С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                                     ( "П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И")

                                    ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА


  
О социальной инициативе Оптиной пустыни. Часть34. Евразийство исторический аспект.


 

                                             ГЛАВНАЯ
                         ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ
                                     ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ
                                  ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ
                         МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ

 


  

    

   

    

О социальной  инициативе  Оптиной  пустыни. Часть34.   Евразийство исторический  аспект. 

Именно  здесь ,как мне кажется, есть  смысл повторить  с  небольшими добавлениями часть  моих заметок  под номером 6 … 

      Если заняться  сопоставлением недавних  и более древних  срезов , например, системы  государственного правления    России, то, наверняка найдётся    немало   чётких свидетельств сильного ордынского влияния, склоняющих к  выводу   об определяющей  роли  татаро-монгольских традиций  в  России . Но подобные  выводы придётся сменить на  иные, если от изучения таких срезов перейти  к анализу процесса формирования российского государства. Поскольку оно складывалось  все-таки как русское православное государство -   в  борьбе  за  Святую  Русь, в жесточайшем противостоянии   с   окружающими государствами  и  народами.    Татаро-монголам,  как, впрочем, и  Западу,  не  по  зубам  оказалось именно  Православие.

     Дохристианская Киевская   Русь  по господствующему мировоззрению      мало  чем отличалась  от Орды,  с которой ей спустя  несколько  столетий  предстояло  сойтись  в многовековом  поединке.   Миграция славян-язычников на  восток  от  Карпат,  подальше  от   константинопольских миссионеров;  их    стихийное речное  пиратство на  новых местах; их  колонии;   организованное,  профессиональное пиратство  варягов  на  этой  территории;   победа клана Рюрика ...Те качества  татаро-монголов, которые восхищали и некоторых классических   евразийцев,  наверняка  были присущи и  славянам- разбойникам,  и славянам-колонистам, борющимся  с  туземцами, и  организованным  разбойникам - варягам.  Это совершенно естественные качества практикующих воинов, и  те земли, которые   стали Киевской  Русью, "европизировались", видимо,  на приблизительно тех же  принципах, на которых    спустя несколько веков они  будут  "азиатизироваться".

         Русское  государство и  в домонгольский период   вряд ли  может  быть названо   европейским  в  западном  смысле этого  слова. Выброшенный  далеко на северо-восток, развивавшийся на специфической   почве саженец византизма ... Роль ни    самого  саженца, ни почвы в  этом  эксперименте  истории нельзя   переоценивать. Это  -   всего лишь начала,  которые,  взаимодействуя, запустили процесс  формирования  России. В  дальнейшем в  нем важную   роль сыграла   и  евразийская Степь -  прежде всего роль  мобилизатора.    Татаро-монгольское    иго  могло уничтожить   рождающуюся  цивилизацию  русских. Но  они , несмотря  на    колоссальное  и  чуждое им  по  духу  и сути   внешнее  воздействие,   выдержали  нашествие Востока, устояли в  этом  испытании    и   обрели   силу,  которая, например, западным  славянам  и  не  снилась.

    И решающим  фактором  стало  то ,  что  эти  земли в своё время   попали в мощнейшее  православное поле... Противостояние Руси и Орды обретало форму религиозного противостояния  постепенно -  процесс  растянулся на многие десятки лет,   и  соотношение собственно  идеологического и  военного моментов  в  противостоянии менялось.В  13  веке, скорее всего,  преобладал собственно  военный,  который постепенно подчинился  усиливающемуся моменту идеологическому. Орда  оккупировала Русь с невиданной, нечеловеческой жестокостью  -  именно последняя являлась главной  "скрепой" этого бандитского по своей  сути государственного образования. Но   существовала и  другая  скрепа , которой  являлась  практикуемая  в Орде  веротерпимость.  Возможно,  последняя  и  сыграла        системообразующую  роль:  мы  вас  покорили,  извольте платить  дань и  вести  себя  тихо -  на веру  вашу   мы не покушаемся...

     На территориях, захваченных татаро-монголами, христианство, как известно, получило распространение задолго  до  начала их  завоеваний, и  представлено  было потомками  несториан, отвергнутых    Византией. Несторианство представляло собой весьма  облегчённую версию  христианства, поскольку исповедуемое несторианами разделение  божественной и  человеческой природы в Христе  покушалось  на  одну из важнейших  идей, реализуемых в христианстве:  самоограничение не может не стать  естественной потребностью   человека ,поскольку    основа его  в христианстве  запредельна: ею является самоограничение   самого Бога.   Имея  ранее дело с облегчённой версией, завоеватели Руси и недооценили силу истинного  Православия… Орду  извела( во всяком случае, сыграла громадную  роль  в  разрушении этого образования) Русь, сплотившаяся  вокруг православной веры  и предъявившая  миру  благодаря  этому   сплочению совершенно удивительную способность выживать и укрепляться в условиях тирании и гонений.

    Процесс укрепления, консолидации православной  веры  на захваченной татаро-монголами   Руси, начавшийся  в    монастырях северо-восточной ее части, сопровождался  формированием очень  специфического миросозерцания,  восходящего  к евангельскому принципу  добровольного ограничения - самостеснения.  Оно впоследствии   получит  название русского  подвижничества, русского идеализма  и навсегда  будет привязано   к  русскому сдержанному, а  то   и пренебрежительному, отношению к материальным  атрибутам  существования.  Именно в  этой атмосфере и появились  в последней четверти 14-го века   "незаконные вооруженные формирования" - русским князьям     удалось  их создать,  как подчёркивает Ю. Покровский( "Поле русской культуры"). И  это  стало  началом нового, уже и военного, противостояния Руси  и Орды.  И  оно держалось  теперь на незыблемой мировоззренческой основе, которая   укреплялась и совершенствовалась  - выходила на совершенно неожидаемый уровень. В обретающем все большую независимость русском православном,"зажатом между католическим и мусульманским мирами" государстве, постепенно формируется представление об исторической, цивилизационной миссии этого государства. Народ, сохранивший благодаря Православию себя, готовился встать на его защиту. Эта готовность и нашла свое выражение  в  короткой формуле: "Москва - третий  Рим".     Таким  образом, отнюдь не  следование ордынским обычаям-правилам-порядкам, а  преодоление  их определяло и историю,  и  судьбу  на  русской  земле. Москва, видимо, потому  и  выделилась,  стала ведущей   среди  других русских  земель,  что в    преодолении этом была впереди.  

     В  историю  России   плохо  вписываются  представления  о  неком «евразийском братстве народов»,   о  некой «вековой общности»Е.Холмогоров,  возможно, не так уж и далёк  от истины, когда, рассуждая о евразийстве, использует словосочетание "вымышленное пространство" (http://www.12online.ru/blog/vymyshlennoe-carstvo). В  смысле братства  народов и  их  общности   это пространство и в самом деле было вымышленным- и в 13-м, и в 16-м веке. За  время  правления  Романовых оно,  опираясь на   безусловный приоритет   православия  и  русского народа, постепенно  обрело  признаки братства-общности  -  не растеряло и  даже  усилило  их  в  советский  период. Но национальная политика, проводившаяся в России пост-советской властью, ее демонстративная индифферентность в  русском  вопросе за какие-то двадцать пять  лет фактически вернули   это  пространство   в   16  век -  вновь  сделали  его в  определённом  смысле  вымышленным.

     Русскую  империю, ту  территорию, которая стала областью существования   и  самой  России , и   евразийской идеи, надо воспринимать   исключительно  как  трофей русского  народа, добытый ценой  большой крови и больших страданий в  многовековом  цивилизационном   противостоянии.  В этой  борьбе  за  православную  веру  русские  и  завоевали      право  называться системообразующим, государство-образующим  народом.    Таким  народом  не  рождаются  - им  становятся.  Прельщают  подобные  лавры -  попытайтесь. Но  без великой, полностью  очищенной  от всякого  прагматизма идеи можно  и  не начинать...

    Не  специфические ландшафты Евразии, вытянувшиеся вдоль 50-той   широты,   а  русская, православная   победа лежала в  основе  евразийской  идеи, явленной в  политике русского государства  задолго  до откровений  и обобщений классических  евразийцев. Исходить, судя по  всему,  следует именно из  этого.      И  следовательно,  признать,  что безусловный приоритет  православия, русской  культуры, русского  языка, питаемое  православием  благожелательное отношение     русских  к   национальным   и  религиозным        особенностям присоединённых и присоединившихся народов, являются особенностями принципиальными, вневременными, не  теряющими  своей  значимости и сегодня. Именно  поэтому  евразийскую идею  нельзя сегодня рассматривать  в  отрыве   от того объективного  процесса, который   условно можно  назвать  активизацией   Степи, или, если  угодно, "азиатизацией,  накрывающей   пространство Евразии" .  Лишь    при   самом серьёзном учёте  этого процесса евразийская идея может превратиться в   идею конструктивную.  В ассоциации  же  с европейским мультикультурализмом  она  крайне  опасна  умных руках  она может  стать средством  возрождения  и  победы русской цивилизации  в ее  противостоянии  с     Западом. Но при неосторожном  обращении  может    сформировать  и среду ликвидации   этой   цивилизации.     

        Идея  преемства  российской   и    татаро-монгольской государственности имела популярность и среди классических евразийцев. Подобные  симпатии к  Орде   в общем-то вполне объяснимы,   если  принять  во  внимание, что  их  могло стимулировать. Гигантский  разрыв  русской традиции (  а только на нее  и  можно   было положиться в геополитике после  первой  мировой  и  падения  империй )… Разрыв, имевший   место  в  1917  году и  казавшийся   тогда полным уничтожением     традиции,  видимо,  и  заставлял   искать       некую незыблемую  и неподвластную политическим страстям основу для традиции.  Крушение России  и понимание того,  что на  Запад надежд  никаких...  Два  этих   глобальных мировоззренческих   "нет"  и  разворачивают,  возможно князя  Трубецкого   к   лику  Чингисхана  -  как  к  последней  надежде:  "По сравнению с крайне примитивными представлениями о государственности в домонгольской удельно-вечевой Руси, чингисхановская государственная идея была идеей большой, и величие ее не могло не произвести на русских самого сильного впечатления". И,  естественно,  взор    обращался  на степную  полосу от  Карпат  до  Большого Хингана... А все,  что время волокло  и  перемалывало  в  этой  полосе на протяжении семи-восьми  веков,  могло показаться единосущным по одному только факту принадлежности  к этой  степной полосе.   И  главное, в  это построение   без   особого напряжения  вписывался    и начинавшийся  советский период истории  России...  

     Сама     идея  существования определённого  пространства, благоприятного для активного переселения  и,следовательно, для интенсивного этногенеза, конечно  же,  может  быть принята в качестве конструктивной. Однако, такое пространство позволительно  рассматривать  лишь в качестве    необходимого   условия.  Но   если  мы обратимся к  условиям   достаточным( а  это  неизбежно, если оценивать  качество  этносов  -  их способность  к развитию и  совершенствованию ),  то   вся эта  география стремительно  теряет свои  преференции, уступая  место идеальному  -  религиям,  культурам. 

   Что  же касается   идеи  паритета     религий, культур, этносов, то и ее можно принять, но при одной существенной и совершенно  необходимой оговорке.   Паритетны    они лишь  по принципиальным  возможностям. По  реальному же  состоянию... Вот  здесь все и зависит от качества исповедуемого идеального.

     Сегодня, когда     евразийство  переведено в  разряд практической политики,   крайне необходимо признать,  что в  основе  евразийской  идеи    лежал  и лежит  факт  русской, православной победы -  факт   подавления, и  последующего подчинения, Орды русскими. Благодаря  этой победе  Русское государство становится геополитическим   субъектом  не только в  Европе, но  и в Азии.   Признание  удвоения субъектности  России,  а  не мифическое   мирное сосуществование    двух  начал   должно  быть   заложено в  основу  современного  евразийства.    Таким  евразийством Россия    не  порывает  с  Европой,  она   лишь заявляет   о своём намерении   идти  другим    путём. В  таком  варианте толкования евразийства   Россия отказывается и от  принципа жесткого противопоставления   Европе, и  от  приплясывания " на  цирлах"   перед  Ордой.

     Одно из   приобретений   Русского  сопротивления Орде   это -   переход русских из  состояния " обычный европейский    народ"   в   состояние    "народ цивилизационный", то есть  способный формировать свою цивилизацию.    Непонимание,  а  то   и принципиальное непризнание  такого  перехода не только  разводит по разным углам националистов  и  имперцев,  либералов  и патриотов, красных и белых, но  является главным истоком сегодняшней неприязни к евразийству.  Современные  русские националисты западно- европейского толка евразийскую идею    отбрасывают  с  порога в  любом ее варианте. Они категорически не  приемлют  даже   намёка на паритетность   западного  и  азиатского. Максимум,  что они допускают со  стороны  России  по  отношении к азиатскому , это   идею защитного  камуфляжа с  целью " переазиатить азиата". Но    модель  мимикрии в приложении к  России,  вряд  ли можно  признать адекватной.  Куда  более качественной кажется модель прививки на дичок.  Сначала восточного христианства  на славянский,   языческий дичок... Что  даёт, между  прочим, новый  импульс и христианству -  без  России  за последнюю тысячу лет оно  о-протестантилось бы до  полного самоуничтожения. Вторая  «прививка»    уже  иная(мичуринская по  сути):           христианский саженец, оказавшись в условиях экстремальных,   напитывается      от  агрессивной среды          сверхустойчивостью и  сверхсилой...Эта ордынская закалка  во многом обеспечила формирование российской  мощи.  И   высвободив  себя  из  ордынского рабства,  Россия ,  памятуя  о  благодатном  почине Святого Александра    Невского, две  мощных зуботычины  которого на какой-то  срок  принудили агрессивных латинян   к  миру, стала  уже  по-настоящему вправлять   мозги  агрессивному Западу. Ставя   его на  место,  причём  с  нарастающей жёсткостью,  после  каждой  попытки  посягнуть на исконные   русские земли. И  в  веке 17-м, и  в  веке 18-м,  и в  веке  19-м , и  в  веке 20.  

                     

 

 





 

 
                 ЧИСЛО 
          ПОСЕЩЕНИЙ 
    
        
         ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
               НАПИСАТЬ        АДМИНИСТРАТОРУ 
                 САЙТА
Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
©ВалерийСуриков