С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                                     ( "П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И")

                                    ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА


     
 О социальной  инициативе  Оптиной  пустыни Часть 7. Программа  практических действий А. В. Карташова


 

                                             ГЛАВНАЯ
                         ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ
                                     ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ
                                  ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ
                         МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ

 


  

 

 О социальной  инициативе  Оптиной  пустыни

Часть 7. Программа  практических действий А. В. Карташова

 

     И наконец  последнее.   В  1956 в  Париже  вышла  книга  Антона Владимировича Карташова "Воссоздание  Святой  России". Авторитетный  историк церкви, автор фундаментального  исследования "Вселенские  соборы"   уже  в  те, казалось  бы безнадёжные  для Русской Православной  церкви  дни,  начал  разговор о воссоздании Святой  Руси.  Тогда это  вполне  можно  было  воспринимать  как  профессорскую странность.  Сегодня -  это   не  что  иное, как обоснование   программы  практических действий.

 

    Чтобы  передать  основную  идею   этой   несомненно выдающейся  книги я приведу     несколько цитат  из неё.

 "Мы — люди церковные и православные знаем, что во Христе две природы — Божеская и человеческая соединены «неслитно», но и «нераздельно». Эта формула IV вселенского собора обязует нас считать безнадёжное разделение церкви и государства ересью несторианской или монофизитской .... и, наоборот, — мыслить православную норму в их «нераздельном и неслиянном» сочетании. Церковь есть душа мира и орудие божественного мироправления. Она должна духовно управлять миром, водворять царство Христово и на земле».

"Церкви важна не техника, не утилитарная целесообразность, не продуктивность социальных предприятий и реформ самих по себе, а их сообразность с духом Евангелия и строительства царства Божия на земле."

"Чем безнадёжнее разъединяют церковь и остальную жизнь, тем считают себя православнее, ибо не засоряют, не оскверняют «дворы Господни» никакой нечистотой суеты земной. Таково наше обычное, господствующее, практическое несторианство, в упрощенном богословском осознании мгновенно и парадоксально оборачивающееся прямым монофизитством, ибо религиозная жизнь исчерпывается одной только духовной стороной, в отрыве от плоти реальной жизни. Только личное спасение во Христе и в церкви и никакого общественного, «соборного». Сама «соборность» лишается своего буквального, плотяного смысла и ограничивается только соборностью духовной, связью мистической в церковном культе и молитве. Нельзя найти догматического оправдания этой слабости, изнеможению нашей грешной практики. Халкидонское православие равно отвергает и несторианство и монофизитство и требует соединения двух естеств в единой ипостаси. Это непостижимо для разума. Но это чудо дано нам в Господе Иисусе Христе...И в нашем подвиге подражания Его искупительному чуду мы не имеем права соблазняться ложным спиритуализмом, ложным отожествлением святости только с духовностью. Мы должны быть по-халкидонски православными, т. е. спасаться в церкви во всей полноте двойства нашей духовно-плотской природы  и в духовно-плотской, неразрывной связанности со всей коллективной жизнью человечества и космоса... "

" Наше «возделывание земли», т. е. наше культурное, историческое созидание и творчество не есть ухождение от делания Царства Божия, как Царства только Небесного, а именно служение ему в той двуприродной, небесно-земной, богочеловеческой православно-халкидонской полноте, которая составляет долг, обязанность православия не только в мысли, в богословии теоретическом, но и в действии, в практике, в богословии практическом. Без соблюдения этого богословского равновесия, без этого посильного разрешения в действии антиномии духа и плоти, многие православные фактически, конечно, не понимая и не сознавая этого, монофизитствуют. И чем еретичнее они богословствуют, тем кажутся самим себе и более благочестивыми и более ортодоксальными. И этот монофизитский уклон незаметно опутывает и мысль «лево» настроенных и «право» настроенных богословов. И тем и другим приятнее, религиозно комфортабельнее отпихнуться от этой греховодницы-земли, плоти, материи, экономики, этой с позволения сказать «поганой политики». И просто жить в церкви, подальше от этой скуки, «отдыхать душей» от надоевшей, принижающей «улицы», от всего «базара житейской суеты».

"Спцифическое призвание мирян, их миссия, их апостольство, в восполнение и усиление учительного и сакраментального апостольства иерархии— это христианизация культуры и оцерковление мира. На то нам и дано это высокое звание мирян, т. е. граждан мира сего по естеству, но одновременно и граждан не от мира сего, граждан церкви. Мир дал нас церкви, а церковь послала нас в мир, чтобы привели его в целом к порогу царства Божия. Это специфически наше служение. На то иерархия, клир и благословляет для нас и хлеб насущный, и жилище, и очаг семейный, и все наши частные добрые деловые предприятиями власть государственную, чтобы мы всем этим занялись во имя Царствия Божия, как и сама иерархия занята этим с другого мистического конца. Нельзя, под предлогом чистоты и духовности церковной жизни, покидать нашу бедную землю и человеческий муравейник и белоручками уходить в эмпиреи квиетизма. Предоставим это внешнее удаление с мирской площади специалистам затвора — инокам."

К   чему  зовёт Русскую  Православную  Церковь и  находящихся  под ее  покровом   мирян А. Карташов  совершенно очевидно  -  к  активной   роли  в  строительстве справедливого,  соответствующего Духу  Евангелия  социума. К  активному   выделыванию -выпасу! - русского   бытия.  Именно  с этим   он   связывает возможность  воссоздания Святой  Руси.  Идите  в   мир  и  пасите  его. Другого  пути  для    православных  не   существует.

А.  Карташовым  названо  и  то   средство с  помощью , которого  можно  реализовать  этот  замысел -  православные  профессиональные  братства.

И  это, действительно,  так . Существуй  такие  братства -  многое  в  нашей  стране   могло бы  быть  сегодня по-иному. И  вряд ли  тогда был  бы  возможен  тот   чиновничий  разбой,  что  учинён  в  науке  в  году прошлом  , что   запущен в  здравоохранении   в нынешнем  году.

Но  в этом  шикарном   тексте  А. Карташова есть  место ,   с которым  нельзя  согласиться . И  категорически!  Я процитировал  его: " Предоставим это внешнее удаление с мирской площади специалистам затвора — инокам."...

Вполне  возможно,  что труды  А.  Карташова над  историей   Вселенских  соборов,  завершившиеся  появлением  уникального  и предельно  объективного исследования       о становлении  Православия  в  Европе  и  стали  причиной  столь  осторожного  отношения  Антона  Владимировича  к   монашеству.   Роль  монастырей  Востока  в  монофизитском  противостоянии  Православию  была , действительно,   велика.

Но   здесь   сегодня   речь  идёт  о  русском  монашестве.  О  том,  что   возглавило  противостояние  Орде.  О  том,  что выстояло  при  18-месячной польской  осаде Троицко-Сергиевой  Лавры.  О  том,  что  вскормило и  выдвинуло великого  Патриарха России Гермогена...

Ни  этому  ли  монашеству    следует продолжить  выпас русского   бытия...  Кому,  кроме  него,  под  силу  запустить этот  процесс воссоздания Святой  Руси...  Кому,  кроме  православных иеромонахов и игуменов  начинать  формирования  православных  братств, благо   для этого  не нужно  постановлений  и  решений  власти. Достаточно  лишь  понимания,  что  России  без  них  не  выжить. И благословления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    





 

 
                 ЧИСЛО 
          ПОСЕЩЕНИЙ 
    
        
         ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
               НАПИСАТЬ        АДМИНИСТРАТОРУ 
                 САЙТА
Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
©ВалерийСуриков