С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ( "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И") ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА О социологии Богомолова (реплика). |
ГЛАВНАЯ |
ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ |
ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ |
ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
О
социологии
Богомолова (реплика).
Появился(
https://novayagazeta.ru/articles/2021/02/10/89120-pohischenie-evropy-2-0/), и
за подписью
самого Богомолова, текст с
очевидной мировоззренческой
нагрузкой … Самым
любопытным в данной, несомненно
пикантной ситуации , на мой
взгляд, является то, что
текст этот
почти всеми
воспринят серьезно.
Хотя, вполне
можно допустить,
что и в этой своей
выходке Богомолов
всего лишь валяет
дурака. Как
валял его, например , когда
вез свою Ксюшу
из под венца на
брачный пир в катафалке
или в
своей интерпретации «Короля
Лира», где
все женские роли играют
мужики, а
женщинам розданы
роли мужские. И в том,
и другом
случае Богомолов , скорее
всего, действовал как
субъект, ни от кого
не зависящий -
предъявлял публике
свое нутро
свободно, напрямую и
без какого-либо
макияжа. В его режиссерских
кандибобрах валяние
дурака стало, возможно, ,
особым и
единственным средством
постижения реальности,
точнее доведения
художественной модели,
заложенной в
пьесе или в романе,
до уровня, на котором
проблематика пьесы- романа
становится доступной
для понимания
и самого доводящего.
В таком
ключе о Богомолове, увы,
приходится говорить.
Чтобы выйти хоть на
какую-то версию,
способную объяснять
сценические экзерсисы
Богомолова без
ссылок на паталогические
отклонения в психике.
Но у Богомолова
есть и
сценические
выверты несколько
другого типа -
такие, как, например, его
интерпретация «Идиота» Достоевского, на
которые он
по одной только
собственной свободной
воле, пожалуй и
не решился
бы. Поскольку
понимает , что
в России
не перевелись дома,
в которых за подобные
эксперименты с классикой
могут и
с лестницы спустить,
а то и розгами
высечь. В
таких экспериментах
чувствуется наличие некоторой
и достаточно влиятельной
поддержки. Типа:
«рискни - в обиду не дадим».
Появление
мировоззренческого опуса,
не исключено,
также
связано с
внешней поддержкой. Она
могла быть
осуществлена, скажем, в
двух вариантах.
Вот тебе
заготовка - поимпровизируй
в привычной для тебя
манере. Или: вот тебе
текст - подпишись
под ним. Скорее всего,
мы имеем
дело здесь
с первым
вариантом -
слишком уж
убогая импровизация
получилась. И в общем-то
понятно почему.
Если ты
годами сам
себя натаскиваешь
исключительно на разрушение да еще в
самой примитивной
его форме( валяние
дурака), то
что-либо позитивное,
даже с исчезающими признаками
его, становится
для
тебя просто недоступным. Тотальная неопределенность
смысла– это, похоже,
единственное, что
с какой-то определенностью
просматривается в этом тексте
Богомолова. Если принять это
качество текста
за достижение,
то, в принципе,
можно вести
речь и о позитивном
результате -
как никак целое
направление в
социальных исследованиях закладывается.
И как его обозвать
приблизительно понятно
- квир-социология.
Модная
приставка используется здесь
не в узком, ходовом смысле,
ориентированном на
радужных, а в смысле обобщающем - как
указатель на
то, что в
этих исследованиях противоположные сущности( добро-зло, умный- дурак,
свадебный экипаж - катафалк )
четко не разделяются
принципиально.
Но кому
из способных
одаривать поддержкой, то есть
из сильных мира сего или приближенных
к сильным, может
понадобиться
это месиво из пропитанных
неопределенностью
смыслов и
утверждений: сложный
человек… улыбка вырождения… человек как
трудноуправляемая энергия… сверхэффективная борьба с инакомыслием… новый
этический рейх…человек как сосуд эмоций и идей… репрессивная машина
общественного мнения… все против одного…
сексуальная контрреволюция… глобальная деревня, где несогласному не
скрыться от блюстителей этической чистоты… мы оказались в хвосте безумного
поезда, несущегося в босховский ад, где нас встретят мультикультурные
гендерно-нейтральные черти ?
Не
скажите -
штуковина эта, в определенных
ситуациях, может оказаться
очень даже полезной.
Ну, например,
в такой. Есть, скажем,
православное государство-цивилизация
с тысячелетней,
считай, историей. Век тому
назад оно попыталось
осуществить грандиозный
эксперимент – выстроить
справедливую систему
социальных отношений, практически полностью отказавшись от
сложившихся в этой
цивилизации традиций.
Государство на этом
строительстве в
общем-то надорвалось и ослабло
- кто
только на нем, на
его достижениях, ценностях
последние тридцать лет не топтался
.
Но если это государство
свой цивилизационный
потенциал до конца
не исчерпало, то
нельзя исключать
появление в нем
контрэлиты, вооруженной
некоторым глобальным проектом,
стратегически ориентированном
на строительство социума, с
опорой на
традиционные ценности этой
цивилизации и принципы
социальной справедливости.
Причем строительства
мирного, постепенного, с
заложенными в проекте
возможностями широкого тактического
маневра. Пока существующая в этом
государстве элита без
особого напряжения
успешно блокировала появление
и развитие подобной
контрэлиты, и задача
эта решалась
элементарно -
последовательным , с размахом
организованным, вытеснением
из сознания граждан и из их обихода
сложившихся в этой цивилизации
ценностей. До определенного
момента все
шло как по
маслу - осуществляемое элитой
на государственном уровне
взнуздывание у граждан
потребительского инстинкта как
раз и
давало возможность легко вытеснять прежние ценности
теми ,
что с
инстинктом потребления
солидарны. Но вот незадача:
по мере этого вытеснения, вновь
обретенные и,
казалось бы,
такие надежные - с
западным знаком качества –
ценности, оказавшись в
слабеющем поле
русских традиционных
ценностей, в российском сознании
начали стремительно подтухать.
Очевидно, что
этот достаточно неожиданной
для элиты эффект не мог
не способствовать мобилизации
контрэлиты, -
она не
могла не почувствовать здесь
исторический для
себя шанс . Чем
была способна ответить
на все
это элита,
для которой подобная
мобилизация, естественно,
является смертельно опасной?
Ставка на ценности с западным
качественным знаком
стратегически бесперспективна
- из за эффекта подтухания.
Можно, конечно, попытаться
каким-то образом на время
ослабить тлетворный
дух, исходящий от западных ценностей.. Ну, например, придать
инстинкту потребления
статус безусловной
ценности и
тем самым
оттеснить куда-нибудь, с глаз долой
давно надоевшую
мало-мальски серьезным
людям мишуру идеального.
Обосновать, скажем, и выбросить в
массы лозунг «Плодитесь! Обогащайтесь!».
Фактически что-то подобное
и
реализовано в
недавно опубликованном
манифесте О. Матвейчева (http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2021/2021p0205manifest.htm).
Но это
- сугубо
тактический ход, поскольку
реальный эффект здесь может быть
лишь в том
случае, если такого
типа документы
будут публиковаться постоянно, скажем,
ежеквартально . Можно отвлечь внимание
общества от
глобального русского цивилизационного
проекта еще и таким
способом:
стимулировать составление
целого множества глобальных проектов
и русский цивилизационный в этом
множестве в конце концов
утопить.
То есть уже
в самОм глобальном
проекте снять его важнейшую
часть - набор тех идеальных
смыслов , которые определяли
развитие и существование этого
государства-цивилизации и
сделать центральным единственный
смысл: как
выжить - как
максимально долго остаться
на плаву. Каждый
такой проект
и будет описанием способа
выживания -
без каких-либо заигрываний с
идеальным. Такого
рода радикальная
деидеализация , в
отличии от варианта
деидеализации О. Матвейчева, действительно может
заинтересовать элиту,
поскольку спровоцирует
формирование
целого множества контрэлит,
а значит, даст возможность элите
опереться на классическое – разделяй
и властвуй. Но, скорее всего, и при
самой интенсивной поддержке со
стороны элиты, эта
проектная лихорадка
не выйдет
за
пределы кабинетов
разработчиков. Складывающуюся у нас
исключительно под
определенные идеи
контрэлиту вряд ли
удастся
провести на
мякине ( на чечевичной
похлебке).Существует в принципе
еще одна возможность
оставить просыпающую
контрэлиту « на
бобах» - подавить
у нее всякий интерес
к творчеству
и к
служению. Но как это
сделать, если, например,
сложностями реализации
русского цивилизационного
проекта эту контрэлиту не
напугать, а подавлять интерес
граждан к
такому проекту с каждым днем
становится все
сложнее( все тот же эффект
протухания). Остается, видимо,
единственный вариант:
попытаться вызвать и у представителей контрэлиты
и у
сочувствующих ей граждан
неисчезающее, на уровне физиологического,
отвращение ко
всяким социологическим
изысканиям.
Скажем, высказаться
о состоянии современного
социума
с такой уверенностью
в тоне
и одновременно
с такой неопределенностью
в смыслах, чтобы в каждом
закрепилось понимание:
ухватить ситуацию просто не за что
и сделать это никому
не удастся. Поэтому
пусть все проектеры со своими
цивилизационными и прочими
разработками идут, как
говорится, лесом. Даешь манифест
Матвейчева! В ближайшем
тысячелетии сориентируемся
на него, а в
сентябре -
дружно проголосуем
за Единую Россию!
У меня
сложилось устойчивое
впечатление, что
текст за подписью Богомолова
готовился под решение задачи
приблизительно такого
типа. Укреплению этого впечатления
в немалой степени
способствовало
активное празднование нашей
высшей
властью 90-летнего юбилея
Горбачева. У
этого субъекта российской
истории по
отношению к русской цивилизации
такой набор безусловных
стратегических просчетов, грубейших
ошибок и
глупейших ляпов ,что
его приветствие по какому-либо
поводу на русской
земле просто неуместно. Если,
конечно, оно не преследует совершенно конкретную политическую
цель.
Но заболтать каким-либо
способом идею
возвращения России на
путь цивилизационного
строительства на традиционных для нее принципах,
будем надеяться,
не удастся. Тому
порукой очевидное оживление
в рядах контрэлиты
- буквально одновременно
с манифестами Матвейчева
и Богомолова
появилось несколько публикации, в которых
русский цивилизациооный
проект, проблематикой
своей несомненно
присутствует. Даже если он
таким именем
и не называется.
Из этих
публикаций несомненно следует
особо выделить часовую
беседу Сергея Глазьева
и Юрия Болдырева(
https://youtu.be/aCdzKsV7CCI
)
Создание собственно
экономической основы для начала
интенсивной разработки глобального
русского( российского, если угодно)
цивилизационного проекта не
является неразрешимой проблемой
– беседа двух
авторитетных российских
политических деятелей показывает это
с очевидностью. Что касается
существа самого
проекта, то есть
разработки А.С. Панарина,
есть и не утратила своей
значимости «Русская
доктрина», поддержанная свое время
Русской Православной Церковью, в поле
постоянного внимания находится
в России и доктрина
евразийства, которая
как раз
и может способствовать
становлению русского (
российского) цивилизационного
проекта в качестве
проекта глобального. О
подобных
возможностях евразийских
идей речь
заводится постоянно.
В частности
и здесь:
«Девять
бесед о евразийстве ( конспект)»http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2014/2014p0410evraz.htm
ЧИСЛО
ПОСЕЩЕНИЙ |
ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ
АДМИНИСТРАТОРУ САЙТА |
©ВалерийСуриков |