  времен совсем уж  близких. И  потому  очень уж велик риск,  что  такой  портрет    в наши  без благодатные дни  будет воспринят как  издевка.  Вот и  приходится  сбивать фокус. Елена Долгопят, если разобраться,  своей машиной  времени  также  сбивает фокус.   Г.Давыдов использует не столь изысканный,  но все равно хорошо  срабатывающий  прием. Он  постоянно в воспоминаниях  своих держит   рядом с идеалистом прагматичную Маху Пушкину, в девичестве Гольденберг.. Ее реплики, мнения, оценки-  вся эта ироничная, наполненная сомнениями и отрицанием подсветка - и делает в  рассказе Кузнечика фигурой  немыслимой, но  реальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каринэ Арутюнова  Свобода места и времени

рассказы

http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2015/9/svoboda-mesta-i-vremeni.html

 

           Литературная одаренность  очевидна -  сочиняя, К.Арутюнова   несомненно  занимается  своим делом. Она,  похоже,  и не сочиняет вовсе -  описывает наблюдаемое и пережитое. И делает это умело -  естественно  умело.  Природная предрасположенность, врожденное  мастерство. Прочитать можно  всю подборку.  Но две вещи, на мой  взгляд,  заслуживают повышенного  внимания. Блистательная миниатюрка  "Папа", которую легко развернуть  и в  рассказ, и  в  повесть,  частью   которой   вполне  могут  стать  все  без исключения  сюжеты подборки.   И  примыкающий  к ней  небольшой рассказ    "До  курицы  и бульона" .В  этих   текстах      наряду  со  способностью показать, нарисовать особенно  четко  просматривается  умение   ненавязчиво передать  нетривиальный смысл. Последнего  явный  недостаток  во всей подборке. Возможно, К.Арутюнова   просто  боится  покинуть уютный и   спокойный мир  отдельных  эпизодов,  положений... Но в этом   тесном пространстве ее дар теряет упругость .       Наблюдения над  собой  важны  для  художника, конечно, но их никак нельзя  сводить  к  самообслуживанию.

 

 

Вечеслав Казакевич   Девочка с оранжевыми ладонями

http://znamlit.ru/publication.php?id=7109

В. Казакевич ,уроженец  Могилевской области, выпускник филфака МГУ, уже четверть  века  живущий в Японии  пишет фантастически прекрасный русский рассказ  -  только в России могла родиться и вырасти эта девочка  с оранжевыми ладоням.   В  чем  суть  русского, какие  исключительные  особенности характера, поведения  делают русским  и надежно охраняют эту  русскость от  всех   и  всяческих влияний?   Над этими вопросами многие ломают сегодня свои   высоколобые головы. А Вячеслав Казакевич  тем  временем пишет небольшой рассказ  .  Так, набросок, зарисовочка,  этюдик – текст, без каких-либо, казалось, претензий на обобщения…Но и в самой обстоятельной  монографии,  при самом серьезнейшем  анализе всей русской истории,  вряд ли с такой  убедительностью, как в этом  рассказе удастся показать, что русскость   вечна, не поколебима. Потому  что всегда,  даже  в   предельно испохабленные времена, в каком- нибудь провинциальном городке русская девочка будет вести  себя именно так, как ведет себя эта девочка из рассказа  В.Казакевича. И в странном, пленительном поведении своем будет, сама не подозревая об этом, утверждать  неистребимость на российских просторах  возвышенного, идеализированного отношения  к  жизни. Такая  девочка,  так же, как  Вася  из рассказа  Е. Долгопят «  Открытка»  всегда в России  где-нибудь да есть.

 

Наталия Соколовская  День космонавтики https://magazines.gorky.media/znamia/2016/11/den-kosmonavtiki.html

 


Очень    ценный  рассказ.  Может быть, чуть растянут, хотя очевидно лишнего вроде  бы ничего  нет.  Прекрасна  разработана  тема  ностальгии  по  советскому  прошлому -  главное решена  она не на уровне  быта,  а на уровне  идеального.  Сын  героини  явно  не  врубается в  суть воспоминаний  матери, но  и не  отстраняется от них. То, что он не равнодушен   к ним показано очень тонко - намеками.   Пожалуй, именно это    и делает  рассказ неординарным.   Журналу«Знамя»   -  искренняя благодарность  за   эту публикацию.

 

 

 

А  Вергелис. Письма бывшего   человека

http://magazines.russ.ru/zvezda/2016/10/pisma-byvshego-cheloveka.html

 

 

Чрезвычайно  удачная   работа. Человек, допущенный  к  части  документов, связанных  с  двумя   арестами  его  прадеда - в 1920(отпустили)  и 1937 ( расстреляли )…  Написано  от   первого  лица,  но несмотря на  перегруженность   деталями(  вернейший  признак  автобиографичности -  жалко  с ними  расставаться) ,  текст как  автобиографический  не  воспринимается.  Что-то  неличное автору, значит, удалось    передать. А.Вергелис старательно   на  протяжении  почти  всего  рассказа  уходит от каких-либо  обобщений  - частность   этой  истории можно сказать  подчеркивается.

Лишь в  двух последних коротких абзацах  попытка оторваться  от

частного. Но и она делается исключительно  для рассказчика - для  себя. Да,  уроки  истории,  но они  только для  тебя  одного  что-то  и  значат…

"Наверное, потому что у человека, как у целого народа, должен быть свой миф — миф, помогающий преодолевать хаос, поддерживающий в вечной борьбе с силами распада, очищающий, учащий, ведущий, придающий сил и уверенности. Бывший человек исключительной доброты, мертвый теленок, похищенный тазик, профсоюзные рубли… Почему бы и нет? Если есть во мне что-то хорошее, то это — от мифов. Остальное — от лжи и неверия"

 

Именно  эта   выдержанность  на  частном    и делает, видимо,  рассказ  ценным  для  других.

 

 

 

 

 

Илья Кочергин.Поскребыш

http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2015/10/poskrebysh.html

 

 

 

      Трудно   сказать,  о  чем  этот любопытнейший  рассказ - возможно  потому, что обо  всем. Мастерство  художественное автора очевидно.  Выбраны какие-то  ситуации, положения ,а рассказано о них в таких словах, что все  это выстроилось  в совершенную  картину какой-то загадочной  жизни.  Совершенную  в  том смысле,  что  в нее нельзя ничего    прибавить  ,   да и убрать  что-либо из нее  невозможно.  Загадочную  в  том смысле,  что  она на самом  деле  была, но  не повторима. Здесь все   реально. И все  невероятно.  Удивительный эффект. И свет, свет, свет… Из всего  рассказа, из каждого  эпизода. Из каждого  предложения.

 

Майя Кучерская Голубка  История одного исцеления

http://magazines.russ.ru/znamia/2017/2/golubka.html

 

 

      М.Кучерская    неслучайно, видимо,  отказалась   использовать  классическое наименование  для   своего  сочинения   и    выбрала  нечто  неопределенное -  история  одного  исцеления. Скорее  всего, в  рассказанной  истории есть  что очень и очень  личное, о  котором  хотелось рассказать  со всеми  подробностями. Просто рассказать.  перенести на  бумагу( в  цифру, если по-современному)    Текст  явно   пересыщен  подробностями.  Жесткая  редактура(  сокращение  на  треть, а  то  и наполовину)   могла  бы превратить его в  прекрасный  рассказ  -  современный, но классического  образца.  В    тексте  есть  все   для  такого  превращения,  в  том  числе и искреннейшее  чувство, не сочиненное, естественное,   сохранившееся  при  переводе  на  бумагу(хорошо известно, что  это непростая задача),  и   выразительно-сдержанный  слог. 

 

 

 

 

 

 

Максим Осипов Фантазия   Знамя 2017, 4

https://magazines.gorky.media/znamia/2017/4/fantaziya.html

 

 

Рассказ  сделан  мастерски и практически из ничего . В  том  смысле, что  в нем   ничего  не  происходит. Ничегошеньки   в    нем нет - кроме случайных  диалогов, реплик.  А  рассказ  есть - определенное душевное  состояние подано на редкость  убедительно  .В центре внимания,  семьи , которых  коснулись  репрессии.    Жизненные ощущения  тех  времен   сохранились, переданы   через  детей внукам - активно  освоены  ими.   И неисчезающее,  убежденное предчувствие -  вот-вот  что-то подобное  начнется  вновь  .  Собственно  суть , основная     тема   фантазии М. Осипова    и  сводится именно   к раскрытию,  к описанию   этого   предчувствия  .  И  самое важное: сделано  все настолько аккуратно,  тонко, что   совершенно естественным   может оказаться итоговое впечатление   типа: "Да какая же это  фантазия -  чистейшей  воды  реальность. Не  сегодня  так завтра  все  и начнется."

 

           

1

  


 

 

 


 

 

 
                 ЧИСЛО 
          ПОСЕЩЕНИЙ 
    
        
         ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
               НАПИСАТЬ        АДМИНИСТРАТОРУ 
                 САЙТА
Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
©ВалерийСуриков