О социальной инициативе Оптиной пустыни
Часть 2. Человек не господин сущего – он всего лишь пастух бытия.
Осень 2014 года для рождественских чтений в г. Задонск я готовил доклад «Русское монашество как пастух бытия» http://www.vsurikov.ru/2014/2014p1116dokl.htm
Несколько его фрагментов мне тогда, несмотря на определённое сопротивление аудитории, удалось даже зачитать…
В докладе были затронуты три вопроса. Каков смысл сочетания слов "пасти бытие"? На каких основаниях можно говорить о том, что русское монашество именно пасло российское бытие? Какова роль монашества при решении задачи "пасти бытие" в сегодняшних условиях.
Словосочетание "пасти бытие" восходит к Хайдеггеру - западно-европейскому философу, немцу, не французу. Последнее важно, поскольку фундаментальность немецкого отвлечённого мышления общепризнана. В Новые времена имело хождение одно достаточно едкое суждение о трёх стилях европейского мышления. На вопрос о том, что такое верблюд, прагматичный англичанин съездит в Африку, убьёт верблюда, сделает из него чучело, поставит его около камина, и вопрос о верблюде будет для него исчерпан. Легкомысленный француз наймёт ландо, прокатится с барышней до Булонского леса, верблюда там, естественно, не обнаружит и сделает вывод, что его вообще не существует. И лишь только немец начнёт конструировать верблюда из глубин собственного духа...
Так вот, Хайдеггер, рассуждая о гуманизме, утверждал, что человек вовсе "не господин сущего ", он всего лишь "пастух бытия"... И ценен он, следовательно, не столько навешенными на него свидетельствами о правах , достоинствах, сколько способностью выделывать - пасти - бытие.
Сама же эта идея выделывания бытия человеком сформулирована была за много веков до Хайдеггера - в Нагорной проповеди... Тогда же был указан и новый - христианский - путь обустраивания (гуманизации, если угодно) бытия: иди против себя, против природных прав своих. Тогда же началось и грандиозное противостояние двух монотеистических мировоззрений: христианского и иудаистского. Царство Небесное или царство земное… Идеальность запредельная, абсолютная, духовная и потому реальная в каждом только как внутренняя установка. Или идеальность обмирщённая - идеальность души, выстроенная в некотором внешнем поле требований, заповедей, законов... Христианство именно на этой предельно идеальной базе, решило гигантскую бытийную задачу - без каких либо посулов благ земных сумело завоевать полмира, укрепиться на русских землях - стало основой многих могущественных держав.
Ветхозаветная идея Мессии-освободителя в христианстве получила абсолютно не совместимое со стилистикой иудаизма развитие: на смену иудаистскому Мессии–победителю приходит Мессия страждущий - христианский… Сын Божий, приносящий Себя в жертву ради людей, отказывающийся, по существу, от внешней власти над ними в пользу власти внутренней, обеспечиваемой красотой Его жертвы. В этом, скорей всего, и смысл известного суждения Достоевского: красота спасёт мир… Красота самопожертвования… Красота самоограничения ... Красота личного самоограничения - как отклик на Божественное Самопожертвование... Стесни себя, человек, и твоя природная гуманность одолеет твою природную бесчеловечность и откроет тебе путь в Царство Небесное... И в гуманистически организованное царство земное.
Царство Небесное - цель, земное существование - ключ к этому Царству . Таким, вот, образом, и вовсе не в отвлечённых суждениях философов, а в Евангелие, соприкасаются две эти сущности. И в этом их соприкосновении находят разрешение многие проблемы - такая, как ,например, проблема избранного народа."Избранный народ ... не мог являться исключительным обладателем Царствия Божия, а мог быть только носителем его для передачи всему остальному человечеству". Носителем для передачи... В этих словах Льва Тихомирова заключена и тайна христианства, и тайна неизбежного непримиримого противостояния иудаизма и христианства. Им очень трудно договориться . Потому что для одних избранность связана именно с обладанием Царством Божием, и как объект владения, это Царство мгновенно трансформируется в царство земное с его ничем, кроме закона, не стеснёнными возможностями... Для других избранность - несение идеи Царства Божия для передачи, возможное только через собственное выделывание - через самостеснение. Без него же обмен первородства на чечевичную похлёбку был предопределён.
Идея самостеснения, таким образом, является основой евангельской программы выделывания как отдельного человека, так и человечества в целом. В этом выделывании, открывающем путь в Царство Божие, и заключён, с христианской точки зрения, смысл словосочетания "пасти бытие". Выделывая свое бытие, неси идею Царства Божия для передачи другим и спасёшься…