С А Й Т В А
Л Е Р И Я С У Р И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. Константин Герасимович Архангельский и семьяCтрагородских (семья патриарха Сергия). |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Константин Герасимович Архангельский и семья Страгородских (семья патриарха Сергия).
Мой дед, Константин Герасимович Архангельский окончил Нижегородскую духовную семинарию в 1901 году. С 1912 по 1927 он был священником храма в селе Кичанзино Арзамасского уезда, расположенного в двух-трех километрах от Арзамаса.
Отец патриарха Сергия, Николай Иванович Страгородский, родился в 1843 году, Закончил Нижегородскую духовную семинарию в 1864 году и в том же году был рукоположен в дьяконы и назначен причетником в Арзамасский Николаевский женский монастырь
В 1866 у него родилась дочь Александра Николаевна. В 1867 - сын Иван Николаевич, будущий иеромонах Сергий (с 1890г), будущий патриарх Сергий. Он также окончил духовную семинарию в Нижнем Новгороде. С 1867 Николай Страгородский был рукоположен в сан иерея и переведен в Арзамасскую Алексеевскую общину.
И был старшим священником Алексеевского женского монастыря до конца дней своих ( февраль 1913 года).
На похороны приезжал его сын - тогда уже архиепископ Финдляндский Сергий.
Дочь, Николая Страгородского Александра Николаевна Страгородская в 1883 год вышла замуж за Евгения Васильевича Архангельского, сына священника. Сам Евгений Архангельский с 1902 вплоть до революции 1917 года был благочинным по одному из округов Арзамасского уезда. Возможно, что как раз к этому округу относилось и село Кичанзино.. Есть основания предполагать, что Евгений Архангельский и Константин Архангельский были не просто однофамильцами, но и родственниками - двоюродными братьями, например.
Вот три фотографии Евгений Архангельский,
Константин Архангельский (1912 год),
внук Константина, мой старший брат Станислав Вениаминович Суриков.
Если портретное сходство Константина и Евгения можно еще оспаривать, то Станислав - можно сказать, копия Евгения.
Между семьями Константина и Евгения были достаточно тесные связи. У меня есть записи моих бесед с моей теткой Любовью Константиновной Коноваловой (1914 года рождения )- тетя Люба вспоминает о житие их в Кичанзино и часто с явным пиететом упоминает Александру Николаевну.
И вот что она рассказывает. У Александры Николаевны и Евгения Архангельского не было детей, и они взяли на воспитание девочку, иудейку, сироту. Крестили ее по православному обряду. Причем крестил Константин Архангельский, в Кичанзино. Нарекли Любой. Эта Люба потом вышла замуж за родного брата моей бабушки Архангельской(Лебединской) Марии Федоровны - Николая Федоровича Лебединского.
У них родились два сына. Николай Федорович был в действующей армии во время войны, начавшейся в 1914. Что произошло между ним и женой его, когда он вернулся (судя по всему в отпуск), а жили они в Арзамасе, комментировать не буду. Но Николай Федорович повел себя очень жестко - бросился под поезд. Несколько часов он еще жил.
Остались двое малолетних сыновей – Борис и Евгений. Один из них, Борис Лебединский, как и его мать, также жил и воспитывался в семье Александры Николаевны.
Сохранились фотографии ( архив моей бабушки Марии Федоровны Архангельской): совсем еще юная Люба вместе с Александрой Николаевной ( стоит слева) и Страгородским Николаем Ивановичем.
Александре Николаевне Люба приходится приемной дочерью. Николаю Ивановичу – приемной внучкой , а будущему Патриарху Сергию, выходит, - приемной племянницей.
Видимо, семейство Архангельских - Лебединских, жившие в Кичанзино действительно поддерживало достаточно тесные связи с семейством проживающих в Арзамасе Страгородских….
Александру Николаевну ждала та же судьба, что и моего деда Константина Архангельского. В 8 октября 37 года она была арестована( ей шел 72-ой год), 23 октября решением тройки была приговорена к расстрелу,4 ноября расстреляна. Обвинялась (цитирую решение тройки) в том, что «являлась участником контрреволюционной церковно-фашистской организации, проводила вербовочную работу и вовлекла в организацию трех человек, для печатания контрреволюционных листовок хранила шрифт. Имея связь с митрополитом Сергием, получала от него установки для организации»
В этой справке использовалась информация и фотографии из статей О.В.Дёгтевой и архимандрита Тихона(Затекина), опубликованных в журнале «Нижегородская старина», выпуск 14, 2007 год
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |