С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                                     ( "П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И")

                                    ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА


     О социальной  инициативе  Оптиной  пустыни. Часть 21.  Консервативная революция  2.Особенности этой идеологии времён Веймарской  республики.


 

                                             ГЛАВНАЯ
                         ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ
                                     ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ
                                  ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ
                         МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ

 


  

 

 

 

 

 

 

 

    

 О социальной  инициативе  Оптиной  пустыни.

Часть 21.  Консервативная революция  2.Особенности этой идеологии времён Веймарской  республики.

 

  А.Руткевичем (в  работе  «Времена идеологов: Философия истории «консервативной революции»»),  практически  именно  в  таком  ключе-  революционизация   консерватизма  -­ и  представлена история  идейно- политического движения Германии времён Веймарской республики. Как свидетельствует А. Руткевич, под этим   собирательным названием  с 1949 года ,  т. е.  с момента выхода книги А.Молера «Консервативная революция в Германии 1918–1932 гг», это движение   и  существует в истории. Оно было достаточно многообразным,   но  все  его представители были «националистами, сторонниками «революции справа»»…«Политически консервативная революция (КР) мыслилась как национально-освободительная революция, направленная против Версальского договора и навязанной извне Веймарской конституции… На место либерализма и механической организации общества должно прийти органическое единство нации, в котором снимаются все противоречия эпохи. Консервативная революция мыслилась … как восстановление вечных ценностей. Иерархии в мире ценностей соответствует земная иерархия: власть должна принадлежать аристократии… Однако речь не шла о восстановлении монархии и сословного деления…аристократические ценности нисходят сверху вниз и объединяют всю нацию. Консервативная революция кладет конец либеральной эпохе и должна привести к социализму или «солидаризму» …, т.е. сообществу работников.

Как отмечает  А.Руткевич, «популярность в Германии это словосочетание обрело после речи « ( 1927) Гуго фон Гоффмансталя: «Процесс, о котором я говорю, есть не что иное, как консервативная революция – невиданного в европейской истории размаха. Ее целью является форма, новая немецкая действительность, в которой сможет соучаствовать вся нация».  Эта речь, считает А.Руткевич, «лишь дала имя тому, что уже существовало под другими наименованиями: «Третий Рейх», «новый национализм», «революция справа».

 А. Руткевич   подчёркивает, что «в случае КР вполне осмысленно можно говорить о «коллективной ментальности» бывших участников войны, принадлежавших к образованному среднему классу… Если дать предельно общую характеристику этой ментальности, то ее основными чертами оказываются элитарность и бунтарство КР была выражением именно этой ментальности бунта…».  Бунтарское  сознание  , продолжает А.Руткевич,  с особой  четкостью проявилось у младоконсерваторов ( так назвался кружок интеллектуалов, сложившийся в конце  1918 года   вокруг Артура Мёллера ван ден Брука; считается,что этим названием  они решительно отмежёвывались от прежнего консерватизма).

  Представителей КР  «объединяло не только неприятие либерализма и парламентаризма, но и прежнего консерватизма. У них не было ни малейшей ностальгии по монархии и кайзеру, сословные предрассудки им чужды– сословия были отменены фронтовым братством. Они … говорили о борьбе, решимости, подлинности – в трудах Юнгера, Хайдеггера и Шмитта эти убеждения обретали черты философских и политических доктрин…»

   Характеризуя три различных течения КР, А. Руткевич подчёркивает, что в каждом из них присутствует идея «немецкого социализма» «прусского», «национального», «народного», «солдатского»При общем стремлении ликвидировать республику, разогнать парламент … и уничтожить все партии, отменить Версальский договор, эти проекты различались по социально-экономическим целям внутри Германии и по геополитическим целям вовне. Все они желали «Третьего Рейха», но представления о нем были весьма различными и, разумеется, все эти проекты отличались от национал-социализма и были ему более или менее враждебны, хотя бы потому, что расовая биология ими отвергалась как примитивный натурализм».

Первый проект-«гибеллины». «КР здесь мыслится как восстановление вечной иерархии ценностей, а тем самым и истинной земной иерархии. Главным идеологом этого направления можно считать Э.Ю. Юнга, давшего такое определение КР: «Консервативной революцией мы называем восстановление всех тех изначальных законов и ценностей, без которых человек утрачивает связь с природой и с Богом и не может установить никакой истинный порядок» ... «Консерватизм есть исторически необходимый революционный принцип, посредством которого будет отменено либеральное столетие».К «гибеллинам» относится  и Шпенглер, при характеристике которого А. Рудкевичем подчёркнута особое его отношение к  русской литературе:  «еще в письме 1916 г. он писал о том, что с Достоевского начинается новая культура, культура следующего тысячелетия (с которой «царизм и великая держава Россия не имеют ничего общего»)» .Работу Шпенглера «Пруссачество и социализм» А. Руткевич    относит к числу   определяющих в идеологии «младоконсерваторов»: Пруссачество – вот немецкий социализм… Каждый индивид здесь и работник, и солдат, занимающий свое место в иерархии. Промышленник или банкир является менеджером, т. е. офицером или генералом в нации-армии. Ответом на «восстание масс» является новая аристократия, ценности которой сверху вниз спускаются в массы... По существу, социализм для Шпенглера равнозначен цезаризму, истинными социалистами являются элиты, способные дисциплинированно служить высшей цели. … Шпенглер высмеивал любой «коллективизм» как потребность человека черни раствориться в массе таких же слабых и недоразвитых».

Второй проект КР – «гвельфы».К важнейшым особенностям   их идеологии А. Руткевич  относит представление  о том ,что «империя равнозначна федерации или конфедерации народов Центральной и Восточной Европы. Основные идеи «гвельфов» были сформулированы еще в начале 1920-х гг. в «Третьем Рейхе» и «Праве молодых народов» Мёллером ван ден Бруком. Он был … сторонником «немецкого социализма», образцом которого и для него служила Пруссия…. Немецкий социализм может вступить …в союз с русским только в том случае, если большевики признают немецкий социализм в его особости, в его собственном праве. Большевизм мог возникнуть в стране с тонким правящим слоем, но он невозможен там, где вся нация вовлечена в организованный социальный порядок, где нет неграмотных, где народ привык к цивилизованной жизни, а пролетариат управляет сложными станками. Большевизм невозможен в Германии, но в ней возможен социализм».  Особо подчёркивается вывод Меллера: «для нас возможна только восточная ориентация, а тот, кто ныне продолжает говорить об ориентации на Запад, ничего не понял в завершившейся войне. …Социализм неизбежен во всех странах, но он повсюду будет иметь свои особенности, свои жизненные формы. В России он приобрёл автократические формы. В Германии он примет корпоративную форму. …Немецкий социализм вообще не имеет ничего общего с классовой борьбой… Сегодня угнетаются и эксплуатируются не классы, а нации, и для «молодых наций» невозможна иная политика, кроме той, что кладет конец угнетению».

Как свидетельствует А.Руткевич,  «гвельфом» Х.Фрайером     в книге « Революция справа»    представлен ««план истории», который рождает это бесклассовое общество. Истина социализма заключается в том, что рабочее движение вело на протяжении XIX в. борьбу за подъем, за интеграцию в нацию исключенных из нее пролетариев. Итогом этой борьбы оказалось индустриальное общество, в котором все являются работниками … Эпоха свободной конкуренции привела к возникновению картелей, трестов, концернов, которые тесно связаны с государством, с механизмами регулирования и планирования. Этот целостный социально -экономический и технический организм уже не может оставаться классовым государством. Субъектом истории перестает быть тот или иной класс, им становится весь народ (Volk). «Революция справа» в этом смысле есть продолжение и завершение «революции слева», ибо именно она завершает становление бесклассового государства».

А.Руткевич считает  необходимым выделить  и то,  что    «начиная с Мёллера ван ден Брука, «гвельфы» отличались изрядной русофилией, а Достоевский у них вообще является одним из наиболее цитируемых авторов»

Третий проект – «одна из многочисленных небольших организаций, возглавляемая Эрнстом Никишем, дала ему наименование «национал-большевизм»». Наиболее же оригинальным мыслителем  в этом проекте А. Руткевичем назван «формально не входивший ни в одну из групп Эрнст Юнгер» -  «Целью(же ) всех этих групп была социалистическая революция, которая одновременно выступала как национальная».

«В «солдатском социализме» Юнгера и национал-большевизме Никиша прежнее общественное устройство отвергается полностью ... Обновление немецкого государства означает избавление не только от либерализма и парламентаризма …. Для возрождения Германии нужно истребить власть денег и деление на классы, необходимы плановая экономика, коллективизация сельского хозяйства и уничтожение юнкерского сословия. Все это – программа национальной революции. Ostorientierung означает здесь экономический и военный союз с Советской Россией.

По  мнению  А.Руткевича «эта социальная и техническая утопия, равно как и «тотальное» прочтение истории напоминают не столько консерватизм, сколько труды левых гегельянцев …. На место сообщества тут приходят тотальная мобилизация и планетарная техника. Исходный национализм сменяется универсальным образом всемирной революции и царства труда»

Общую   же  особенность всех трех проектов  А. Руткевич видит  в том, что    «все они объединяют немецких националистов, которые приходят к тому или иному наднациональному проекту: западная цивилизация и объединенная христианскими ценностями в империю Европа у «гибеллинов», конфедерация народов Центральной и Восточной Европы у «гвельфов» или универсализм царства рабочего в национал-большевизме». То есть  мы  имеем дело  с интеллектуальным  немецким бунтом против последствий проигранной  войны,  революции 1918  года  и версальского  приговора победителей войны. Отсюда  подчёркиваемая  А. Руткевичем  локальная по времени  и пространству актуальность  КР ( «все проекты КР принадлежат исторической ситуации» )  . В качестве теоретических наследников КР в Германии он называет сторонников концепции индустриально-технического общества .Но их, «яростных противников любой плановой экономики» он  считает  уже не консерваторами, а  «новыми правыми». Что  касается других стран  и, в частности, России, то А. Руткевич отмечает: «в России сегодня есть идеологи, прямо заимствующие основные лозунги КР – от автаркии и цезаризма («регулируемой демократии») до «национал-большевизма»». Но локальная по времени  актуальность  и здесь имеет, видимо, место. Революционный проект 1917 года, пущенный после  Сталина  на самотек и завершивший национальным позором  девяностных-нулевых, ничуть не  меньшим по  масштабам версальско-веймаровского в Германии…Сугубо  протестная реакция  по типу  германского  интеллектуального бунта здесь просто неизбежна. Но Германия  в отличии от России  на статус   государства-цивилизации   явно не  тянет  и именно поэтому   ее протест, при  всем  блеске  его отдельных индивидуальных проявлений,  увы, обречён на  локализацию во времени  и пространстве. У России же     в принципе существует возможность   вывести  свой протест  на уровень глобального  проекта -  глобальной  консервативной  революции. Но такая возможность  может  быть реализована, видимо,  лишь тогда,  когда история осуществлённой октябре 1917 года  уникальной русской революции будет  проанализирована   на базе  ценностных составляющих  российской  традиции- опосредована этой  традицией. Именно в  связи  с  подобной задачей и  обостряется ,видимо,  интерес  к «возникшим на российской почве   консервативным теориям и концепциям».





 

 
                 ЧИСЛО 
          ПОСЕЩЕНИЙ 
    
        
         ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
               НАПИСАТЬ        АДМИНИСТРАТОРУ 
                 САЙТА
Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
©ВалерийСуриков