С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                                     ( "П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И")

                                    ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА


     
О социальной инициативе Оптиной пустыни Часть 2. Человек не господин сущего – он всего лишь пастух бытия.


 

                                             ГЛАВНАЯ
                         ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ
                                     ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ
                                  ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ
                         МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ

 


  

 

 

 

 

 

 

 

 

О социальной  инициативе  Оптиной  пустыни

     Часть 2. Человек не господин сущего – он всего лишь пастух бытия.

Осень 2014 года  для рождественских  чтений  в г. Задонск  я  готовил  доклад    «Русское  монашество как пастух бытия»  http://www.vsurikov.ru/2014/2014p1116dokl.htm

Несколько его фрагментов  мне тогда, несмотря на определённое сопротивление аудитории, удалось даже  зачитать…

В докладе      были затронуты три вопроса.  Каков смысл  сочетания слов "пасти бытие"?  На каких  основаниях можно говорить о том, что  русское  монашество  именно  пасло российское  бытие?   Какова  роль  монашества   при  решении задачи "пасти   бытие" в  сегодняшних   условиях.

Словосочетание "пасти  бытие"  восходит  к  Хайдеггеру -  западно-европейскому философу,  немцу,  не  французу.  Последнее  важно, поскольку   фундаментальность  немецкого отвлечённого  мышления  общепризнана.   В Новые  времена имело  хождение одно достаточно   едкое   суждение  о  трёх  стилях   европейского  мышления.  На  вопрос о  том, что   такое  верблюд,  прагматичный англичанин  съездит в Африку,  убьёт  верблюда, сделает  из него  чучело,  поставит  его  около  камина,  и  вопрос    о  верблюде   будет  для  него исчерпан.  Легкомысленный  француз  наймёт   ландо,  прокатится  с  барышней   до  Булонского леса,  верблюда  там, естественно,  не  обнаружит  и  сделает вывод, что  его вообще не   существует.    И  лишь  только  немец   начнёт  конструировать   верблюда   из   глубин  собственного   духа...

Так  вот, Хайдеггер,  рассуждая  о  гуманизме,  утверждал, что человек вовсе "не господин сущего ", он всего лишь "пастух бытия"... И ценен  он, следовательно, не столько навешенными на него свидетельствами о правах , достоинствах, сколько способностью выделывать - пасти - бытие.

      Сама же эта  идея выделывания бытия человеком сформулирована   была за много веков до Хайдеггера  - в Нагорной проповеди... Тогда же был указан  и новый - христианский -   путь обустраивания (гуманизации,  если угодно) бытия: иди против себя, против природных прав своих.   Тогда  же   началось   и  грандиозное противостояние двух монотеистических мировоззрений: христианского и иудаистского. Царство Небесное или царство земное… Идеальность запредельная, абсолютная, духовная и потому реальная в каждом только как внутренняя установка. Или идеальность обмирщённая - идеальность души, выстроенная в некотором внешнем поле требований, заповедей, законов...     Христианство именно на этой предельно идеальной базе,  решило  гигантскую бытийную  задачу - без каких либо посулов благ земных сумело завоевать полмира, укрепиться на русских землях - стало основой многих могущественных держав.

    Ветхозаветная идея Мессии-освободителя в христианстве получила абсолютно не совместимое со стилистикой иудаизма развитие: на смену иудаистскому Мессии–победителю приходит Мессия страждущий - христианский… Сын Божий, приносящий Себя в жертву ради людей, отказывающийся, по существу, от внешней власти над ними в пользу власти внутренней, обеспечиваемой красотой Его жертвы. В этом, скорей всего, и смысл  известного  суждения   Достоевского: красота спасёт мир… Красота самопожертвования… Красота самоограничения  ... Красота личного самоограничения - как отклик на Божественное Самопожертвование... Стесни себя, человек, и твоя природная гуманность одолеет твою природную бесчеловечность и откроет тебе путь в Царство Небесное... И в гуманистически организованное царство земное.

    Царство Небесное - цель, земное существование - ключ к этому Царству . Таким, вот, образом,    и вовсе  не  в  отвлечённых  суждениях  философов, а  в  Евангелие,    соприкасаются   две   эти  сущности.  И  в этом  их  соприкосновении  находят  разрешение  многие  проблемы -  такая, как ,например,  проблема  избранного  народа."Избранный народ ... не мог являться исключительным обладателем Царствия Божия, а мог быть только носителем его для передачи всему остальному человечеству". Носителем для передачи... В этих словах Льва Тихомирова  заключена и тайна христианства, и тайна неизбежного непримиримого противостояния   иудаизма и христианства. Им очень трудно  договориться  . Потому что для одних  избранность   связана  именно   с  обладанием  Царством Божием, и  как   объект  владения, это Царство  мгновенно   трансформируется в царство земное с его ничем, кроме закона, не стеснёнными возможностями... Для других  избранность -  несение идеи Царства  Божия  для передачи, возможное только через собственное выделывание - через самостеснение. Без него же обмен первородства на чечевичную похлёбку был предопределён.

  Идея самостеснения,  таким образом,  является  основой евангельской  программы   выделывания как  отдельного   человека,  так  и    человечества  в  целом.   В  этом   выделывании,  открывающем  путь  в   Царство  Божие,  и   заключён,  с христианской  точки зрения,  смысл    словосочетания  "пасти  бытие". Выделывая  свое    бытие,  неси  идею  Царства  Божия  для  передачи  другим  и  спасёшься…





 

 
                 ЧИСЛО 
          ПОСЕЩЕНИЙ 
    
        
         ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
               НАПИСАТЬ        АДМИНИСТРАТОРУ 
                 САЙТА
Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
©ВалерийСуриков