С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                                     ( "П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И")

                                    ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА


               
Как научиться разбираться в современной иконописи

                                                      Часть 4-2 

      Каноническое направление иконописи, представленное авторской иконой



 

                                             ГЛАВНАЯ
                         ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ
                                     ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ
                                  ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ
                         МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ

 


  

 

 

Как научится разбираться в современной иконописи

 

Предисловие

 

Эта публикация является началом серии заметок, которые, по мысли автора, могут помочь желающим научиться ориентироваться в многообразных формах современной иконописи.

Содержание работы планирует включать следующие разделы:

1. Каким требованиям должна соответствовать икона (критерии анализа икон) http://www.vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=vrmon/ikona1.htm

2. Основы иконографии http://www.vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=vrmon/ikona2.htm

3. Основы художественно - выразительного языка иконы http://www.vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=vrmon/ikona3.htm

4. Аналитический обзор направлений иконописи в современной России:

4.1. Каноническое консервативное направление иконописи

http://www.vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=vrmon/ikona4.htm

4.2. Каноническое направление иконописи, представленное авторской 

иконой

4.3. Направление иконописи «вольные религиозные мотивы»

4.4. Направление иконописи, ориентирующееся на стилистику XVII в.

4.5. Реалистическое (академическое) направление иконописи.

5. О профанации священных изображений в современном российском обществе.

Данная работа находится в стадии разработки, поэтому при возникновении вопросов, замечаний и предложений, пищите по адресу afanasiya_98@mail.ru.  При использовании материалов ссылка на источник обязательна.

 

Мон. Афанасия (Иванова),  Задонский Богородицкий монастырь

 

 

Часть 4.2

 Каноническое направление иконописи, представленное авторской иконой

 

«Авторская икона» - термин искусствоведа Ирины Языковой, обозначающий современное направление канонической иконописи, представленной мастерами, работающими в традиции, но выработавшими свою авторскую манеру исполнения. Работы таких мастеров узнаваемы даже без подписи. Авторское направление иконописи часто представлено светскими художниками, ставшими иконописцами. Эти мастера имеют достаточно хороший художественный вкус и мастерство, в иконописи они сочетают свой предыдущий художественный опыт с каноническими требованиями.

«Авторство» в работах данного направления может быть выражено в меньшей или большей степени, вплоть до выхода за границы иконности, когда икона остается иконой, а не авторскими размышлениями на религиозную тему. Менее выражено «авторство» в произведениях выпускников иконописных школ, доросших до творческого уровня. Их работы, как правило, более традиционны, хотя и не всегда.

Иконы и росписи данного направления, в целом, соответствуют каноничности. Выразительность и художественный образ в большей или меньшей степени также присутствуют в работах этого направления. Представленные в ВКР работы обладают высоким уровнем мастерства. А иногда в них даже чувствуется жизнь и «молитвотворность», что является самым сложным для современной иконописи. Это направление наиболее интересно из всех остальных, потому что обладает большей степенью оригинальности, и предлагает творческое прочтение традиционных сюжетов с новыми художественными акцентами.

В данном направлении работает достаточно много мастеров, среди которых можно упомянуть архм. Зинона (Теодора), прот. Андрея Давыдова, И. Зарон, А. Вронского, А. Лавданского, А. Бубнова-Петросяна, мастерскую «Живая традиция» (Ф. Давыдов и О. Шаламова), мастерскую Олега Шуркуса, мастерскую Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга, М. Шешукова, С. Черного, А. Козлова, А. Рудого, С. Ржаницыну, О. Спиридонову, А. Литовкина, А. Чашкина, Н. и Н. Богдановых и др. Работы некоторых из этих мастеров представлены в данном обзоре.

Из-за ограниченности объема обзора будут упомянуты только наиболее характерные особенности работ и то, как данное художественное решение отражает духовное содержание. Также, если есть, будут отмечены отступления от каноничности.

l     архм. Зинон (Теодор)[1]

Архим. Зинон родился в 1953 г. В 1969 - 1973 гг. учился в Одесском художественном училище, в это же время начал самостоятельно осваивать иконопись через копирование. С тех пор о. Зинон плодотворно трудится как иконописец, и в настоящее время его художественное наследие насчитывает огромное количество икон и росписей в России и за рубежом.

Отличительной особенностью работ архм. Зинона является виртуозный рисунок, классические пропорции фигур, высокотехничное исполнение, в трактовке объемов заметно тяготение к обобщению.

Эволюция стиля архм. Зинона прошла путь от древнерусской стилистики XV в. до ориентации на раннехристианские образцы. Образы его икон и росписей имеют несколько отстраненный, немного холодноватый  характер, иногда в них чувствуется недостаток пластики и некоторая застылость. Иногда слишком высокая степень обобщения и идеализации снижает живость и выразительность образа. Однако эти замечания вовсе не отменяют высоких достоинств работ мастера и его большого творческого потенциала.

Росписи алтарной преграды в храме - часовне Усекновения главы Иоанна Предтечи в п. Семхоз

 

выполнены в стилистике росписей римских катакомб II—IV вв.. О. Зинон активно использует здесь раннехристианскую символику: на алтарной преграде это голуби с веточками в клювах (символ души, познавшей Христа), виноградная лоза (евхаристический образ) и агнец (символ Христа). Следует заметить, что 82 правило шестого (Трулльского) Вселенского Собора предписывает «отныне на иконах вместо ветхого агнца представлять по человечу виду Агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего». И если мы живем во время, уже последующее собору 691 - 692 гг., то лучше выполнять его предписания, несмотря на выбранную стилистику.

Центральная тема росписей - искупительная Крестная жертва. Кресты изображены здесь много раз. Направление движения веточек в клювах голубей, полет и жесты ангелов, их жезлы, ступени этимасии (необычное изображение) и водруженный на ней Крест в венце, направляют взгляд к венчающему композицию Агнцу, также изображенному с Крестом.

На следующих иллюстрациях представлены росписи и икона из нижнего храма Федоровского собора Санкт-Петербурга. Роспись центрального алтаря

редставляет композицию Евхаристии - причащения апостолов. Низкая преграда позволяет полностью видеть основную роспись. Христос, изображенный в центре композиции, для молящихся в храме виден через арку надпрестольной сени. И таким образом, настоящий престол визуально сливается с нарисованным, а повторяющее полукруг алтарной ниши, шествие апостолов как бы начинается из зала храма, где строй апостолов продолжают прихожане. При таком восприятии наглядно показан вневременной характер Таинства: «Вечери Твоея тайныя днесь...»[2]

В жертвеннике на фреске Жертвоприношение Авраама

 традиционно представлен ветхозаветный прообраз Христовой жертвы. Композиция построена по принципу Х - образного креста, одну диагональ которого составляют направление фигуры Исаака, продолжающееся через руку и поворот головы Авраама к ангелу. Другую диагональ можно увидеть в наклоне горы слева, продолжающуюся в движении фигуры Аврама с отставленной назад ногой. Поворот головы Исаака указывает на еле заметного агнца. Жертвенник, на котором находится Исаак, изображен в виде новозаветного престола с верхней крышкой в сильном развороте обратной перспективы.

Икона прп. Исаака Сирина

 является удачным образом этого подвижника. К его живому одухотворенному лику внимание привлекают контрасты между темной мантией и белым платом на голове, между степенями разработанности лика и фигуры, и  их  объемности, а также массивной и контрастной линией нимба. Высокое учение подвижника символично изображено в виде свитка в покровенной руке.

l     Зарон И.П.[3]

Ирина Павловна Зарон родилась во Владикавказе. В 1980 г. окончила МВХПУ (бывшее Строгановское), отделение монументальной живописи. Член Союза художников России с 1982 г., иконописи училась самостоятельно. Вместе с мужем Сергеем Антоновым ею выполнен ряд иконостасов и росписей храмов, начиная с 1994 г.[4]

Работы Ирины Зарон всегда узнаются по характерному неяркому колориту, вызывающему отдаленные ассоциации с псковскими иконами. Иконопись представленного мастера строится на живописных нюансах, создавая удивительно легкие, светоносные, но одновременно строгие и глубокие образы. Рисунок в ее иконах певучий, формы пластичны и тонко проработаны, лики сдержаны и одухотворены. Весь строй изображения имеет характер благородства и покоя, располагая к созерцанию и молитве. Ирина уделяет особое внимание шрифту, включая в общую композицию его ритмическое звучание.

Лаконизм и аскетичность ее иконописи наводит на мысль о том, что возможно, таким способом создается необходимая антитеза современной кричащей и избыточной визуальной культуре. И это обратный аналог антитезе древности, когда преимущественно в храмах русские люди видели многоцветье в контрасте со скромным окружением их обыденной жизни.

Иконы Спасителя и Божией Матери Казанской

  

 имеют сильно высветленное холодное личное, придающее образам характер нематериальности, на этот же эффект «работает» и мерцающая фактура живописи.

В представленных оплечных иконах лики привлекают внимание уже своим крупным размером, однако дополнительно их выделяет тональный контраст. У Богородицы - с темным мафорием, у Спасителя - с темными власами и гиматием. Также выделяющим контрастом является соотношение  относительной объемности ликов и плоскостности фигуры. Необычно написаны уши: мочки как бы отделены от общей формы, что вряд ли имеет смысловую нагрузку.

В иконе свт. Нектария Эгинского

   

представлен удачный образец новой иконографии святого, прославленного Константинопольской патриархией еще в 1961 г., но в России начавшего почитаться только с 2000 - х гг. Святитель представлен в монашеском облачении, что подчеркивает его служение как устроителя монашеского жития. На его епископское достоинство указывают панагия и евангелие.  

Часто при создании образов недавно живших святых, перед иконописцем стоит дилемма: соблюдать принцип историзма, и изображать святого в тех облачениях, которые он носил в своей жизни, или писать его в одеждах, известных по древним иконам. Первое труднее, и особую сложность представляет задача художественно написать современное черное  монашеское облачение. Ведь в древних иконах оно изображалось цветным, потому что и в обиходе монахов черное облачение появилось сравнительно поздно. Возможность сочетать разные цветовые оттенки в одеждах давала древнему художнику гораздо больше художественных возможностей. В представленной иконе свт. Нектария, черное облачение удачно написано посредством тепло - холодного мерцания цветовых оттенков, в целом  создающего впечатление черной одежды.

Лик также удачно сочетает портретное сходство, живость и идеализацию святости, охрения органично передают внутреннее свечение.

Икона Троицы

 

являет Рублевскую иконографию данного сюжета, однако авторские особенности: сдержанный колорит, более вытянутый по вертикали формат, более высокие пропорции фигур и по - другому изображенные символы ипостасей на заднем плане, придают другой, но тоже созерцательный, характер образу.

Икона мч. Димитрия Стратилата

 имеет сильно вытянутый вертикальный формат доски, что само по себе создает настрой устремленности ввысь, к горнему. Сближенные по тону неяркие цвета одежд святого позволяют сохранить цельность силуэта фигуры. Внимание к лику привлекается контрастом светлого пятна нимба и темной шапки волос. Нимб вписан в композиционный треугольник, образуемый копьем и продолжением линии направления узкой ладони, что также акцентирует внимание на лике, и придает образу гармоничность. Острие копья, направленное вверх, словно указывает высшую цель.

В иконе прп. Серафима Вырицкого

 

 представлена также удачная новая иконография святого XX в., прославленного в 2000 г. В иконе узнается его известная фотография, однако ориентировочный образец получил здесь нужную степень идеализации и художественной «переработки», что в результате явило преображенного небожителя, сохранившего, однако, свой индивидуальный характер.

Замечателен по выразительности образ прп. Макария Египетского

 Нечеткий силуэт волос и шкуры, в которую одет святой, создают впечатление их пышности. Одновременно такой прием показывает пустынника почти бесплотным, а светящийся лик и жилистые руки, выглядывающие между ритмически спускающимися прядями волос, усиливают это впечатление.

l     Черный С.[5]

Сергей Черный закончил в 1985 г. скульптурное отделение Суриковского института. Иконописи учился самостоятельно, а также работая рядом с другими мастерами. В церковном искусстве начал пробовать себя в 80-е гг.[6]

Работы С. Черного отличаются особым изяществом и мастерством исполнения, мягко, но выраженно смоделированным объемом и монументальностью форм. В целом, мастер ориентируется на «имперский» стиль византийского искусства[7]. Колорит в его работах часто построен на нюансах, во всем заметна «правильность» и продуманность. С Черный нередко использует декоративные приемы украшения: золочение разными металлами, чеканный или полированный по металлу орнамент, декоративно оформленные надписи.

В иконах Спасителя и Божией Матери

    

 явлен вполне удачный пример того, как иконы могут быть «богатыми» (что востребовано многими людьми), высокохудожественными, и передавать  духовное содержание одновременно. Богатое художественное решение отражает здесь духовное величие и достоинство изображенных. Поддерживается такое впечатление и за счет серьезного выражения ликов, благородной осанки и пластики движений. Смысловые центры композиций (в иконе слева - это лик Богородицы и Младенец, в иконе справа - лик Спасителя и Евангелие) выделены тепло - холодным и тональным  

Следующие две иконы представляют пример новой иконографии недавно живших подвижников. Прп. Илия Макеевский

 - прославленный в 2012 г. местночтимый святой Донецкой епархии. Образ почти буквально повторяет фотографию подвижника, и сам по себе выразителен, однако не передает смиренный характер святого, видный даже по фотографии.

В иконе свт. Австралийского и Новозеландского Петра

 

 явлена попытка исторически верно создать образ еще не канонизированного (?) подвижника Сербской Церкви Петра Банкеровича, скончавшегося в 1988 г. Но если говорить о степени соотношения портретности и идеализации в иконном образе, то в рассматриваемом случае индивидуальность преобладает над идеализацией, что считывается как преобладание временного над вечным, и приближает образ к портрету, а не к иконе.

На иконе Василия Блаженного

 (

 нагота святого (соответствующая принципу историзма) прикрыта античным гиматием. В историческом развитии иконография юродивого «прикрывала» его наготу все больше и больше: сперва она представляла его совершенно обнаженным, затем опоясанным набедренной повязкой, а в современной рассматриваемой иконе - в накидке. Как замечал автор данного исследования, современные люди смущаются обнажением тел святых на иконах, даже изображенным условным художественным языком. Видимо, это связано с тем, что внимание больше обращается на то, ЧТО изображается, а не на то, КАК изображается, И это свидетельствует о том, что современные люди с трудом воспринимают эстетику как источник смыслов, что вполне закономерно при длительном господстве рациональных способов познания.

Выразительность иконы свт. Спиридона Тримифунтского

(

 в основном построена на ритме тепло - холодных и тональных контрастов: зеленоватой фелони с розовым подризником, светлых риз с темным поземом и темными полосами и крестами. При этом темные пятна имеют и противоположную тепло - холодность.

В иконе Иоанна Предтечи

пророк изображен в энергичном развороте, а смещение фигуры с центральной оси композиции усиливает динамику образа, что однако уравновешивается направленностью движения его фигуры. Внимание зрителя к лику привлекается посредством контраста теплого золотого нимба и холодного серебристого колорита иконы, а также вторящим окружности нимба, чашеобразным силуэтом темных крыльев. Подчеркнуто изможденный лик святого утрированно выражает скорбь, однако имеет сильный румянец. В целом, излишняя «заостренность» образа придает ему характер маньеризма.

Следующая икона - Ласкание Богородицы

 

 представляет сюжет из детства Марии. Рассматриваемая икона ориентировочным образцом имеет мозаику из Константинопольского монастыря Хора, однако не повторяет ее буквально. Замкнутое круговое движение, образуемое склоненными друг ко другу фигурами богоотцев, удерживает внимание зрителя внутри композиционного центра. Наглядно выражена тема: святых родителей избранный плод, и бережное общение - ласкание одновременно становится благоговейным почитанием будущей матери Мессии.

В иконе свт. Филарета Московского

 

можно увидеть удачный пример создания новой иконографии святителя, прославленного в 1994 г. Прежде всего, удачен лик святого - самая главная часть иконы, которая определяет характер всего образа. В лике узнаются черты митрополита, известные по его портретам, однако они идеализированы, что отражает вечное преображенное состояние святости. Глаза светятся добротой и мудростью, а мягкая полуулыбка ободряет молящегося зрителя. Интересно решен фон: по сторонам святителя монохромно изображена Москва (Успенский собор Кремля и колокольня Иван Великий) как указание  места его служения. Архиерейская мантия митрополита почему-то изображена без «источников» - символов духовного учительства епископа, которым свт. Филарет обладал в полной мере.

l     Мастерская Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга[8]

В иконописной мастерской Ново-Тихвинского женского монастыря в настоящее время трудится около тринадцати сестер. Большинство из них учились в иконописной школе при МДА и консультировались у А.Н. Овчиникова в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря[9]. В течении многих лет сестры также ездили по разным странам и изучали подлинники византийского искусства под руководством А.И. Яковлевой[10]. Ведущими иконописцами мастерской являются монахиня Херувима и инокиня Девора, члены Союза художников России[11].

Стилем иконописи сестры избрали византийское палеологовское искусство XIII–XIV вв., в котором сочетается строгая каноничность и возвышенная эмоциональность[12]. Для этого стиля характерно обращение к изобразительной классике античности с идеальными пропорциями, выраженной объемностью, эффектностью, изяществом и благородством. Все иконы выполнены на золотых фонах, также мастерская активно использует украшение икон ювелирными нимбами и окладами полей с драгоценными камнями. Все выполнено на высокотехничном уровне, иногда переходящем в рафинированность и «немножко лакировку»[13].

Иконы Божией Матери и Спасителя

 .      

 представляют собой художественное цитирование - компиляции, а следующие две иконы: Снятие с креста

 и Воскресение Христово

 являются копиями - реконструкциями (последняя с изменением формата) древних византийских икон, что в иконописи не является плагиатом. Однако, в данном случае в анализе можно упомянуть лишь их высокую техничность и мастерство исполнения, потому что остальные достоинства принадлежат оригиналам.

В иконе блгв. кн. Игоря Черниговского

 все выполнено правильно с точки зрения каноничности и символики. Однако художественные акценты: цветущий румяный лик, задорный взгляд, динамичный разворот фигуры, ювелирный нимб с драгоценными камнями, не соответствуют характеру святости князя.

Согласно житию, княжение Игоря продолжалось лишь две недели, после чего он был пострижен в монахи, а по прошествии года, проведенного «в слезах и молитвах», был безвинно растерзан народной толпой в церкви на литургии.

Икона страстотерпца врача Евгения Боткина

 

 является вполне удачным примером новой иконографии святого, пострадавшего вместе с Царственными страстотерпцами и прославленного в лике святых в 2016 г. Хотя можно заметить, что в трактовке лика портретность преобладает над идеализацией и глава из-за выраженной индивидуальности не очень органично связана с типично решенной фигурой. Иконография представленного образа включает традиционные атрибуты: ларец с лекарствами и лжицу - принадлежность врачей, красный плащ - символ мученичества, белые одежды - знак праведности и жертвенности, разделанные ассистом оплечье и нарукавники - драгоценность одежды нетления.

В иконе Царственных страстотерпцев

     

канонизированных в 2000 г. также представлена одна из вариаций новой иконографии царской семьи Романовых. Святые изображены в древнерусских княжеских одеждах, на императоре - шапка Мономаха, в руках - кресты, на главах - венцы мучеников. Как главные персонажи, царь и наследник выделены большей статичностью, и обращенностью других фигур, также белая рубаха царевича, в контрасте с более темным окружением, обращает на себя внимания зрителя. Четко выраженные тональные отношения и многоцветье одежд немного дробят композицию, динамика фигуры царевны в желтом платье создает некоторое беспокойство. В ликах соотношение между портретностью и идеальным не всегда соблюдено. И однако, все равно, - это произведение высокого уровня.

l     Мастерская Олега Шуркуса[14]

Олег Романович Шуркус родился в 1967 г. В 1983 г. поступил в Палехское художественное училище, которое закончил в 1990 г. со специальностью «художник - миниатюрист палехской лаковой миниатюры». В 1990-1998 гг. работал в творческо - производственной организации Союза художников РСФСР «Товарищество Палех». Член Союза художников России с 1993 г.[15] С 1998 г. руководит палехской иконописной мастерской «Лик»[16].

Олег Шуркус и члены его мастерской, как выпускники палехского училища, начинали писать в стиле палехского миниатюрного письма. В настоящее время они работают в стиле древней иконописи, который однако, в их исполнении, все же несет следы образования. Это можно увидеть в некоторых элементах росписей, декоративности, внимании ко всем деталям и особой тщательности исполнения.

В работах Олега сильно эстетическое начало и оригинальное творчество, которое удивляет разнообразием художественных приемов, эффектность которых иногда соперничает с духовным содержанием. Поэтому некоторые его произведения, прекрасные сами по себе, уже переходят грань литургического искусства и имеют характер иллюстративности.

Росписи храма Преображения в г. Хоста Сочинской области

  

выполнены в монохромных оттенках, что, должно быть, вызвано желанием органично вписать канонические росписи в интерьер стиля классицизм с лепниной на стенах

 Следует заметить, что это удачное и интересное решение для данного случая. Сочетание золотых нимбов и монохромных росписей, где основными выразительными средствами являются тональные отношения и объем, создает настроение строгого благородства, характерного для классицизма.

Для сюжета, где пророк Иоана выходит из чрева китова, образцами послужили фреска н. XVI в. Феофана Критского в Метеорах (Иона) и западно - европейская картина н. XVII в. (кит). Поэтому морское чудище имеет необычный для языка восточно - христианской иконописи ракурс, что однако, сокращает площадь композиции, а также выражает стремительность развития сюжета. Интересно, что в отличие от образца, пасть кита на росписи снабжена острыми зубами, что делает ее похожей на изображение пасти Ада в поздних русских иконах «Сошествие во ад». И, таким образом, прообразование пророком Ионой сошествия Христа во ад (см.: Мф. 12:40, Лк. 11:30) становится более очевидным.  

На следующей иллюстрации Иона отдыхает под тыквой, где он представлен в сложной позе огорченного интеллектуала, размышляющего о судах Господних (см.: Иона гл. 4).

Образ мч. Леонида Египетского

 (

 напоминает фаюмские портреты, однако разработка лика выполнена в византийской стилистике XII в. Выразительна каждая деталь этой иконы: и мерцающий тепло - холодными нюансами фон, и хрупкая фигура в сильном развороте с интересным силуэтом, и изысканность цветовых отношений, и декоративно изображенные крест и шрифт надписи, и, конечно, внимательный и живой лик. Нетрадиционно затенены снизу боковые границы поясной фигуры с фоном, что, видимо, имеет целью поиск лучшего композиционного решения. 

На иконе свт. Спиридон Тримифунтский

 необычно представлен с мирно спящей на руках овечкой. Это, с одной стороны, можно истолковать как указание на пастушеское занятие святителя, также как и его плетеную шапочку. А с другой стороны, этот прием может являть свт. Спиридона как доброго пастыря словесных овец, оберегающего их от духовных опасностей. О чем свидетельствует жест, которым святитель бережно прижимает овечку, оказавшуюся при этом в поле его фелони. Однако лик святого имеет немного странное выражение: он смотрит искоса с недоверием, как будто защищает овечку от зрителя.

Следующая иллюстрация представляет прп. Антония Великого

 

как высокого и очень худого аскета. Красный нимб с нечеткими очертаниями рождает ассоциацию с огнем, что можно истолковать как огонь духовной ревности святого. По периметру поля вязью написаны духовные поучения прп. Антония.

На иконе свт. Арнольда (Арнульфа) Мецского

в мраморной арке на изящных колоннах представлен западный святой VI - VII вв., прародитель династии Каролингов. Он изображен в западном епископском облачении. Величественное выражение лика, грациозный поворот фигуры, жесты рук в белых перчатках, свидетельствуют об аристократизме святого: мирском (до епископства он был высоким сановником) и духовном (в латинской традиции епископов называют князьями Церкви). На левой руке святителя кольцо, в правой руке кустик хмеля, с которыми связаны чудесные эпизоды из его жития,

l     Шешуков М.[17]

Максим Шешуков родился в Казани, учился в Москве. Иконопись осваивал в мастерской В.И. Щербинина при Сретенском монастыре в начале 90-х гг.

Работы Максима отличаются авторской выразительностью, в которых особенно своеобразен колорит. Среди характерных особенностей мастера можно отметить белые фоны, хрупкое сложение фигур, их динамичность и декоративную роль шрифта в надписях. Также этот мастер хорошо владеет рисунком, и вообще, средствами художественной выразительности. Выразительность в его работах нередко переходит в гротеск, и напоминает мультипликационную иллюстративность, что один из интернет - подписчиков мастера определил как довление объекта искусства над объектом богословия[18].

На иконе Богородицы с Младенцем

 

 фигуры образуют цельный силуэт, что свидетельствует об их единстве. Младенец порывисто и крепче, чем обычно на иконах, обнимает Свою Мать. Этим показывается реальность человеческой природы Христа с естественными проявлениями возраста. Сильный наклон головы Богоматери уравновешивается энергичным встречным движением Младенца. Внимание зрителя к ликам привлекается контрастом холодного темного мафория и теплого светлого личного, также к этому смысловому центру композиции взгляд привлекается самым светлым и самым ярким пятнами в иконе - белой рубашечкой Младенца с Его красным опаясаньем.

Икона Троицы

 

 в основе имеет иконографическую схему Троицы Рублева, однако сильно отличается от нее художественными особенностями, что меняет и смысловую наполненность. Среди этих отличий в первую очередь нужно отметить следующие: стол принимает круглую форму с точеными ножками - и это уже не евхаристический престол, в чаше на столе нет главы жертвенного тельца, крайние ангелы держат рюмочки - и это уже не Предвечный Совет, жезл левого ангела не виден за нимбом, как будто имеющим непроницаемую материальность, в ликах присутствует мультипликационный гротеск. И таким образом, от богословского смысла иконографии Троицы прп. Андрея Рублева почти ничего не остается.

На иконе прорр. Илии и Еноха

   

изображены два свидетеля, которые, согласно преданию, будут пророчествовать во времена Антихриста (см.: Откр. 11:3-11). Сам по себе образ выразителен: святые куда - то спешат, оживленно беседуя. Об этом свидетельствуют их взгляды, жесты рук, повороты голов, наклоны фигур и ритм стоп. Однако мультипликационные лики не согласуются ни с ссрьезностью происходящих событий, ни с молитвенным назначением иконы.

В иконе использован интересный прием пространственных несоответствий и смешения планов: если судить по расположению стоп, Енох идет вслед за Илией, а если смотреть на торсы и жесты рук - они идут рядом, но при этом нимб Илии, который дальше от зрителя, заслоняет нимб Еноха, который ближе.

Икона свт. Нектария Эгинского

является вполне удачным образцом новой иконографии. Святой сразу узнается, но портретное сходство в иконе не преобладает над идеализацией его черт.

В облачении святителя необоснованно смешан принцип историзма с принципом символизма. Святой изображен в фелони с большим омофором, как древние святители, но в этом случае, современный клобук здесь излишен. Если же это не фелонь, а ряса, то большой омофор к ней не подходит, потому что разные элементы облачения сочетаются друг с другом определенным образом. Да и форма клобука неестественна: небольшой раструб вверху может иметь камилавка, но цельный клобук не имеет этого раструба.

На следующей иконе выразительно представлен образ прп. Нила Синайского

 

Энергия и духовная мощь аскета переданы разными художественными приемами. Поясная фигура святого представлена крупным планом и как бы не вмещается в формат доски, так что его локти обрезаны боковыми полями. Неестественно прямая осанка, энергичный разворот головы, строгий взгляд из-под нахмуренных бровей, чуть развевающаяся борода - все это работает на «пронзительность» образа. Однако, в лике замечается некоторая утрированность, которая снижает его реальность. Руки преподобного изображены в молитвенном жесте, при этом десница в то же время благословляет - то ли предстоящих, то ли молитву, а возможно, и то, и другое.

Икона вмч. Евстафия Плакиды

 

представляет сцену из его жития, когда Господь, призывая Плакиду, явился ему на охоте между рогов оленя. Выразительна диагональная композиция иконы, стремительное движение передано позой скачущего коня, фигурой всадника в  разевающемся плаще, максимально растягивающего лук. Натянутая стрела указывает цель не только охоты, но одновременно и единственно верную цель жизни человека - Христа. Исключительность этого события передана ясным изображением в иконе лишь вмч. Плакиды и его Цели, а окружающие холмы и лес представлены предельно условно и знаково.

В иконе Сретения

использована традиционная иконографическая схема сюжета, однако некоторые детали композиции. вызывают вопросы. Прежде всего, неоправданно странно изображена на заднем плане архитектура, особенно это касается веретенообразного шпиля с крестом, венчающего храм.

Темным акцентом выделена в иконе фигура Богородицы. Рядом находятся самые сильные контрасты композиции: черный проем с красной завесой и бело - красный престол, которые также привлекают внимание к смысловому центру композиции. Включенность Младенца в силуэт Симеона и их встречные взгляды свидетельствуют об органичной преемственности Нового и Ветхого Заветов, встречу которых символизирует Сретение. Симеон держит Христа непокрытыми одеждой руками (покрытые руки - знак особого благоговения), что не характерно для данного сюжета.  

Подводя итоги краткому обзору канонического направления иконописи, представленного авторской иконой, можно отметить, что его работы в целом соответствуют критериям правильного богословского содержания, традиционной иконографии, традиционному изобразительному языку и условному иконографическому стилю. Художественность (выразительный образ, оригинальность, гармония и мастерство) в большей или меньшей степени также выражена в этих работах.

Прот. Виталий Шумилов, заведующий иконописной школой г. Дубны, в докладе на конференции 2017 г. «Возрождение образа», характеризовал мастеров данного направления: «... в силу выдающихся способностей и богатого опыта у них естественно выработался вполне узнаваемый индивидуальный стиль, не требующий дополнительных усилий и оригинальных находок, для того чтобы выделиться из массы современных иконописцев ... это, на наш взгляд, наиболее верный путь в церковном искусстве»[19]. Особую ценность произведений данного направления иконописи представляет их большая или меньшая оригинальность, потому что посредством авторского художественного решения можно передавать разные смысловые акценты, когда «живописно - художественная образность раскрывается как образность понятийно - богословская»[20].

Следует также заметить, что данное направление современной иконописи исследовано больше других, и наибольший вклад в это принадлежит И.К. Языковой.


 

[1]  Напр.: URL: https://affresco.livejournal.com/185047.html?amp=1 (дата обращения 12.04.22);

URL: https://renardetraisin.livejournal.com/109380.html (дата обращения 12.04.22);

URL: https://sychov.livejournal.com/130374.html (дата обращения 12.04.22);

URL: https://artos.org/pinakoteka_cat/archim-zinon-semhoz/ (дата обращения 12.04.22);

URL: http://www.art-sobor.ru/archives/4895 (дата обращения 10.04.22);

URL: http://www.art-sobor.ru/archives/3944 (дата обращения 10.04.22);

URL: http://www.art-sobor.ru/archives/2984 (дата обращения 10.04.22);

URL: http://www.art-sobor.ru/archives/2069 (дата обращения 10.04.22);

URL: http://www.cirota.ru/forum/view.php?fullview=1&order=asc&subj=32581 (дата обращения 11.04.22);

URL: https://www.pravenc.ru/text/199877.html (дата обращения 11.04.22);

URL: http://ikonosfera.ru/zinon (дата обращения 11.04.22);

URL: https://icon.spbda.ru/arkhimandrit-zinon-teodor/ (дата обращения 11.04.22;

URL: https://eikon.piwigo.com/index?/category/3330-%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%82_%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BD (дата обращения 11.04.22);

URL: https://tabloid40.ru/inzhenernye-sistemy/arhimandrit-zinon-ikonopisec-ne-hudozhnik-arhimandrit-zinon-v/ (дата обращения 07.04.22);

URL: http://www.alexandrmen.ru/biogr/zinon.html (дата обращения 7.4.22);

URL: https://www.flickr.com/photos/feosobor1/sets/72157634128441752/ (дата обращения 07.04.22);

URL: https://www.flickr.com/photos/feosobor1/sets/72157634128793718/ (дата обращения 07.04.22);

Russian church art today М.: Новая книга, 1993. С.9 - 113;

Современная православная икона. М.: Современник, 1994. С.9 - 98;

Современная иконопись. Москва. М., 2006. С.130 - 137;

Христианское искусство 2021 г. Каталог мастеров современного христианского искусства М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2021. С 364 - 365.

[2] Молитва перед Причащением.

[3] Напр.: URL: https://vk.com/album-144484975_244007576 (дата обращения 10.04.22);

URL: https://www.pravmir.ru/molodym-ikonopistsam-nuzhno-smotret-na-litsa-v-metro-pochemu-u-tserkovnogo-iskusstva-net-zadachi-porazit/?fbclid=IwAR2N2VPLY1ePFkwRGXyoGYVEHRiuUvEDZyb3RqzZdoG3UPa2rQmbCl-S5Vo (дата обращения 10.04.22);

URL: http://www.dionisi.ru/4/673/ (дата обращения 10.04.22);

URL: http://www.art-sobor.ru/archives/1557 (дата обращения 10.04.22);

URL: https://artos.org/pinakoteka_cat/irina_zaron/ (дата обращения 10.04.22;

URL: http://pravoslavie.ru/140775.html (дата обращения 10.04.22);

URL: http://www.nsad.ru/articles/sergej-antonov-i-irina-zaron-v-ramkah-kanona-mozhno-zanimatsya-sovremennym-cerkovnym-iskusstvom (дата обращения 10.04.22);

URL: https://iskusstvo-info.ru/irina-zaron-nam-ostalas-lish-vidimaya-pohozhest-na-to-chto-my-nazyvaem-vizantiej/ (дата обращения 10.04.22);

URL: http://gildehram.ru/page4433408.html (дата обращения 10.04.22);

URL: https://eikon.piwigo.com/index?/category/3849-%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BD_%D0%B8 (дата обращения 10.04.22);

Современная иконопись. Москва. М., 2006. С.32 - 41;

Христианское искусство 2019 г. Каталог мастеров современного христианского искусства М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2019. С. 55;

Христианское искусство 2021 г. Каталог мастеров современного христианского искусства М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2021. С 103;

Христианское искусство 2022 г. Каталог мастеров современного христианского искусства М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2022. С 100 - 103.

[4] URL: http://www.dionisi.ru/4/673/ (дата обращения 15.04.22).

[5] URL: http://ikonamaster.com/ (дата обращения 15.04.22);

URL: https://artos.org/pinakoteka_cat/sergei_cherny/ (дата обращения 15.04.22).

[6] URL: https://artos.org/pinakoteka_cat/sergei_cherny/ (дата обращения 15.04.22).

    [7] См.: Попова О.С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М.: Северный паломник, 2006. С. 80-82.

 

[8]  URL: http://www.sestry.ru/church/content/masterskie/icons/index (дата обращения 20.04.22);

URL: http://www.art-sobor.ru/archives/706 (дата обращения 21.04.22);

URL: https://my.mail.ru/community/canonical_icon/photo/Cherub_and_Deborah (дата обращения 21.04.22);

URL: https://eikon.piwigo.com/index?/category/3927-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE_%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BC_%D1%80%D1%8F (дата обращения 21.04.22);

Христианское искусство 2022 г. Каталог мастеров современного христианского искусства М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2022. С. 230 -23.

[9] См.: Кутейникова Н.С. Иконописание России второй половины XX в. Издание 2 дополненное и переработанное. СПб.: Знаки, 2005. С. 58.

[10] См.: Курс «История иконописи». Лекция «Возрождение иконы в постсоветское время». Языкова И.К. URL: https://magisteria.ru/category/icon (дата обращения 02.12.21).

[11] См.: URL: http://www.art-sobor.ru/archives/706 (дата обращения 15.04.22).

[12] URL: http://www.sestry.ru/church/content/masterskie/icons/index (дата обращения 20.04.22).

[13] Курс: «История иконописи». Лекция «Возрождение иконы в постсоветское время». Языкова И.К. URL: https://magisteria.ru/category/icon (дата обращения 02.12.21).

 

[14] URL: http://xn--80aaaabhgr4cps3ajao.xn--p1ai/-public_page_39566 (дата обращения 15.04.22);

URL: http://shurkus.ru/ (дата обращения 15.04.22);

URL: https://eikon.piwigo.com/index?/category/3908-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%88%D1%83%D1%80%D0%BA%D1%83%D1%81%D0%B0 (дата обращения 15.04.22);

URL: https://www.facebook.com/oleg.shurkus (дата обращения 01.03.22);

Христианское искусство 2019 г. Каталог мастеров современного христианского искусства М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2019. С. 256 - 259.

[15] URL: http://www.palekh-lik.ru/about/artists/shurkus_oleg.html (дата обращения 15.04.22);

URL: http://palekh.narod.ru/win/shurk_or.htm (дата обращения 15.04.22).

[16] URL: http://xn--80aaaabhgr4cps3ajao.xn--p1ai/-public_page_39566 (дата обращения 15.04.22).

[17] URL: https://eikon.piwigo.com/index?/category/4070-%D1%88%D0%B5%D1%88%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC (дата обращения 30.04.22);

URL: https://vk.com/id564594854 (дата обращения 30.04.22);

URL: https://www.facebook.com/profile.php?id=100002002152256 (дата обращения 1.03.22);

URL: http://www.art-sobor.ru/archives/7845 (дата обращения 30.04.22);

URL: https://artos.org/pinakoteka_cat/icona-maxim-sheshukov/ (дата обращения 30.04.22;

URL: https://vk.com/wall-61546782_50863 (дата обращения 30.04.22);

URL: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/8277795/ (дата обращения 30.04.22);

URL: http://sotvori-sebia-sam.ru/ikonopisec/ (дата обращения 29.04.22).

[18] См.: URL: https://www.facebook.com/profile.php?id=100002002152256 (дата обращения 01.03.22)

[19] о Виталий Шумилов "Жертва Каина и жертва Авеля" ч. I

URL: https://www.youtube.com/watch?v=Z6NYeGtdLFs (дата обращения 30.12.21).

[20] Губарева О.В. Культурологический анализ интерпретационных моделей иконописи в контексте богословско-эстетической целостности. Диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01. Место защиты: СПбГУ. - 2013. - 168 с. : ил. С. 137.

 

 

 


 

 

 

 

 
           ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ      
        
         ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
               НАПИСАТЬ        АДМИНИСТРАТОРУ 
                 САЙТА
Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
©ВалерийСуриков