С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ( "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И") ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА Как научиться разбираться в современной иконописи Часть 4-3 Направление иконописи «вольные религиозные мотивы» |
ГЛАВНАЯ |
ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ |
ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ |
ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Как научится разбираться в современной иконописи
Предисловие
Эта публикация является началом серии заметок, которые, по мысли автора, могут помочь желающим научиться ориентироваться в многообразных формах современной иконописи.
Содержание работы планирует включать следующие разделы:
1. Каким требованиям должна соответствовать икона (критерии анализа икон) http://www.vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=vrmon/ikona1.htm
2. Основы иконографии http://www.vsurikov.ru/vrmon/ikona2.htmhttp://www.vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=vrmon/ikona3.htm
3. Основы художественно - выразительного языка иконы http://www.vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=vrmon/ikona3.htm
4. Аналитический обзор направлений иконописи в современной России:
4.1. Каноническое консервативное направление иконописи
http://www.vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=vrmon/ikona4.htm
4.2. Каноническое направление иконописи, представленное авторской
иконой http://www.vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=vrmon/ikona4-2.htm
4.3. Направление иконописи «вольные религиозные мотивы»
http://www.vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=vrmon/ikona4-3.htm
4.4. Направление иконописи, ориентирующееся на стилистику XVII в.
4.5. Реалистическое (академическое) направление иконописи.
5. О профанации священных изображений в современном российском обществе.
Данная работа находится в стадии разработки, поэтому при возникновении вопросов, замечаний и предложений, пищите по адресу afanasiya_98@mail.ru. При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
Мон. Афанасия (Иванова), Задонский Богородицкий монастырь
Часть 4
4.3. Направление иконописи «вольные религиозные мотивы»
Иконы направления «вольные религиозные мотивы» характеризуются большей или меньшей степенью отступления от каноничности, и в крайнем проявлении такие произведения уже нельзя отнести к иконам.
Мало кто из мастеров - иконописцев работает целенаправленно в направлении «вольные религиозные мотивы». Такие иконы часто возникают от чрезмерного увлечения «авторством», выходящим за допустимые традиционные рамки. И тогда, обобщая словами Е.Д. Шеко, сюжет - это только повод, чтоб художник мог себя показать[1]. О некоторых иконах данного направления складывается впечатление, что оригинальность в них сама по себе была целью художника. И в другом случае, иконы представленного направления возникают от невежества и плохого знакомства с назначением и содержанием иконы, иконографией и традиционным иконописным языком.
В предлагаемом обзоре рассматриваются преимущественно те несоответствия, благодаря которым иконы были причислены к направлению «вольные религиозные мотивы». Их можно сгруппировать в несколько разделов:
l Иконографические несоответствия:
- неканонизированные персонажи
- нетрадиционные сюжеты
l Несоответствие художественной формы
В обзор включены не только русские, но и иностранные иконы, имеющие хождение в России. И пока что иностранных икон «вольного» направления больше, чем русских, однако, это общие тенденции. Также, в обзоре не указаны авторы работ (даже когда они известны), так как исследование имеет целью не обличение, а свидетельство о неудачных примерах.
Духовный смысл в иконах передается посредством художественного воплощения. На его наполнение и степень убедительности могут влиять все составляющие иконы: иконография, изобразительный язык, стиль, художественный образ, художественная выразительность, гармония и мастерство. И когда какие-то из этих элементов, или их совокупность не соответствует определенному качеству (см. часть 1), то искажается и богословское содержание иконы. Неискушенные зрители, воспринимая икону как священный предмет, могут принять за истину искаженное богословие, переданное такой иконой. А при искаженном богословском смысле создается и неправильный молитвенный настрой, возникает искажение духовности.
Несоответствие традиционной иконографии
Этот раздел можно начать с того, что неканонические сюжеты появлялись и в древности, однако строгого списка неканонической иконографии нет. Примерный список неканоничных икон можно составить из постановлений Большого Московского собора и указов Российского Синода. Среди таких икон можно перечислить изображение Бога Отца в виде старца, образ мученика Христофора с песьею головою, Троицу смесоипостасную, Софию - Премудрость Божию, Всевидящее око, Духовный лабиринт. Однако иконографий прошлого времени, которые можно назвать неканоничными гораздо больше. Также и в наше время появляются иконы новой иконографии, и часть их вполне соответствует православной традиции, а другая вызывает вопросы.
Неканонизированные персонажи
Одни из таких икон представляют изображения неканонизированных людей. По правилам, даже о подвижниках благочестия, еще официально не прославленных, церковь служит панихиды и молится об их упокоении. Также и их изображения верующие могут иметь дома (как было и со многими подвижниками Синодального периода, впоследствии канонизированными), но все же эти изображения не имеют статуса икон. Не следует наделять их нимбами или создавать иконы подвижников в «каноническом» стиле. Подвижнику это не добавляет славы, если он прославлен у Бога. Со временем, возможно, его прославят и в земной церкви - следует только подождать.
Сложнее обстоит дело с подвижниками благочестия, к которым существует неоднозначное отношение. Например, о. Даниила Сысоева
)
многие православные считают принявшим мученическую смерть и надеются на его прославление в лике святых. Однако методы миссионерской деятельности о. Даниила вызывали нарекания, как правоцирующие межрелигиозную вражду[2]. Поэтому, состоится ли его канонизация или нет - покажет будущее.
Однозначно Русская Православная Церковь отказала в канонизации Вячеслава Крашенинникова
, культ которого пыталась инициировать его мать, что ей в значительной степени удалось, и теперь это почитание носит сектантский и еретический характер[3].
На следующих иконах
представлены царь Иоанн Грозный и Григорий Распутин, почитаемые в среде «царебожников» и имеющие однозначно отрицательную оценку РПЦ[4].
«Икона» Ленина
представляет собой обложку книги Л.А. Андреевой «Религия и власть в России», где рассматривается воплощение в России религиозно - политической идеи божественного происхождения власти. Однако, иконы Ленина встречаются и в другом виде. С одной стороны, своими элементами, коммунистическая система в СССР действительно напоминала квазирелигию. С другой стороны, «Советские исследователи сект еще в 1960-е годы сообщали, что в Украине были обнаружены баптисты - почитатели Ленина, которому от Бога будто бы был дарован третий Завет. На проповедях они изучали речи советского вождя, он же был нарисован на их знамени рядом со святой Троицей»[5].
Этот же ряд продолжают «иконы» диктаторов XX в. Иосифа Сталина и Адольфа Гитлера
Хотя И.В. Сталин известен своими гонениями на церковь и на его счету большое число репрессированных, многие верующие имеют к нему симпатию, ностальгируя по великому прошлому и идеализируя советское время. Нередко у наших современников сочетаются две несовместимые парадигмы — коммунистическая и православная. Так что «коммунисты Петербурга в 2006 г. даже предлагали РПЦ канонизировать Сталина — впрочем, это встретило сугубо негативные отзывы»[6].
...
.... «Икона» Адольфа Гитлера создана Катакомбной церковью истинных православных христиан[8].
Религиозная потребность врождена человеку, однако, в секулярном мире, где традиционная религиозность отвергается, почитанием пользуются «звезды» общества: певцы, футболисты, актеры, ученые, политики... Не так уж редко изготовляются «иконы» с их изображением, как, например Альберта Эйнштейна
, а иногда и их культ принимает сакральную форму.
Нетрадиционная иконография
В обзоре уже упоминалось лжеучение «царебожия», получившее свое название от неправильного почитания страстотерпца царя Николая II - как искупителя русского народа, когда мученический подвиг императора сравнивается с искупительным подвигом Христа. Например, на иконе, отражающей лжеучение царебожия
(
, царь Николай изображен за престолом, с лежащими на нем регалиями царской власти и потиром. При таком изображении прочитывается мысль: император является одновременно и жертвой и приносителем жертвы, причем жертвы евхаристической. Но такую миссию исполняет лишь Христос, поэтому данное богословие является ересью.
Следующий образ святой Исихии
(
крайне сложно интерпретировать[9]. Можно предположить, что это персонификация состояния священнобезмолвия, но для молитвенного почитания такой выбор не удачен. Если же это некий ангел, о чем свидетельствуют крылья, то также непонятно, что это за персонаж. Налицо какое - то тайное богословие, но тогда это похоже на гностицизм и к православию отношения не имеет.
Следующая икона Божественного милосердия
является католическим сюжетом видения Фаустины Ковальской 1931 г. Только эта икона, размещенная в каталоге православного искусства, выполнена в иконописном стиле, а не живописно, как на имеющихся образцах этой иконографии. Но мистический опыт католичества отличается от православного, поэтому не следует заимствовать западную иконографию для православного «богословия в красках».
Икона Святое семейство
в виде молодой семьи, широко распространенная в разных вариантах, воспринимается как защита семейных ценностей. Конечно, Святому семейству можно молиться в семейных нуждах, однако следует помнить, что это была необычная семья: старцу Иосифу Дева Мария была обручена для покровительства и хранения ее девства. Поэтому «Нежные объятия прав. Иосифа и Девы Марии в иконографии – двусмысленны, в отличие, например от объятий свв. Иоакима и Анны»[10]. Данная иконография представляет протестанское учение о брачном союзе Богоматери с Иосифом, у которых после рождения Христа еще были дети. В православии Святое семейство изображается совсем по-другому, что можно видеть в сюжете «Бегство в Египет».
Икона Матерь Смирения
по мысли создателей, должна была возвеличить добродетель смирения, присущую и Христу и Богородице[11]. Данная икона получила благословение известных православных иерархов, однако у других священнослужителей и мирян она вызвала неоднозначные оценки. В первую очередь, за странную сентиментальную позу Христа[12], также некоторые видят отраженную в иконе «болезнь нашего времени, инфантильность взрослых»[13].
В иконе прпмч. Льва Егорова
святой изображен в очках, которые носил при жизни. Такая деталь входит в противоречие с иконографической традицией, согласно которой у святых не изображаются телесные недостатки, потому что они пребывают в Царстве Небесном, где нет болезней и печалей. Данное правило можно применить и к изображению согбенного Серафима Саровского и слепой Матроны Московской.
Иконография иконы Друг друга тяготы носите
, по мнению некоторых исследователей, является современной интерпретацией иконографии «Доброго Пастыря»[14]. Другие называют ее прообразами сюжеты «Несение Креста на Голгофу» и «Притчу о милосердном самарянине»[15]. Однако, по другой ассоциации, образ человека на раменах Христа напоминает пьяного или наркомана[16]. Такое впечатление возникает из-за евангельского названия «Друг друга тяготы носите», где тяготы, согласно толкованию, - это немощи или недостатки. В представленном на иконе случае Господь несет человека, значит немощь здесь неотделима от человека, так что даже делает его неспособным идти. Вывод о немощи напрашивается сам собой. Однако, тогда изображенный сюжет не соответствует евангельской цитате «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2).
В сюжетной иконе «Первые шаги»
также как и в предыдущей сложно увидеть богословский смысл[17]. Кроме этого, нареканием для данного сюжета служит его ни на чем не основанная иконография[18].
Икона Божией Матери «Воскрешающая Русь»
написана по частному видению и была однозначно расценена церковью как неканоническая[19].
Композиция иконы «Промысел о спасении»
представляет собой сложный аллегорический сюжет, содержащий элементы четырехчастной иконы из Благовещенского собора Московского Кремля, смущавшие своей иконографией дьяка И.М. Висковатого еще в XVI в. Это изображение Бога Отца, Христа в доспехах, Христа на кресте, закрываемого херувимскими крыльями, что И. Висковатый называл «самомышлением» и «латинским мудрованием».
Л.А. Успенский пишет о деле дьяка Висковатого: «Большинство сюжетов, послуживших причиной спора, в наше время утеряли свою актуальность и в современной церковной практике не воспроизводятся. Однако они показательны для происходившего сдвига в русском церковном искусстве и определенного направления мышления, соответствующего тому упадку церковного сознания, от которого мы не избавились до сих пор»[20]. В рассматриваемой иконе мы видим, как возрождаются эти сюжеты в наше время, и хотя создатели данного образа пытаются объяснить его богословски[21], это лишь перечень произвольно соединенных элементов, которым дается символическое толкование.
Икона Божией Матери «Русская» или «Взбранной Воеводе победительная» или «Русская Непобедимая Победа»
по одной версии, была написана по частному видению, по другой версии - появилась при проявке фотографии Ченстоховского образа Божией Матери[22]. При этом, воинскому облачению Богородицы было дано символическое толкование: кольчуга — это вера, а шлем — надежда спасения. Такое символическое изображение нельзя назвать богословски оправданным. Почитанием образ пользуется в среде царебожников[23].
В иконе «Плач Иисуса Христа об абортах»
сюжет является созданием воображения, потому что в жизни Христа такого эпизода не было. Что происходит по ту сторону земной жизни, мы не знаем. И если по общепризнанному мнению, икона должна быть богословием в красках и окном в мир горний, то этот сюжет лишь свидетельствует о проблеме убитых во чреве младенцев. И поэтому иконой такое изображение назвать нельзя. К тому же кровавые подробности могут служить для некоторых шокирующим предупреждением или призывом к покаянию[24], но у других могут вызывать отталкивающее, а не молитвенное настроение.
В иконе Новорусской Богоматери
содержание клейм посвящено новейшей российской истории (преимущественно истории Храма Христа Спасителя) с попыткой визуально выразить духовный смысл событий. В среднике изображены Богородица на фоне кремлевской стены и Богомладенец, бережно держащий Храм Христа Спасителя и опустивший свиток евангельского учения. Налицо преобладание национальной идеологии над богословием.
Сама идея иконы явилась иконописцу как откровение[25], но ведь явления бывают не только истинными, что особенно актуально при нетрадиционном религиозно - идеологическом содержании образа. Синодальная богослужебная комиссия дала сдержанную рецензию, обратившую внимание прежде всего на то, что «...отражение в образе Богородицы судьбы храма, пусть даже главного Кафедрального собора Русской Православной Церкви - Храма Христа Спасителя, является необычным и нетрадиционным. Усмотреть смысловую связь между средником и содержанием клейм затруднительно. Каждое из клейм, поскольку является иконой, призвано не только конкретизировать отдельный аспект цельного образа, но и прославлять изображенное на нем событие. Ряд клейм, относящихся как к области истории Храма в XX веке, так и новейшей истории, трудно соотнести с этим критерием. Например, какое событие прославляется клеймом, имеющим надписание «Приход к власти большевиков 1917»? ... Синодальная богослужебная комиссия ... находит возможным рекомендовать его [образ - м. А.] только к частному почитанию»[26].
Несоответствие художественной формы
Более сложным чем несоответствие иконографии является обоснование несоответствия художественной формы некоторых икон. В современном мире господствуют рациональный и эмпирический способы познания, и человек с трудом воспринимает эстетику как источник смыслов. И если то, ЧТО изображено, воспринимается как визуальная информация, то КАК изображено, замечается далеко не всеми.
Попытки сопоставить художественную сторону икон с понятием канона делали заведующий иконописной школы г. Дубны прот. Виталий Шумилов и преподаватель той же школы В.Ю. Трускалов в видеороликах «Жертва Каина и жертва Авеля»[27], «Развитие современной иконописи»[28], «Мера чувственности и дисциплины»[29]. Однако, кроме самых крайних форм, такое несоответствие может быть определено только посредством опыта и интуиции.
Основные художественные искажения в современной канонической иконописи В.Ю. Трускалов видит в гипертрофированности одних художественных средств за счет других. Такими гипертрофированными искажениями могут быть: плакатность, излишняя степень геометризации и стилизации, чувственность, сухость, деформации строения, искусственная примитивизация, корявость линий и др. При этом нарушается гармония иконного образа. В таких иконах «тенденция к утрированию и деформации, на наш взгляд, иной раз переходит границы допустимого и ничем не оправдана»[30].
Часто создается впечатление, что в этих иконах оригинальность ставится целью ради себя самой, и художники - иконописцы свободно экспериментируют с художественной формой, воспринимая икону скорее как произведение искусства, нежели чем предмет религиозного почитания. И в этом случае применяемая особая художественная выразительность иконы наносит ущерб ее богословскому содержанию.
В обзоре представлены несколько икон Спасителя, в которых так или иначе художественная форма выходит за границы допустимого в иконе. В иконе Спаса нерукотворного
присутствует какая-то утрированность черт лика и почти карикатурность. Глядя на это изображение сложно признать его образом Спасителя, несмотря на подпись.
В следующей иконе
изображение рождает ассоциацию с головой манекена, а никак не Христа.
Следующая икона
Спасителя также не соответствует Его характеру, в ней присутствуют необоснованные трансформации и искажения. Поэтому чувство благоговения и молитвенного настроя такая икона не создает.
В иконе Спаса нерукотворного
можно увидеть высокую степень изобразительного обобщения до почти знаковой схемы. Формально это является иконой Христа, но по восприятию это безжизненное холодное изображение.
Икона, представленная на следующей иллюстрации
похожа на эскиз не очень понятной иконографии, однако в каталоге «Христианское искусство» она выставлена как законченная работа.
Икона Спаса Вседержителя
выполнена в полуабстрактном стиле, где локальные цвета и упрощенность форм сближают изображение со знаком. Такое изображение не производит напоминания о сакральном.
В иконе Спаситель с евангельскими сюжетами
обращает на себя внимание необоснованная фрагментарность огромного по отношению к монохромным и почти призрачным клеймам лика.
Икона Моление о чаше
представляет нечто среднее между иконой и сувениром, впечатление чего создает, в первую очередь, наложенный на изображение кабашон. В сопоставлении с трагичностью сюжета данный прием выглядит по меньшей мере легкомысленным.
Следующее изображение подписано именем Божией Матери
, однако, ни по иконографии, ни по художественному выражению, это изображение не соответствует образу Царицы Небесной. По смыслу иконографию сюжета можно сблизить с иконографией Покрова, где основная идея - защита и покровительство людей, символически изображенных в виде лиц под мафорием фигуры. Однако, трактовка и выражение этих лиц (как и лица фигуры, изображающей Богоматерь), не отражают ничего духовного или хотя бы возвышенного. Не удачно и изображение лиц на черном фоне: подобным образом изображают грешников, мучимых во тьме ада, в сюжете Страшного Суда.
Следующая иллюстрация
являет романтически - сентиментальный образ молодой женщины с ребенком. Такое впечатление создается нежными сочетаниями светлых оттенков голубого и розового цветов, направлением развевающегося шарфа (?), бронзовыми нимбами и не по-иконному смещенной к верхнему краю рамы композицией. По своему чувственному характеру этот образ не соответствует духовности православной иконы, а полукруглый багет рамы дополняет впечатление салонной картины.
Икона Божией Матери
по иконографии напоминает тип Знамение, однако по визуально выраженному смыслу, ассоциируется с видением Моисею Неопалимой Купины. Такое изображение могло бы стать прекрасной иллюстрацией библейского сюжета, но все же не иконой, где наличествует приоритет за изобразительным принципом реализма, а не символизма.
В иконе на следующей иллюстрации
смущает, в первую очередь, необъяснимое изображение мафория Богородицы в виде островерхого капюшона.
Следующие две иконы, хотя и разные по образному строю, можно объединить по их плакатному дизайнерскому решению. Они скорее напоминают декоративное панно, а не иконы. Из нетрадиционных элементов в иконе Богородицы с Младенцем
, можно отметить развороты фигур, цветок в левой руке Богородицы, который придерживает и Младенец, а также монохромных серафимов, заглядывающих в средник иконы из-под рамы. В иконе Божией Матери Знамение
можно отметить как нетрадиционные черты, чрезмерно вытянутые фигуры и тональную растяжку фона и мафория Богородицы.
В иконе Божией Матери Умиление
смущают странно изображенные глаза Богородицы, и, в целом, бессмысленное выражение Ее лика.
Икона Умиления Божией Матери
выполненная на камне, сама по себе интересна в художественном решении, однако, декоративная рама с ветвями, выходящими на средник, создает впечатление преобладания художественности над духовностью, и снижает значение иконы как сакрального образа.
В иконе Христа в виде ангела
, лик Иисуса слишком декоративно стилизован, а поворот фигуры с маленьким крылышком, выступающим на поле, создает впечатление искусственности. В целом изображение воспринимается как игрушечный ангел. К тому же некоторые исследователями считают иконографию Христа в виде ангела неканоничной.
Икона архангела Михаила
, выполненная на камне неровной формы, воспринимается как полусувенир. Текстура камня создает впечатление смазанности фигуры, что может быть и напоминает о бесплотности ангелов, но все же традиционно их изображают в полноценном плотском облике.
В лике апостола Иоанна
проглядывает мультипликационная стилизация, вызывающая не молитвенное настроение, а ассоциации с анимацией.
Икона Восхождение пророка Илии на небо
вызывает подобное впечатление. Она хоть и имеет своеобразную красоту, но слишком декоративна, и похожа скорее на иллюстрацию, чем на икону.
Совершенно мультипликационно изображены свв. кнн. Борис и Глеб
Икона свт. Николая чудотворца
являет пример так называемого наивного стиля, стилизованного под Северные письма. Такие иконы могут быть интересны и убедительны по художественному образу, но иногда художники «заигрываются». В представляемой иконе лик святителя имеет несчастное и жалкое выражение, что не соответствует характеру святого и назначению моленного образа.
Икона прп. Паисия Святогорца
выполнена в свободной живописной манере, и как художественное произведение вполне убедительна, но небрежные мазки в лике делают изображение нечетким до некоторой иллюзорности формы, что противно самому принципу иконы, свидетельствующей о боговоплощении[31], а не о развоплощении.
В иконе ап Андрея Первозванного
сложно объяснить необходимость введения нетрадиционных элементов: современного корабля в руке апостола, весел за его спиной, перекрестьем напоминающих андреевский крест, а главное, руку (чью?), протянутую в икону из внешнего мира и поддерживающую апостола под локоть.
Икона прав. Закхея
представляет собой список с фрагмента миниатюры «Обращение Закхея» из псалтыри XI в., хранящейся в монастыре Пантократор на Афоне, и уже по этой причине имеет характер иллюстративности.
Подобно и икона прав. Иосифа Обручника
больше похожа на иллюстрацию, а не на икону. Образ изображает сон Иосифа и свидетельство ангела о непорочности Девы Марии (см. Мф. 1:20). Понятно, что ангелы ограничены в пространстве меньше, чем люди, и наверное, могут благовествовать вниз головой, но для иконы это слишком нетрадиционный прием.
В иконе прав. Симеона Богоприимца
показан нехарактерный для иконы канонического стиля ракурс фигуры: наклон головы Симеона вперед к Младенцу, при этом лик старца, написанный почти живописно, диссонирует с условным языком остальной части изображения.
В лике вмч. Димитрия Солунского
заметна некоторая карикатурность за счет утрированной формы треугольника лика и скошенного подбородка.
Две следующие иконы имеют иллюстративный характер, и являют гармонию святых с тварным миром. В иконе прп. Павла Обнорского
обращает на себя внимание нехарактерный прием «растворения» полуфигуры святого на фоне иконы.
В иконе прп. Герасима Иорданского
в первую очередь заметна нетрадиционно большая площадь воздушного пространства и перевернутое соотношение масштабов льва и святого.
Следующие две иконы Рождества
,
являют пример нарочитой геометрической стилизации и плакатности, когда подчиняясь выбранному стилю, деформируются фигуры, теряя что-то из своей антропоморфности, нарушая тем самым принцип иконы.
Икона Крещения
, выполненная на ониксе, включает текстуру камня в художественную выразительность образа. Однако, сдвинутая вбок композиция и колорит изображения, подобранный в цвет камня, делают слишком значимым декоративное начало, которое затмевает богословскую сторону сюжета.
В иконе Успения
стилизация форм доведена до максимального приближения к геометрии, и дальнейшее обобщение привело бы к распаду самих форм и их неузнаваемости. Такие приемы характерны для абстрактного искусства, однако икона имеет своим принципом антропоморфность, и чрезмерное обобщение не только «развоплощает» формы, но и своим искусственным геометризмом роднит их с трансформерами и киборгами, но не с человеком. Поэтому иконы абстрактного искусства соответствовали бы учению не православия, а трансгуманизма, если бы были ему нужны.
В иконе Благовещения
архангел Гавриил изображен фрагментарно, как бы благословляющий Деву Марию в полете, и часть его фигуры не поместилась в пространство иконной доски. Возможно, такой прием художественно интересен, но неоправданно богословски. В евангелии сказано, что ангел вошел, а не влетел к Деве Марии (см. Лк. 1:28).
Икона Преображения
вызывает смущение путаницей между облаками (?) и горками одинакового охристого цвета. Создается впечатление, что куски гор висят на первом плане, частично заслоняя пророков Илию и Моисея. Этот эффект, а также большая насыщенность цвета одежд апостолов создают плановость, нехарактерную для традиционного языка иконы. Также вызывает недоумение поза ап. Иоанна (по центру) и его лик, пристально смотрящий на зрителя.
Следующая иллюстрация
представляет триптих с выставки икон под названием «Деисусный чин», однако в нем присутствует такая степень обобщения, когда фигуры уже не фигуративны. При не соблюдении принципа антропоморфности изображение категорично не может быть иконой.
На представляемом иконостасе православного храма (
выполненные графично белые лики являют портретные изображения людей, которые из-за болезненного характера сложно назвать сакральными образами.
На следующих иллюстрациях (приложение 1,
представлены иконы Спаса нерукотворного и Богородицы с Младенцем, совмещенные по принципу рекламного щита. Но икона - это не реклама, и если реклама совмещается таким образом ради экономии места, то это связано с ее многочисленностью и быстропреходящим содержанием. Икона же отражает вечные истины и это сакральное изображение, когда в экономии места нет никакой нужды. К тому же, при подобном устройстве изображения, целых икон по сути нет: на ребрах конструкции изображаются фрагменты ликов, чтобы при боковом взгляде визуально сложилось цельное изображение. То есть, это в общем-то оптический обман, и в таком случае, чему будет поклонятся молящийся? В сфере сакрального искусства такие приемы можно воспринять минимум как неблагоговейные.
Подобным же неблагоговением можно назвать синтез икон с сувенирами (приложение 1,
Но «...икона не может быть сувениром. Это ... памятные безделушки, которые выводятся из области сакрального ... граница между профанным и сакральным ... размывается»[32].
Подводя итоги обзора современного иконописного направления «вольные религиозные мотивы», следует заметить, что это направление включает в себя произведения, которые можно встретить не так уж редко. Причины, по которым та или другая икона имеет отношение к данному направлению, могут быть разными. Это могут быть несоответствия с традиционной иконографии, выразительным языком иконы или несоответствия художественной формы. И поскольку эстетика в иконе несет духовное содержание, то при искажении изобразительной формы искажается и богословский смысл, а это может привести и к искаженному духовному опыту почитателей данных икон. Поэтому когда содержание иконы не соответствует православному богословию, даже интересная сама по себе ее художественная форма обесценивается. Более того, такая форма даже более опасна для неискушенного зрителя, потому что под красивой оболочкой он может принять некачественную духовную пищу.
[1] См.: URL: https://vk.com/video-210246941_456239025?t=28s (дата обращения 04.03.23).
[2] См.: Известный миссионер считает некорректными некоторые методы работы убитого отца Даниила Сысоева. URL: https://web.archive.org/web/20131229160841/http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=33280 (дата обращения 04.03.23).
[3] См.: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II о ложном почитании «отрока Вячеслава Чебаркульского» // URL: https://web.archive.org/web/20190108200812/http://jur.eparhia-tmb.ru/Content/2008-02-01/0044.jpg (дата обращения 04.03.23);
«Отрок Вячеслав Чебаркульский» — разбор ереси ангеловоплощения. URL: https://ruskline.ru/opp/2021/04/14/otrok_vyacheslav_chebarkulskii__razbor_eresi_angelovoploweniya (дата обращения 04.03.23).
[4] См.: Современная икона: традиции, крайности и модернизм.
URL: https://www.sobor.in.ua/index.php/1316-sovremennaya-ikona-traditsii-krajnosti-i-modernizm
(дата обращения 04.03.23).
[5] Зотов С. «Иконографический беспредел. Необычное в православной иконе. М.: Эксмо, 2021. С. 277.
[6] Там же. С. 274.
[7] См.: Фирсов С. Л. Адольф Мюнхенский и Иосиф Великий — политические «святые» религиозных маргиналов // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Т. 10, № 2. СПб., 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adolf-myunhenskiy-i-iosif-velikiy-politicheskie-svyatye-religioznyh-marginalov (дата обращения 04.03.23).
[8] См.: Зотов С. «Иконографический беспредел. Необычное в православной иконе. М.: Эксмо, 2021. С. 276.
[9] См.: Иконологическая школа «Просопон» древние традиции в новой интерпретации.html
URL: http://www.art-sobor.ru/archives/7048 (дата обращения 04.03.23).
[10] Жертва Каина и жертва Авеля. URL: https://ppt-online.org/150368 (дата обращения 19.05.22).
URL: http://pravoslavie.ru/143157.html (дата обращения 04.03.23).
[12] См.: Салтыков А, прот. Сентиментальные иконы: что с ними не так? URL: https://www.miloserdie.ru/article/sentimentalnye-ikony-chto-s-nimi-ne-tak/ (дата обращения 05.07.22).
[14] См.: Утро с иконой. Выпуск 40. Друг друга тяготы носите. URL: https://www.youtube.com/watch?v=DZvX34dUJGw&list=PL4TSN1EGlcAdjsXhmX6vrl7hbbexVQ3rs&index=34 (дата обращения 04.03.23).
[15] См.: Редкий иконографический сюжет современной православной иконописи Друг друга тяготы носите. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44688381 (дата обращения 04.03.23).
[16] «Некоторые проблемы иконописи и ее прподавания» прот. Виталий Шумилов.
URL: https://www.youtube.com/watch?v=cvRDbO8q5rU (дата обращения 04.03.23).
[17] См.: Утро с иконой. Выпуск 10. Первые шаги Христа. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Vm0_wN07PGQ&list=PL4TSN1EGlcAdjsXhmX6vrl7hbbexVQ3rs&index=8 (дата обращения 04.03.23).
[18] См.: Салтыков А, прот. Сентиментальные иконы: что с ними не так? URL: https://www.miloserdie.ru/article/sentimentalnye-ikony-chto-s-nimi-ne-tak/ (дата обращения 05.07.22).
[19] См.: Воскрешающая Русь икона или лжеикона. html URL: http://www.art-sobor.ru/archives/3605 (дата обращения 05.07.22).
[20] Успенский Л.А.. Богословие иконы православной церкви. Издательство Западно-европейского экзархата, Московский патиархат, 1996. С. 254.
[21] См.: Промысел о спасении.
URL: https://ru.ikona.ua/thoughts-icon-ru/promysel-o-spasenii-svyashhennik-mihail-shpolyanskij/
(дата обращения 04.03.23).
[22] См.: Икона Пресвятой Богородицы Русская (Взбранная Воевода). URL: http://xn--80abgeu7abar7d.xn--p1ai/%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B2%D0%B7%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4/ (дата обращения 04.03.23).
[23] См.: Зотов С. «Иконографический беспредел. Необычное в православной иконе. М.: Эксмо, 2021. С. 221.
[24] См.: Темникова Ольга Анатольевна Биоэтическая проблематика в современной иконописи // Вестник Курганского государственного университета. 2017. №1 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bioeticheskaya-problematika-v-sovremennoy-ikonopisi (дата обращения: 02.03.2023).
[25] См.: Языкова И. «Новорусская Богоматерь»: богомыслие или недомыслие? // pravmir.ru
URL: https://www.pravmir.ru/novorusskaya-bogomater-bogomyslie-ili-nedomyslie/
(дата обращения: 02.03.2023).
URL: https://rublev-museum.livejournal.com/270582.html (дата обращения 04.03.23).
[27] о Виталий Шумилов "Жертва Авеля и жертва Каина" ч. II
URL: https://www.youtube.com/watch?v=ZVvgKn3ZeOk (дата обращения 30.12.21);
Доклад о. Виталия Шумилова и Виктора Трускалова "Жертва Каина и жертва Авеля" ч. III. URL: https://www.youtube.com/watch?v=eLubxeO7qOM (дата обращения 30.12.21).
[28] Развитие современной иконописи. URL: https://www.youtube.com/watch?v=bs67l9FXUjs (дата обращения 02.12.21).
[29] Мера чувственности и дисциплины. URL: https://www.youtube.com/watch?v=lNis5whYv50 (дата обращения 04.03.23).
[31] В первую очередь это касается иконы Христа, но и к иконам святых этот принцип также применим.
[32] В чем мы прегрешаем против Догмата об иконопочитании. Проблемы современного иконопочитания. Часть 1. URL: https://pravoslavie.ru/119929.html (дата обращения 04.03.23).
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ
АДМИНИСТРАТОРУ САЙТА |
©ВалерийСуриков |