С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ( "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И") ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА О социальной инициативе Оптиной пустыни. Часть 42. Небольшое заключение. |
ГЛАВНАЯ |
ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ |
ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ |
ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
О социальной инициативе Оптиной пустыни. Часть 42. Небольшое заключение.
Всё, что собрано в предыдущих частях этих заметок, естественно, не претендует , да и не может претендовать, на статус какой-либо концепции. Это – именно заметки, в которых в рамках единой идеи сгруппированы проблемы, что могли бы стать предметом обстоятельного( критического и конструктивного)- обсуждения у некого интеллектуального содружества, озабоченного задачей разработать оптимальную для российского государства-цивилизации социальную концепцию. То есть той задачей, на которую фактически замахнулось было созданное год назад оптинское собрание. Идею, под которую группировались проблемы коротко можно сформулировать так: российское государство-цивилизация как возможная и необходимая доминанта складывающейся ныне земной цивилизации. Возможной и необходимой она становится прежде всего благодаря своим историческим социальные наработкам( и экспериментам) и, в частности, всему тому, что нашло отражение в социальной концепции, намеченной когда-то Достоевским. Столь общая формулировка задачи предполагает ( и допускает) , что то самое интеллектуальное содружество будет формироваться и действовать под своего рода общим покровом идей светского государства и идей Церкви. При решении практических задач два эти класса идей, как правило, логически умножаются: или-или. Общий же покров предполагает их логическое сложение: и-и . Не механическое смешение в тайной надежде, а вдруг они сопрягутся ,а сознательный поиск возможности их взаимодействия при решении конкретных социальных задач.
Всё это в разных вариантах уже рассмотрено в предыдущих частях заметок. В заключительной же части есть смысл остановиться еще на одном общем подходе, коммутирующем с обозначенной выше общей идеей и на не лишённом перспективы одном конкретном предложении.
Совсем недавно М. Сухарев опубликовал обстоятельную работу «Теория левиафанов и новый передел мира»( https://zavtra.ru/blogs/teoriya_leviafanov_i_novij_peredel_mira ),где он, активно используя метафору, которой одарил государство в своё время Гоббс, и признавая ,что государства –это «полисистемы идеоматериальные» - «они не могут работать без набора нематериальных (идеальных) элементов: языка, культуры, идеологии» , пытается сформулировать некоторые общие принципы устойчивости государств( этих самых левиафанов). И один из таких принципов подан с предельной ясностью ( и беспощадностью по отношению ко всем так расплодившимся в последнее время печальникам по государству без идеологии): «Материальное не работает без идеального. Оно нужно как мотор машине … Если замените некоторую часть идей в обществе, оно станет другим, как Рим стал христианским, или Германия стала фашистской» .
Затрагивается М. Сухаревым и такая проблема, как сегодняшний «объем приличного левиафана, способного производить … всё, что характеризует современную цивилизацию»… Это , по его мнению, миллионов триста, а то и пятьсот, человек -«возможно, если очень рационально спланировать производство и всё максимально роботизировать, хватит миллионов 150». Но поскольку такие объёмы для государств – редкость, имеет место процесс «создания мир-систем, сборных систем из нескольких левиафанов» - «мир-система — это группа государств, объединённых взаимопроникающей экономикой» .Здесь у М. Сухарева идёт ссылка на И. Валлерстайна, которому, надо полагать, и принадлежит утверждение, что «в центре мир-системы находится лидирующее (core) государство».М. Сухарев предлагает лучший, по его мнению, перевод для ( core ) -«сердцевинное». Но это улучшение, которое далее в его работе последовательно и используется, не лучшим образом сочетается с его пониманием государств как «полисистем идеоматериальных» так как ,увы, убивает идею доминантности идеологии центрового государства мир-системы,идею, которая, видимо, наличествует у И. Валлерстайна. М. Сухарев считает, что Евросоюз вполне можно рассматривать в качестве примера мир-системы, подчёркивая,что наличие в ней сразу двух сердцевинных государств(Германии и Франции) мешает оформлению в этой мир-системе единого «европейского левиафана». Евросоюз отнесён М. Сухаревым к «облачным левиафанам»-« любая страна, входящая в его состав, имеет постоянные и значительные взаимодействия с другими, в том числе, экономические». Но судя по всему, не считается им образцовым из этого ряда, так как «в любом облачном левиафане должно быть сердцевинное государство, значительно превышающее все остальные по военной и экономической мощи. В противном случае, противоречия между странами, его составляющими, почти наверняка сделают его нестабильным».
По мнению М. Сухарева, к концу XX века в мире остался( если исходить из подсчета ВВП+военная сила+ население) один лидирующий облачный левиафан: США с сателлитами. К 2025 году ситуация меняется, поскольку началось восстановление России, усиливаются Китай и Индия. И так как «безоговорочно лидирующая в последние сотни лет западная цивилизация теряет своё превосходство», «в ближайшие десятилетия мы увидим формирование новых левиафанов, имеющих оригинальную культуру, сердцевинное государство и мир-системную экономику».Число их, по М. Сухареву,три- четыре ,не более -«потому, что есть две страны с населением больше миллиарда и две страны с высшим военным потенциалом. Весь вопрос в том, какие комбинации из этих стран и «примкнувших» могут образоваться». Здесь М. Сухаревым вводится понятие цивилизационный левиафан»: «социальный организм, способный нести самостоятельную цивилизацию. Это может быть некий симбиоз нескольких культурно совместимых левиафанов, «облачный левиафан»». На такой статус могут, по М. Сухареву, претендовать Китай, строящий « свой облачный левиафан», «западный облачный левиафан, проблемой которого является кризис сердцевинного государства, США». В качестве третьего левиафана рассматривается Европа. Но сердцевинным государством в ней может быть, по М.Сухареву, только …Россия . «Чтобы принять лидерство России, Европе придётся пережить невиданную разруху, с войной (если они выберут этот путь) или путём обнищания без войны»… .Вот здесь им и задаётся главный вопрос: «а нужна ли России эта самая Европа?». И далее рассматривается вариант Россия - как сердцевинное государство евразийского левиафана.С совершенно конкретными аргументами в пользу реальности такого варианта : «в настоящее время возможно строительство сверхскоростных железнодорожных магистралей, в том числе, со сверхширокой колеей. …Построив несколько магистралей Восток-Запад и Север-Юг Россия сможет посадить на мель большую часть мирового торгового флота, обеспечивая перевозки по всей Евразии и Африке. Это даёт России редкую возможность играть особую роль относительно независимого посредника между всеми левиафанами евразийско-африканского континента»; «немеряные (разведано 20-30%) сырьевые ресурсы, общая стоимость которых по разным оценкам от 140 до 300 триллионов долларов; энергетика; пресная вода; «возможность в разы увеличить производство продовольствия»; «возможность восстанавливать Российскую империю (СССР) без войны, используя «метод Трампа», делая бывшим республикам предложения, от которых невозможно отказаться»…
М. Сухарев считает, что «создание своего евразийского левиафана XXI века со срединным государством в лице России, вполне возможно. Но при одном условии: обладании военной силой глобального уровня. Иначе, окружённая со всех сторон мощными организмами, она непременно будет разорвана на куски... Но такая сила требует или наличия экономики глобального уровня или затраты на ВПК очень большой части ВВП ... Как решить этот вопрос? Только за счёт вложения природной ренты в развитие народа и экономики. Причем умного вложения, для чего требуется опережающее развитие наук о человеке, обществе, экономике, развитие естественных и прикладных наук с выходом в технологии».
Реализация подобных планов, естественно, потребует существенных изменений в системе организации российской власти. Вот, С.Забурниягин («Самодержавие и Самоуправление»
и предлагает конкретный план фундаментального ее преобразования. Некоторые из используемых им идей несомненно заслуживают внимания и обсуждения. Так в частности, им предпринята попытка ограничить в избирательных процедурах четырёххвостку (прямое, равное, тайное и общее голосование ). Оно сохраняется лишь при выборах советов муниципального уровня. Советы регионального уровня выбираются депутатами уровня муниципального. Очень сложная схема предлагается для федерального органа представительной власти(ГД) - что-то, по существу своему, вроде… совета профсоюзов. Заложен отказ от партийных списков при выборах .Глава государства, непременно православного вероисповедания, выбирается без срока переизбрания федеральным органом представительной власти - 20 депутатов из состава ГД могут предложить одного кандидата на пост главы. Губернаторы назначаются главой государства. Предложена, как для главы государства, так и для губернаторов вполне разумная процедура отстранения от должности: «Каждые пять лет при проведении муниципальных выборов проводится референдум доверия главе государства, а также назначенному губернатору, и в случае, если более 50% проголосовавших оценивают работу неудовлетворительной, то Государственной думой ставится вопрос о проведении через год повторного опроса доверия. В случае повторного недоверия народа к главе государства он слагает свои полномочия. То, что касается результатов референдума по деятельности губернатора – решение принимает глава государства и региональная дума».
Но для реализации подобных планов прежде всего необходима хорошо сбалансированная и охватывающая все сферы нашего бытия социальная программа. От власти нашей такой программы, конечно, не дождёшься по той простой причине, что она, увы, полностью лишена возможности критической самооценки - не имеет средств, структур, институтов , к такой самооценке понуждающих. Более того, нельзя исключать и того, что она, власть наша, не допустит появления таких средств, структур, институтов. Казалось бы вот, Оптина пустынь, один из авторитетнейших монастырей российских, выступила с замечательной инициативой создать некое собрание для широкого, с привлечением как светских , так и церковных интеллектуальных сил, обсуждения насущных социальных проблем нынешней России. Поддержка наместника монастыря, благословление Патриарха…Но прошёл уже год - и ничего , кроме начальной декларации о намерениях… На пути этой инициативы, скорее всего, стеной встала Администрация президента: организованной оппозиции еще и в в церковной среде нам только не хватало - другого объяснения явного административного блокирования оптинской инициативы и не подберёшь.
Но может сложиться и так, что стране нашей, в ее идеологическом прежде всего противостянии, считай, с доброй половиною света и не выжить, если она не попытается в самое ближайшее время силами всех без исключения своих самых выдающихся интеллектуалов провести открытую общенациональную дискуссию на тему «Русская цивилизация - основы существования и задачи на 21-22 века». Дискуссию не только с целью отметиться, оттоптаться на теме, запечатлеть в ней свое я, но и с коллективной творческой задачей разработать «Манифест русской цивилизации» - краткий, чёткий, понятный даже тем несчастным, что по полной программе были прокатаны через систему ЕГЭ.
Оптинское собрание вполне могло бы стать местом проведения подобной дискуссии, а сам Оптинский монастырь - гарантом ее успешного протекания и завершения. Нашим выдающимся интеллектуалам вряд ли удастся логически сложить ( и…и…и…и… ) свои представления об основах существования и стратегических задачах русского государства–цивилизации без авторитетного модератора. Ведущие представители Православной Церкви, подключившиеся к работе оптинского собрания, как раз и смогли бы подтолкнуть сообщество наших интеллектуалов на подвиг логического сложения своих представлений и принципов при обсуждении российской социальной программы. К тому же, поскольку во всей этой программе Православной церкви предстоит сыграть роль главной нравственной опоры, эта программа не может не содержать и исключительных требований к самой Церкви - призыва завершить наконец-то начатый еще Иисусом из Назарета процесс очищения Храма от торговцев . То есть и с этих позиций задача успешного завершения дискуссии требует не светско - а именно церковно-центрированной формы ее проведения. Сумеют ли ( и успеют) осознать это в Администрации президента?..
ЧИСЛО
ПОСЕЩЕНИЙ |
ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ
АДМИНИСТРАТОРУ САЙТА |
©ВалерийСуриков |