С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ( "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И") ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА О социальной инициативе Оптиной пустыни Часть 7. Программа практических действий А. В. Карташова |
ГЛАВНАЯ |
ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ |
ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ |
ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
О социальной инициативе Оптиной пустыни
Часть 7. Программа практических действий А. В. Карташова
И наконец последнее. В 1956 в Париже вышла книга Антона Владимировича Карташова "Воссоздание Святой России". Авторитетный историк церкви, автор фундаментального исследования "Вселенские соборы" уже в те, казалось бы безнадёжные для Русской Православной церкви дни, начал разговор о воссоздании Святой Руси. Тогда это вполне можно было воспринимать как профессорскую странность. Сегодня - это не что иное, как обоснование программы практических действий.
Чтобы передать основную идею этой несомненно выдающейся книги я приведу несколько цитат из неё.
"Мы — люди церковные и православные знаем, что во Христе две природы — Божеская и человеческая соединены «неслитно», но и «нераздельно». Эта формула IV вселенского собора обязует нас считать безнадёжное разделение церкви и государства ересью несторианской или монофизитской .... и, наоборот, — мыслить православную норму в их «нераздельном и неслиянном» сочетании. Церковь есть душа мира и орудие божественного мироправления. Она должна духовно управлять миром, водворять царство Христово и на земле».
"Церкви важна не техника, не утилитарная целесообразность, не продуктивность социальных предприятий и реформ самих по себе, а их сообразность с духом Евангелия и строительства царства Божия на земле."
"Чем безнадёжнее разъединяют церковь и остальную жизнь, тем считают себя православнее, ибо не засоряют, не оскверняют «дворы Господни» никакой нечистотой суеты земной. Таково наше обычное, господствующее, практическое несторианство, в упрощенном богословском осознании мгновенно и парадоксально оборачивающееся прямым монофизитством, ибо религиозная жизнь исчерпывается одной только духовной стороной, в отрыве от плоти реальной жизни. Только личное спасение во Христе и в церкви и никакого общественного, «соборного». Сама «соборность» лишается своего буквального, плотяного смысла и ограничивается только соборностью духовной, связью мистической в церковном культе и молитве. Нельзя найти догматического оправдания этой слабости, изнеможению нашей грешной практики. Халкидонское православие равно отвергает и несторианство и монофизитство и требует соединения двух естеств в единой ипостаси. Это непостижимо для разума. Но это чудо дано нам в Господе Иисусе Христе...И в нашем подвиге подражания Его искупительному чуду мы не имеем права соблазняться ложным спиритуализмом, ложным отожествлением святости только с духовностью. Мы должны быть по-халкидонски православными, т. е. спасаться в церкви во всей полноте двойства нашей духовно-плотской природы и в духовно-плотской, неразрывной связанности со всей коллективной жизнью человечества и космоса... "
" Наше «возделывание земли», т. е. наше культурное, историческое созидание и творчество не есть ухождение от делания Царства Божия, как Царства только Небесного, а именно служение ему в той двуприродной, небесно-земной, богочеловеческой православно-халкидонской полноте, которая составляет долг, обязанность православия не только в мысли, в богословии теоретическом, но и в действии, в практике, в богословии практическом. Без соблюдения этого богословского равновесия, без этого посильного разрешения в действии антиномии духа и плоти, многие православные фактически, конечно, не понимая и не сознавая этого, монофизитствуют. И чем еретичнее они богословствуют, тем кажутся самим себе и более благочестивыми и более ортодоксальными. И этот монофизитский уклон незаметно опутывает и мысль «лево» настроенных и «право» настроенных богословов. И тем и другим приятнее, религиозно комфортабельнее отпихнуться от этой греховодницы-земли, плоти, материи, экономики, этой с позволения сказать «поганой политики». И просто жить в церкви, подальше от этой скуки, «отдыхать душей» от надоевшей, принижающей «улицы», от всего «базара житейской суеты».
"Спцифическое призвание мирян, их миссия, их апостольство, в восполнение и усиление учительного и сакраментального апостольства иерархии— это христианизация культуры и оцерковление мира. На то нам и дано это высокое звание мирян, т. е. граждан мира сего по естеству, но одновременно и граждан не от мира сего, граждан церкви. Мир дал нас церкви, а церковь послала нас в мир, чтобы привели его в целом к порогу царства Божия. Это специфически наше служение. На то иерархия, клир и благословляет для нас и хлеб насущный, и жилище, и очаг семейный, и все наши частные добрые деловые предприятиями власть государственную, чтобы мы всем этим занялись во имя Царствия Божия, как и сама иерархия занята этим с другого мистического конца. Нельзя, под предлогом чистоты и духовности церковной жизни, покидать нашу бедную землю и человеческий муравейник и белоручками уходить в эмпиреи квиетизма. Предоставим это внешнее удаление с мирской площади специалистам затвора — инокам."
К чему зовёт Русскую Православную Церковь и находящихся под ее покровом мирян А. Карташов совершенно очевидно - к активной роли в строительстве справедливого, соответствующего Духу Евангелия социума. К активному выделыванию -выпасу! - русского бытия. Именно с этим он связывает возможность воссоздания Святой Руси. Идите в мир и пасите его. Другого пути для православных не существует.
А. Карташовым названо и то средство с помощью , которого можно реализовать этот замысел - православные профессиональные братства.
И это, действительно, так . Существуй такие братства - многое в нашей стране могло бы быть сегодня по-иному. И вряд ли тогда был бы возможен тот чиновничий разбой, что учинён в науке в году прошлом , что запущен в здравоохранении в нынешнем году.
Но в этом шикарном тексте А. Карташова есть место , с которым нельзя согласиться . И категорически! Я процитировал его: " Предоставим это внешнее удаление с мирской площади специалистам затвора — инокам."...
Вполне возможно, что труды А. Карташова над историей Вселенских соборов, завершившиеся появлением уникального и предельно объективного исследования о становлении Православия в Европе и стали причиной столь осторожного отношения Антона Владимировича к монашеству. Роль монастырей Востока в монофизитском противостоянии Православию была , действительно, велика.
Но здесь сегодня речь идёт о русском монашестве. О том, что возглавило противостояние Орде. О том, что выстояло при 18-месячной польской осаде Троицко-Сергиевой Лавры. О том, что вскормило и выдвинуло великого Патриарха России Гермогена...
Ни этому ли монашеству следует продолжить выпас русского бытия... Кому, кроме него, под силу запустить этот процесс воссоздания Святой Руси... Кому, кроме православных иеромонахов и игуменов начинать формирования православных братств, благо для этого не нужно постановлений и решений власти. Достаточно лишь понимания, что России без них не выжить. И благословления.
ЧИСЛО
ПОСЕЩЕНИЙ |
ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ
АДМИНИСТРАТОРУ САЙТА |
©ВалерийСуриков |