С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ( "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И") ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА О социальной инициативе Оптиной пустыни. Часть31.Политические теории и консервативные манёвры Д.Трампа |
ГЛАВНАЯ |
ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ |
ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ |
ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
О социальной инициативе Оптиной пустыни. Часть31.Политические теории и консервативные манёвры Д.Трампа
Нужны ли новые политические теории ? Такой вопрос неизбежен. Более того, он совершенно естественен, если согласиться с тем, что время моделей первого типа закончилось, и перед земной цивилизацией вопрос стоит с предельной чёткостью: либо она сгинет - либо примет на вооружение модели второго типа. Именно модели второго типа, понижая роль всего частного, нового и усиливая роль всего целостного, общего, традиционного, делают, в конце концов, бессмысленной и идею новых политических теорий, и идею политических партий.
Что касается новых идей левого толка, то на примере "Сути времени", самой яркой и впечатляющей из современных версий левых идеологий, эта бессмысленность выше, выразимся так, частично приоткрыта. Имеется в виду, естественно, бессмысленность , бесперспективность историческая( сама же идеология С. Кургиняна отталкивается от очень даже значительных и живучих смыслов) , связанная не с ее левизной, а с тем, что она понуро обслуживает модель первого типа.
По той же фактически причине бесперспективными могут оказаться и консервативные идеологии, создаваемые под модели первого типа, поскольку и в них, пусть не столь явно, как у С. Кургиняна, главной пружиной оказывается принцип перманентного противостояния двух сил( сущностей). И здесь нельзя не сослаться на публикацию А. Дугина "В мире без России незачем жить", http://www.dynacon.ru/content/ articles/3623/, в которой был дан ответ движению С. Кургиняна на череду антидугинских выпадов - предложена следующая модель взаимоотношений политических идеологий. Из трех главных из них , что бились друг с другом весь 20 век, к концу его свою политическую идентичность сохранил лишь либерализм. Павшие же фашизм( в 1945 году) и коммунизм( в 1991 году) оставили после себя лишь вырожденные формы - соответственно, псевдофашизм и псевдокоммунизм ( "Суть времени" к последнему и приписана). Воцарившийся либерализм и использует эти фальш-идеологии: псевдокоммунизм для того, чтобы не допустить превращения псевдофашизма в настоящий фашизм, а псевдофашизм для того, чтобы не допустить превращения псевдокоммунизма в настоящий коммунизм. Как и у С. Кургиняна здесь все то же противостояние красного и черного ( в порозовевшей и посеревшей, соответственно, формах), да еще под чутким управлением либерализма...
Из этого представления о фактической победе либерализма следует совершенно естественный вывод о необходимости антилиберальной коалиции. Вполне можно отказаться от политических идеологий модерна и противопоставить "реальному либерализму реальный антилиберализм, состоящий из объединения всех существующих антилиберальных групп - как справа, так и слева." И это намерение нельзя не признать разумным и, главное, адекватным той ситуации в мире, которая возникла после 1991 года. Более того , в этом намерении очевидны и приоритет традиционного, и признание России в качестве самостоятельной цивилизации. А следовательно, просматривается поворот к социальным моделям второго типа. Не борьба двух идеологий( красной и чёрной) под снисходительные ухмылки третьей ( либеральной), а противостояние двух типов цивилизаций, предполагающее объединение всех национально (цивилизационно) ориентированных сил…
Но эта идеология, наречённая национал-большевизмом, в 90- х не пошла. Ни в России, ни в Европе. И причины очевидны. Для России в 90-х либерализм представлялся землёй обетованной. Европе же, еще только предстояло знакомство с либерализмом абсолютным, после 1991 года уже ничем не стеснённым...
В конце 90-х А . Дугин выступил с идеей корректировки идеологии национал- большевизма - предложил "более развёрнутую и смягчённую его форму ". Именно так он оценивает свою версию евразийства. Это явилось существенным усилением созидательного начала в антилиберальном проекте, причём усиления на традицион-ной основе. Ю. Пущаев, предпринявший,можно сказать, титаническую попытку разобраться ,выразимся так , в метафизической вселенной А. Дугина, систематизировать ее , в одной из своих работ («Четвертая политическая теория» Дугина. Теория как постмодернизм: означающее почти без означаемого...»,https://politconservatism.ru/articles/chetvyortaya-politicheskaya-teoriya-dugina-kak-postmodernizm-oznachayushhee-pochti-bez-oznachaemogo ), выделяет у А.Дугина прежде всего «приверженность интегральному традиционализму, который существующему миру противопоставляет сконструированную совершенную модель неведомо когда и где существовавшего традиционного общества как вневременной идеал». Останавливаясь далее на дугинском толковании евразийства «как версии четвёртой политической теории», Ю. Пущаев комментирует и три дугинских «главных принципа философии евразийства».Первый и самый важный : «Народ — абсолют…,евразийство…это абсолютная любовь к собственному Народу…, восприятие народа как высшей ценности». Ю. Пущаев считает, что такая абсолютизация народа не соответствует христианскому мировоззрению. По его мнению, А. Дугин идёт на неё исключительно для того, чтобы приспособить «на нашей почве, по «обстоятельствам места и времени» свой горячо любимый интегральный традиционализм. Ту традициона-листскую истину, которую Генон, Эвола и др. локализуют чуть не в праисторических обществах, во архаической глубине веков, Дугин переносит в архаическое коллективное бессознательное русского народа». Второй принцип дугинской философии евразийства это- «понятие о живом пространстве как определяющем народ и его историю»: «в евразийстве пространство воспринимается как абсолютно живая реальность… Пространство —разумное явление <…> В нем, в земле заложен разум».Третий же принцип это— принцип вечности. По А. Дугину, «Евразийство утверждает, что вечность есть, а времени нет. Всё, о чем говорит евразийство, есть абсолютная истина, и это надо принимать без всяких критических размышлений. Принимать и повторять. Время — это иллюзия, только вечность имеет бытие».
А.Дугин считает: «Если внимательнее присмотреться к идеям Шмитта (шире — к идеям консервативных революционеров: от Шпенглера… до Хайдеггера), мы легко обнаружим, что речь идет о Четвертой политической теории (наряду с либерализмом, коммунизмом и фашизмом), которая была скрыта за Третьей (нацистской и фашистской). Трагедия идеи в том, что эта Четвертая теория исторически заслонена Третьей, на какой-то момент солидаризовалась с ней, не выдержав идеологической войны на три фронта (вместе с полемикой против либералов и коммунистов консервативным революционерам приходилось сталкиваться с искажениями их собственных идей в вульгарном нацизме)». Поэтому в итоге «Четвертая теория оказалась погребена под руинами Третьего рейха, который исторически остался рейхом Адольфа Гитлера, а не “рейхом” Карла Шмитта». «Евразийцы, по сути, были представителями Четвертой политической теории, как и немецкие консервативные революционеры. Но они распознали ее элементы не за фашизмом (Третья политическая теория), а за Второй политической теорией.( Здесь у евразийцев , по мнению Ю. Пущаева, также просматривается «шмитовская логика «большого пространства»».) Особенно подробно этот анализ дан у Устрялова. Идея построения социализма в одной стране применительно к России уже была обращением к “большому пространству” и легитимности “рейха”».
Складывается впечатление , что у А. Дугина речь здесь идёт не о его собственной Четвертой теории, а о Четвертой как таковой - о чем-то, отличном от Первой, Второй и Третьей, что выродилось в сгинувшем немецком третьем рейхе, но оформилось в выжившем евразийстве. То есть евразийство для него здесь, похоже, всего лишь одна из форм 4-ой теории, 4-го типа теорий.
Ю. Пущаев, кажется, готов признать нечто подобное:«получается, что «четвертая политическая теория» существует преимущественно либо как заявка, либо как совокупность несистематизированных и не связанных друг с другом набросков, которые возникали совершенно раздельно. Она — то, что скрывается одновременно у евразийцев и у немецких консервативных революционеров»…Но перед своим итоговым вердиктом он всё равно не останавливается: «это, скорее, громкое означающее (раскрученная медийно-политическая торговая марка), у которого почти нет реального означаемого».
А. Дугин не пошёл по пути критического осмысления евразийства, что несомненно вывело бы его в ряды сторонников моделей второго типа. Возможно, именно последнее его и не устраивало. И он на свой манер усилив роль концепции «русская цивилизация», чётко зафиксированной в евразийстве , предложил свой вариант четвертой политической теории. Сам факт движения от евразийства к новой политической теории несомненно свидетельствует о критическом восприятии А.Дугиным концепции евразийства. Но усиление этой концепции требовало признание определяющей роли русских и Православия при создании русской православной, многонациональной и многооконфессиональной империи на евразийском пространстве. Не самопроизвольное рождение под воздействие мистическ0й логики «большого пространства», а целенаправленное строи-тельство нового культурно-исторического типа ( цивилизации) на определённом географическом пространстве. А это значит: переход к моделям второго типа, а следовательно, отказ от Генона, от истматовской смены периодов - принципиальный отказ от политических теорий в западно-европейском стиле. Но А. Дугин предпочёл иное – новую( четвертую ) политическую теорию. Бескомпромиссная антилиберальная позиция А. Дугина требовала устойчивой антилиберальной платформы. И дать ее, по его мнению, могла только новая политическая теория, не запятнанная - не скомпрометированная - политическими играми модерна. Увы, А. Дугин пока отказывается видеть альтернативу, связанную с моделями второго типа, тихо дремлющую в самой русской цивилиза-ционной традиции и которую можно запустить, не обращаясь к какой-либо политической теории. Русская цивилизационная традиция и может стать чаемой антилиберальной платформой, объединяющей все и вся ( в том числе и красных с белыми) в противостоянии Западу. Если только не задвигать ее в домодерновые времена, если признать, что она и сегодня существует в русском цивилизационном коде. И единственное, что требуется: через аккуратные социальные преобразования освободить ее от коросты слишком уж безответственной модернизации... Поэтому главная задача, стоящая сегодня перед Россией, как единственным носителем пусть деформи-рованного, но еще окончательно не переопределённого на дохристианский манер цивилизационного кода, - восстановить! И не столько традицию, сколько ее роль в поддержании и развитии цивилизационного кода.
Подобное понимание главной задачи России у А. Дугина, судя по всему, пока не находит активной поддержки. Об этом прежде всего, наверное, и свидетельствует тот предельный оптимизм, что он демонстрирует в своих оценках нынешних консервативных манёвров Д. Трампа («Победа Трампа — это мировая консервативная революция», https://izborsk-club.ru/26292) :«Сегодняшняя победа Дональда Трампа на президентских выборах в США — историческое событие мирового значения, сопоставимое с событиями 1917 или 1945 годов. Это начало фундаментального изменения всего миропорядка». Его победа «это тренд, это фундаментальная линия»…«то, что Трамп победил вместе с Вэнсом, молодым и идеологически ориентированным на консервативную революцию, означает, что этот тренд надолго». Термин консервативная революция, КР здесь, конечно, не очень уместен. Да, трампизм также можно отнести к числу событий–реакций. Только суть этой реакции, похоже, совсем не та, что у веймарских консервативных революционеров. Это - отнюдь не консерватизация революционного, а в лучшем случае своего рода революционизация консервативного- РК.
Нельзя не отметить, что этот свой оптимизм А. Дугин существенным образом скорректировал и вскоре предложил куда более спокойную оценку и Трампа, и трампизма.(«Трампизм и мировая Консервативная Революция», 9.01 2025, https://katehon.com/ru/article/ trampizm-i-mirovaya-konservativnaya-revolyuciya ).Он, в частности, высказал надежду, что «сейчас этот гигантский мировой инструмент, который представляет собой Соединенные Штаты Америки, … после некоторой перестройки или чистки, начнёт работать в другом направлении» , что «грядут действительно стремительные и глубинные изменения». Он охарактеризовал трампизм как «пока ещё набросок или эскиз самостоятельной идеологии». Но идеи, изложенные в этом эскизе, сегодня в Америке, по его мнению, приобрели «массовый характер» - «трампистами считают себя те, кто выступают за традиционные ценности». Если прогрессисты всех обликов и мастей «требуют — больше миграции, больше извращений, больше трансгрессии, то есть преодоления традиционных границ», если их идеи это –« фактически проект окончательной ликвидации человечества в пользу постчеловеческих сущностей и принципов»,то «трамписты говорят, надо менять курс, по которому последние лет 30, а то и 40 шла западная цивилизация, и Америка в первую очередь. Это очень серьёзно, это серьёзный поворот от либерально-прогрессивских ценностей в сторону традиционных».
А. Дугин отдаёт себе отчёт в том, что «они хотят свои американские традиционные ценности отстоять и поставить во главе угла. И максимально полно реализовать свои интересы, а не наши. В какой-то ситуации это может войти в конфликт с нашими собственными целями и задачами. Все зависит от того, как мы будем свои национальные интересы просчитывать, что мы в них будем вкладывать. …При этом надо быть готовыми использовать трампизм как момент, как окно возможностей для нас. Нам надо твёрдо настаивать при этом на своём» .Он также призывает из «трампистского революционного переворота на Западе … сделать еще один вывод — мы стоим на правильном пути, и более того, мы встали на этот путь раньше, чем США, и прошли на нём уже больше расстояние. Сейчас нам надо только укреплять свою мощь, неуклонно двигаться к Победе, совершенно ни на кого не оглядываясь, окончательно перестав зависеть от чего бы то ни было вовне нашей страны, действовать только исходя из наших национальных интересов, возрождая нашу корневую русскую идентичность, наше православие, нашу Империю». И А. Дугин убеждён, что «нам сейчас предстоит провести такую же, но только русскую Консервативную Революцию, а точнее, довести до конца, потому что она уже идёт. Правда, у нас … она настолько растянута во времени, что уже непонятно, идёт ли она или нет. А в Америке, видите, всё стремительно».
В дугинских оценках Трампа нельзя не отметить то, что главнейшим на готовящейся русско-американской встрече в Саудовской Аравии он считает не украинский вопрос , а обсуждение двумя мировыми лидерами, представителями великих ядерных держав, архитектуры будущего миропорядка.( 18.02.25, https://dzen.ru/a/Z7QiOMkKDnl_Hn2V). Судя по всему, американская сторона подтвердила приоритет этой темы на переговорах, и это на сегодня является основным аргументом в пользу того, что трампизм это - все-таки не очередная западная разводка, а реальная попытка смены Америкой идеологического курса - попытка отказа от либерального глобализма. В качестве согласия А. Дугина с последним вполне можно рассматривать его публикацию от 20.02.25 «Стив Бэннон — идеологический архитектор трампизма» ( https://izborsk-club.ru/26644 ) ,где С.Бэннон назван идейным вдохновителем и архитектором движения «Make America Great Again»:«Бэннон, как и другие традиционалисты, отвергает современность — демократию, прогресс, глобализацию — и призывает вернуться к вечным ценностям и иерархическому порядку»; «Бэннон видит себя, а также Трампа и других традиционалистов как лидеров «Консервативной Революции» против вашингтонского глубинного государства и либеральных элит»;«С самого начала Бэннон рассматривал Дональда Трампа как фигуру, способную «сорваться с цепи» и реализовать радикальные изменения, не сдерживаемые политкорректностью или компромиссами с истеблишментом»;«именно Бэннон изначально и последовательно придерживался такой позиции, которая сейчас стала основным вектором американской политики по отношению к Европе».
Нет, видимо, все-таки у А. Дугина и особых иллюзий относительно истинных планов –намерений Д. Трампа (9.2. 25 ,https://izborsk-club.ru/26597) :«Для Трампа имеет смысл не гегемония Запада, а прямая национальная гегемония США. Это не принятие многополярности — это проект однополярного мира, основанного на радикально иных предпосылках, нежели у либералов и глобалистов»; «Наша страна отстояла свой суверенитет перед лицом давления всего коллективного Запада … и после раскола Запада тем более будет за него держаться. Но и Трамп так делает. Ему — его империя, нам — наша. Они могут схлестнуться, но уже в совершенно новом контексте, в мире великих держав. По ту сторону глобализма».
Все эти дугинские осторожности в части оценок трампизма нельзя не признать чрезвычайно уместным, поскольку избыточно оптимистических оценок было предостаточно. Даже такой строгий аналитик, как В.Ю. Катасонов (14.02.2025 https://ruskline.ru/news rl/2025/02/14/ukazy_trampa_imeyut_priznaki_revolyucii) склонен к очень значимым оценкам: «Это не реформы и не наведение порядка в стране (как утверждает Трамп и его окружение). Это попытки радикальных изменений в обществе с использованием любых средств, в том числе и в первую очередь, путём игнорирования действующих законов». Хотя в его оценках и разумной сдержанности нельзя не заметить. Во всяком случае, он , видимо, убеждён, что без штурма «самой главной “крепости”» , коей является Федеральная резервная система США –« без захвата ФРС все другие революционные победы Трампа и его команды будут обнулены».
Среди тех, кто в консервативных манёврах Трампа и в трампизме как таковом, видит прежде всего зловещие, но хорошо замаскированные замыслы в отношении России и отстаиваемой ею цивилизации, несомненно выделяется К.А. Фролов – прежде всего непримиримостью своих суждений. В качестве их примера можно привести его отповедь трамповским USAID- решениям( 06.02.2025 https://ruskline.ru/news_rl/2025/02/06/alyans_za_religioznuyu_svobodu__eto_novyi_usaid_v_versii_trampa ):«Трамп слил запрещённую в России организацию USAID для того, чтобы в ответ Россия слила СВО и Победу. Это обман, США создали более эффективные инструменты экспансии. Вместо устаревших и только дискредитирующих США дармоедов-содомитов из USAID будут агенты – «традиционалисты» из Международного альянса религиозной свободы (IRFA), созданного Трампом для продвижения «ПЦУ», полную преемственность курса только что подтвердил вице-президент США Вэнс». И К. Фролов не единственный, кто призывает к осмотрительности и бдительности. О. Денисенко (24.01.2025 https://politconservatism.ru/blogs/america-new-turn): «Высказываются смелые предположения, что на Западе совершается тот самый консервативный поворот…Многие верят. Однако, очень уж странно выглядит этот неожиданный правый поворот. Настораживает то, с какой необычайной лёгкостью Трампу дали возможность честно победить на выборах, вся либеральная свора буквально за какую-то пару месяцев практически без боя сдала позиции, полюбила Дональда Фредовича и его консервативные идеи, а Марк Цукерберг и Джефф Безос осознали, что впустую тратили миллиарды на все это гендерное разнообразие, равенство и инклюзивность… На самом деле мы видим банальную смену декораций, этот акт отыграли, за ним начнётся следующий. За этой повесткой придёт другая, более эффективная. Железный трансгуманизм приходит на смену крестьянской трансгендерной лошадке… Целью этого дьявольского замысла является необратимое искажение самой природы человека, что позволит сделать наше тело и разум окончательно непригодными к спасению души».
Предельно суров в своих оценках - прогнозах и Виталий Аверьянов( «Новая петля Анаконды против Путина. Придушить в объятиях»,15 февраля 2025, https://izborsk-club.ru/26625):«За шумихой вокруг заявлений, анонсов и авансов от Трампа и его команды скрываются неприятные для РФ факты. Идет стремительное конструирование новой «петли Анаконды» — причём в самой чувствительной сфере — газовой и нефтяной. Нарендра Моди в ходе визита в США договорился о выводе закупок американских энергоносителей на первое место (то есть де факто взамен российским). Не буду здесь говорить о других серьёзных моментах (вытеснении РФ из Индии по ряду позиций военно-технического сотрудничества и др.).Параллельно китайские нефтеперерабатывающие заводы резко сократили закупки российской нефти из-за ужесточения американских санкций, под которые попали 180 танкеров «теневого» флота, а также «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз».В феврале морские поставки нефти из РФ в КНР сжались до 500 тысяч баррелей в сутки против 1,05 млн в среднем в предыдущие три месяца, сообщает Reuters со ссылкой на статистику Kpler.Российские баррели Китай заменяет поставками из Бразилии и Анголы.Любопытно, что при Байдене всего этого не было, не правда ли?Трамп торгаш, сионист, жёсткий громила и рейдер. Именно такими методами он будет «работать», брать за горло и шантажировать. В этом он мастер. Он больше расист и транснацист, чем демократы. И его «нацизм» ближе к классическому — без всех этих вывертов педофилов и постгендеристов, феминисток, зеленых и ковидобесов. Жёсткий, мужской транснацизм».
Весьма похожей позиции придерживается и А. Степанов («Трампистский глобализм может оказаться опаснее»,https://ruskline.ru/news_rl/2025/01/13/trampistskii_globalizm_mozhet_okazatsya_opasnee ):«…главная ошибка А.Г. Дугина заключается в том, что он рассматривает Трампа как могильщика глобализма. Но глобализм никуда не делся и, увы, никуда не денется. Глобализм – это навсегда, это неизбежный этап развития или деградации (как кому хочется) постхристианской цивилизации. Поэтому нам нужно ожидать не крушения глобализма, а нового глобализма – трампистского глобализма…Нам не нужно обольщаться Трампом и трампизмом и сиюминутными выгодами для России, которые могут появиться при сокрушении либерального глобализма, а нужно понимать глубинную сущность этого явления. И тут, возвращаясь к Дугину, можно согласиться с его итоговым выводом, что Россия должна идти собственным путём, Россия должна укреплять свой суверенитет, Россия должна формировать свою идентичность, основанную на глубинных формулах смысла существования русского самобытного государства-цивилизации: «Москва – Третий Рим» и «Православие. Самодержавие. Народность».
Очень осторожен и А. Артамонов (40-58 минуты ролика).https://aurora.network/articles/11-analitika-i-prognozy/113301-peregovory-v-jer-rijade-chto-dal-she-ili-bezdorozhnaja-karta?utm_campaign=&utm_medium=email&utm_source=MailoPost
В заключение хочется добавить следующее: в своих искусных импровизациях на тему «Трамп и консервативная революция» А. Дугин нашёл все-таки возможность и для реверанса в адрес 4-той политической теории (
https://ruskline.ru/news_rl/2025/02/14/liberalizm_sleduet_priznat_ideologiei_prestupnoi_i_ekstremistskoi ) Призвав называть либерализм «идеологией преступной и экстремистской», А. Дугин предложил «трибунал над либералами» провести «на основе Четвёртой Политической Теории» -чтобы этот трибунал не отбросил «нас снова к фашизму или коммунизму». И А. Дугин очень надеется, что теперь «наиболее серьёзные мыслители трампистского лагеря …обратят свои взоры к Четвёртой Политической Теории».
Эти пламенные надежды на 4-ю политическую теорию высказаны А. Дугиным 14 февраля 2025 года .А уже 27 февраля им опубликована на «Русской линии» статья «Приходит новая эпоха – русской идеи»( https://ruskline.ru/news_rl/2025/02/27/prihodit_novaya_epoha__russkoi_idei ),которую, вне всякого сомнения, можно рассматривать в качестве свидетельства начала новой эпохи в социальных мировоззренческих установках самого Александра Гельевича. И это очевидно, поскольку им совершён, кажется, решительный поворот в сторону социальных моделей второго типа. Этот поворот не декларирован прямо, но его нельзя не заметить в предложенных А. Дугиным суждениях о цивилизации в единственном числе и о цивилизациях в числе множественном.
За первой - взнузданная идеей прогресса череда меняющихся исторических формаций и все многообразие обслуживающих их смену идеологий и идеологем. То есть кондовая модель первого типа. За цивилизациями в числе множественном - имена Николая Яковлевича Данилевского, Шпенглера, Тойнби, Хантингтона и многообразие развивающихся ценностных установок, культур, традиций и, в конце концов, система сосуществующих государств-цивилизаций .Понятно, хотя об этом не сказано ни слова, что единственный путь к такому финалу - модели второго типа. И А. Г. Дугин этой статьёй именно моделям второго типа обеспечил прекрасную - и убеждающую - рекламу. Возможно, что подтолкнули его к этому и некие размышления о «консервативном революционере» Д. Трампе – уже спокойные, эмоционально более уравновешенные размышления.
ЧИСЛО
ПОСЕЩЕНИЙ |
ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ
АДМИНИСТРАТОРУ САЙТА |
©ВалерийСуриков |