С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                                     ( "П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И")

                                    ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА


    О социальной инициативе Оптиной пустыни. Часть26. Контрмодерн, модерн, сверхмодерн в метафизике С. Кургиняна


 

                                             ГЛАВНАЯ
                         ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ
                                     ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ
                                  ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ
                         МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ

 


  

 

 

О социальной  инициативе  Оптиной  пустыни. Часть26. Контрмодерн, модерн, сверхмодерн в метафизике  С. Кургиняна

Формально С.  Кургинян готов  признать  специфику России, раз говорит  о русской альтернативе  модерну. Но для него это, видимо,   лишь   вариация  в  рамках  его  парадигмы гиперболизма. Потому    и  предлагается  не  антиглобализм, а  альтерглобализм.Именно ставка(  надежда,  упование)на абсолютную  благость ничем  не  ограниченного развития и  понуждает   С.  Кургиняна гнать вперёд  без всякой оглядки:"Контрмодерн пытается вернуть человека к религии, причем к религии, лишенной гуманистического потенциала"...  Этот  безнадежный недоумок   модерн все еще " цепляется за классический гуманизм и классического человека" . В то время как  связывать  судьбу  земной цивилизации следует  исключительно   с  сверхмодерном, грезящем "и о новом гуманизме, и о новом потенциале развития, и о новом огне метафизической страсти"... Осуществление этих грёз  и  сблизит, по С. Кургиняну,  сверхмодерн и  религию  -  обеспечит возможность "если не метафизического синтеза ..., то по крайней мере метафизического диалога".  Путь  же к  этому   благостному финалу  будет,   надо полагать,   очень кровавым,  поскольку диалогу  по  всем  признакам  должна предшествовать великая война - без  нее вряд ли удастся  утвердить " красную религиозность, не противоречащую духу религии (причем разных религий: ислама, буддизма, православия, католицизма)".

    Но уж  слишком  воинственны   все эти намерения:" Мы докажем свою правоту. Мы докажем, что в мире действительно существует то, о чем мы говорим, что в нем есть левая хилиастическая церковь и есть правая, черная, гностическая. Что они есть, что они противостоят друг другу, что они противостояли друг другу в истории всегда."

    Модерн, по  мнению  С. Кургиняна, утратил "культурообразующее качество"  сразу  же, как " разделил внутри себя всё на гносеологию, этику и эстетику, т.е. на истину, справедливость (право) и красоту"...  Но, во- первых,  вряд ли имеет  смысл  говорить    здесь о разделении -  знание, этика  и  эстетика  это, скорей,  три координаты, в системе которых   с  максимальной полнотой только  и    можно    описывать  и  моделировать  деятельность   разумного  существа.  Модерн  ввёл  эти  три  координаты  и  упрекать  его   можно  лишь в той мере, в какой     можно  упрекать  , скажем,  Декарта  за  то,  что  он, введя  три  координаты, «разделил»  единое   пространство на  три направления.

     Разделение,  о  котором  речь  ведёт  С. Кургинян, это разделение для  удобства описания,  которое    вовсе не  означает,  что     деятельность человека распадается на  три   автономных  - познавательную, этическую и эстетическую. Деятельность едина - три  компоненты в  ней  связаны  и плотно  взаимодействуют. Другое   дело,  что  по мере развития   деятельность настолько усложняется, что  возникает  соблазн (вот  она  конкретная  издержка усложняющегося  развития) специализации -  соблазн   разделения  не  только мысленного, но  и практического.   Но  это  уже  свойства  не модерна  , а  заболевающего  модерна

      Восстановление потерянного  модерном культурообразующего  начала  у С. Кургиняна связывается  исключительно    с   новым   типом  науки, который сумеет,  наконец,  преодолеть затянувшееся и ставшее привычным взаимное противопоставление "истинного, прекрасного и доброго"   и обретёт "синтетическую   силу".   Но   эти надежды являются,  скорей  всего,  заблуждением  и  именно   потому,  что  связаны  с  некой  идеологизированной, подчиняющей  себе   этику  и  эстетику  наукой.   С  такой нагрузкой  вырождение  науки, увы, становится неизбежным,  поскольку  она очень быстро лишится  возможности  развития. Ярчайшим тому примером является  судьба  диалектического  материализма,  довольно-таки  быстро  утратившего  все  свои   и  немалые   креативные возможности именно из-за идеологической  нагрузки.

     Мотивы, побуждающие  С. Кургиняна на столь вдохновенные фантазии, в  принципе понятны. Двадцатый  век со  всей очевидностью   продемонстрировал( а 21-ый  с  еще большей  очевидностью  продолжает  это делать), какую  опасность  для  человечества представляет самопроизвольное развитие, оставленное обществом без эффективного управления .  Управление развитием  не означает  , конечно же, введение  тупого чиновничьего контроля за  ним -  оно  предполагает лишь  одно:  серьёзную оценку  перспектив каждой  нарождающейся  новизны -   этико-эстетическую   оценку  прежде  всего. Не  упования  на  некую  сверхнауку  под контролем  неких  сверхкогнитариев,  а тесное взаимодействие  познания, этики  и эстетики  - синтез  их в  таком взаимодействии. К  нему, собственно,  в  конце концов,  и должна свестись вся метафизика. А окрасить ее  будет позволительно  в любой  цвет. Теснейшее взаимодействие, а  именно: познавательно-эстетическая оценка  этики , этико-познавательная  оценка  эстетики, эстетико-этическая  оценка познания,  должны стать  основным  средством управления  развитием. А для этого  прежде всего необходимо будет убрать  деньги  из  власти  и выстроить эффективную  систему самооуправления. И у   России    с ее  традициями, вынянченными в  тысячелетнем  поле   Православия имеется  здесь ,  пожалуй, исключительные  возможности.  Поэтому  и реальные надежды  нам  есть  смысл связывать не  со   сверхнаукой-когнитариатом-сверхмодерном, а исключительно с традициями русской цивилизации. И подобная переориентация надежд   наших может поменять  смыслы  и  таких  понятий , как сверхмодерн  и  контрмодерн.

Что здесь  имеется  в виду? В  рамках  концепции С.  Кургиняна  потребность   в  сверхмодерне  определяется    исключительно    всходящей  к  предвечной тьме   природной   дефективностью    модерна,  который понимается    им как отдельная  стадия социального развития.  Она   оформилась  в новое  время  и,   увы,  наперекосяк -    легкомысленно ,  в   частности, развела по отдельным  углам  познание, этику,  эстетику... И бодро  нацелившийся на   развитие   социум постепенно  ослаб и,  в  конце  концов,  настолько,  что  в  нем  стремительно активизировались  силы  предвечной  тьмы  и  он,  социум,     оказался в  тупичке    под названием  постмодерн. А ныне   готов     даже опрокинуться в   чёрное  небытие  контр-модерна. У мировой   же   цивилизации  в  связи с  этим  не  остаётся  никакого  другого  выхода , кроме как   восстановить   познавательно- этико- этическое  единство в  форме   сверхнауки,  выделить  в  человечестве  фракцию когнитариата,  развить, укрепить,  организовать  ее и  повести     за  ней   человечество  в  светлое  его  будущее   - в  сверхмодерн.

  Так   выглядят  судьбы   мира  по С.  Кургиняну. Но если принять  одну из моделей  второго типа,  то   всю эту  драматическую  историю  можно представить и по-иному.     Европейская  цивилизация достаточно  долго  благо- получно  развивалась и  достигла  на  этом  пути  таких скоростей,  такого  прироста  новизны,  что    постепенно          утратила  возможность  справляться  с  нею. Новое стало самоцелью, и оно  поначалу  оттеснило, а  затем  и подавило   традиционное.  Оставшись  без сильных традиционных  корней,  новое сформировало  свои структуры  -  соблазнилось  прямым  противостоянием  с         традиционным.  Выпущенная  из-под контроля традиции     модернизация    есть  всего  лишь  болезнь - цивилизационная   болезнь  под  названием  постмодерн. Контрмодерн в таком случае-  результат  патологического,  вовремя  не  остановленного   развития     этой болезни.

  Социум   с  государством, способным, с одной стороны,   организовать  полностью  обеспечивающее себя самоуправление,  а  с другой,  лишить  деньги  и  собственность статуса  абсолютной  ценности  и  превратить их   в  сущности  сугубо служебные... Социум,  который  сумеет  решить  такую  задачу  путём методичного вытеснения этих  ценностей  с  авансцены другими ( идеальными),  вне  всякого  сомнения, сумеет  наладить   и  то самое познавательно-этико-эстетическое  взаимодействие,  что  откроет   путь  к управлению  развитием -    позволит держаться  на  гребне постоянной,  мягкой,  осмотрительной   модернизации.   Она-то  и   станет   желанным  сверхмодерном... Который  окажется всего  лишь возвращением к  нормальной,находящейся  под  контролем  традиции   модернизации.

Выглядит,  таким  образом,   всё достаточно  обыденно: оглядеться,  отступить    чуть назад,  умно перенастроиться   и  жить  дальше.  Без какого-либо надрыва - не  предрекая  "пересборку модели мира, пересборку человека, пересборку всего на свете"...Прогрессистская модель   С. Кургиняна   буквально  пропитана   не  то  что новизной  - сверхновизной:  "новый  гуманизм",   "новый потенциал развития", "новый огонь метафизической страсти"...

 





 

 
                 ЧИСЛО 
          ПОСЕЩЕНИЙ 
    
        
         ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
               НАПИСАТЬ        АДМИНИСТРАТОРУ 
                 САЙТА
Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
©ВалерийСуриков