С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ( "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И") ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА О социальной инициативе Оптиной пустыни Часть 4. Развитие и управление развитием |
ГЛАВНАЯ |
ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ |
ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ |
ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
О социальной инициативе Оптиной пустыни
Часть 4. Развитие и управление развитием
Собственно развитие и управляемое развитие… Здесь и проходит, скорее всего, принципиальная граница между моделями прогрессивного движения под патронажем очередного, подающего надежду класса и моделями развития, основанного на критической оценке всего, что уже имело место в истории, на сверхбережном отношении к каждому реальному достижению в этой истории, на сверхосторожном отношении к любой новизне.
Сторонники моделей первого типа буквально загипнотизированы идеей прогрессивного развития - они очарованы ею настолько, что основным объектом в их социальных моделях оказывается новый класс, новая элита.... Выделили его , обосновали его роль, огляделись, что-то перенастроили и... пошли развиваться дальше... Возможно, именно поэтому у них всегда или почти всегда без должного внимания остаётся (оставалась пока) идея управления развитием. То есть у сторонников такой модели развитие превращается в абсолютное, безусловное благо. И главные усилия направляются именно на создание и консолидацию некой особой элиты, способной удержать социум, скатывающийся в контр-модернистское небытие. Элиты в определённом смысле традиционной по своим основным ценностным установкам, но сверхмодернисткой по своим устремлениям Даже термин соответствующий был одно время очень популярен у С. Кургиняна - когнитариат.
Работа по собиранию и концентрации всего, что является золотым запасом России, всей мировой цивилизации, нет слов, необходима. Но сама по себе она ничего принципиально нового не обеспечит. Потому что и желанный выход на просторы сверхмодерна, даже при самой обстоятельной критической оценке первого, образца 1917 года, российского броска в сверхмодерн, не даст никаких гарантий . И в этом , втором светлом будущем нашем, если оно состоится, нельзя будет исключать какой-нибудь новой, теперь уже сверхпостмодернистской петли вырождения… Потому что единственной гарантией от подобных петель может быть лишь управление развитием, то есть разумное ограничение его, - именно к этой мысли упорно подталкивает нас история человечества. Из идеи же бесконечного, ничем не ограниченного развития, этой основы моделей первого типа, петли вырождения следуют с неизбежностью - как своего рода форма внешнего ограничения, как действие некого фундаментального закона, блокирующего неограниченное развитие. То есть либо социум сознательно ограничивает своё развитие и таким образом управляет им, либо развитие будет ограничиваться извне - систематическим погружением зарвавшегося социума в периоды застоя и вырождения. И в этом безусловно срабатывающем законе нет ничего мистического и, видимо, нет ничего кроме отражения, увы, неадекватности моделей первого типа.
В моделях второго типа нет смены «формаций», этой затёртой чрезмерным и не всегда разумным употреблением схемы. Там речь может идти лишь о непрерывном процессе модернизации, обновления традиции. И об опасности выхода этого обновления из под контроля социума с последующим смертельным (постмодерн) заболеванием .
Попытка приписывать моделям второго типа безусловную устремлённость в средневековье является, конечно же, опрощением и вульгаризацией, поскольку модели эти не сводятся к банальной идее механического возвращения. Да, в них заложена возможность регресса, умирании определённой цивилизации, но допускается и её обновление, модернизация, развитие - продление активной жизни её. И именно в этом типе моделей становится уместным, оправданным отбор лучшего и из феодализма, и из капитализма, и из социализма.
Несомненно правы те, кто считает, что механическая реставрация прошлого может стимулировать появление человеконенавистнических режимов. И явятся они во вполне современной форме и даже без свастик и зигов - «люди воздуха», или ещё кто-то из подобных, преподнесут его очень даже политкорректно - с чарующей американской улыбкой на устах.
Нужна, конечно же, и именно к этому должен сводиться смысл консервативной революции, не тупая реставрация, а грамотное неспешное обновление традиции – приторможенное развитие с постоянной оглядкой на последствия. И такая система организации и самоорганизации социума, которая позволяет осуществлять подобное обновление.
С. Кургинян свои рассуждения о сверхмодерне венчает, например, очень жёстким выводом: «или –или»: «задача заключается в том, чтобы либо восславить развитие, либо проклясть его. И никакого третьего пути не существует»… Но он все-таки есть, он всегда есть, этот третий путь - путь не логического умножения, а логического сложения. И восславить и проклясть - осуществить это разумное, неспешное, приторможенное развитие … Оно и есть альтернативное - русское - развитие, путь "Россия- цивилизация"...
ЧИСЛО
ПОСЕЩЕНИЙ |
ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ
АДМИНИСТРАТОРУ САЙТА |
©ВалерийСуриков |