С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ( "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И") ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА О социальной инициативе Оптиной пустыни. Часть25. Гностический принцип дуальности и метафизика С. Кургиняна |
ГЛАВНАЯ |
ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ |
ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ |
ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
О социальной инициативе Оптиной пустыни. Часть25. Гностический принцип дуальности и метафизика С. Кургиняна
Мобилизовав предвечную тьму в качестве мифологической основы при толковании тех нерегулярностей, которые вынуждены были вводить в свои теории три выдающихся исследователя бытия, С. Кургинян не мог не поставить под сомнение и христианские представления о природе зла. И здесь он предлагает своё толкование проблемы теодиции - проблемы совместимости безусловной благости Творца и очевидной несовершенности сотворённого им мира. Она была сформулирована лишь в начале 18 века- Лейбницем, но фактически разрешена была еще в 4 веке Василием Великим. Эта проблема, отсутствовавшая в политеистических картинах мира, обнаружила себя именно в монотеизме. В дохристианском монотеистическом иудаизме с его представлениями об одном и единственном Боге, эта проблема хотя и не формулировалась сколько-нибудь внятно, но фактически решалась переносом источника зла на конкретного человека. То есть ещё тогда зло рассматривалось не как сущность, а как качество - как недостаток Добра, как его отсутствие. Бог совершенен, человек нет, но он может совершенствоваться, руководствуясь заданными Богом заповедями. Христианство усилило эту схему до абсолютно безупречной, универсальной: Бог не только даёт заповеди, но и воздействует на стремление к совершенству личным примером- стесняет Себя, приносит в жертву миру собственного Сына. В основе этого усиления лежит идея Боговоплощения - самая сложная из религиозных идей. К сожалению, С. Кургинян не останавливает своего внимания на этих особенностях христианства и , судя по всему, антихристианский мотив в его трактовке проблемы теодиции не является случайным. Он не скрывает связи анонсируемого им мировоззрения и с каббалой, и с более древними "иудейскими традициями дуалистической космологии" , подчёркивая, что великой троице исследователей, на которую он ссылается, эта иудейская традиция наверняка была известна. То есть для него «есть не просто религиозная традиция, а традиция, сопрягаемая с пострелигиозными величайшими психологическими, социальными и физическими открытиями."
Но если гностицизм ещё можно воспринимать, как вполне естественное отклонение устремившегося в христианство древнего, языческого мира, то у С. Кургиняна все, действительно, серьёзнее - им реализуются древнейшие принципиальные установки. Да, они не получили господства в ортодоксальном иудаизме, но они существовали - переводили зло в разряд сущностей онтологических, а значит принципиально неустранимых. Из чего легко можно было обосновать абсолютность сложившихся социальных градаций, а значит, господство одних над другими. Христианство с его принципиальной, казалось бы, асоциальностью покушалось именно на вечность, абсолютность, онтологичность, если угодно, социального разделения. В этом, возможно, одна из главных причин 20-векового антагонизма христианства и иудаизма.
В своих оценках христианского учения о зле С. Кургинян исходит, судя по всему, из того, что в христианстве долгое время безраздельно господствовало то, что он называет религиозно-либеральной традицией и во что он закладывает в общем-то очень вольное понимание теодиции: "зло порождено благостью Бога, его стремлением дать человеку свободу воли, то есть возможность выбрать между добром и злом и даже уклониться в сторону зла.". На этом либеральном перетолковании и держится по существу утверждение С. Кургиняна, что 20-ый век, фашизм, в частности, с его запредельными бесчинством и насилием подвёл к необходимости " фундаментальной метафизической ревизии"- к отказу от универсальной концепции религиозного либерализма. Но подобное утверждение трудно отнести к числу адекватных, поскольку именно в основе фашизма как раз и лежит отказ от универсализма христианства, которым любой человек, независимо от национальности, социального положения, образования, совершенных им подвигов и проступков рассматривается прежде всего как человек. Фашизм обнуляет значимость всех корпоративных характеристик человека. Всех, кроме одной - национальной. Пятый пункт - как граница между человеком и животным - отсюда все зверства. И не сами эти зверства привели к отказу от универсальных принципов христианства, как считает С. Кургинян, а как раз наоборот: отказ от последних в крайней форме - и потому зверства. Понятно и то, что именно на отказе от универсального подхода христианства прежде всего и держится идеологическая сущность, названная С. Кургиняном чёрной метафизикой. И красная метафизика в методологическом отношении в целом ничем не лучше. Тот же отказ от христианского универсализма в трактовке человека, но только в пользу опять-таки одной корпоративной характеристики - на этот раз в пользу принадлежности к социальной группе, к классу. В идеологии Великой русской революции представление о том, что нравственное начало в человеке не универсально, а классово,было самым большим заблуждением , определившим и раскол на красных - белых, и все зверства как гражданской войны, так и социалистического строительства, и жесточайшее преследование Церкви, и гибель советской России, выстоявшей в войне против практически всей Европы, но бездарно слинявшей за три десятилетия мирного существования.
Выстраивая свою систему мировоззрения, С. Кургинян, таким образом, приходит к представлению о неизбежном отказе от " одной-единственной метафизики, основанной на теодиции как единственно возможном объяснении природы зла" в пользу нескольких метафизик. Более того, по его мнению, эти иные метафизики, существовали и раньше, но пребывали в загоне и только в 20-м веке вышли на авансцену - оформились политически. Что и подвело итог многовековому красно- черному противостоянию ( хилиасты и гностики), имеющему глубочайшие - онтологические - корни, восходящему к антагонистическому противостоянию нормальной и черной материи. Что оттеснило "елейный" христианский универсализм окончательно.
Но итог двадцатого века можно представить и по-иному: одноцветные метафизики( черная, красная, зеленая, голубая - любая ), увы, до добра не доводят; метафизические крайности еще как-то срабатывают на ограниченных пространствах и отрезках времени, в ситуациях войн, борьбы, в условиях, требующих мобилизации; христианский же универсализм с его идеей самостеснения человека как был, так и остаётся единственной, видимо, идеологией, способствующей и борьбе, и устойчивому мирному сосуществованию .
Нельзя не отметить, что принцип дуальности бытия выдержан у С.
Кургиняна очень последовательно - как воистину универсальный и даже
абсолютный. Он, скажем, признает наличие у
русских
стремления к критической самооценке, внутреннему раскаянию - называет все
это принципом самоумаления и связывает его с русской
духовно-религиозной традицией. То есть фактически допускает наличие
некоторых специфических особенностей русской цивилизации и решающую
роль Православия в ее формировании. Более того ему ясно и то, что «никакой
сверхмодерн, никакой новый Красный проект не будет построен на конфронтации с
религией вообще и православием в особенности». Эмбрион модели второго
типа, казалось бы, здесь очевиден. Но С. Кургинян практически тут же
вводит в действие свой абсолютный принцип - использует его в уже
приложении к конфессиям. Он
утверждает, что есть силы, считающие развитие
грехом, есть считающие благом - обе силы живут и сосуществуют
в любой конфессии. Красно-чёрное расчленение волевым усилием
вводится, таким образом, во все, надо полагать, конфессии - понятия
красный латинизм, черный буддизм и даже серо-буро-малиновое язычество
становятся нормальными, естественными. А собственно метафизика самой
конфессии, следовательно, отбрасывается, как устаревшая - ничего кроме
столкновения и борьбы двух сил нет и в принципе быть не может. Всякие
там цивилизационные модели, традиционализм - туда же. Мало нам
красно-белой социальной свары, теперь ещё появляется и
внутриконфессиональная. У С. Кургиняна она названа "внутриконфессиональным
диалогом", "в котором есть место и контрмодерну, и модерну. А главное – и
контрразвитию,и развитию."Дуальность в этих суждениях становится
какой-то зловещей, все без исключения охватывающей - гностическая
дуальность выглядит на этом фоне детской шалостью. Идеология предвечной тьмы
отработана здесь С. Кургиняном по исчерпывающей программе. И все, в конце
концов, в угоду бесконечному, свирепому, устремлённому в никуда развитию
по гиперболе. Неизбежно становящемуся развитием ради развития и убивающему,
в конце концов, субъект развития - земную цивилизацию.
Н.Данилевский, видимо, одним из первых осознал гибельность этого гиперболизма и попытался развернуть внимание общества к моделям скромным, ограниченным, как отдельная индивидуальная жизнь, но допускающим бесконечное развитие, как последовательность сменяющих друг друга форм... Он разрушил в своих построениях уже обнаружившую себя у Маркса паневропейскую систему социальной эволюции - попытался оторвать Россию от Европы, допустил , что она может, совершенствуя свою традицию, развиваться на свой манер. Это у него важно , а не конкретные формы. Не развитие вообще, а развитие конкретного, самобытного и исключительного.
ЧИСЛО
ПОСЕЩЕНИЙ |
ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ
АДМИНИСТРАТОРУ САЙТА |
©ВалерийСуриков |