С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                                     ( "П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И")

                                    ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА


     
О социальной инициативе Оптиной пустыни Часть 3. Два типа социальных моделей.


 

                                             ГЛАВНАЯ
                         ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ
                                     ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ
                                  ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ
                         МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ

 


  

О социальной  инициативе  Оптиной  пустыни

 Часть 3. Два  типа   социальных  моделей.

 

К  предварительным  замечаниям, изложенным в части 2 ,необходимо  добавить  несколько  слов  о  двух  типах  социальных  моделей. Первый  тип -  это  классическая  истматовская   модель  смены  формаций:  рабы,  шагающее  в  колоннах  с  лозунгами "феодализм -  светлое   будущее человечества" , и    далее  по  списку...  Но  кристально ясные , линейные времена истмата канули в вечность. От прежней вытянутый в бесконечность столбовой социальной дороги феодализм- капитализм-социализм- коммунизм   почти не осталось  следа  - социальная мысль ныне плотно зажата в "бермудском треугольнике " традиция- модерн - постмодерн" . Попытки же вырваться из него связаны либо  с  мечтами   о   неком    сверхмодерне (  С. Кургинян), либо  с  надеждами   на  дерзкий  консервативный  манёвр  -  на основе   четвертой политической  теории  А. Дугина, к  примеру.  Но  и  та,  и  другая  попытка   пребывает  в  рамках  истматовской классики :   традиция, модерн, постмодерн рассматриваются в качестве неких вполне автономных этапов развития. Хотя    ничто  не  мешает  рассматривать   модернизацию как непрерывный и естественный процесс   обновления традиционного  и не   сводить  её   к процедуре  уничтожения  последнего.    Если  традиционная структура совершенна , то она  способна не только компенсировать разрушающие воздействия модернизации ( а они всегда разрушающие), но и принимать эти импульсы как сигналы к аккуратному, умному перестраиванию. В этом идеальном варианте мы имеем устойчивую традиционность, которая  непрерывно обновляется и совершенствуется. Вариант, действительно, идеальный, поскольку для своей реализации он требует нереального в принципе: элиты, способной поставить под сомнения собственную элитарность, то есть рефлексирующей, кающейся элиты .  Такое в представителе современной элиты   даже вообразить невозможно. Рефлексирующие Дворкович...  Чубайс... Ксюша...Жуть, как говаривала в таких случаях элитарная Элочка... Вы можете себе представить, чтобы, положим, г-н Фурсенко отрефлексировал свою деятельность в качестве министра просвещения, признал себя носителем тьмы, покаялся на исповеди перед каким-нибудь сельским батюшкой, подал заявление об отставке и ушёл трудником в самый отдалённый российский монастырь…

  Элита   обычно по качеству - так себе, второй свежести - упивается своею элитарностью, уминает за обе щеки и от всех модернизационных сигналов отмахивается, как от надоедливых мух… Структура постепенно становится неадекватной, ветшает, и в один прекрасный момент с той или иной жестокостью происходит её самопроизвольное обновление - очищающая, модернизирующая революция. Или, в лучшем случае, мощный локальный бунт, заставляющий элиту очнуться и посвятить себя тому, к чему она призвана – заниматься не собою , а социумом.

 Однако, есть ещё один   вариант,  формально благополучный, обходящийся без видимых потрясений, но являющийся особо опасным, поскольку относится к числу патологических. Это случай, когда адекватной реакции на модернизирующее импульсы со стороны системы нет, запас же её устойчивости велик. То есть структура и не разрушается, и не перестраивается - она заболевает: она опрокидывается в то,  что мы называем обычно постмодернистское состояние.

 Накапливающаяся новизна без должной реакции со стороны традиционного - суть, сердцевина  этой главной опасности. Новизна, начинающая выстраивать свою, параллельную структуру... Новизна, не обновляющая традиционное, а  пытающаяся  уничтожить его - вытесняющая - его. Это, если разобраться, и есть сущность любой постмодернизации. В самом широком понимании её. В понимании постмодернизма опять-таки не в качестве состояния, а в качестве процесса - процесса патологической модернизации...

    Эти      рассуждения вплотную  подводят нас  к  социальным  модели  второго  типа.   Их  родоначальником  является   Н. Данилевский,  отказавшийся от  глобальной шаблонизации прогресса  ещё     в   те  времена, когда  Марксом только разрабатывалась универсальная    концепция  прогрессивной смены социально- экономических формаций.  Н.  Данилевский исходил из возможности вполне автономного развития каждого  культурно-исторического типа (цивилизации) по своим законам, со своим ценностным набором. Причём, хотя это  им   и не  декларировалось, развитие  понималось,  скорей  всего, не по безумной экспоненте, устремлённой в бесконечность, а по законам живого: рождение, жизнь, смерть...

Константин  Леонтьев  именно  в  этом  направлении   усовершенствовал( прояснил)  разработки  Данилевского, выделив  три  стадии  развития  цивилизации - первичной простоты, цветущей сложности и   ведущего  к  смерти  угасания  («вторичного смесительного упрощения») . И   хотя   К. Леонтьев   был крайне   сдержан ( выразимся  так )  в оценках  вероятности  какого-либо возрождения   угасающей  земной цивилизации,  он  допускал    продления  жизни  России,  как  византийской  цивилизации,  полагая,  что для  этого   надо   ее ""подморозить», т.е. затормозить процесс умирания".  В  этой  идее  подморозки,  торможения К. Леонтьевым  высказана  фактически   наиважнейшая  для  нашего  времени  мысль  о  необходимости   управления   новизной  через  сдерживание её.

Дальнейшее  усовершенствование( углубление)  этой  модели   связано  с  именем  И. Шафаревича ,  который   попытался оценить   и условия  формирования   новых  культурно-исторических  типов (цивилизаций )  -  сформулировал  требование к той цивилизации- наследнику, которая вознамерится занять место утомлённой прогрессом и ветшающей на глазах западной цивилизации. Отвечая на вопрос, что же нам делать, если именно мы,  русская  цивилизация и вознамеримся стать наследником, И. Шафаревич был категоричен: автаркия - нам «необходимо отгородиться от остального мира». И тут же подчёркивает: увы, но «это возможно, лишь при полном единстве народа и власти".

   Несколько  слов необходимо  здесь сказать  и  о   4-ой политической  теории   А. Дугина . По  форме  она,  несмотря на  все уверения  в  консерватизме,  сверхавангардна: "волевое конструирование Традиции с опорой на деконструкцию современности". Целеполагание   вроде бы вполне  позитивное,  хотя революцией от  него  несёт   за версту  - как дешёвым одеколоном. Волевое конструирование с опорой на деконструкцию ... В  октябре  1917  что-то  вроде  этого в  России по  многим признакам и  началось..

Но  основная  смысловая  нагрузка  в  разработках А. Дугина   лежит, можно это допустить,  все-таки  на  реконструкции традиционного. Хотя  и пробивается он к ней    путём наисложнейшим. Отказывается от субъектов трёх классических политических теорий (либеральной, социалистической, националистической - индивидуум, класс, нация(раса)+государство),  а в качестве нового, призванного спасти мир субъекта истории предлагает таинственный хайдеггеровский Dasein .

   Но  в   дугинских  интерпретациях (конкретизациях) Dasein ,  увы,     утрачивается та неопределённость, что  заложена Хайдеггером  в это  понятие - Dasein обретает контуры пусть слегка размытой,  полускрытой , но данной все-таки нам в некие специфические ощущения сущности . Тогда  как  у Хайдеггера   в это  понятие   заложена , скорее  всего,  лишь   некоторая принципиальная возможность, которая становится  ненулевой, перестаёт быть ничем, когда в бытие зачинается бытиё человека , и тот получает шанс стать пастухом бытия.  Это назначение существует для человека поначалу как ничто - как нечто под именем Dasein. А далее - паси!!! Ты - паси, твоя семья - паси, твой род - паси, любая общность, в которой ты окажешься - также паси!..

 Идея   использовать   дазайн в качестве  субъекта политической теории,  скорей  всего,  из  разряда   соблазнов, искушений.   И   без неё,  видимо,   вполне можно  обойтись,  заменив  задачу  революционной  реконструкции традиции  на более   скромную  и  утончённую  задачу  реконструкции деятельного, конструктивного начала в традиции - того  начала, которое как раз и убивает модернизм, сорвавшийся с цепи здравого смысла. И сводиться такая реконструкция будет к снятию, там, где это ещё возможно, постмодернистской коросты с традиционного. Для такого рода реконструкции потребуется не только политическая воля лидера и сгруппировавшейся вокруг него элиты, но и цивилизация- затравка. Ни западноевропейская, ни её американский  клон, ни мусульманская   цивилизации роль такой затравки сыграть, видимо, не смогут. Первые две слишком    рациональны и прагматичны, чтобы биться за прошедшее. В третьей слишком уж подавлено индивидуальное, личностное начало, которое вряд ли разовьётся, поскольку этой цивилизации придётся утверждать  себя в основном на   интеллектуальных достижениях первых двух, а  не  на  своих. Только Россия - иных шансов у мировой цивилизации нет.

   Хотя   в  своём  толковании А. Дугин оставляет все-таки за   Dasein  существенную  неопределённость, он  в то же время  в одной дискуссии охотно  соглашается  и  на  такую сверхконкретную  трактовку Dasein,  как цивилизационный код   ...  Но ведь  в последнем,  если разобраться,   как  раз    и присутствует  в закодированном  виде  традиция  этой   цивилизации  - её деятельное, конструктивное начало...  Уже  одно   это  соображение   недвусмысленно разворачивает дугинскую   теорию  к идеям Данилевского - Леонтьева-Шафаревича. В пределах этих  идей  найдётся место и цивилизационному коду, и  приоткрытому по-дугински Dasein , и даже столь любезному сердцу С. Кургиняна эгрегору , если,  конечно, полностью снять с этого понятия всякую оккультную, теософскую нагрузку (ментальный конденсат и прочее), и отождествить его с неким коллективным идеальным. Возможно, что  и у  А. Дугина  за понятием Dasein  скрывается не что иное, как идеальное начало в человеке. Оно А. Дугиным абсолютизировано - превращено в сущность, в первоначало. Хотя у Хайдеггера это ,скорее,  нечто, из которого при усердном выпасе можно реально получить идеальное того или иного качества - культурный код. Который   вполне можно считать стратегическим запасом идеального.

  И  самой  надёжной основой формирования такого запаса несомненно является трансцендентное. Это,   в  конце  концов,  и определяет  иерархию в идеальном: приоритет религий и положение искусств при них в качестве ассистента,  в качестве  пристяжной.

 В христианской   же традиции абсолютная ценность идеального заложена мученической смертью Христа, Его апостолов, Его рядовых последователей, как ставших святыми, так и безымянных. Это основа выдержала (и продолжает выдерживать) двухтысячелетнее давление обыденного и, похоже, при решении задачи восстановления роли традиции(роли идеального) рассчитывать больше не на что.

 

 

 

 

 

 

 

 

    





 

 
                 ЧИСЛО 
          ПОСЕЩЕНИЙ 
    
        
         ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
               НАПИСАТЬ        АДМИНИСТРАТОРУ 
                 САЙТА
Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
©ВалерийСуриков