С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ( "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И") ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА О Манифесте Олега Матвейчева. |
ГЛАВНАЯ |
ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ |
ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ |
ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
О
Манифесте
Олега
Матвейчева.
Б.
Межуев несомненно был
прав, когда классифицировал
статью О. Матвейчева «Убить дракона.Трехглавая
мифологическая конструкция, разрушающая наше сознание»
как
манифест. В такой
классификации и
заглавная буква
вполне уместна
- настолько
очевидны намерения
профессора Высшей
школы экономики О. Матвейчева
одарить человечество неким
безусловным, универсальным и
современно звучащим
средством
самоустроения.
Предлагаемое
средство не является концепцией
или программой . Это -
система
миросозерцания, неплохо
сбалансированная и призванная,
видимо, каким-то образом
рационализировать, придать
более или менее человеческий
вид итогу,
до которого доплелся, или к
которому скатился,
тот тип
цивилизации, что называют
обычно западноевропейским
и к которому вот уже 30 лет
снова пытаются
подверстать Россию
очередные
ее преобразователи. Но
признавая наличие такого
замаха у статьи
О. Матвейчева, не хочется
все-таки соглашаться
с мнением Б. Межуева, что
и отвечать
на нее следует манифестом.
Здесь, скорее всего, будет
достаточно развернутой реплики. И
прежде всего потому, что манифест
О. Матвейчева был
отвергнут
по существу очень давно -
за два тысячелетия до его написания.
Отвергнут Нагорной проповедью , призвавшей
человечество сориентироваться на совершенно иную систему ценностей, в
которой утверждался безусловный,
абсолютный, все определяющий приоритет
идеального, в которой
самоограничение
провозглашалось
наидостойнейшим
человеческим качеством,
только и способным
разрешить главную
проблему взаимоотношений существ,
наделенных сознанием -
облагородить эти отношения,
минимизировать в
них роль
инстинктов. Именно христианство
с этой своей, казалось бы,
сугубо книжной системой
ценностей, выстроенной
на предельно идеальной
базе, без каких либо
посулов земных
благ, и оторванной вроде бы от
реальных мотивов поведения
разумных существ, тем не
менее не только
получило распространение на
всех землях и континентах ,
но и сыграло
решающую роль
в становлении самого
облика земной цивилизации. Оно
и оказалось во иститну
универсальным средством
самоустроения
человека. И
до определенного времени
успешно выполняло
роль
удерживающего
цивилизацию
от перспективы
самоустранения. А
такая
перспектива с каждым
новым достижением
научно-технического прогресса
становилась все
более реальной, потому
что каждое
такое достижение
работало и
на
иллюзию неограниченности человеческих
возможностей , а
значит, против
фундаментальной социальной
идеи христианства - идеи
самоограничения. С
этих позиций манифест
О. Матвейчева, с его
очевидным и последовательно реализованным посягательством
на идеальное,
с фактически
провозглашенным призывом
«плодитесь, обогащайтесь!» в
качестве жизненного, закрепляющего «гедонистическое
жизнепонимание»
принципа, и может стать для нашей цивилизации
манифестом ее последнего дня.
Нет слов,
текст О. Матвейчева
составлен искусно:
там нет
прямого
отрицания
роли идеального
в истории цивилизации,
а в
заключительной части текста
даже присутствуют
слова о традиционных
ценностях и скрепах, о семье
как важнейшем предмете
государственной заботы, о
консервативных ценностях
мировых религий.
Нет у
О.Матвейчева и
прямых
высказываний о благодатности жлобского ,
на одном только себе сосредоточенного существования.
Но
дух скряжничества и
крохоборства
задекларирован им
уже в самом начале манифеста,
в самой характеристике
той
«центральной мифологической конструкции»
(трехголовый дракон) ,
что разрушает российское
сознание и
на разоблачении
паскудства которой
построен весь манифест:
«Мы
в России живем очень плохо (первая голова), а
должны жить очень хорошо, потому что мы самые большие и богатые (вторая
голова). Возникает огромная разница
потенциалов: раз должны жить хорошо, а живем плохо, значит власть, или те, кто
рядом с властью, являются нечестными, ворами, или непрофессиональными, то есть,
дураками. А раз так — то надо эту власть свергать, потому что законно ее не
сменить, ибо власть эта еще и упряма и ненасытна и сидеть хочет вечно (третья
голова)».
В
дальнейшем этот
дух будет предъявлен уже в
всей красе: «Некоторые страны очень
четко поняли, что, чтобы жить богато, надо, чтобы твоя страна стала раем для
богатых, местом куда они стремятся ехать жить со всего света, хранить и
приумножать деньги, покупать дома и яхты, учить своих детей…Изучите потребности
богатого человека и сделайте для него рай
в своей стране и тогда и ваши богачи тут останутся и другие богачи со всего
мира сюда приедут». К
откровениям такого типа
будут подмешены
как вполне здравые суждения о
борьбе с уклоняющимся от налогов
бизнесом, о необходимости цензуры, о
«де-анонимизации интернета»,так
и свирепые призывы к
тотальному искоренению
всех и всяческих завистников
(шариковых) - главной помехе на пути
к всеобщему
счастью: к ситуации, когда
«у тебя в стране будет рай для
богатых, а соответственно и для всех остальных, потому что они по цепочке от
этих богатых и кормятся»…
Текст
в
целом у составлен таким
образом, чтобы
прочитавший его непременно
задумался: а, может быть ,
действительно пора
кончать со всеми
этими полетами(
как во сне, так и
наяву) в революционные
преобразования и
согласиться с тем, что «именно
дурак и неудачник — ресурс революции»… Что пора,
наконец, заняться
простым устроение
своего быта
на естественной и ясной – материальной
- базе…
Оснований для такого выбора
и в самом
деле больше
чем достаточно. На
просторах европейской
цивилизации давно, а
теперь вот и
на ее восточной окраине -
в России. У нас они
звучат даже более
весомо. – слишком уж
очевидной была неудача российского социального эксперимента,
слишком уж мрачными
оказались его последствия
(постсоветское 30—летие).
--------------------------------------------------------------------------
Поначалу я
хотел ограничиться
этой репликой. Однако
,она, похоже, звучит не
очень убедительно.
И потому, скорее
всего, что в ней
очень уж
неопределенным предстает
то,
что реально
может быть
альтернативой откровениям
О. Матвейчева. Так
что Б. Межуев, пожалуй,
все-таки прав
- без
чего-нибудь в
стиле манифеста
здесь не обойтись. Поэтому
и добавляю
чуть отредактированную
и
сокращенную свою
статью, написанную к
100-летию Великой Русской революции
«Проблема
" Церковь - государство " в свете и
в отсветах русской революции
http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2016/2016p1210vosr100.htm
Если
и эта
добавка не
убедит, то
можно полистать
еще одну
мою статью
«Русская цивилизация - как пастух бытия http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2013/2013p0528rcpb.htm
-------------------------------------------------------------------------
Что
касается самого
российского социального
эксперимента, то
с
каждым годом становится
все ясней,
что основной причиной его неудачи
был разрыв с традицией,
намерение строить все
заново. Разрушить до основания,
а затем строить. Разрыв с традицией выразился прежде
всего в отказе от соработничества государства
и Церкви, в надежде на возможность выстроить
совместное существование людей на исключительно внецерковной основе … Но
и Русская Церковь, просидевшая 200 лет в
государственном( беспатриаршем, синоидальном ) ярме, возможно,
тогда, в начале 1917 года , надеялась вернуться к тому уровню
независимости от государства, на котором она была в
допетровские времена. И она эту свободу получила
- в виде декрета о полном отделения церкви
от государства. Отделение же это свелось к хорошо продуманной
системе репрессивных мер, позволявших предельно маргинализировать
Церковь как социальный институт. Церковь
в рамках российского
социального эксперимента изводилась как конкурент, как помеха при
создании нерелигиозной основы регулирования
межчеловеческих отношений. На базе, например, того же
справедливого распределения благ, справедливых законов ,
справедливых процедур их применения. То есть исключительно за счет внешних
по отношению к конкретному человеку усилий. Эта
идея внешнего регулирования и оказалась главной иллюзией
запущенного в 1917 году грандиозного советского
социального проекта.
Лишь христианство евангельского
извода (им и является Православие) ставит
самоограничение в центр межчеловеческих отношений -
привлекает внимание к этой простой и всесильной
идее. Это особенно важно еще и потому, что индивидуальное
ограничение потребностей является самым надежным путем
к социальной справедливости. Инстинкт потребления,
как и всякий инстинкт, в полной мере подвластен лишь внутреннему
ограничению. Именно поэтому идея социальной справедливости без
индивидуального ограниче- ния
становится иллюзией. К такому
выводу подталкивает печальный итог русской социалистической
революции. Но раз без индивидуального ограничения
устойчивость общества не дости-жима, то не было шансов
выстоять и у государства, которое провозгласило строительство
социальной справедливости, но при этом методично изводило
Православную Церковь - социальный институт с бесценным многовековым
опытом развития у человека вкуса именно к самоограничению.
И раскол
христианской церкви на православную и
католическую, и вычленение из последней
протестантства можно рассматривать, как результат
развития той мировоззренческой,
оппозиции, что сформировалась в монотеизме после появления христианства.
Причем, по мере интенсификации людских и
информационных потоков конфликт все более переставал быть
противостоянием этносов, наций, конфессий - все больше
становился сшибкой двух жизненных философий- над-национальных,
над-этнических, над-конфессиональных… Одной, основанной на возвышающем христианстве
и другой, увязшей в приземленном,
прагматичном иудаизме. Мир и
сегодня по-прежнему делится на две
в общем-то неравных части -
так же, как два тысячелетия назад
поделился мир иудейский, когда
от этнических иудеев отпочковалась небольшая группа
«ненормальных» одноплеменников, признавших абсолютную ценность идеального.
Идеи, вдохновив-шие эту малочисленную группу, привитые
потом апостолом Павлом на дичок язычества,
дали миру христианское миросозерцание. Оставшиеся
до-создали свое - иудаистское… И чисто этнический признак здесь
давно перестал быть
необходимым признаком того, что здесь названо иудаистским
миросозерцанием.
Но идея жесткого личного
ограничения ля реального
осуществления своего не может все-таки не
требовать исключительных внешних условий . Благое ,
питаемое верой в Христа намерение ограничивать себя
должно было стать пусть неосознанным, но правилом жизни.
На время это было возможно в любых условиях.
Но необратимое превращение правила в ментальный признак вряд ли
могло состояться на побережьях тех теплых морей, на
которых христианство рождалось. И если определенное смещение
центра христианства в северном направлении ( от
Иудеи к Константинополю ) за первое его тысячелетие еще можно
было считать случайной флуктуацией, то тренд второго
тысячелетия оказался воистину промыслительным. Осуществленное Святым
Владимиром крещение Киевской Руси и эпохальный
поворот Андрея Боголюбского на северо-восток...
Православие вводилось на земли, само существование на
которых требовало от человека исключительной внутренней
мобилизации , то есть безусловного и жесткого
самоограничения.
Из всего этого
ясно, что политика маргинализации Православной Церкви, являвшаяся
важнейшей составляющей социального
эксперимента в России, покушалась не на конфессию - она
уничтожала основу русской цивилизации, ибо разрушала
государствообразующую религию и таким образом обнуляла государствообразующую
роль русского народа. То есть это было не просто разрушение
до основания - это было
выкорчевывание самого основания. Именно поэтому
на месте советского общества социальной справедливости
так стремительно пророс самый
похабный (варварский, свинский, чиновничье-олигархический, гайдаро-чубайсовский)
капитализм. Именно поэтому советский человек,
формировавшийся в течение 70 лет в идеальнейшем
вроде бы поле, так легко подставил свою выю
под петлю кредитов и, задрав штаны, ринулся
в самое отчаянное потребление.
Но деваться России
некуда: чтобы выжить и остаться русской
цивилизацией, ей придется все-таки
выстраивать на своих просторах общество социальной
справедливости, но теперь уж на исключительно
традиционной основе. И, естественно, главной проблемой
этого строительства станет проблема "церковь
-государство". Нынешнее положение Русской Православной Церкви
в России не относится к числу простых. Пока
Церковь осторожна в своих оценках деяний государства, ее
винят в равнодушии к нуждам народа - где
протестный голос Церкви?… Но стоит ей активизироваться в
отдельных значимых для государства вопросах, как
начинаются причитания об угрозе клерикализма, об
опасности отползания чуть ли не в средние
века. И вопрос ставится тогда так: отделение
Церкви от государства - историческое завоевание
цивилизации, и всяческое сближение их будет
означать движение вспять.
Однако сближение
- неизбежно. Христианский мир сможет
выжить и выстоять под давлением, с одной
стороны, безнадежно иудаизированного либерализма, а
с другой - под ударами
мусульман,входящих в геополитический и мировоззренческий раж,
только при условии сближения, соработничества Русской
Церкви и Русского государства. В противном случае два эти
идеологических оппонента наши, увы, так склонных к
хищническому поведению, на этот раз Россию уже
точно сомнут.
А сближение будет
происходить, видимо, в каких-то иных
и совершенно несредневековых формах. Их только еще
предстоит разработать - и не в декларациях, а
в конкретных делах. Положение же
Церкви по отношению к государству будет в
этом союзе, скорее всего, очень необычным. В
чем-то, она будет ему подчиняться. В чем-то
будет с ним на равных правах. А в чем-то ,несомненно,
будет над государством. Инициатива же при
выстраивании новых форм будет принадлежать, конечно же,
Церкви - легкомысленное светское государство
вряд ли вовремя и быстро сообразит, что
его жизнеспособность зависит от какого-то
союза… К тому же, пока деньги через
систему законов, через имущественный ценз, в
частности, не будут отделены от власти, бессребреники,
искренние радетели за народ и державу
будут во власти редчайшим исключением -
будут восприниматься, как юродивые. Инициатива должна исходить от
Церкви еще и потому, что рано
или поздно Церковь непременно должна будет опереться не
только на свою метафизическую
платформу(совокупность канонических установок Православия), но
и на культурологические
возможности христианской идеи - на скрытую, связанную с
идеей самостесения светскую часть христианского учения.
Чтобы донести, наконец, до общества
и власти, что вся хваленая, кичливая европейская
светскость есть не что иное, как
светскость, унаследованная от христианства.Но только безобразно искаженная.
Суть этой скрытой светской
части христианства можно попытаться передать
следующим образом: Царство Небесное - цель, земное существование
- ключ к этому Царству. Эта особенность
православного христианства , достаточно четко
прописанная в Евангелии, остается пока без
должного внимания, хотя именно она
определяет двойственность задачи, которая
стоит перед Церковью и которая во всей
полноте обнаружилась лишь пос-ле завершения
советского эксперимента в России… Усиливать
метафизическую основу Христианства , ориентирующую на
Царство Небесное, и одновременно нести земную миссию -
способствовать совершенствованию царства зем-ного.
И все это должно и может свершиться
именно в России - только в ней. Религиозное возрождение в
России, которую на протяжении жизни трех поколений и
вдоль, и поперек, и по диагонали старательно утюжили
атеистическим
катком, представлялось невероятным. И тем не менее
оно началось. О чем свидетельствовало не только
восстановление храмов и монастырей, но прежде
всего сочувствие русского люда этому восстанов-лению
- постепенно переходящее в активную поддержку.
Затаившийся мистический инстинкт обитателей
российских просторов, выражавшийся в последние годы советской власти
разве что в массовом посещении кладбищ на
Пасху, стал обнаруживать себя с каждым годом все
чаще и четче. Возрождение Православия в
России стало серьезнейшим доказатель-ством силы и
глубины христианской идеи, а значит,
и Правосла-вия, как конфессии. Одновременно, хотя это в
полной мере пока еще и не осознается, в
возрождении этом, в той стремительности , с которой
оно началось, Православие заявило о
своей столь же сильной и глубокой
внеконфессиональной - общекультурной ! - составляющей. Какую реальную
роль сыграет эта мощнейшая составляющая, во
многом будет зависеть от
того, как разрешится в России проблема "церковь-
государство". Идея раздельного их существование, так же как
идея существования слитного, наилучшими решениями не являются -
так свидетельствует исторический опыт. И не
исключено, что эта проблема
также потребует вспомнить о
халкидонском неслитно-нераздельно ...
Но общекультурная, а значит
социальная, миссия Церкви в России вряд ли окажется успешной,
если в ней ослабнет роль православного монашества
- хранителя христианской святости и, если угодно,
христианской метафизики. Поэтому выстраивание новейшего союза
Церкви и государства и связанная
с эти про-цессом социальная миссия Церкви не
может не сопровождаться усилением института монашества.
Только с опорой на сильные, строгие
монастыри Православная Церковь сумеет ,видимо, выстроить
оптимальную светскую-миссионерскую - политику. Оптимальную
в том смысле, что исполнит
свою социальную роль и не утратит
при этом своей христианской- евангельской- сущности. Лишь
на подобной сильной и постоянной укрепляющейся основе сможет,
похоже, сработать колоссальный культурологический потенциал Православия.
Потенциал , открывающий перед Русской
Православной Церквью исключительную возможность расширить свое
влияние не только среди невоцерковленных
христиан, но и среди сторонников иных
конфессий и принципиальных нетеистов.
Патриарх Кирилл
своей деятельностью несомненно готовит (объективно
готовит!) этот обновленный союз Церкви
и государства,а значит, эту
культурологическую экспансию Правос-лавия. Но
основные события будут разворачиваться,скорее
всего, уже при его преемниках, если, конечно, наша
легкомысленная, игривая и
склонная к
случайным связям и решениям власть все
–таки сообразит, что ей нужно успеть уцепиться
за Русскую Православную Церковь. Иного пути
спасения и сохранения России, практически, не существует. Союз
Русской Церкви и Русского государства рано или
поздно, придется закрепить и статьей в конституции:
признать Россию Русским Православным государством
- многоэтническим и
многоконфессиональным.
И остается надеяться, что
совместными усилиями Русской Церкви и Русского
государства удастся уже необратимо
развернуть в сторону Русской культуры всех
неправославных России; что рано или поздно к
ним придет понимание: сильная
Православная Рос-сия и есть единственное спасение
и для их этносов, и для их веры.
В 1956 в Париже вышла
книга Антона Владимировича Карташова "Воссоздание Святой
России". Авторитетный историк церкви, автор фундаментального
исследования "Вселенские соборы" уже в те,
казалось бы, безнадежные для Русской Православной Церкви
дни начал разговор о воссоздании Святой Руси, как о практической
задаче. Он писал, в частности: "Мы — люди церковные и православные
знаем, что во Христе две природы — Божеская и человеческая соединены «неслитно»,
но и «нераздельно». Эта формула IV вселенского собора обязует нас считать
безнадежное разделение церкви и государства ересью несторианской или
монофизитской .... и, наоборот, — мыслить православную норму в их «нераздельном и неслиянном» сочетании
Церковь есть душа мира и орудие божественного мироправления. Она должна духовно
управлять миром, водворять царство Христово и на земле... Наше «возделывание
земли», т. е. наше культурное, историческое созидание и творчество не есть ухождение от
делания Царства Божия, как Царства только Небесного, а именно служение
ему в той двуприродной, небесно-земной, богочеловеческой
православно-халкидонской полноте, которая составляет долг, обязанность
православия не только в мысли, в богословии теоретическом, но и в действии, в
практике, в богословии практическом. Без соблюдения этого богословского
равновесия, без этого посильного разрешения в действии антиномии духа и плоти,
многие православные фактически, конечно, не понимая и не сознавая этого, монофизитствуют. И
чем еретичнее они богословствуют, тем кажутся самим себе и более благочестивыми
и более ортодоксальными. И этот монофизитский уклон незаметно опутывает и мысль
«лево» настроенных и «право» настроенных богословов. И тем и другим приятнее, религиозно
комфортабельнее отпихнуться от этой греховодницы-земли, плоти, материи,
экономики, этой с позволения сказать «поганой политики». И просто жить в
церкви, подальше от этой скуки, «отдыхать душей» от надоевшей, принижающей
«улицы», от всего «базара житейской суеты»."
К чему призывает здесь А.Карташов Русскую
Православную Церковь и находящихся под ее покровом
мирян совершенно очевидно - к активной роли в
строительстве справедливого, соответствующего Духу Евангелия
социума. К активному выделыванию-выпасу!- русского бытия. К
русскому социальному преобразованию на основе русской
традиции. Идите в мир и пасите его.
Другого пути спасения для
православных не существует.
ЧИСЛО
ПОСЕЩЕНИЙ |
ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ
АДМИНИСТРАТОРУ САЙТА |
©ВалерийСуриков |