С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                                     ( "П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И")

                                    ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА


     О социальной  инициативе  Оптиной  пустыни.Часть 24.  Основные особенности метафизики С .Кургиняна


 

                                             ГЛАВНАЯ
                         ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ
                                     ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ
                                  ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ
                         МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ

 


  

 

 

О социальной  инициативе  Оптиной  пустыни.Часть 24.  Основные особенности метафизики С .Кургиняна

 

    С. Кургинян не относится  к числу  тех, кого   можно  заподозрить  в   каких-то  особых  симпатиях к понятию  консервативная  революция.  Но  он является  разработчиком  концепции, метафизики, если угодно, которую  вполне  можно рассматривать в качестве  принципиальной альтернативы  любой и всякой консервативной революции. Именно поэтому на концепции С. Кургиняна   и  следует  здесь  остановиться.  В  своё  время  я  попытался  провести сравнительный анализ метафизик С.Кургиняна  и А.Дугина ( см. «Сергей  Кургинян  и Александр Дугин     -   этюды пессимизма» http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2015/2015p0319k-d.htm ) . К тем заметкам далее и обращаюсь.

Как  уже  отмечалось, С.Кургинян  не  разделяет представлений  о  культурно-исторических типах(   типах  цивилизации) ,  что  и обрекает  его  на  социальные модели   первого  типа.  В используемой С. Кургиняном  альтернативе (  национальное  государство или     цивилизация ) и в коррелирующей  с  ней   второй  паре ( модерн  -  контрмодерн )    вроде  бы чётко  просматривается  некая априорная   мировоззренческая  установка -  один из тех принципов,  что не  выводятся,  а  принимаются на  веру. Можно  допустить,  что  в  представлениях  С. Кургиняна цивилизация  есть  нечто,  относящееся исключительно  к  полуаморфному,  нераскристаллизовавше-муся домодернистскому субстрату традиционного…   Тогда кристаллизацию  последнего и в самом деле можно свести к     формированию национальных    государств, уничтожающему цивилизации на  корню…  То есть  цивилизация для   С.  Кургиняна -   состояние, а  не  сущность.  Как  состояние  понимается   им, не исключено,   и  традиция... Этап  традиции,  скажем  так,   уже завершился,  что-то оставшееся  от  неё  ещё путается  под ногами,   но  влияние ее  в  целом ничтожно… Религия же,  хотя  и считается им  определяющим стержнем цивилизации, на этом этапе по существу низводится до  служебного атрибута  некоего ограниченного временными  рамками     состояния социума.

 Однако все   эти   априорные установки  у  С.Кургиняна  все-таки  не  являются, как оказалось, простыми, принятыми на веру постулатами -  они  обосновываются,  они выводятся из  установок  некого более  глубинного  уровня... С.Кургинян несомненно находится под  сильнейшим влиянием представления  о  ведущей  роли"физических  теорий в построении модели мира и мировоззрения". Физика питала  социологию  в  момент зарождения модерна, утверждает  он,  и  ссылается  на  попытку  Локка перенести достижения   физики  в социологию. Но  собственный по этой части эксперимент С.Кургиняна куда  сложнее локковского и не сводится к   тривиальному перенесению физического  в социальное. У  него вообще нет  переноса  как такового. Он лишь  использует обобщённое  толкование  трёх известных теорий в  качестве некой  закваски для   своей сверх обобщённой социальной  теории.

    Выглядит это  так. Берутся  сегодняшние,  представления о  темной материи  и темной  энергии, восходящие к  Эйнштейну -  именно подобным представлением,  а  не  на основе некого единого принципа, тот замкнул  свою физическую теорию. К  ним подвёрстываются "методически" Эйнштейну близкие(  тот же  отход  от  единого  принципа), "однотипные" (  так  это во  всяком  случае  С. Кургиняном  трактуется)  попытки замыкания  теории в   двух  других науках:   Фрейдом в психологии ( через представление о  танатосе)  и  Марксом в  социологии( через  представление о  превращённых формах). С  подробностями  этих суждений С. Курнгиняна можно  ознакомиться по  ссылке  https://rutube.ru/video/ad08850ccdd6d37f09bc5c7e84dd5007/

      Три факта,  да  еще  связанные с  такими  именами, воспринимается,  видимо, С.Кургиняном как убедительнейшая статистика -  как   безусловное указание на  то,  что существует нечто, фундаментальное, субстанциональное по  своему  статусу -  влияющее  на  самый широкий круг процессов (физических, социальных, психологических).   Оно (нечто) и  нашло отражение в  экзотических добавках Эйнштейна, Маркса, Фрейда к  разработанным ими  теориям и  выразилось в  современных представлениях физики о темной энергии-материи. Эти  добавки, этот  отказ от  единого принципа означает, по  мнению  С. Кургиняна, "признание того, что в мире помимо чего-то, что формы создаёт и совершенствует, есть ещё нечто, что относится к формам совсем иначе"… Вот  здесь   и вспоминается " запустившая  модерн" пара Ньютон-Локк: разработка представлений  о  темных энергии и материи вполне  может иметь  своим  следствием великие открытия  в  социологии- то,  что   сейчас  лишь интуитивно нащупывается единицами, станет очевидным для  многих. И формулируется опорное  положение: "Если есть субъект, непрерывно наращивающий организацию, то есть субъект, который непрерывно наращивает дезорганизацию. И эти два субъекта находятся в непрерывной борьбе"… Это положение тут же конкретизируется: "То, что наблюдается как тёмная материя и тёмная энергия, оно ... и порождает хаос. И оно атакует мир форм, стремясь эти формы поглотить, истребить, разрушить. ...Такой же атакой, интервенцией чего-то чужого и иного в мир социальных форм является превращение социальной формы – мутация социального организма...Источником мутагенеза является ...тёмное начало, в котором нет ничего от вселенной, в которой формы образуются".

     С. Кургинян  считает  нужным напомнить, что это таинственное нечто было явлено задолго до появления на свет трёх великих учёных - буквально  в  первых  строках  Ветхого Завета. По  его мнению , именно  в  этих  строках    было   зафиксировано нарушение принципа единого творения мира. В качестве  указания на  таинственное  нечто С.  Кургиняном  приводится часть стиха  из ВЗ: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною".  "Тьма  над бездною"  это и есть нечто,  существующее  до  творения мира и являющееся, в  конце  концов, источником вырождения  созданных  при творении форм. Это  - "предвечная  тьма" , "она грозит поглотить творение".

     Сссылаясь на знатоков древних языков и религиозных текстов, С. Кургинян настойчиво трактует все это,  как  указание на нетварную предвечную тьму -  предвечную силу, постоянно  атакующую творение.

       Первичная,  действительно принимаемая  на  веру установка С. Кургиняна,  находится, видимо, именно здесь. Все  остальное,  включая  представление о  цивилизации  как о  состоянии  социума, -    следствия.

     Из    двух  начал  (Творец  и  противостоящая  ему предвечная  тьма)  естественным  образом  у С. Кургиняна следуют и  две, актуальных для нашего времени религиозных  метафизики: красная ( хилиастическая) и чёрная (гностическая), которые политически,  согласно  С. Кургиняну,  оформились в  20   веке  в  виде   идеологий  коммунизма   и фашизма . Борьба,  таким образом, выплеснулась  за  рамки  религии -   две   метафизики реализовались и  как светские  метафизики.  Противостояние  этих   опорных бытийных   метафизик -  чёрной  и  красной - и определяет  всецело, по С. Кургиняну, ход развития. Развитию, которое  мыслится исключительно как  усложнение форм,  мешает, сдерживает  его, получается, "не заблуждение, не косность и не неправильная организация", а враг фундаментальный - онтологический, метафизический.

      Выбор  первых  принципов,  сделанный  С. Кургиняном,  нельзя  считать полностью оригинальным,  поскольку нельзя не замечать связи  этого выбора с  мировоззренческими установками гностицизма.   Сам  С. Кургинян    центрирует гностицизм лишь   на  чёрной  метафизике,  но  гностическим   по  сути     своей является и сам  принцип дуальности, который  им  реализуется.

       В основу гностического  мировоззрения  положен, как  известно,   принцип  антикосмического  дуализма -дух  и  материя  не  просто разделены, но  и противопоставлены: мир  создан  несовершенной, ограниченной в могуществе, злой   силой (Демиургом), Высший же  Бог, пребывающий в  занебесной области  к  этому  творению не имеет  никакого отношения  -  он  лишь посылает в  мир  своего Посланника,  который  должен передать  людям некоторое  тайное знание (гнозис)-  научить их, как  освободиться от власти Демиурга.  Созданный Демиургом   материальный  мир,  таким образом, - это не замысел творения, а результат  сбоя в творении, возникшего из-за своеволия  одной из   духовных сущностей. 

  Теоретические  эксперименты  С. Кургиняна в  социальной области не являются,  конечно  же, буквальным воспроизведением гностических  идей, но они вполне   могут рассматриваться в качестве пусть вольной,  но вариации на  темы  гностицизма. Гностическое"или -или" ,  то есть  логическое противопоставление  сущностей -  до их  полного разделения... Только такой  -  тривиальной, заметим - реакцией  и  мог  языческий мир ответить христианству.  Мир просвещённый и  достаточно рациональный, вооружённый своей уникальной системой развитых  философских  учений... Ибо христианство открывало  путь  к   непостижимому рациональным мышлением"и- и"  - к логическому   сближению противоположных  сущностей... Категорическое противостояние  добра  и  зла   при  этом не отрицалось. Но только понималось  оно не так, как  у гностиков (борьба двух субстанциональных сущностей мира ). Владимир  Ашмарин  (   "Анализ красной метафизики", http://swayn.livejournal.com/26018.html) приводит обширную  цитату  из   Василия Великого, который  ещё  в  4 веке  не  оставил  камня на  камне от гностической  идеи субстанциональности зла. Он  еще  тогда  увещевал: "зло не живая и одушевленная сущность, но состояние души, противоположное добродетели и происходящее в беспечных чрез отпадение от добра. Посему не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая  природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия."





 

 
                 ЧИСЛО 
          ПОСЕЩЕНИЙ 
    
        
         ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
               НАПИСАТЬ        АДМИНИСТРАТОРУ 
                 САЙТА
Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
©ВалерийСуриков