С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                                     ( "П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И")

                                    ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА


     О социальной  инициативе  Оптиной  пустыни. Часть 20.  Консервативная революция  1.Проблематика  консерватизма. 


 

                                             ГЛАВНАЯ
                         ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ
                                     ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ
                                  ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ
                         МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ

 


  

 

 

 

О социальной  инициативе  Оптиной  пустыни.

Часть 20.  Консервативная революция  1.Проблематика  консерватизма.

Начинать разговор на тему консервативной революции весьма и  весьма популярную  ныне ,  следует, видимо, с консерватизма, о котором  написано  и наговорено  тоже  немало. И здесь  просто нельзя  не остановиться  на работе  Н. Бердяева, «ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА»,  которая  и до сих пор,пожалуй,  вне конкуренции: остаётся   работой, где проблематика консерватизма рассмотрена  глубоко и  по существу.  Н.Бердяевым  четко определена роль консерватизма: «Консерватизм  поддерживает  связь  времен,  не  допускает окончательного разрыва в этой связи, соединяет будущее с прошлым.….  ,  он  обращён  к  древним  истокам  жизни,  он  связывает  себя  с корнями.  Он  верит  в  существование  нетленной  и  неистребимой глубины.»

Консерватизм блокирует «исключительное  господство  революционных  начал»,которое  «истребляет прошлое,  уничтожает  не  только  тленное  в  нём,  но  и  вечно  ценное.»

Во истину  прекрасно бердяевское определение ценности прошлого  как  итога преображения  прежнего  настоящего борьбой  вечности со временем: «Красота  прошлого  совсем  не  есть  красота  того  настоящего, которое было в действительности триста или пятьсот лет тому назад.Красота эта есть красота того настоящего, которое есть сейчас, после преображения этого прошлого борьбой вечности со временем

…  Консерватизм,  как  вечное начало, требует, чтобы в решении судеб обществ, государств и культур был выслушан не только голос живых, но голос умерших, чтобы было признано реальное бытие не только за настоящим, но и за прошедшим…». Правду   же  консерватизма  он определяет так: она  «не  есть  начало,задерживающее творчество будущего, она есть начало, воскрешающее прошлое  в  его  нетленном». 

Разъясняя это своё положение, Н. Бердяев  пишет:

 «Когда консерватизм отрицает творчество новой  жизни,  когда  он  задерживает  движение  жизни  и  представляет лишь  силу  инерции  и  косности,  он  …  разрывает  отчую  и сыновнюю  ипостась,  он  утверждает  отца  без  сына,  отца нерождающего.  Отцы,  восставшие  на  творческую…  жизнь  сыновей,  воздвигающие  гонение  на  всякую динамику сыновьей жизни, также разрушают единство Божественной Троичности, как и сыновья, революционно порывающие всякую связь с отцами, истребляющие прошлое …. И потому  начало  консервативное  не  может  быть  единственным, отвлечённым  началом,  оно  должно  быть  соединено  с  началом творческим,  с  динамическим  движениемПравда  консерватизма  не  в задержании  творческого  движения,  а  в  сохранении  и  воскрешении вечного  и  нетленного  в  прошлом»  … «Охранение всей  шелухи  прошлого,  всей  его  соломы,  всего  неонтологического  в нём  есть  дурной,  злой,  отрицательный  консерватизм.  Он  готовит революции  и  бывает  виновником  их»

Понимание консерватизма, достигнутое Н. Бердяевым,  позволяет ему  выйти и  на  безупречное           толкование  традиции и предания: «в  традиции  и  предании  есть  не  только консервативное, но и творческое начало, есть положительная энергия.Традиция и предание вечно творятся, сохраняя преемственность

В связи с проблематикой консерватизма   не оставлена без внимания Н. Бердяевым и культура. Он считает, что наряду  с церковным преданием  существует и «священное  предание  культуры» -«без  предания,  без  традиции,  без преемственности культура невозможна -  культура  по-своему  стремится  утвердить вечность. В культуре всегда есть начало консервативное, сохраняющее и  продолжающее  былое,  и  без  него  культура  немыслима.»

У Н.Бердяева   нет  и малейшего сомнения в том, что    «начало творческое и начало консервативное не могут быть противополагаемы» «Революционное  же  или  реакционное  противоположение  начала консервативного и творческого»  для  него по  сути своей идентичны ,  они «есть победа духа тления».  В культуре    равенство  прав двух начал  сохраняется – «культура погибает, когда одно из этих начал исключительно  торжествует  и  вытесняет  другое». 

 « Революционное  отрицание  всякого консерватизма»  Н. Бердяев называет  варварством -  «революционный  дух  есть  реакция  варварской стихии  против  культуры,  против  культового  предания»И ,  по его  мнению, иссякание  творчества»  в культуре    «делает  эту реакцию неизбежной»….

Нельзя  оставить без внимания  и бердяевскую характеристику  сдерживающей, оберегающей  сути консерватизма: «Начало  консервативное  сдерживает  напор хаотической тьмы снизу. И потому смысл консерватизма не в том, что он  препятствует  движению  вперёд  и  вверх,  а  в  том,  что  он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к состоянию,  предшествующему  образованию  государств  и  культур. Смысл  консерватизма  —  в препятствиях,   которые  он  ставит проявлениям  зверино-хаотической  стихии  в  человеческих  обществах.»

Но для Н. Бердяева  ясны и все  те  опасности,  что  заложены  в этом оберегающем  служении консерватизма: консерватизм делается  началом,  задерживающим  движение  вперёд  и  вверх  и отрицательным,  в  том  случае,  если  он  сознает  себя  единственным космическим  началом  человеческой  жизни  и  становится  во враждебное  отношение  к  началу  творческому». Потому что  «хаотическая тьма, имеющая  бездонный  источник,  должна  не  только  сдерживаться  и  не допускаться  внутрь  общественного  космоса,  она  должна  также просветляться  и  творчески  преображаться»  -  «жизнь  отдельных  людей,  человеческих  обществ  и  всего исторического  человечества  вечно  получает  новые  источники обновления  от  непочатых  ещё  темных,  хаотических,  варварских  сил».

И  здесь нельзя не заметить   перекличку   суждений  Н. Бердяева  с  блоковской  концепцией «музыка мирового оркестра». И сближение  становится  просто очевидным в  дальнейшем разъяснении Н. Бердяева:   «В  космосе  есть  бездонная  хаотическая  основа,  и  из  нее  бьёт  источник новых  сил.  Но  космос  должен  сохранить  свой  иерархический  строй,свой  центральный  источник  света,  чтобы  не  быть  окончательно опрокинутым  хаотическими  силами,  чтобы  исполнить  своё божественное предначертание, чтобы тьма просветлялась, чтобы хаос приобщился  к  космосу». 

А ведь   такой же  «центральный  источник  света»   - Христос  -  виделся  и     Блоку  и во главе   его двенадцати  -призванных на служение музыкой мирового оркестра  ...

Кажется очевидным, что развёрнутая Н. Бердяевым концепция   консерватизма, а особенно одно из завершающих его суждений( «Консервативное  начало  само  по  себе  не  противоположно  развитию, оно  только  требует,  чтобы  развитие  было  органическим,  чтобы будущее  не  истребляло  прошедшего,  а  продолжало  его  развивать») заставляет  с осторожностью  относиться  ко всему тому,  что  связано  с понятием консервативная   революция, очень ныне популярным. В  принципе можно, конечно, попытаться вывести понятие консервативной революции из  рассуждений Н.Бердяева  о консерватизме  - вписать это понятие  в них. Два начала, консервативное и творческое, в бердяевских  представлениях до известной степени, можно  сказать,  паритетны    --    в  относительно спокойные времена  между ними  поддерживается определённое равновесие , которое вполне можно  назвать  подвижным, динамическим – непременно  смещённым либо в пользу консервативного, либо в пользу  творческого.  Это колеблющееся  смещение ( либо –либо)  и обеспечивает устойчивое,  прогрессивное, если угодно, развитие:  всякая новизна( смещение  в пользу  творческого)притормаживается , корректируется   традиционным (смещение   в  пользу консервативного.). Пока подобная динамика  смещения  ,  стабилизирующая и оптимизирующая развитие социума,  обеспечивается сложившейся организацией социума, он    живёт  и  процветает -  это  и есть в  те самые спокойные времена. Когда же организация социума утрачивает  способность контролировать и регулировать соотношение новизны  и традиционного ,   смещение равновесия между ними может  оказаться значительным и резким - катастрофическим для   социума.  Вот тогда   мы  и имеем  дело  с ситуацией  , которую   Н. Бердяев  называет  революционным  противоположением творческого  и консервативного. Противоположение двух этих начал , будь оно революционным, или реакционным,  Н. Бердяев характеризует как « победу духа тления».  Именно   это  его  уравнивание   обоих типов резких смещений  равновесия  и позволяет предполагать ,  что  существование такого  равновесия  им  допускалось.

С бердяевским понманием консерватизма перекликаются  порой  и  некоторые современные суждения, например ,И. Осипова  ( Аксиология русского консерватизма ): «Суть консерватизма — не столько в продуцировании    рациональных теоретических концепций, сколько в апологии или творчестве суммы ценностей. Главная задача консерватизма_осуществить ретрансляцию культурных ценностей, сохранить стабильность в обществе и интегрировать социум на основе его базовых ценностей. В этом его сила и значимость для культуры». И мнение А.С. Хомякова к этим суждениям подвёрстано  очень удачно:  «консерваторство — есть постоянное усовершенствование, всегда опирающееся на очищающуюся старину».

   Из всех этих  рассуждений  очевидно  и   возможное место консервативной  революции:  это есть не  что  иное как попытка преодоления  последствий резкого  революционного ( в  пользу новизны)   смещения  равновесия     между  творческим  и консервативным посредством  резкого же смещения в  пользу традиционного,  неких обновлённых форм  его. То есть революционный  шаг  в пользу  традиционного. По чисто внешним признакам все   это  вполне может быть   названо    консервативной революцией.  Хотя, если  исходить из существа   того процесса, что имеет здесь место, то лучше было бы  вести речь  о  революционизации   консерватизма ...

 

 

 

 

 

    





 

 
                 ЧИСЛО 
          ПОСЕЩЕНИЙ 
    
        
         ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
               НАПИСАТЬ        АДМИНИСТРАТОРУ 
                 САЙТА
Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
©ВалерийСуриков