С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                                     ( "П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И")

                                    ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА


  Плюс эзотеризация всей страны … (дополнение к части 39 заметок для оптинского собрания)


 

                                             ГЛАВНАЯ
                         ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ
                                     ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ
                                  ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ
                         МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ

 


  

Плюс эзотеризация  всей  страны …          

(дополнение к  части 39 заметок  для оптинского собрания)

          В  самом конце декабря  2024 года  С. Е. Кургинян, рассуждая на  тему («В чем формула спасения России», ,https://rossaprimavera.ru/article/3f205426 ),обратил внимание  на  одну особенность  русского  мировосприятия.   По его мнению, «ощущение потустороннего внутри посюстороннего, — это главная русская сотериологическая формула, формула учения о спасении. Невероятная связанность здешнего и нездешнего, как нигде…»   -  «понятие трансцендентного в имманентном… пронизывает для русского верования текущий бытовой мир».  В этих   мудрёных  словах,  так   во всяком случае показалось  мне ,  была прежде всего схвачена , да,  удивительная,  но  и  одновременно  очень естественная  особенность  русского  мировосприятия:  его ничем неодолимое  стремление напитывать  окружающий мир  идеальным. Если  разобраться, то именно  эта особенность, в конце концов, и питает русскую религиозность,  лежит в основе того  редкостного влияния, которое в России имеет Православная Церковь .

          Эта особенность  была  С. Кургиняном  подана в   такой  изысканной  форме  ,  что  невольно  возникало желание    расширенного  толкования заложенного  в ней  смысла -  видеть  в  ней    источник ( опору) «русского национального мессианизма». И было  просто невозможно  не  сослаться  на Е. Трубецкого (https://ruskline.ru/news_rl/2025/02/21/vernopoddanstvo_hristu , который, признавая, что «народов с каким-либо призванием или миссией, в частности с миссией религиозной, может быть много», жёстко утверждал: «народ-Мессия может быть только один. Как только мы допускаем, что народов-богоносцев, призванных спасать мир, существует не один, а хотя бы несколько, мы тем самым разрушаем мессианическое сознание и становимся на почву миссионизма»... - «русский национальный мессианизм всегда выражался в утверждении русского Христа, в более или менее тонкой русификации Евангелия».

   Выявленная   Е. Трубецким и  с такой  чёткостью им предъявленная диалектическая связь  мессианического  сознания и ординарного миссионизма, заслуживает самого серьёзного  внимания. Поскольку именно эта  связь  вскрывает основу  исключительных  цивилизационных  возможностей России  -  ее претензий  на доминантность в  мировой цивилизации. Ведь только исключительный, универсальный  набор  ценностей    и  может питать мессианическое  сознание  -   возвышать ординарную, казалось бы, миссию   до мессианского  служения. 

    К расширенному  толкованию  подталкивали  и  два следующих  момента   в  рассуждениях С.  Кургиняна.  Сравнивая    христианство России  и Запада, он  подчёркивает,  что на  Западе  шло  последовательное  разделение имманентного  и трансцендентного(появление представления о чистилище, богооставленность мира   в  протестантизме )   в  то время  как Православие   сохраняло  эту  свою  удивительную  целостность  мировосприятия. Что, в  частности,  выразилось и  в отсутствии в России разделения  на этику, эстетику и гносеологию: «нет представлений, что прекрасное может быть несправедливым и неистинным, что истинное может быть некрасивым и несправедливым, что справедливое может быть некрасивым и неистинным» - «постоянное существование в зоне нераздельности прекрасного), справедливого и истинного является абсолютно фундаментальным для всей русской культуры».

     В  заключительной  части своих поисков формулы спасения России  С.Кургинян, похоже, пытается  представить зафиксированную  им «связанность здешнего и нездешнего»  в  терминах  менее отвлечённых,  типа  душа-дух.  Но итоговая  формула у него  необходимой конкретности  так  и не приобретает: «Внутри всего подлинно русского находится универсальность, которая есть симфонизм, полифонизм, единство, целостность, гештальт и так далее. Вот она-то и удерживает все вместе, она-то и создаёт сплав народов…»

      Исключительно продуктивная идея  единства трансцендентного и имманентного   не получает, увы,  у  С. Кургиняна  должного ей  развития.  И, возможно,    потому что  им,  судя  по всему,      недооцениваются  возможности русской версии  Православия  в качестве    основы цивилизационного  строительства. С  Кургинян  явно далёк  от того  понимания многонациональности и многоконфессиональности, о   котором  высказался  недавно А.  Степанов: «ключевыми понятиями в идеологических построениях должны быть «иерархизированная многонациональность» и «иерархизированная многоконфессиональность». Должны быть показаны роль и значение в формировании «цивилизации Россия» главенствующей русской национальности и главенствующей православной веры. И если это грамотно и правильно изложить, эта констатация не может задеть или оскорбить другие религии и другие народы России, которые и объединяет наше «государство-цивилизация». Не может потому, что в основе лежит реальное понимание путей исторического развития России».

А ведь  именно    эти  представления  об иерархизированных многонациональности» и многоконфессиональности  не только открывают путь к  пониманию  всей  совокупности проблем, связанных с   «цивилизацией Россия» ,но и  блокируют   как любые мультикультуралисткие игрища  в  национальной  политике , так и возможность торопливо сводить  национализм  к … нацизму. Эти   же представления держат  под контролем противоречие «мессианское  служение –миссия»: восхождение от миссии   к  такому служению  - это  и есть движение  к  национальной и конфессиональной иерархизированности.

    Названные    особенности мировосприятия   С. Кургиняна,  скорее всего,  и  являются  главной причиной   его  тяготения к мистическому,  которое     с  такой   очевидностью  проявилось  в его последней  работе(  29 апреля 2025 года) «Игра только начата - мы входим в эпоху великих войн». Это - беседа с И. Измайловым,  существующая  в виде  как ролика,  так и текста(https://dzen.ru/a/aBHLKnrDiSdKztme). И в ней С. Кургинян,  судя по всему, предпринимает  еще  одну  попытку  выйти  к идее  спасения России. Данная работа С. Кургиняна, что для него крайне нехарактерно, отличается  явной  и даже  какой-то демонстративной неопределённостью  своего  замысла:  наговариваются какие-то  факты  в  надежде, что они,  в конце концов,  сложатся в некий  всё объясняющий смысл. Тема же говорения: роль Андропова и органов  безопасности в  подготовке мирного слияния  СССР с Европой -проект, реализация которого и имела своим результатом ликвидацию Советской   России.  С. Кургинян утверждает даже, что «проект некоего вхождения в Европу был и носил почти аксиоматический характер, начиная с конца 1970-х годов, а возможно, и раньше» -«какая-то часть элиты Комитета госбезопасности верила свято, что нужно сделать именно подобную великую перестройку, при которой мы «освободимся» от окраин, станем управляемым демократическим государством, войдём в НАТО и в Евросоюз».

        Своего  отрицательного отношения к этому «проекту вестернизации России, ее введения в Европу» С. Кургинян не  скрывает: «Россия не Запад …, а совсем другое», хотя и готов признать какие-то плюсы проекта:  «соединение немецкой промышленности с русским сырьём — чем плохая схема?»…Вот в это месте   беседы  И. Измайлов и задаёт  вопрос, который, как показалось,  во многом определяет  заключительную часть всей  публикации: «вхождение в Европу и так далее. Кажется, что, действительно, плюсы — и преобразование… Но мы же видим, что по факту не есть ли это с той стороны реванш тех самых организованно отступивших сил? Они получили свою Германию»… С. Кургинян  не  сразу  подхватывает это  слово  «реванш» ,но ответ его предельно чёток: «первый вопрос заключается в том, кто всё-таки в итоге взял реванш? Реванш, конечно, взяли неонацисты. Там есть очень крутой фашистский пласт, только поверхностью  которого являются бандеровцы, и реванш берет он. А реванш он берет потому, что Великая Победа коммунизма в 1945 году осуществлялась с помощью идеологии, которая, в силу своей светскости и достаточной простоты, очень быстро затухала» -«идеология была светская и лишённая вот этой эзотерической накаленности. А там сначала были все эти «Общество Туле», всякие «Аненербе» и этот Черный орден Генриха Гиммлера с Черным солнцем во главе, замок Вевельсбург. А потом уже были Савитри Деви, Мигель Серрано, Юлиус Эвола, которые окончательно в эпоху реванша придали неонацистской идеологии сугубо эзотерический характер, который можно нагревать»...

    Итак,  реванш неонацистов, ставший возможным по причине,  с одной  стороны, светкости и упрощённости  идеологии  победивших в  45 году,  а с другой,  благодаря  эзотерической  накаленности, имевшейся у побеждённых...В высшей степени  странная,  но в то же время  совершенно естественная комбинация  смыслов  предложена  здесь С. Кургиняном.   Странная поскольку из основы  идеологии  победителей бесцеремонно изъят   результат многовекового  христианского  самовоспитания русских с  опорой на главную этическую  максиму  Евангелия, провозгласившую индивидуальное самоограничение  единственно приемлемым  способом  самоутверждения  - для  существ, осознавших  себя.  Советская светкость – весьма и весьма  условна.  По основе  своей она глубоко религиозна – именно в этом  разгадка  той  невиданной  и в высшей степени накалённой  самоотверженности, которая  была продемонстрирована  гражданами  Советской России  в время Отечественной  войны.

    Естественной  же предложенная С. Кургиняном    комбинация  смыслов   оказывается  потому,  что совершенно  очевидный  вклад христианского самовоспитания  надёжно  скрыть  и  незаметно   изъять было проще  всего     через отсылку    к    чему-нибудь из  разряда   эзотерического -  по определению  доступного  пониманию  лишь ярко выраженными  индивидуальностями   семи пядей  во лбу.  А  то ,  что  у  этих  ярко выраженных и взнузданных «невероятно темной идеологией», призванных на» некое оккультное тёмное служение»   единственным способом самоутверждение  окажется не  какое-то   там телячье   самоограничение, а  молодецкое подавление  других ,  окажется, как видим,  у  С.Е. Кургиняна даже  без   должного комментария:  «Украина — разболтанное государство…У него есть одна сильная точка, и это не Европа и не Америка, — это наличие неофашистской партии примерно в 800 тысяч людей, сплочённых яростной дисциплиной, беспредельной ненавистью, невероятно темной идеологией»...

    У  С. Кургиняна   многовековое христианское самовоспитания  изъято    из бытия России, судя  по всему , принципиально    - это даёт  ему  основания вести далее  речь о неподготовленности  России к надвигающейся    на мир «эпохе огромных войн». «Засыпание, … низкий тонус» -  вот  его диагноз.  Они вот смогли  умело отступить - «эти ненавидимые мною эсэсовцы во всех их вариантах отступали сплочёнными рядами, создавая лаборатории, центры обучения, эзотерику, перенимание идеологии, проникновение в Запад, включая Америку … А наши в 1991 году, образно говоря, в наибольшем количестве разошлись по фирмам, банкам или уехали на дачи». Но и нам «надо как-то сделать так, чтобы величие осталось, а то, что было в виде вот этого мусора из сожжённых партбилетов, чтобы было пересмотрено глубочайшим идеологическим … каким-то таким способом, чтобы страна оказалась подготовлена.. к огромным военным неприятностям XXI века».

    А ведь фактически   он сам  себе  и закрывает   путь к глубочайшему идеологическому  пересмотру…И  это   им пусть ненадолго, но предельно чётко,  осознается  в минуты  просветлений, когда вдруг  спадает  с глаз эзотерическая пелена. Как это  случилось здесь   в  самом последнем из его опубликованных  материалов.( https://rossaprimavera.ru/article/655af36f):«Я все время думаю о Фиделе Кастро, который новую эпоху коммунизма открыл. Он же сказал, что есть теология освобождения, при которой коммунизм и христианство едины. Приняли бы мы в 1960-е годы эту концепцию, и не началось бы невероятно идиотское хрущёвское гонение на церковь, которое было вообще необъяснимо. Что ему надо было от нее? Мы бы сейчас были в великой стране. В великой не в смысле, что она сейчас невеликая. Россия всегда будет великая — или ее не будет. А вот в смысле того, что весь полюс сил был бы сохранен, и наши отношения могли бы строиться по-другому».

      Что же касается   самой  эзотерической  пелены, то здесь прежде всего следовало бы  вести речь  о поставленном С. Кургиняном в своём театре спектакле  «Сталинград»  по им  же  написанной  пьесе. К  сожалению,  ни самого  спектакля  ,  ни  текста пьесы  в  сети найти  не удалось, поэтому  единственным источником информации  оказались впечатления – чьи-то и  самого  С. Е.  Кургиняна.

       Так,  к примеру  утверждается (Аделаида Иосифиди, Театральный журнал Источник: t.me/theaterjou.  ) ,  что  в спектакле делается попытка «ответить на главный поставленный в действии вопрос: с помощью чего или кого атеисты-большевики смогли выиграть сражение на Волге?» -«режиссёр задаёт со сцены удивительные вопросы: почему Чуйков похоронен в Сталинграде, почему его тянуло именно туда, к своим солдатам? … Почему вообще -Гитлеру понадобился Сталинград, если достаточно было взять Грозный?..» Сообщается, что в спектакле посередине  сцены есть   две двери. «Они — вход в потусторонний Сталинград, где обитает всевидящее нечто, собирающееся в спектакле в хор, который старается раскрыть зрителю тайну смысл войн. Маленький пень, всё время присутствующий на сцене, к концу мистерии как бы примет облик человека: в его середину воткнут деревянный крест — голова и руки, … Пень становится«кадавром» (мертвым телом), идеальным солдатом: безвольным, бездушным, морально мёртвым человеком. А до этого он служил плахой...Режиссёр шаг за шагом приоткрывает “не посвящённому” в тайну мистерии зрителю завесу магического мира, который сам и создаёт — на основе устоявшегося канона. В руках артистов появляется деревянное кольцо —“змеиное кольцо” — нечто из эзотерических символов, который, конечно же, перекликается с операцией “Кольцо” в Сталинграде. В глубине сцены к концу спектакля молчаливо стоит некая сущность, что управляет людьми. Она в белом одеянии и с гвоздём, висящим на нитке вокруг шеи. Зритель будто попадает в потусторонний Сталинград, но выйти из него уже не может: обратной дороги нет, он должен узнать всё о переломе в ходе войны, всё о человеке.

Отвечая на главный вопрос, Кургинян, очевидно, предполагает, что возвышает человека и заставляет совершать невозможное мистика, которая сливается воедино с божественным огнём человека, что передал ему Прометей»»

И еще   из  материала по ссылке https://teatr-na-doskakh.timepad.ru/event/3094857/ :

««Сталинград». Эзотерика Сталинградской битвы.

После весны 1945 года идейные нацисты сумели выжить, перегруппироваться и даже поучаствовать в развале Советского союза, победившего гитлеровский Рейх. Фашистский реванш стал возможен потому, что на Западе был сохранен так называемый «мистический Берлин», и ему не был противопоставлен «мистический

Сталинград». Как найти дорогу к нему сейчас, когда решается судьба России? Герой спектакля отправляется в мистическое странствие, которое приведёт его к предкам,

помогающим обрести «мистический Сталинград» и даст трансцендентный опыт, позволяющий бороться с античеловеческими силами в новых, гораздо более сложных условиях.»

    А   в публикации «Метафизическая война»(Об эзотерическом стержне Великой Отечественной войны(https://rossaprimavera.ru/article/c2266178 )) приводится  уже  и текст  от  самого  С.Е. Кургиняна.

«В 2024 году в московском театре «На досках» был поставлен спектакль «Сталинград». Он посвящён необычной в наши времена теме — вопросам духовной, метафизической сути противостояния коммунистической и нацистской идеологий в годы Великой Отечественной войны. Корни нацизма уходят в глубину веков. Жив он и теперь. Мы со всей ясностью увидели, как он развернулся в полную силу и свёл с ума украинский народ. Тысячи русских мальчишек гибнут сейчас за денацификацию Украины. Мы наблюдаем за тем, как новый нацистский человеконенавистнический проект разворачивается на Западе, как с недоброй улыбкой потомки гитлеровцев копят силы и обещают снова прийти на нашу землю с оружием.

Чем ответит на это Россия? Почему она проиграла холодную войну и добровольно сдала огромные территории? Откуда страна возьмёт силы выдержать грядущее противостояние со всем западным миром? Как сможет вырваться из потребительского сна? Этими вопросами мучается герой спектакля. В поисках ответов на них он пускается в Странствие. Он ищет мистический Сталинград. Он обращается к своим предкам, победившим нацизм, он хочет прикоснуться к источнику духовной силы, даровавшей им победу.

Сергей Кургинян, автор и режиссёр спектакля, уверен, что наличие военной эзотерики сейчас становится главным условием выстраивания России.

Сергей Кургинян: «Нацизм изначально был эзотерическим…. И когда русские его разгромили…он очень сосредоточенно и ощерившись, как стая волков, отступал. Пятился очень собранно и сильно, потому что внутри была эта эзотерическая сердцевина. Он реорганизовался на этой основе, его эзотеричность еще усилилась …

И в сущности, когда мы смотрим на «блеск и нищету» советского проекта, мы должны сказать, что «блеск», его главная вершина — Победа в Великой Отечественной войне. Но есть же и «нищета».

Нацисты уходили воевать за свои черные идеалы, они за них воевали-воевали, проиграли в 1945-м, а потом — взяли реванш. И я убеждён, что они-то и разгромили к девяностым Советский Союз. И мы видим, что на Украине на нас ополчился тот же нацизм.

Абсолютным эзотерическим стержнем Великой Отечественной войны была битва под Сталинградом. Осью этой битвы является все, что происходило на Мамаевом кургане, он же «Высота 102». Гитлеру не нужно было, прагматически, брать Сталинград, ему нужно было брать Грозный: это основная нефтяная база, горючее закончится — и конец.

Зачем брать Сталинград? Об этом спрашивали Гитлера его генералы. В этом не было никакой рациональности, но Гитлер рвался к этому, как рыба на нерест, потому что он что-то чувствовал. И это же чувствовал Сталин, приехав в Царицын в ходе Гражданской войны и поняв, что нечто очень крутое вертится в этом городе.

Ничто невозможно, если не возникнет мистика военных событий Великой Отечественной войны, из которых самое мистическое — это Сталинград. Можно верить или не верить в то, что тонкий мир существует, но понимание того, что люди, погибшие за идею, образуют в этом тонком мире какие-то сгущения, именуемые эгрегорами, — это и есть основа любой серьезной эзотерики.

Если это всё не окажется поднято на щит в виде красной метафизики, то мы увидим, как постепенно Чёрное солнце придёт к нам оттуда, где ныне рождается военный дух наших солдат и способность совершать героические поступки, так впечатляющие сейчас нас всех.

Это произойдёт, произойдёт просто из-за импотенции тех, кто должен дать метафизическое обоснование военному противостоянию России и Украины. Никто не будет виноват. Там, где веет смерть, всегда обращаются к метафизике, там без неё не работают.

 

И всем мало не покажется уже через пять лет. Поэтому мне кажется, что проблема эзотерики всегда была важна. И она особо важна сейчас, потому что сейчас речь идёт о том, что если ты не предъявишь свою метафизику, то придёт чужая. Она придёт, и единственное, что может этому противостоять, — это предъявление своей эзотерики

То, что я излагаю в этом спектакле, является на самом деле правдой — правдой о замалчиваемых чудесах Мамаева кургана и Сталинграда в целом, о тайне этого Мамаева кургана. И это, как я верю, сейчас еще важнее, чем все остальное, потому что ничего более позорного не будет, если, раскачав что-то и добившись народного героизма, мы потом отдадим этот героизм пацанов под власть чужой эзотерики с ее лозунгом «Viva la muerte!», с поклонением смерти. Это будет самое последнее преступление тех, кто отвечает за нашу духовную жизнь. Когда ты взялся делать театр, ты вступаешь во взаимодействие с духовным миром.

Театр может быть литургийным, он может реально являть какое-то мистическое напряжение на сцене и передавать в зал. И оно касается сейчас важнейшего — той военной метафизики, которая действительно была сокрыта под всеми секулярными одеждами Победы в Великой Отечественной войне.»

 

   Ссылка  С. Кургиняна  на введённый им  когда-то  термин эгрегоры   (некие  сгущения,  формируемые в  так называемом тонком мире  людьми, погибшими  за идею)  и объявленные  им  «основой любой серьезной эзотерики»  в   общем-то  всё  объясняет  и  даёт основание  допускать ,  что  в  своих  этих  эзотерических  построениях  он  последовательно  мистифицирует тот   вполне  реальный  опыт    идеальной(  нематериальной, непрагматической, нежлобской   мотивации поведения  и  действий   человека, который всегда  существовал, который  заботливо сохранялся  и  вынянчивался  в  религиях. Да,  с  разным успехом в разные времена и у  разных народов, но  сохранялся в виде формирующихся  у них  систем   ценностей.

   Увы, но пока позволительно  лишь  допускать,  поскольку  только детальный  анализ текста пьесы и  мизансцен  ее постановки  даст возможность вскрыть и продемонстрировать  механизм   и,  вне всякого  сомнения, изысканную технику этой  мистификации.  Существует и  обстоятельство, которые  позволяют   надеяться  на успех  такого детального анализа. Им является  публикация С. Кургиняна  под названием «Война  и мир-2»( https://rossaprimavera.ru/article/53d7c1a3) .  На  двух  моментах  из неё непременно  следует  остановиться. Во первых, ссылка на одну известную пьесу  Розова,  где  затрагивается тема ничем не ограниченного потребленияпрорва потребления. Это понятие  крайне необходимо     при всех суждениях  о перспективах  человечества.  И оно тем  более  необходимо,  что именно  против  прорвы потребления в направлена главная ( и всецело - без всякой мистики -контролирующая

будущее  человечества) этическая максима Православия  «утверждай себя  через  самоограничение».

Нельзя не обратить   внимание в этой публикации    и  на грандиозность эотерического  замаха    С.Е. Кургиняна  - похоже он готов признать эзотерику самым эффективным   методом познания  и описания  человеческого поведения. Эзотерика Сталина, Дзержинского, Берии, Брежнева… Упоминается  и ряд других   лиц, чью эзотерику  необходимо  изучить и понять. И трудно  удержаться от  соблазна  и не поместить  в этот  ряд … С.Е.Кургиняна. Чтобы ответить, наконец, на вопрос, что же  его  самого окормляет    в  этом его неодолимом  стремлении   об-эзотерить всё  и вся.

 Никуда, видимо,  не деться  от ссылки  и на самую уж последнюю публикацию С. Кургиняна («Война и мир — 3,

Метафизическое размышление по поводу перспектив России в XI столетии,https://rossaprimavera.ru/article/de1dbe9f?utm_source=Eot  ),в которой  достаточно много внимания уделено,  можно сказать, основе, на которой  у С. Кургиняна держится эзотерика, как  метод познания   человеческого  поведения. Такой  основой  оказывается   посвящение.   Это понятие  активно  используется    при  объяснении как метафизической  «стойкости»  фашизма, так   и  метафизической  расхлябанности реализованного было  в  России  социализма. Речь  идёт о  процедурах и способах   насыщения  избранных сторонников  идеи  неким темным, облачёнными в  оккультные   одежды знанием или соответственно знанием светлым . 

У С. Кургиняна  сказано , что «9 мая 1945 года все это тёмное оккультное зло было побеждено людьми, на первый взгляд вполне незатейливыми. Мы видим их святые и отнюдь не орденские лица на фотографиях и понимаем, что чудом из чудес является именно простота этих лиц, их классическая, обыкновенная человечность. И, видя это, нам хочется сказать, что выше этой классической, обыкновенной человечности с ее героизмом, с ее самопожертвованием, с ее верой в жизнь, с ее любовью к жизни, с ее Василием Тёркиным как выразителем всего этого, ничего и не должно быть».

  Казалось  бы,  вот  оно  исчерпывающее  объяснение   всего   чудесного, что показали граждане Советской России во время  Отечественной  войны:  массовый  характер  идеальной  мотивации  поведения, свойственной  лишь людям, названным С. Кургиняном орденскими)  -  явление,  восходящее  к  тому самому  многовековому  православному  самовоспитанию  на принципах самоограничения,  что, развернувшись на землях суровых, холодных, малоплодородных, неизбежно превращало эти, казалось бы, сугубо религиозные  принципы  в незыблемые правила поведения. В приложении к отдельным ситуациям С.Кургинян, похоже,  и готов это  принять. Но  существует, как он говорит, нечто, не дающее ему возможности согласиться со всем этим полностью.  И это  нечто действительно  очень серьёзно: это «крах моей страны. И реванш неонацизма, который, я в этом абсолютно уверен, и является врагом, осуществившим крах СССР».

 Конечно ,  здесь можно было бы  попытаться объяснить почему выработанное веками  и сработавшее в критической ситуации войны,  оказалось бессильным  в мирные, спокойные  времена. Указать  на тот  разрыв в    русской традиции, на который, .увы,   соблазнились большевики, полностью  отодвинув  Православную Церковь от Государства и сняв  с нее всякую  социальную нагрузку. И предложить  программу, касающуюся как дел светских, так и церковных,  восстанавливающую в полном объёме  деятельный  социальный  союз   русского государства и  Православной Церкви. То есть наметить   реальный путь  преобразований- без  мистификаций и эзотерических реверансов.

    Но этот  путь для С.Кургиняна  закрыт, поскольку для  него( и это прежде всего)  не  существует  таких представлений ,как «иерархизированная многонациональность» и «иерархизированная многоконфессиональность». И   потому далее  в  его статье  следует   череда мистификаций  и реверансов.И первой  под этот каток попадает сталинская идея о партии как ордене   меченосцев: «На какую посвятительную метафизику надо было ориентироваться Сталину при превращении партии в орден меченосцев? А ведь без глубокой посвятительной метафизики, без обряда инициации, после которой у членов ордена нет пути назад, к нормальной человечности, никакого ордена быть не может. И говорить о нем, не обладая этим инструментом, невозможно».

    С таких же  позиций  досталось и большевизму  в целом: «Красная коммунистическая посвященческая эзотерика была отвергнута. Причём отвергли ее в самых разных модификациях. Была предложена какая-то другая,  дающая… вернуться...на войну с врагом человечества …?

...Но для того, чтобы вести такую войну, нужно посвящение. Конкретно — нужно, чтобы враг не проникал скрытно с тем, чтобы потом тебя уничтожить … А чтобы ты видел его перед собою 24 часа в сутки. И жил, воюя с ним» .

Итак,  если  у  С. Кургиняна  напитанность идеальным    и  является  особенностью   русского мировосприятия,  то   проявляется эта особенность  как свойство исключительное - как свойство людей орденских  (гностическая отметина  на кургиняновском мировоззрении в той  или иной  форме  проступает  все-таки постоянно).Массовое  проявление  этой особенности  вне критических  ситуаций исключается полностью.  Именно  поэтому сползание в  мистику, именно поэтому   борьба за  свои    идеалы  С.Е. Кургиняном  мыслится не  столько вместе  с живыми, сколько «вместе с мёртвыми» .

     Так  реализуется  у него  идея  посвящения .А  так  она  у  него  обобщается  до идеи, удерживающую под контролем  любую идеологию: «За 20 лет до краха СССР и все десятилетия после краха я твёрдо знаю, что без посвящений идеология не работает уже в четвёртом поколении. Первое блистательное поколение — революционеры. Второе, уже не столь яркое, — строители нового общества. Третье, несколько тускловатое, — стабилизаторы-реформаторы. А четвёртое — капитулянты. И капитулируют-то они не потому, что кто-то их завербовал …, а потому, что сражаться с врагом человечества они не могут. Не видят этого врага, не живут в постоянном дискомфорте, вытекающем из того, что он из невидимки превращается в нечто видимое, не обладают мечом смысла и посвящения, без которого сражение с этим врагом невозможно…»

   

 

   

    

 

 

 

                     

 

 





 

 
                 ЧИСЛО 
          ПОСЕЩЕНИЙ 
    
        
         ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
               НАПИСАТЬ        АДМИНИСТРАТОРУ 
                 САЙТА
Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
©ВалерийСуриков