С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ( "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И") ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА «О защите священных основ русской культуры и недопустимости их осквернения» - законопроект А . А. Фефелова |
ГЛАВНАЯ |
ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ |
ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ |
ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
«О защите священных основ русской культуры и недопустимости их осквернения» - законопроект А . А. Фефелова
Ну, наконец-то!!!
Нашёлся все – таки человек - Андрей Александрович Фефелов,- который жёстко и по существу высказался о тех
безобразиях, что уже больше месяца творит на ТВ-канале «Россия» сорвавшийся с цепи приличий и здравого смысла банкир Костин - при, можно сказать , демонстративном равнодушии ( а значит попустительстве) министерства Культуры, главы правительства, Администрации Президента. В своей статье( «Это не "вульгаризация классики", а святотатство!», Реклама ВТБ как извращение русской классики, https://ruskline.ru/news_rl/2025/05/14/eto_ne_vulgarizaciya_klassiki_a_svyatotatstvo ) А.А.Фефелов достаточно подробно описал все те рекламные мерзости, что сварганили на основе русской литературной классики нанятые распоясавшимся банкиром современные заплечных дел мастера (в статье названы их имена).И самой пакостной среди этих мерзостей является та, что пристроена к пушкинскому роману в стихах. Он хотя и назван «Евгений Онегин , главным его героем является, конечно же, Татьяна Ларина. Даже великолепные тексты об этом романе Белинского не могут скрыть того, что роман этот прежде всего о восьмом чуде света - о русской женщине .Собственно он только для того и написан, чтобы убедительно и на века прозвучали слова Татьяны из отповеди Онегину: « Я вас люблю - к чему лукавить. Но я другому отдана и буду век ему верна». Нигде, кроме России, они не могли прозвучать и никогда не прозвучат - только в России эти слова обретают возможность взмыть до уровня незыблемого принципа существования. Какой-нибудь же Яне Завьяловой из команды банкира такая фраза может явиться разве что в кошмарном сне…
А.А Фефелов в своей статье не ограничивается характеристикой одной только выходки банкира, но, рассматривая другие примеры надругательства над классикой( в частности при ее сценической или экранной интерпретации), подаёт, в конце концов , все это как важнейшую проблему государственного уровня:
-«Классическая литература сформулировала этический кодекс русскости, сохранила русский архетип, пронесла его сквозь огненные штормы ХХ века».
-«Русская классическая литература — не просто часть культурного наследия, а метафизический каркас, без которого понятие Родины теряет смысл.»
-«Книжная полка с произведениями наших классиков — это иконостас русского интеллигента».
-«Посягательство на русскую классику — это святотатство, схожее с осквернением икон, с разрушением храмов, с плясками на алтарях».
-«Случилось покушение на основы Русской цивилизации, началась игра на понижение. И невольно начинаешь подозревать, что цель этой похабщины — вовсе не коммерция, а сознательное надругательство над смыслами.»
И более того депутатам Государственной Думы предлагается рассмотреть проект федерального закона «О защите священных основ русской культуры и недопустимости их осквернения». Основой же этого закона становится представление о том ,что «Русская культура, воплощённая в классической литературе, музыке, изобразительном искусстве, архитектуре и духовных традициях, является сакральным фундаментом национальной идентичности. Её ценности, завещанные поколениями гениев … имеют статус нерушимой святыни, являются основой гражданского согласия и духовного суверенитета.»
В качестве священных объектов русской культуры в этом законопроекте названы «произведения литературы, искусства, философской мысли, а также исторические события и персоналии, признанные национальным достоянием и включённые в Реестр культурного наследия».Этот Реестр «формируется и утверждается Высшим советом по культуре при Президенте РФ», пересматривается раз в 10 лет, исключение из реестра возможно только единогласным решением Совета.
Запрещёнными действиями согласно законопроекту являются:
1) использование священных объектов культуры в рекламе, мемах, комедийных шоу без специального разрешения Совета;
2) публичное искажение сюжетов, образов и идей произведений из Реестра
3) умышленное уничтожение или повреждение материальных носителей культуры (книг, картин, памятников и так далее) из Реестра;
4) отрицание значимости русской классики в образовательных и медийных пространствах.
Понятно, что подобный закон должен быть продуман с особой тщательность - чтобы не превратиться из средства защиты национальной культуры в орудие тупого культуртрегерства. Но саму идею этого закона и отважную инициативу А.А. Фефелова нельзя не приветствовать. И я это делаю с особым удовольствием, поскольку давно призываю к принятию подобного закона. И в 2021 году
(«Чтоб вам не оторвало рук - не трожьте классику руками,.
http://www.vsurikov.ru/2021/2021p1130kultur.htm ),когда пытался поддержать Татьяну Москвину в ее мужественном противостоянии власти «неизвестных отцов, принимающих решения в культуре» ( https://ruskline.ru/opp/2021/11/09/na_scenu_mht_imeni_chehova_vernetsya_spektakl_idealnyi_muzh и не скрывал своей солидарности с блистательной Машей Шукшиной, которая совсем недавно при вручении ей госнаграды прямо в глаза главе правительства фактически заявила : «Ну, не могу, поймите Вы, я, русская актриса, дочь Шукшина, носить правительственную награду при такой государственной политике в области культуры»( это не цитата, а моя интерпретация слов М.В. Шукшиной).
В тех заметках 2021 года отмечалось также, что высказанное М. Шукшиной и Т.Москвиной о госполитике в области культуры находит поддержку в Госдуме. Свидетельством тому стало во истину программное выступление Н. Бурляева. В интервью Царьграду Н . Бурляев достаточно подробно прокомментировал свое думское выступление, упомянул он и о реакции на него Думы –гробовое молчание. Без основательного пинка со Старой площади иной реакции, конечно, и ожидать не следует. Ну а если те самые всемогущие «отцы» как раз на Старой площади и окопались?.. Тогда, видимо, и пинка ожидать не следует. И реально рассчитывать можно, наверное, лишь на реализацию хоть какого-нибудь законопроекта ,хоть как-то ограничивающего самовластье швыдкарей в искусстве . Ну, например, законопроекта о
государственной охране классических текстов. Ведь существует же закон об охране памятников архитектуры. И если какой-либо Кузька Голозадов заберётся на Василия Блаженного и попытается с помощью какого-нибудь гвоздодёра утвердить свое видение этого шедевра, то его для начала сшибут оттуда струёй из брандспойта. И снисходительно к такому возмездию отнесётся даже «Мемориал» .
А вот «гвоздодерные» сценические интерпретации классических текстов стали в России почти нормой. Хотя тексты эти, как носители и хранители идеального, представляют не меньшую, а то и большую, ценность, чем памятники архитектуры. И очевидно, что не может быть безусловным право на публичную интерпретацию классических текстов в финансируемых государством
театре, кино, СМИ, Это право должно даваться государством на основании тех оценок, что заявителю на интерпретацию выставляет коллегия авторитетных экспертов. Первопроходцы же, те, кто хотят раздвинуть эстетические горизонты, пусть тренируются в частных заведениях, на деньги спонсоров и «на кошках» - на специально написанных под это текстах. И в поле внимания той самой коллегии экспертов, естественно.
Еще задолго до 2021 , аж в 2007 году, я пытался привлечь внимание к этой теме «охрана классики». (Горе от ума - к вопросу о прибалтийских трактовках русской классики, http://www.vsurikov.ru/2007/p20071215.htm)
Тогда В. Третьяков http://v-tretyakov.livejournal.com/75348.html , «Как греют задницы в театре» ) с подробностями рассказал об изощрённом надругательстве над одной классической русской пьесой, что было совершено труппой театра «Современник» под водительством некого прибалтийского господина по фамилии Туминас...
На Чистых прудах, думалось тогда, сей господин только разминается, а основным же объектом его деконструкций, что и подтвердилось, наверняка станет Вахтанговский, куда он, и видимо не без очень серьёзной поддержки, просочился в качестве главного режиссёра, то есть в кресло великого Ульянова.
Публика наша, как свидетельствовал в своей статье В.Третьяков, реагировала на прибалтийские козни традиционно - она безмолвствовала. Будем надеяться, что пока. Поскольку пора и за топоры браться…
Кто усомнится в допустимости и необходимости режиссёрских интерпретаций классических текстов? Никто. Но текст потому и становится классическим, что обнаруживает своё третье измерение, определённую глубину - временную инвариантность смыслов. И серьёзная
интерпретация потому может преследовать только одну цель - настроить публику на погружение в эту глубину. К сожалению, уже давно( с лёгкой ноги В. Мейерхольда) получила распространение противоположная практика работы с классической глубиной - вытягивание ее на поверхность, подстраивание ее под современные вкусы и текущие ценности. Подобная утилизация классики приобрела уже масштабы эпидемии, а это создало, в свою очередь, исключительно благоприятные условия и для развесёлых пройдох, и для злобных, упёртых проходимцев, и даже для одержимых, подсевших на какую-нибудь разрушительную идейку…
Соседи по побережью какой-то там памятник недавно завалили, осквернили захоронение времён какой-то там войны… Мельчим, братцы, мельчим… А вот если по их культуре, по художественным их ценностям и святыням, по их второй, считай, религии гвоздануть… Да еще с оттягом - силами их же элитных коллективов, трупп, авторов… Заставить их похабно ржать над тем, чему их отцы-деды трепетно поклонялись. Тут и сам господин
Бжезинский слюной изойдёт - от зависти и умиления...
Грань между эстетическими поисками( с целью постижения классической глубины) и трактовкой, нацеленной на похабное глумление, конечно же, очень зыбка, условна, индивидуальна. И даже самая квалифицированная, беспристрастная экспертиза не поможет зафиксировать эту грань применительно к массовому восприятию. Но делать что-то тем не менее все-таки надо. И делать, опираясь на вещи простые, отставив эстетические изыски сотне-другой
квалифицированных профессионалов , в компетенции которых эти изыски, если разобраться, только и находятся.
Есть представления о национальных художественных ценностях, о памятниках национальной культуры. И никому в голову не придёт интерпретировать перестраивать, скажем, в татлинском стиле ) Покровский собор на Красной площади или храм на Нерли. Да и народ, скорей всего, при подобной попытке безмолвствовать не будет – если не к топорам, то к
кольям непременно потянется.... Таким же должен быть и статус классических художественных произведений . Охраняется государством и точка. Их постановка, экранизация должна вестись только по лицензиям, выдаваемым авторитетной общественной организацией. Для разработки же эстетических новаций вообще лучше (методически грамотнее) использовать новые, только что сбацанные тексты - у классических есть своя и достаточно устойчивая, обкатанная временем эстетика, и новатору основные усилия всегда приходится тратить вовсе не на эксперимент, а на разрушение сопротивляющейся
классической эстетики. Вот и начинают вытворять то, что вытворяет господин из Прибалтии на Чистых прудах( это, если допустить , что мотивы его деяний чисто эстетические и ежедневно на ночь Бжезинского он не читает)
Конечно, можно не торопиться с этими административными, культуртрегерскими мероприятиями и, безмолвствуя, позволить господину Швыдкому, его единомышленникам и дальше потихоньку высасывать кровь из русской культуры и заменять ее постмодернистским самогонным варевом - на выставках, экранах, подмостках, галереях и пр. И надеяться на то,
что актёры когда-нибудь все-таки взметнутся и начнут еще на репетициях бить морды особо ретивым постановщикам. Или, в крайнем случае, публика начнёт кидаться на сцены и гонять по кулисам и артистическим уборным актёров.
Но лучше не доводить до этого эстетического бунта - он тоже будет и бессмысленным, и беспощадным…
Времени прошло с 2021, а тем более с 2007, много и изменения в идеологическом настрое нашей высшей власти очевидны . Во всяком случае, факт именно идеологического противостояния России и Запада фактически, можно сказать, признается. Но готова ли власть к практическим шагам в этом противостоянии? Или грёзы об ценностно единой Европе от Лиссабона до Владивостока и далее вокруг шарика до Лиссабона по-прежнему живы и в силе?.. Ответом на эти вопросы будет реакция на законопроект Фефелова со стороны Администрации президента. Поддержит или с помощью Единой России затопчет?..
ЧИСЛО
ПОСЕЩЕНИЙ |
ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ
АДМИНИСТРАТОРУ САЙТА |
©ВалерийСуриков |