С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                                     ( "П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И")

                                    ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА


                                                        
Как научиться разбираться в современной иконописи

                                                          Часть 2       Основы иконографии



 

                                             ГЛАВНАЯ
                         ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ
                                     ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ
                                  ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ
                         МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ

 


  

 

 

 


 

Как научиться разбираться в современной иконописи

 

Предисловие

 

Эта публикация является началом серии заметок, которые, по мысли автора, могут помочь желающим научиться ориентироваться в многообразных формах современной иконописи.

Содержание работы планирует включать следующие разделы:

l     Каким требованиям должна соответствовать икона (критерии анализа икон).

http://www.vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=vrmon/ikona1.htm

l     Библейско - богословские основы иконописи.

l     Основы иконографии.

l     Основы художественно - выразительного языка иконы.

l     Аналитический обзор направлений иконописи в современной России.

Данная работа находится в стадии разработки, поэтому при возникновении вопросов, замечаний и предложений, пищите по адресу afanasiya_98@mail.ru.  При использовании материалов ссылка на источник обязательна.

 

Мон. Афанасия (Иванова) ,  Задонский Богородицкий  монастырь

 

Часть 2

 

Основы иконографии

 

Иконография – это традиционная система изображения сюжетов и лиц в искусстве. Иконография является важной частью иконописного языка. Она отражает историческую реальность сюжета, смысл и богословское содержание изображения. Источниками иконографии в христианском искусстве являются тексты Священного Писания Ветхого и Нового Завета, незапрещенных апокрифов, церковных богослужений, житий святых, творений Свв. Отцов и исторические сведения.

Исследования по христианской иконографии начали проводиться в середине XIX в. во Франции, Германии, Англии, России. Российскими дореволюционными исследователями в данной области были  Ф.И. Буслаев,  Г.Д. Филимонов, Н.П Кондаков., Н.В. Покровский и др. После революции в России по известным причинам христианское искусство рассматривалось преимущественно с искусствоведческих позиций. В русской эмиграции исследования по иконографии продолжал А.Н. Грабар.

 

Изображения Иисуса Христа

 

Иконография Иисуса Христа начала складываться в раннехристианском искусстве. Первые Его изображения, дошедшие до нас – это фрески катакомб II-III вв. и Синайская икона Пантократора VI в.

Особенностью изображений Иисуса Христа является нимб с вписанным в него крестом — знаком крестной смерти Спасителя. По этому отличительному признаку всегда можно узнать, Чей это образ. В крест вписывается греческое слово ὁὢν (ОО´Н), которое называет одно из имен Бога - «Сущий».

Христа обычно изображают как человека средних лет, с длинными до плеч, вьющимися темно – русыми волосами, с небольшой (иногда раздвоенной) бородкой.

Иисус Христос на иконах, как правило, облачен в характерные одежды времени и места Своей земной жизни: это хитон и гиматий. Хитоном называли одежду в виде длинной до пола рубахи. На правом плече хитона изображается клав – это вертикальная нашивная полоса, знак отличия благородных римских граждан. Клав также обозначает посланничество. У Спасителя это знак мессианского посланничества. Гиматий – это прямоугольный кусок ткани, который укладывался особыми способами, служа верхней одеждой для человека. Символично хитон Иисуса Христа имеет пурпурный цвет, а гиматий - синий. Пурпурный цвет символизирует человеческую природу Иисуса Христа, а синий цвет – Божественную.

Изображения Иисуса Христа традиционно разделяются на следующие основные иконографические типы: «Спас Нерукотворный», «Господь Вседержитель» («Пантократор»), «Господь на престоле», «Спас в силах», «Спас Эммануил».

l     Спас Нерукотворный

Эта икона изображает только лик Иисуса Христа с прядями волос, вьющимися по сторонам. По преданию это была первая икона, созданная Самим Богочеловеком.

l     Господь Вседержитель (Пантократор)

Чаще всего это поясная икона. В этом образе Спаситель представлен с книгой или свитком в левой руке и благословляющей правой рукой. Книга в руках Спасителя обозначает Евангелие, которое Он проповедовал при жизни. Если книга раскрыта, она содержит цитату из Евангелия.

Икона «Господь Вседержитель» показывает Иисуса Христа как владыку мира и промыслителя о нем. Иконы Христа Вседержителя очень распространены, они бывают и отдельными моленными образами и стоящими в иконостасе. Обычно в куполе храма пишут именно образ Спаса Вседержителя.

l     Спас на престоле

 

Это икона изображает Иисуса Христа сидящим на троне, с благословляющим жестом десницы. В левой руке находится открытый или закрытый кодекс Евангелия, оно может быть изображено также и в виде свитка. На троне часто изображаются подушки, ноги Спасителя покоятся на подножии. В иконостасах этот образ иногда является центральной иконой в деисусном ряду.

l     Спас в Силах

Эта иконография также представляет Спасителя на престоле. На Руси чаще всего именно эта икона помещалась в центр деисусного ряда иконостаса.

На иконе изображен красный четверик с символами евангелистов, поверх него находится синий овал, изображающий Силы Небесные: Серафимов и Херувимов. В центре, на красном ромбе, находится фигура сидящего на троне Спасителя. У подножия изображены Престолы – ангельские силы в виде крылатых колес, с очами (глазами) по ободьям. Чаще всего на этой иконе одежды Спасителя имеют золотистый цвет и разделку ассистом – тонкими линиями сусального золота. Но бывают изводы, изображающие Иисуса Христа в традиционных хитоне и гиматии.

Спаситель предстает на иконе «Спас в силах» в полноте Своей силы и славы. Таким Он явится в Своем втором Пришествии и Страшном Суде при конце мира. Иконография «Спас в Силах» имеет основой тексты книг пророка Иезекииля (Иез. 1:4-11) и Откровения Иоанна Богослова (Откр. 4:6-8).

l     Спас Эммануил

Эта икона изображает Господа в виде младенца или отрока. Имя «Эммануил» означает «С нами Бог». Таким именем пророк Исайя называет родившегося Христа (Ис. 7:14).

l     Более редкими являются изображения «Христос во гробе» (этот образ носит название «Не рыдай Мене, Мати», когда на иконе рядом с Христом изображена Богоматерь)

, ростовые иконы «Христос Халкит» и «Спас Смоленский»

Также редко встречаются символические изображения «Христос Священник»

,

«Спас Великий Архиерей»

 ,

 «Спас Благое молчание»

и другие.

 

Изображения Божией Матери

 

Иконография Богородицы также начала складываться в раннехристианский период церковного искусства. Ее первые образы мы можем увидеть в катакомбах (II - III вв.) и на Синайских иконах (VI в.) (напр.

По преданию, первые иконы Богоматери написал еще при Ее жизни апостол и евангелист Лука. Посмотрев эти изображения, Богородица благословила их.

На иконах Богоматерь одета в традиционные одежды замужних еврейских женщин ее времени. Нижняя одежда, подобная длинному платью, называется туникой (или хитоном) и символично имеет синий цвет. Синий цвет является указанием на девство и чистоту Богородицы. На ее главе большой плат вишневого цвета – мафорий, покрывающий голову и укутывающий всю фигуру. Но иногда у Богоматери изображается синий мафорий. Ее волосы убраны под чепец, края которого можно заметить под мафорием. Еще одна деталь одежды Богородицы - это нарукавники.

Отличительная черта иконографии Богородицы — это три звездочки, две из которых изображены на плечах и одна на челе Божией Матери. Эти звездочки символизируют приснодевство Богородицы: она до рождества Христа была девой, в рождестве осталась девой и после рождества пребыла девой.

Иконография Божией Матери очень разнообразна. Некоторые исследователи насчитывают более четырехсот икон Богоматери. Разница между ними иногда еле заметна. Но основных типов иконографии Богородицы три. Это тип Умиление или Милующая, по-гречески – «Елеуса»; тип Путеводительница, по-гречески – «Одигитрия» и тип Молящаяся, по-гречески – «Оранта».

l     Тип Умиление

Для икон этого типа характерно изображение, где щеки Богородицы и Младенца соприкасаются и Младенец нежно обнимает Свою Мать. К иконам этого типа относятся следующие: Владимирская

, Толгская

, Донская

 

, Федоровская

, Корсунская

, Ярославская

, Почаевская

, «Взыскание погибших»

и другие.

Иконографическому типу «Умиление» созвучны по содержанию такие иконы как

«Взыграние»

 и «Млекопитательница»

 Здесь представлены ласковые отношения Матери с Ребенком: игра и кормление грудью. На иконе

 «Страстной»

представлены объятия Матери и Сына, предвидящих Его будущие страдания.

l     Тип Одигитрия

В иконах типа «Одигитрия» Младенец восседает на одной руке Богоматери. Другой рукой Она указывает на Сына, как на истинный путь. Именно этот смысл заключен в названии «Путеводительница». Правой рукой Богомладенец благословляет молящихся, в левой руке находится свиток, обозначающий Его учение.  

К типу «Одигитрии» относятся такие образы, как

Смоленская

, Иверская

 

, Тихвинская

, «Троеручица»

, «Скоропослушница»

 и другие. Казанская икона

(

также является разновидностью этого типа. Здесь Богородица изображена оплечно, а Младенец по пояс. В Казанской иконе наклон головы Богоматери также указывает на подлинный Путь, Истину и Жизнь.

l     Тип Оранта

Этот тип икон изображает Богородицу без Младенца или с Младенцем во чреве, молящуюся с воздетыми руками. Иконы типа «Оранта» могут быть ростовыми и поясными.

На Руси поясные иконы типа «Оранта» получили название

«Знамение»

 На иконах «Знамение» на груди Богоматери находится круглый медальон с Младенцем, благословляющим двумя руками. Иногда Младенец изображен без медальона. Название «Знамение» берет свое начало в пророчестве Исайи: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14)

К иконографии типа «Оранта» также можно отнести следующие иконы: Ярославская Оранта

(

, Мирожская

 

«Нерушимая Стена»

, «Неупиваемая Чаша»

(и другие.

Некоторые исследователи в иконографии Богоматери различают еще следующие типы:

l     Агиосоритисса (с греческого «Заступница»)

Это чаще всего ростовая икона Божией Матери без Младенца. На ней Богородица изображена вполоборота в молитвенном обращении. Такой тип икон встречается в деисусном чине иконостаса

.

К этому же иконографическому типу относится икона Божией Матери Боголюбская

l     Панахранта (с греческого «Всемилостивая»)

На этой иконе Богородица изображена сидящей на троне с Младенцем на коленях. К этой иконографии относятся иконы: Державная

, Всецарица

и другие.

После XIV в. появились иконы Богоматери, имеющие в своей основе иконографические типы «Умиление», «Одигитрия» и «Оранта», но с более сложной композицией, дополненной деталями и персонажами. В числе таких изображений можно назвать иконы «Неопалимая Купина»

 

, «Живоносный источник»

, «О Тебе радуется»

и другие.

Иконы Божией Матери, которые сложно отнести к какому-либо иконографическому типу, чаще всего являются подражанием западным изображениям и в восточно - христианском искусстве появились сравнительно поздно. Некоторые из этих икон являются наглядной иллюстрацией какого-либо текста. Например, икона Божией Матери «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»)

является изобразительным переложением пророчества старца Симеона: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2:35). Оружие показано здесь семью клинками у груди Богородицы. В иконе «Нечаянная радость»

вместе с разбойником перед иконой Богоматери написан пояснительный текст с историей этого события.

 

Изображения бесплотных сил

 

Иконография Ангелов основана на тех случаях, когда бесплотные силы обретали видимый образ и являлись людям. А также на описаниях, которые есть в Священном Писании.

Существует следующая иконография ангелов:

l     Серафимы

- это высшие ангельские существа, пламенеющие любовью к Богу и наиболее близкие к Нему. Традиционно их изображают красным цветом, с шестью крыльями. Иногда у них виден только лик, а иногда кроме головы видны еще ноги и руки.

l     Херувимы

 

 - ангельские существа, имеющие наибольшую духовную мудрость. Они изображаются шестокрылатыми подобно серафимам и обычно имеют синий цвет.

l     Престолы

 традиционно на иконах имеют вид колес со множеством очей.

l     Архангелы

с греческого – «начальники ангелов». По преданию, архангелов насчитывается семь: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Архангелы могут изображаться в придворных одеждах как приближенные Небесного Царя, а также в дьяконских ризах, как участники Небесной литургии. Иногда архангел Михаил имеет воинские доспехи, как архистратиг Небесного воинства.  

l     Ангела - хранителя

 

изображают подобно юноше с крыльями, одетого в белый хитон. Ангел - хранитель на иконах иногда держит крест в знак того, что он дается человеку при крещении. Также в его руках может быть меч как символ духовной защиты. Иконография ангела – хранителя появилась в русском искусстве в конце XVI в. Некоторые современные исследователи рассуждают о недостаточном богословском обосновании иконографии ангела - хранителя.

l     Иногда встречаются изображения тетраморфа

– ангельского существа с четырьмя лицами: ангела, орла, льва и вола. Его иконография восходит к видениям пророка Иезекииля (Иез. 1:4-11) и апостола Иоанна Богослова (Откр. 4:6-8).

l     Иногда в иконах изображаются и падшие ангелы

 

Изображения святых

 

l     Пророками

 

называются праведники Ветхого Завета, которые Духом Святым предсказывали будущие события. Они пророчествовали также о пришествии обетованного Мессии (Христа). На иконах пророки часто изображаются со свитками в руках. Свитки, как правило, содержат отрывки из их пророчеств. В иконографии одежда пророков обычно состоит из хитона и гиматия. Также на иконах можно увидеть некоторых пророков в другой одежде, той, которую они носили при жизни. Так, на рубеже Ветхого и Нового Заветов в мир пришел последний пророк - Иоанн Предтеча. Его одеждой на иконах могут быть шкуры животных.

l     Апостолы

 

иконографически представлены в хитоне и гиматии, в руках они держат свиток или кодекс. Хитон апостолов имеет нашивную полосу - клав, обозначающий их посланничество на проповедь.

l     Святители

на иконах одеты в богослужебные епископские одежды. Древние святители часто изображаются в фелони. Сейчас фелонь носят только священники, но в древности ее носили и епископы. Святители на иконах часто держат в руке Евангелие. Другой рукой они благословляют предстоящих.

l     Мученики

на иконах обычно держат в руке крест. Крест символизирует их страдания за Христа. Одежды мучеников часто имеют красный цвет как знак пролитой ими крови. Мученики, которые состояли на военной службе, могут иметь воинские доспехи. Но встречаются изображения мучеников и в гражданских одеждах своего времени.

l     Бессребреники

 – это врачи, лечившие людей бесплатно. Иконографическим атрибутом бессребренников является изображение ларца с лекарствами. Часто святые целители были мучениками за Христа.

l     Преподобными

называют святых людей, послуживших Богу в монашестве, и поэтому на иконах они изображаются в монашеской одежде. В их руках может быть свиток. Свиток символизирует учение преподобного, но не означает буквально, что это учение было им записано. Правой рукой преподобный может благословлять.

l     На иконах блаженные (Христа ради юродивые)

 

изображаются в такой одежде, какую носили в жизни. Это может быть необычное одеяние, а иногда и его отсутствие. Нередко блаженные изображаются на фоне города или храма, которые были местом их подвигов.

l     Праведными

 называют людей, угодивших Богу в мирской жизни. Одежда праведных на иконах обычно такая, какую они носили в жизни.

l     Благоверными

 

называют людей, угодивших Богу в княжеском или царском звании. Благоверные на иконах могут быть одеты в царские ризы или воинские одежды. Если на изображении святой держит в руках маленький храм, это обозначает, что он был строителем этой церкви. Обычно уменьшенное подобие храма на иконе соответствует его реальному виду.

 

Изображения праздниковв

 

ИИконами праздников называют изображения событий Священной и церковной истории. Прежде всего, это иконы двунадесятых праздников. Ряд иконостаса, в котором расположены иконы праздников, называется праздничным.

l     Рождество Богородицы (8/21 сентября)

Это событие не описано в Св. Писании, свидетельства о детстве Богородицы содержаться в апокрифическом ротоевангелии Иакова. На этом тексте в основном и строится иконография праздника.

ВВ центре композиции мать Богородицы - святая Анна лежит на ложе, рядом стоят девицы с дарами. Сбоку из палаты выглядывает отец Богородицы – Иоаким. Внизу иконы повитуха омывает в купели младенца Марию.

l     Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября)

 

Этот сюжет взят из истории христианской Церкви.

В царствование императора Константина его мать Елена поехала из Иерусалим искать крест, служивший орудием казни Иисуса Христа. С трудом Елене удалось узнать место нахождения Голгофы и гроба Спасителя. На местах христианских святынь к тому времени были построены языческие храмы. Поэтому равноапостольной Елене пришлось много потрудиться, расчищая эти места. При раскопках была обнаружена пещера Гроба Господня, обретены три креста и табличка с надписью «Царь Иудейский». Для определения креста, на котором был распят Иисус Христос, кресты по очереди возлагали на больную женщину. Согласно другому преданию, кресты возлагали на мертвеца идущей мимо похоронной процессии. При соприкосновении с Животворящим Крестом больная выздоровела, а умерший ожил. Тогда этот Крест был торжественно поднят (воздвигнут) Иерусалимским епископом Макарием, чтоб все собравшиеся могли его видеть и поклониться святыне. Произошло это 14 сентября 331 года.

Икона праздника изображает епископа, поднимающего над головой Крест. Его локти поддерживают двое священнослужителей. Со всех сторон центральную группу окружает народ. Среди людей выделяются равноапостольные Константин и Елена. В реальности они не участвовали в этом празднике, но икона показывает не только историческое событие. Икона являет еще вневременной смысл совершившегося. И для этого она может изобразить людей, отсутствовавших в реальном месте и времени, но причастных к высшему смыслу события.

l     Введение во храм Богородицы (21 ноября/4 декабря)

Сюжет иконы основан на описании события в протоевангелии Иакова. В центре иконы находится трехлетняя Mapия. Она имеет уменьшенный облик взрослого человека. Одежды ее точно такие же, как на всех Богородичных иконах. Ее святые родители идут следом за нею. За ними шествует группа дев, иногда Иоаким и Анна изображаются позади дев. Встречает младенца Марию первосвященник Захария.

В верхней части иконы изображена сцена, относящаяся к последующему времени: Дева Мария находится во святом святых Иерусалимского храма и Ангел приносит Ей пищу.

l     Рождество Христово (25 декабря/7 января)

.

Сюжет иконы имеет основание в канонических евангелиях от Матфея (2:1-12) и Луки (2; 1-20). А также в апокрифических текстах протоевангелия Иакова, евангелия Псевдо - Матфея и «Сказания Афродитиана Персеянина на Рождество Христово».

В иконе представлены события, произошедшие в разных местах и в разное время, но объединенные единой темой Рождества.

Вверху иконы из полукруга неба со звездой исходит луч, разделяющийся в середине на три части. Этот луч указывает на самое главное в иконе - Богомладенца Христа. Существует святоотеческое толкование, что Вифлеемская звезда была умной ангельской силой, возвестившей приход в мир Спасителя. Увидев ее, волхвы узнали о рождении Царя Иудейского и проделали большой путь, чтоб поклонится Ему. Поэтому на звезду указывают скачущие в левой верхней части композиции волхвы. Волхвы изображаются разного возраста: юношей, человеком средних лет и старцем. Это является знаком, что Божественное Откровение дается людям независимо от возраста и жизненного опыта. Также в верхней части иконы изображены ангелы. Они возвещают пастухам о рождении Спасителя. Присутствие в иконе и поклонение Богомладенцу и мудрых волхвов и простых пастухов показывает, что богопознание доступно как ученым, так и простецам.

Центральное место в иконе принадлежит Богородице. Богоматерь изображена на фоне пещеры. Этот художественный прием означает, что действие происходит внутри пещеры. В этой иконе лик Богородицы отвернут от лежащего в яслях Богомладенца. Такой поворот Девы Марии толкуют как знак того, что Ее новорожденный сын Ей уже не принадлежит. Он явился в мир, чтоб исполнить волю Отца и искупить человечество.

Богомладенец лежит в яслях, то есть кормушке для скота. Рождество Христово произошло в пещере, куда пастухи загоняли скот. Изображение яслей в иконе Рождества напоминает гроб (саркофаг), а пелены, в которые повит младенец напоминают погребальные пелены. Таким способом при рождестве уже указывается на смерть Спасителя.  Над яслями Богомладенца склонились вол и осел. Вола считают прообразом иудеев, а осла – символом язычников. Богомладенец родился, чтобы освободить иудеев от ярма закона, а язычников от поклонения ложным богам. В русских иконах часто вместо вола и осла изображали более знакомых корову и лошадь.

Внизу композиции изображены две женщины – повитухи, омывающие родившегося Младенца. В другом нижнем углу иконы представлен в задумчивой позе Иосиф Обручник. Перед ним стоит горбатый старец, опирающийся на палку. Некоторые исследователи видят в нем злого духа, внушающего сомнения Иосифу в непорочности Девы Марии. Другие исследователи считают этого персонажа просто одним из пастухов. Последнее предположение более вероятно.

l     Крещение (6/19 января)

 

Иконография этого праздника основана на описаниях трех евангелий (Мф. 3:13-14, Мк. 1:9-10, Лк. 3:21-22).

Этот праздник носит также название Богоявление потому, что в этом событии миру явился Бог - Троица: Отец свидетельствовал небесным гласом, Сын принимал крещение в Иордане и Дух Святой сходил на Сына в образе голубя.

Сюжет Крещения изображается на фоне высоких гор и текущей между ними реки. В центре композиции находятся Иисус Христос, стоящий в воде реки Иордан и Иоанн Предтеча, возлагающий на голову Христа правую руку. На берегу изображена группа ангелов. Дух Святой показан лучом с изображением голубя, выходящим из небесного полукруга.

l     Сретение (2/15 февраля)

 

Описание этого события можно найти в Евангелии от Луки (Лк. 2:22-38).

Согласно иудейскому закону, еврейские первенцы мужского пола должны были выкупаться родителями, как посвященные Богу. Такой обычай был установлен в память чудесного исхода евреев из Египта. Этот обряд происходил на сороковой день первенца, когда младенец вместе с жертвой выкупа приносился в храм родителями. Родители Иисуса Христа исполняли все предписания закона и на сороковой день пришли с Младенцем в храм.

На иконе Симеон Богоприимец встречает Христа, несомого на руках Богородицей, во исполнение предсказанного ему обещания. Существует предание, что Симеон Богоприимец был одним из семидесяти двух переводчиков Священного Писания с еврейского языка на греческий. Симеону досталось переводить книгу пророка Исайи. И когда он хотел написать слово «жена» вместо «дева» в пророчестве о рождении Эммануила (Ис. 7:14), ему было дано откровение не делать этого. А также дано от Господа обещание, что он сам увидит Богомладенца. В ожидании этого события Симеон прожил триста лет. В переносном смысле это событие толкуют как встречу (сретение) Ветхого и Нового Заветов.

В иконе за Богородицей идет Иосиф с двумя горлицами в руках. Такую жертву определял закон приносить бедным людям за своих первенцев. Позади Симеона или рядом со святыми родителями изображается пророчица Анна.

l     Благовещение (25 марта/7 апреля)

Иконография праздника основана на описании этого события в Евангелии от Луки (Лк. 1:26-39) и апокрифическом протоевангелии Иакова.

Наиболее распространенной является иконография, в которой архангел Гавриил стремительно благовествует сидящей Деве Марие с веретеном в руках. Здесь запечатлено историческое событие - работа Девы Марии над завесой для Иерусалимского храма. Прядение красной пряжи прообразует созидание плоти Сына Божия во чреве Богородицы. Дух Святый, сходящий на Деву Марию изображен в виде луча, исходящего из небесного сегмента. Икону Благовещения этой иконографии помещают на Царских вратах иконостаса.

l     Вход Господень в Иерусалим (переходящий праздник)

Основанием иконографии праздника является описание этого события в четырех канонических Евангелиях (Мф. 21:6-9, Мк. 11:7-10, Лк. 19:35-38, Ин. 12:12-15) и в апокрифическом евангелии Никодима.

Центр иконы представляет едущего на осле Иисуса Христа. Святые Отцы в своих толкованиях сравнивают осленка с необузданным языческим народом. Господь направляет Свое шествие к Иерусалиму, который изображен в виде крепости. Интересно, что среди зданий города можно заметить новозаветный христианский храм. Возле ворот города стоит группа встречающего народа. В их руках пальмовые ветви. Ослик ступает по одеждам, постилаемым перед ним детьми. Другие дети забрались на дерево изображенное сзади. Пальмовыми ветвями в древности встречали победителей. За Спасителем следует группа апостолов.

Иногда на русских иконах ослик очень похож на лошадь. Наверное, не все русские иконописцы знали, как выглядят ослы, потому что на Руси их не держали.

l     Вознесение (переходящий праздник)

Иконография этого праздника основана на тексте книги Деяний святых Апостолов (Деян. 1:9-12).

Композиция иконы разделена на верхнюю и нижнюю части. Верхняя часть иконы занята изображением Иисуса Христа в круге Славы – мандорлы. Вознесение Господа на небо сопровождают ангелы.

В нижней части иконы на фоне гор находятся апостолы, ангелы и Богородица. Руки Богородицы подняты в молитвенном жесте. Деяния Апостолов не содержат сообщения о присутствии Богородицы при Вознесении Господнем. Но уже самые ранние изображения Вознесения это показывают. По сторонам Богородицы изображаются два ангела, указывающие вверх. Апостолы разделены на две группы, они смотрят вверх на возносящегося Господа.

l     Сошествие Святого Духа, Пятидесятница, Троица (переходящий праздник)

Иконография праздника основана на тексте книги Деяний святых Апостолов (Деян. 2:1-4).

В центре иконы изображено полукруглое седалище, на котором по обеим сторонам восседают двенадцать апостолов. На верхних местах находятся апостолы Петр и Павел. Исторически Павел не участвовал в этом событии, да и не мог. В то время он был еще гонителем христиан. Но икона свидетельствует не только о земных событиях, она отражает их настоящий вечный смысл. Праздник Сошествия Святого Духа на апостолов считается днем рождения христианской Церкви. Поэтому на иконе праздника изображаются первоверховные апостолы Петр и Павел, стоявшие у основания Церкви и столь много сделавшие для ее укрепления.

Вверху показан небесный сегмент, из которого нисходят лучи или огненные языки Духа Святого в направлении каждого из апостолов. В нижней части иконы часто изображается старец в царской одежде. В руках он держит плат со свитками. Иногда возле него можно прочесть надпись «Космос». Этот старец является олицетворением вселенной, мира, который ожидает апостольской проповеди. Свитки обозначают жребии служения апостолов.

На праздник Пятидесятницы в России могут также выносить икону «Троица Ветхозаветная». Этот иконографический сюжет может также называться «Гостеприимство Авраама»

, потому что он основан на библейском рассказе о посещении Авраама тремя необычными путниками (Быт. 18:1-16). В этой встрече Свв. Отцы видит откровение Троицы. Наиболее совершенный образ Святой Троицы создал прп. Андрей Рублев

 

. В композиции этой иконы нет ничего лишнего, отсутствуют бытовые подробно­сти, характерные для иконографии «Гостеприимства Авраама». Здесь нет прислуживающих гостям Авраама и Сарры, слуги с ягненком. Эта икона являет образ Предвечного Совета Святой Троицы о сотворении человека.

Богу еще прежде сотворения человека было известно о его последуюшем грехопадении. И Предвечный Сын Божий дает согласие на искупление человека Своей крестной смертью. Иисус Христос прообразовательно изображен под видом среднего ангела. Его одежды точно такие же, какие изображаются у Иисуса Христа.

На столе, похожем на престол, стоит чаша с головою жертвенного агнца. Средний ангел благословляет чашу, символизируя согласие Сына на добровольную жертву. Правый ангел одет в одеяние зеленого цвета. Он прообразует Святого Духа. Средний и правый ангел склонятся к левому ангелу, одетому в светло-лиловые одежды. Этот цвет показывает царственное достоинство. В образе левого ангела показан Бог Отец.

Также на лица Св. Троицы символично указывают изображения за спинами ангелов. Позади ангела с чертами Отца находится здание, дом. Он указывает на Создателя и Домостроителя. Позади среднего ангела изображено дерево, прообразующее Древо Жизни и Крестное Древо. Гора, которая считается символом духовного восхождения, изображена за спиной третьего ангела.

После своего появления, иконография «Троицы» Рублева стала самой распространенной. И именно икона Святой Троицы Андрея Рублева в постановлениях Стоглавого Собора 1551 г. названа образцом для подражания.

Другие варианты изображения Троицы являются неудачными. Среди них можно назвать иконы «Отечество», «Новозаветная Троица» и другие, где Бог Отец изображен в виде старца. Большой Московский собор (1666 - 1667 гг.) признал такую иконографию неканоничной. Косвенно об этом же свидетельствует и Седьмой Вселенский собор. В его деяниях не раз упоминается о том, что Сын Божий может быть изображен, потому что вочеловечился и Бог (Отец) неизобразим, как не воплощавшийся.

l     Преображение (6/19 августа)

 

Иконография праздника Преображения Господня имеет в своей основе тексты трех канонических Евангелий (Мф. 17:1-8, Мк. 9:2-9, Лк. 9:28-37).

Иисус Христос взял с Собою на гору Фавор только трех избранных учеников. Здесь Он явил им Свою Божественную Славу в Преображении, «Царство Небесное, пришедшее в силе».

В верхней части иконы представлен Христос в белых одеждах, Он окружен сияющим кругом Славы, условно передаваемой мандорлой. Спаситель стоит на центральной вершине горы, на ее левой вершине стоит пророк Илия, на правой - пророк Моисей с книгой или скрижалями Завета в руках. Три луча благодати исходят от Спасителя и касаются апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Апостолы изображены внизу иконы, стремительно падающими и закрывающимися от ослепительного Света.

l     Успение Богородицы (15/28 августа)

Этот иконографический сюжет не имеет описания в канонических Евангелиях. Основными произведениями, послужившими источниками, являются писания Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца, а также апокрифическое «Слово Иоанна Богослова на Успение Богоматери».

В этих книгах сообщается, что после Распятия Иисуса Христа Богородицу в свой дом взял апостол Иоанн Богослов. У него Богоматерь жила до самой Своей смерти. Время успения было возвещено деве Марии заранее, это произошло на 72 году Ее жизни. Богородице явился архангел Гавриил и сообщил о предстоящем переходе в вечную жизнь. По желанию Богородицы, к Ее ложу собрались все апостолы, чудесно перенесенные на облаках из разных мест. Когда Марие пришло время расстаться с этим миром, Ее душу принял Сам явившийся во славе Ее Божественный Сын. Гробница для Богородицы была приготовлена в Гефсимании. Верующие, возглавляемые апостолами, с пением псалмов несли тело Богородицы по улицам Иерусалима. На пути к торжественной процессии приблизился иудейский священник Афония. Он хотел перевернуть одр с телом Богоматери, но Ангел тотчас отсек мечом руки Афония. Пораженный священник раскаялся и после молитвы был исцелен. Его кисти приросли на свое место, и только красный след нитью остался по месту отсечения.

В центре иконы Успения находится ложе с почившей Богородицей. По бокам стоят скорбящие апостолы, Дионисий Ареопагит и Игнатий Богоносец (как авторы писаний об Успении Богоматери), а также плачущие женщины. Иногда перед ложем изображается иудей Афония с отсеченными руками и Ангел с мечом. За одром Богоматери изображается Иисус Христос в сиянии славы с ангельскими силами. На Его руках маленькая спеленутая душа Богоматери. Иногда наверху изображается вознесение Богородицы на небо, а также апостолы на облаках, собираемые к ложу Богоматери.

 

Список источников и литературы:

 

1. Постановления Стоглавого Собора (1551 год). URL: http://sar-starover.ru/stoglav/ Гл.41, вопрос 1. (дата обращения 4.11.20).

2. Великий Московский Собор 1666-1667 гг. URL: http://holyrussia.narod.ru/Sobor_1666_67.html Гл. 43 (дата обращения 4.11.20).

 3. Деяния Вселенских Соборов. URL: http://forum.biblioteka3.ru/index.php?topic=101.0 т. VII. (дата обращения 4.11.20).

4. Алексеев С.В. Зримая истина.  С-Пб.: Троицкая школа, Ладан, 2006.

5. Ангелология. URL: https://www.pravenc.ru/text/115092.html (дата обращения 15.11.20).

6. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. – С-Пб.: Аксиома, 1995.

7. Икона / сост. А.С. Кравченко, А.П. Уткин. М.: Стайл А лтд, 1993.

8. История иконописи. М., 2002.

9. Квливидзе Н.В. Историография русского церковного искусства. URL: http://nesusvet.narod.ru/ico/books/kvil.htm (дата обращения 22.11.20).

10. Кутковой В.С. Краски мудрости. М.: Паломник, 2008.

11. Лосский В.Н., Успенский Л.А. Смысл икон. М.: ПСТГУ, Эксмо, 2014.

12. Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. М.: Паломник, 2001.

13. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Издательство Западно-Европейского Экзархата. Московский патриархат, 1996.

 

 

 

 
                 ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ      
        
         ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
               НАПИСАТЬ        АДМИНИСТРАТОРУ 
                 САЙТА
Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
©ВалерийСуриков