С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                                     ( "П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И")

                                    ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА


                                   
Комментарий к публикациям М. Хазина и А. Школьникова о православном социализме.



 

                                             ГЛАВНАЯ
                         ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ
                                     ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ
                                  ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ
                         МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ

 


 

 

Комментарий  к  публикациям М. Хазина и А. Школьникова   о православном  социализме.

В  последнее  время  появилось, по крайней мере,  две  публикации  на  тему, которую  условно  можно  назвать «  социализм и христианство».  Именно условно,  поскольку  действительную значимость  эта   тема  приобретает  лишь в более отвлеченной   формулировке :     «социальный  потенциал христианских  идей»

М.  Хазин  в  своей  двучастной   публикации ( «Как жить дальше?"  https://khazin.ru/articles/10-vlast-i-obshhestvo/83068-kak-zhit-dal-she   и «Об образе будущего–2»

https://khazin.ru/articles/136-chelovek-i-obshhestvo/83108-ob-obraze-budushhego-2  )  фактически ведет      речь о   социальном потенциале     религиозных  идей  как таковых,  исходя, видимо,  из  той  посылки,    что  опираясь  на культ    собственно идеального  в  этих идеях  только и  можно  составить «образ будущего», без  которого какое-либо    социальное конструирование   становится   в нынешнее  время бессмысленным.  Без   такого  образа   остается  одно -  положиться на  какую-нибудь  пакость ,  типа  «свободная  рука  рынка»  и  предоставить ей  возможность    додушить  все   человеческое  в   земной цивилизации.

  Перспективным образом будущего  , по Хазину,  владеет  лишь Россия  и  это образ  им  назван православный социализм.   Он отмечает попутно, правда:  «для мусульманских стран эта концепция отлично формулируется как исламский социализм»,  что  ,собственно,  и свидетельствует :  ставка  им делается именно  на  социальный  потенциал религиозных идей   определенного типа как таковых.  Это им четко, без каких-либо оговорок и заявлено: «авраамическая ценностная база должна обеспечивать социалистическую модель экономики».  То есть «авраамическая ценностная база,   в конце концов, и  предстает  у  Хазина   в качестве  основы для образа  будущего  .   Ценностная   же база православия оказывается, таким образом,  всего лишь региональной  частностью.

      Значительно  более  последователен  в  изложении темы  «социализм и христианство»  А. Школьников В  его  публикации «Очерк о стратегии Православного проекта» https://shkolnikov.info/articles/11-analitika-i-prognozy/83957-ocherk-o-strategii-pravoslavnogo-proekta)      речь идет, во-первых  именно о православном проект ето есть,   именно о   православном(евангельском) изводе  христианства.  Но главное,  этот проект рассматривается в  жесткой  связи  с    Россией, с российской цивилизацией: «Без перехода контроля над остатками Православного проекта к России последний теряет даже минимальные перспективы на будущее».В настоящее  же    время  православный  проект, по мнению А. Школьникова  «не имеет глобальной повестки (образа будущего для всего человечества»).

   Насущной  задачей,  следовательно,  является   преодоление    православным  проектом   своего системного кризиса,  что возможно  лишь через получение Россией  полного  контроля над этим проектом .  Это  , надо понимать, - необходимое условие    реализации  социального потенциала проекта. А. Школьников  рассматривает  ряд  конкретных мер, которые  могут помочь   России    получить  такой контроль над православным проектом.

Россия, таким образом, должна прежде всего  спасти  православный  проект  от   вырождения,    и  только  потом  может  ставится  вопрос о каком –то    социальном проектировании на основе этого  проекта   и  следовательно , о   православном  социализме    - о сборке «социалистической/коммунистической теорий на основе не протестантской трудовой этики, а православного взгляда на мир.»

 «Человечеству будет очень нужен левоконсервативный образ будущего, отличный от классического марксизма. Так почему бы не собрать его на основе морали и нравственности православия, так же как марксизм, по сути, вырос из протестантской трудовой этики.»

Публикация А. Школьникова  предстает  значительно  более конструктивной.  Во  всяком  случае,  в ней  для России  формулируется    конкретная  практическая задача, решение которой является необходимым условием   ь реальных  социальных преобразований .    Но  подготовка  к  ним  может быть начата    уже  сейчас, поскольку      без  фундаментально   обновленной  редакции  конституции   их  не осуществить  и, следовательно,  актуальнейшей проблемой  становится законопроект о конституционном  собрании. И потому  , в частности, что  в рамках разработки и широкого общественного обсуждения  этого законопроекта   может  выработана некоторая оптимальная  система представительства граждан  во власти,и отличная от  исчерпавшей свои возможности партийной  . Одновременно  в   тех же  рамках   могло быть  начато и обсуждение     проблемы  «власть и деньги.  Ведь лишь    с  опорой  на  такую важнейшую идею православного проекта, как идея  личного самоограничения можно  осуществить (  через имущественный  ценз  для депутатов представительных органов и работников -управленцев) безусловное  разделение    денег  и  власти.  Разделение,  без  которого  вряд ли   удастся социальное строительство  нового  типа .

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 
                 ЧИСЛО 
          ПОСЕЩЕНИЙ 
    
        
         ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
               НАПИСАТЬ        АДМИНИСТРАТОРУ 
                 САЙТА
Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
©ВалерийСуриков