С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ( "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И") ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА О социальной инициативе Оптиной пустыни Часть 3. Два типа социальных моделей. |
ГЛАВНАЯ |
ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ |
ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ |
ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
О социальной инициативе Оптиной пустыни
Часть 3. Два типа социальных моделей.
К предварительным замечаниям, изложенным в части 2 ,необходимо добавить несколько слов о двух типах социальных моделей. Первый тип - это классическая истматовская модель смены формаций: рабы, шагающее в колоннах с лозунгами "феодализм - светлое будущее человечества" , и далее по списку... Но кристально ясные , линейные времена истмата канули в вечность. От прежней вытянутый в бесконечность столбовой социальной дороги феодализм- капитализм-социализм- коммунизм почти не осталось следа - социальная мысль ныне плотно зажата в "бермудском треугольнике " традиция- модерн - постмодерн" . Попытки же вырваться из него связаны либо с мечтами о неком сверхмодерне ( С. Кургинян), либо с надеждами на дерзкий консервативный манёвр - на основе четвертой политической теории А. Дугина, к примеру. Но и та, и другая попытка пребывает в рамках истматовской классики : традиция, модерн, постмодерн рассматриваются в качестве неких вполне автономных этапов развития. Хотя ничто не мешает рассматривать модернизацию как непрерывный и естественный процесс обновления традиционного и не сводить её к процедуре уничтожения последнего. Если традиционная структура совершенна , то она способна не только компенсировать разрушающие воздействия модернизации ( а они всегда разрушающие), но и принимать эти импульсы как сигналы к аккуратному, умному перестраиванию. В этом идеальном варианте мы имеем устойчивую традиционность, которая непрерывно обновляется и совершенствуется. Вариант, действительно, идеальный, поскольку для своей реализации он требует нереального в принципе: элиты, способной поставить под сомнения собственную элитарность, то есть рефлексирующей, кающейся элиты . Такое в представителе современной элиты даже вообразить невозможно. Рефлексирующие Дворкович... Чубайс... Ксюша...Жуть, как говаривала в таких случаях элитарная Элочка... Вы можете себе представить, чтобы, положим, г-н Фурсенко отрефлексировал свою деятельность в качестве министра просвещения, признал себя носителем тьмы, покаялся на исповеди перед каким-нибудь сельским батюшкой, подал заявление об отставке и ушёл трудником в самый отдалённый российский монастырь…
Элита обычно по качеству - так себе, второй свежести - упивается своею элитарностью, уминает за обе щеки и от всех модернизационных сигналов отмахивается, как от надоедливых мух… Структура постепенно становится неадекватной, ветшает, и в один прекрасный момент с той или иной жестокостью происходит её самопроизвольное обновление - очищающая, модернизирующая революция. Или, в лучшем случае, мощный локальный бунт, заставляющий элиту очнуться и посвятить себя тому, к чему она призвана – заниматься не собою , а социумом.
Однако, есть ещё один вариант, формально благополучный, обходящийся без видимых потрясений, но являющийся особо опасным, поскольку относится к числу патологических. Это случай, когда адекватной реакции на модернизирующее импульсы со стороны системы нет, запас же её устойчивости велик. То есть структура и не разрушается, и не перестраивается - она заболевает: она опрокидывается в то, что мы называем обычно постмодернистское состояние.
Накапливающаяся новизна без должной реакции со стороны традиционного - суть, сердцевина этой главной опасности. Новизна, начинающая выстраивать свою, параллельную структуру... Новизна, не обновляющая традиционное, а пытающаяся уничтожить его - вытесняющая - его. Это, если разобраться, и есть сущность любой постмодернизации. В самом широком понимании её. В понимании постмодернизма опять-таки не в качестве состояния, а в качестве процесса - процесса патологической модернизации...
Эти рассуждения вплотную подводят нас к социальным модели второго типа. Их родоначальником является Н. Данилевский, отказавшийся от глобальной шаблонизации прогресса ещё в те времена, когда Марксом только разрабатывалась универсальная концепция прогрессивной смены социально- экономических формаций. Н. Данилевский исходил из возможности вполне автономного развития каждого культурно-исторического типа (цивилизации) по своим законам, со своим ценностным набором. Причём, хотя это им и не декларировалось, развитие понималось, скорей всего, не по безумной экспоненте, устремлённой в бесконечность, а по законам живого: рождение, жизнь, смерть...
Константин Леонтьев именно в этом направлении усовершенствовал( прояснил) разработки Данилевского, выделив три стадии развития цивилизации - первичной простоты, цветущей сложности и ведущего к смерти угасания («вторичного смесительного упрощения») . И хотя К. Леонтьев был крайне сдержан ( выразимся так ) в оценках вероятности какого-либо возрождения угасающей земной цивилизации, он допускал продления жизни России, как византийской цивилизации, полагая, что для этого надо ее ""подморозить», т.е. затормозить процесс умирания". В этой идее подморозки, торможения К. Леонтьевым высказана фактически наиважнейшая для нашего времени мысль о необходимости управления новизной через сдерживание её.
Дальнейшее усовершенствование( углубление) этой модели связано с именем И. Шафаревича , который попытался оценить и условия формирования новых культурно-исторических типов (цивилизаций ) - сформулировал требование к той цивилизации- наследнику, которая вознамерится занять место утомлённой прогрессом и ветшающей на глазах западной цивилизации. Отвечая на вопрос, что же нам делать, если именно мы, русская цивилизация и вознамеримся стать наследником, И. Шафаревич был категоричен: автаркия - нам «необходимо отгородиться от остального мира». И тут же подчёркивает: увы, но «это возможно, лишь при полном единстве народа и власти".
Несколько слов необходимо здесь сказать и о 4-ой политической теории А. Дугина . По форме она, несмотря на все уверения в консерватизме, сверхавангардна: "волевое конструирование Традиции с опорой на деконструкцию современности". Целеполагание вроде бы вполне позитивное, хотя революцией от него несёт за версту - как дешёвым одеколоном. Волевое конструирование с опорой на деконструкцию ... В октябре 1917 что-то вроде этого в России по многим признакам и началось..
Но основная смысловая нагрузка в разработках А. Дугина лежит, можно это допустить, все-таки на реконструкции традиционного. Хотя и пробивается он к ней путём наисложнейшим. Отказывается от субъектов трёх классических политических теорий (либеральной, социалистической, националистической - индивидуум, класс, нация(раса)+государство), а в качестве нового, призванного спасти мир субъекта истории предлагает таинственный хайдеггеровский Dasein .
Но в дугинских интерпретациях (конкретизациях) Dasein , увы, утрачивается та неопределённость, что заложена Хайдеггером в это понятие - Dasein обретает контуры пусть слегка размытой, полускрытой , но данной все-таки нам в некие специфические ощущения сущности . Тогда как у Хайдеггера в это понятие заложена , скорее всего, лишь некоторая принципиальная возможность, которая становится ненулевой, перестаёт быть ничем, когда в бытие зачинается бытиё человека , и тот получает шанс стать пастухом бытия. Это назначение существует для человека поначалу как ничто - как нечто под именем Dasein. А далее - паси!!! Ты - паси, твоя семья - паси, твой род - паси, любая общность, в которой ты окажешься - также паси!..
Идея использовать дазайн в качестве субъекта политической теории, скорей всего, из разряда соблазнов, искушений. И без неё, видимо, вполне можно обойтись, заменив задачу революционной реконструкции традиции на более скромную и утончённую задачу реконструкции деятельного, конструктивного начала в традиции - того начала, которое как раз и убивает модернизм, сорвавшийся с цепи здравого смысла. И сводиться такая реконструкция будет к снятию, там, где это ещё возможно, постмодернистской коросты с традиционного. Для такого рода реконструкции потребуется не только политическая воля лидера и сгруппировавшейся вокруг него элиты, но и цивилизация- затравка. Ни западноевропейская, ни её американский клон, ни мусульманская цивилизации роль такой затравки сыграть, видимо, не смогут. Первые две слишком рациональны и прагматичны, чтобы биться за прошедшее. В третьей слишком уж подавлено индивидуальное, личностное начало, которое вряд ли разовьётся, поскольку этой цивилизации придётся утверждать себя в основном на интеллектуальных достижениях первых двух, а не на своих. Только Россия - иных шансов у мировой цивилизации нет.
Хотя в своём толковании А. Дугин оставляет все-таки за Dasein существенную неопределённость, он в то же время в одной дискуссии охотно соглашается и на такую сверхконкретную трактовку Dasein, как цивилизационный код ... Но ведь в последнем, если разобраться, как раз и присутствует в закодированном виде традиция этой цивилизации - её деятельное, конструктивное начало... Уже одно это соображение недвусмысленно разворачивает дугинскую теорию к идеям Данилевского - Леонтьева-Шафаревича. В пределах этих идей найдётся место и цивилизационному коду, и приоткрытому по-дугински Dasein , и даже столь любезному сердцу С. Кургиняна эгрегору , если, конечно, полностью снять с этого понятия всякую оккультную, теософскую нагрузку (ментальный конденсат и прочее), и отождествить его с неким коллективным идеальным. Возможно, что и у А. Дугина за понятием Dasein скрывается не что иное, как идеальное начало в человеке. Оно А. Дугиным абсолютизировано - превращено в сущность, в первоначало. Хотя у Хайдеггера это ,скорее, нечто, из которого при усердном выпасе можно реально получить идеальное того или иного качества - культурный код. Который вполне можно считать стратегическим запасом идеального.
И самой надёжной основой формирования такого запаса несомненно является трансцендентное. Это, в конце концов, и определяет иерархию в идеальном: приоритет религий и положение искусств при них в качестве ассистента, в качестве пристяжной.
В христианской же традиции абсолютная ценность идеального заложена мученической смертью Христа, Его апостолов, Его рядовых последователей, как ставших святыми, так и безымянных. Это основа выдержала (и продолжает выдерживать) двухтысячелетнее давление обыденного и, похоже, при решении задачи восстановления роли традиции(роли идеального) рассчитывать больше не на что.
ЧИСЛО
ПОСЕЩЕНИЙ |
ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ
АДМИНИСТРАТОРУ САЙТА |
©ВалерийСуриков |