С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ( "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И") ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА О социальной инициативе Оптиной пустыни. Часть29. Несколько слов о метафизике А. Фурсова |
ГЛАВНАЯ |
ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ |
ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ |
ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
О социальной инициативе Оптиной пустыни. Часть29. Несколько слов о метафизике А. Фурсова
Та же ставка на мобилизационное преобразование модерна просматривается и в разработках А. Фурсова. Сам же преобразующий проект у него в отличие от С. Кургиняна не столько вносится в модерн сколько выводится из него на основе системного анализа модерна. В этом смысле подход А. Фурсова не отнесёшь к моделям первого типа. Это своего рода промежуточная модель. Тяготеющая к моделям второго типа, но ограничиваемая определёнными априорными установками, лишающими ее, как представляется , надёжных перспектив.
Кратко рассмотрим особенности этого подхода , опираясь на две публикации (Андрей Фурсов: Библейский проект закончен https://www.yaplakal.com/forum7/topic1559943.html) и
(Андрей Фурсов - Мир сломался. Почему? Как? Что дальше?
https://rutube.ru/video/916d92e0a835324f4032e3a3ee8dff3d/?r=a )
|
|
А. Фурсов считает, что ныне «одновременно идут два процесса: разрушение старого мира и оформление нового»,причём «старый капиталистический мир ломает капиталистическая же верхушка» —«свёртывание прогресса и есть способ создания мировой верхушкой их нового мира». И сегодня, по Фурсову, главное - не дать реализоваться этому, как он его называет, «темновековому» проекту- необходимо сопротивление «курсу на варварское сокращение населения планеты, разрушение государства (суверенитета), семьи, науки, образования, здравоохранения». Для русских и многих других незападных народов, считает А.Фурсов, в исходном плане места нет. И отсюда его готовность оказывать полную поддержку только такой нашей власти, которая «остановит погром науки, образования и здравоохранения, т. е. поломает глобальную повестку в этих областях». А чтобы предложить свой план, рассуждает далее А. Фурсов, нужно иметь свою стратегию, которая не мыслима без своей идеологии. Удел же тех, «у кого в сегодняшнем мире нет идеологии, а следовательно, своего проекта будущего — пикник на обочине истории в ожидании, что, может быть, хозяева позовут на новый праздник жизни». Россия «выжить и победить в XXI в., сохранив идентичность, население и территорию» может «только путём создания социальной системы, основанной на социальной справедливости...». Нет у А. Фурсова каких-то сомнений и в оценках советского периода русской истории : «Потому-то мы и победили — за нами была справедливая социальная система, чей коллективистски-антикапиталистический характер соответствовал русским архетипам сознания и подсознания и культурно-историческому коду; как говорил Александр Блок, большевизм «есть свойство русской души, а не фракция в Государственной думе»».
Чтобы выжить, России, как считает А. Фурсов, прежде всего «необходимо отбиться от внешней атаки». А для этого «нужно очень хорошо представлять себе структуру современного мира, знать силы, действующие в нем и места их обитания». Враг же России определён с предельной чёткостью: «глобальные ростовщики и обслуживающие их политики, журналисты, шоу-деятели, причём не только за пределами нашей страны, но и внутри неё. В последнем случае речь идёт о регрессорах, рушащих ценностные, интеллектуальные и технологические основы нашего общества». Так же чётко вроде бы определено и то, что может сплотить силы, способные привести Россию к спасению: «Лучший способ сплочения — общее дело на основе общих ценностей» .Но ведь именно с попыток назвать это самое общее дело и охарактеризовать его основу все сложности -разногласия, как правило, и начинаются…
Упоминание ценностных основ не могло не вывести А. Фурсова на религиозную тему. И она у него тут же возникает -Библейский проект оказывается в центре его внимания. Он ссылается на Льва Толстого , подчёркивавшего «отличие того, о чём, согласно Евангелиям, учил Иисус, от того, что стало Библейским проектом, у истоков которого стоит Павел… Действительно, там, где у Иисуса — любовь, у Павла и церкви — страх; Иисус конфликтовал с властью, Павел и церковь призвали к подчинению им».
Но эти отличия, если разобраться, не бросают даже малейшей тени на идеи Евангелия. Отличия нормальны, они естественны - как любая попытка практической реализации любой идеи. Без отличий идея попросту не воспроизводима на практике. И главным при ее воспроизведении является отнюдь не факт отличий, а то насколько идея способна держать удар своей практической реализации, то есть сохранять при ней, несмотря на все отличия, свою суть.
Христианство в форме православия выдержало интерпретационный удар и католицизма, и протестантизма – сумело удержать и сохранить в ценностном наборе своем человеческое совершенство Богочеловека. Эта суть христианства жива в православии и поныне - она и сегодня способна сыграть решающую роль в социальных преобразованиях. Именно она легла в основу социальной концепции Достоевского, намеченной им в «Братьях Карамазовых»...
Судя по всему, А . Фурсовым признается неизбежность различий идеи и ее практической реализации, раз он считает нужным упомянуть о различиях «между мечтой, революционным порывом, с одной стороны, и организацией, этот порыв утилизующей»…Правда, его попытка связать с проблематикой этих различий «Легенду о Великом инквизиторе» Достоевского», свидетельствует, что естественными такие различия А. Фурсов все-таки не признает и относит их, видимо, к числу искажений, способных менять суть идеи.
Все это, надо полагать, и определяет отношение А. Фурсова к собственно социальной роли любой религии – отношение, которое полностью раскрылось в следующих далее его суждениях на тему «годится ли нам православие в качестве государственной идеологии?».
«В России под православием…черту подвёл 1917 г. — vixerunt (отжили)». Да и вообще «время религии во всём мире уходит; нынешний взрыв исламизма — явление политическое, это арьергардные бои»...То есть собственно социальный возможности религий, получается, практически исчерпаны. На что-то еще может претендовать ислам, но даже христианство со своей жемчужиной «самоограничение - как оптимальная форма самоутверждения» безоговорочно отставлено. Впереди «некрасивая и кровавая» смерть капитализма и «варваризация значительной части планеты». Перспективу такую к числу особо ясных не отнесёшь, и вопрос, что же все-таки будет дальше, остаётся. На него А. Фурсов и пытается дать ответ во второй, совсем уж недавней публикации . Веховым событием в ней названа конференция 2018 года в Санта-Фе. Среди ее участников учёных не было - одни разведчики и юристы. На конференции обсуждались четыре сценария будущего. В пользу безнадежного катастрофического высказалось 55 % участников, но аж целых, 25% - в пользу… антропологического перехода. Суть его - выстраивание общества «с биологическими различиями между верхами и низами»( верхи и низы как биологические виды). «Переход к новому миру требует контроля над духовной и информационной сферами. Для этого и нужно лишить людей собственности». Сделать же это поможет инклюзивный капитализм . Вот в 2020 году и был создан совет по инклюзивному капитализму во главе с папой Франциском и представителем клана Ротшильдов… Этот совет состоит «из 27 человек, называющих себя "стражами"». Они - руководители 27 из 147 корпораций, охватывающих 1318 крупнейших компаний. Это - верхушка капиталистического мира. Ее главная нынешняя задача - обеспечить «контроль над духовной сферой и поведением людей». Через такую, скажем, форму «продовольственной диктатуры», как связь «доступа к качественной еде …с социальным статусом». Отвечая на вопрос ,почему мировая верхушка ломает имеющуюся систему и идёт на все эти непотребности, А.Фурсов отмечает, что прежние способы поддержания динамики развития капитализма , такие, как захват новых территорий и мировые войны, исчерпали себя. Мир поделён, социалистический лагерь разграблен, мировая война невозможна из-за ядерного оружия - экономика же «уперлась в барьер». Приходится искать новые пути-Римский клуб и выступил с доктриной «пределов роста и нулевого роста». Антропологический переход , видимо,и можно рассматривать как одну из революционных форм реализации этой доктрины - как революционный переход к новой нормальности через социальную катастрофу. Вписывается у А. Фурсова в такой переход и пандемия коронавируса.
Очевидно , что для осуществления всех этих замыслов необходима некая надгосударственная специфическая система управления. К ее характеристике в общем-то и приступает А. Фурсов в заключительной части своей работы. Но это не является описанием самой системы , а всего лишь ее возможных главных составляющих. И речь здесь идёт прежде всего об экономической элите: «На вершине мировой экономической пирамиды находятся "эксисты", контролирующие передовые факторы производства, социальные цифровые платформы, такие как Google, Microsoft и Facebook, играющие ключевую роль в контроле над социальными сетями, Биг Фарма и финансиализм». А также о структуре ( со ссылкой на Виттенбурга) мировой власти: «мировая власть как «игра с хозяевами, игроками, помощниками игроков и фигурами»- «Хозяева игры придумывают и меняют правила. Игроки реализуют замысел хозяев, действуя по их указаниям. Помощники игроков и фигуры выполняют волю хозяев и игроков». Не остсвлены без внимания и кластеры мировой элиты: их, существующих с XVI века, четыре. Первая группа включает монархии Северной Европы и Великобритании. Вторая группа включает Ватикан, Габсбургов и аристократии Северной Италии и Южной Германии. Англосаксы делятся на британо-американские(группа 3) и американо-британские кланы(группа 4).
Основные же особенности нынешнего бытия мировой цивилизации А.Фурсовым сводятся к тому, что «национальные государства теряют конкурентоспособность с транснациональными корпорациями»; «капитал превращается в цифру, что приводит к слиянию капитала, государств и надгосударственных структур»; и потому основой новой глобализации будут «макрозоны, а не на государства». Дана краткая характеристика этих макрозон. Две из них(Китай и Африка) уже сформировались. За другие идёт борьба: «США стремятся ослабить Европу и Россию, а также контролировать ресурсы Центральной Азии»; «Китай вытесняет США из Евразии и контролирует ресурсы Центральной Азии»; «Евросоюз стремится разрушить Россию и присвоить ресурсы, но сталкивается с сопротивлением Китая и США»; «Британцы восстанавливают невидимую империю и стремятся создать макрозону в Восточной Европе»; они хотят «вернуть США под контроль британо-американских кланов и создать глобальную империю». Что касается России, то она, по мнению А.Фурсова, и утратив фактически влияние в Средней Азии, может все-таки претендовать на формирование некой анклавной макрозоны ( +Центральная Африка+ Северная Корея + Иран)…
Итак , А. Фурсовым предпринята попытка в форме некоторого рабочего наброска дать характеристику отдельных структурных особенностей того промежуточного состояния (между старым и новым мировым порядком), в котором пребывает ныне мировая цивилизация. И он сам объясняет, почему речь может идти только о рабочем наброске, не более того: отсутствие принципиально новой науки об обществе, обращённой к текущим проблемам социума, иную возможность просто исключает. В силу всего этого, видимо, так и остался открытым вопрос о том, что же дальше. Лишь в ответах на вопросы А.Фурсов рискнул хоть как-то высказаться на этот счёт. Он допускает ,что выход цивилизации из капитализма будет зеркальным ее входу в капитализм. Входу предшествовала общеевропейская - Тридцатилетняя - война , псоставленная из четырёх локальных. Почему бы не допустить, что на выходе будет нечто подобное?.. Благо две локальных войны(в Сирии и на Украине) уже, считай, состоялись. Громыхнёт еще ,скажем, на Кавказе и в Центральной Азии, и придёт тогда новый мировой порядок … Какие –то внутренние преобразования кого-либо из участников Большой игры, исключаются, таким образом, полностью. Хотя говорится, все-таки говорится в одном из ответов на вопросы о важности мобилизации общества в России... И о необходимости учёта советского опыта…
ЧИСЛО
ПОСЕЩЕНИЙ |
ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ
АДМИНИСТРАТОРУ САЙТА |
©ВалерийСуриков |