С А Й Т В А
Л Е Р И Я С У Р И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА Россия - Запад: культурные псевдоморфозы и шансы на будущее…
|
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Россия - Запад: культурные псевдоморфозы и шансы на будущее…
В своем ЖЖ- дневнике В.Т. Третьяков опубликовал на днях короткий, но очень содержательный текст на тему «Что есть Россия?»( http://v-tretyakov.livejournal.com/143559.html ) . Вот выдержки:
«…Россия
есть особая цивилизация в рамках христианского мира, неевропейская Европа, или,
точнее, русская Европа.
…Она должна вообще отказаться от парадигмы и политики «догоняющего развития» и
поставить перед собой собственные, не заимствованные извне цели развития.
… Россия есть (и была всегда, и будет) конкурент «Европы», носитель неких
альтернативных идей и проектов, альтернативной политики, центр альтернативного
Евросоюза. Россия является (и должна вновь укрепиться в этой роли) центром
Восточноевропейского союза, который рано или поздно будет оформлен юридически и
политически.
…Россия
есть потенциальные спаситель Запада, особенно «Европы», цивилизационные основы
которой все больше и больше размываются как изнутри (в том числе и из-за
политической бесхребетности «европейцев»), так и снаружи (в результате
бездумного расширения Евросоюза и территориальной и военной экспансии НАТО).
…Россия есть самостоятельная (и самодостаточная) система, уникальный и цельный
элемент мировой экономики и политики, то бишь развивающийся по собственным
законам и абсолютно не сводимый к каким-либо иноязычным и иноцивилизационным
определениям и характеристикам субъект глобальной цивилизации – необходимый для
ее полноты и законченности.»
Я давно разделяю подобные взгляды. И в порядке поддержки крайне актуальных положений статьи В.Третьякова привожу несколько цитат из трех моих работ разных лет.
1. Возле русской идеи(Вариант 2002 года) (http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2005/Russkideja.htm)
…Можно сказать, что В.В. Розанов задолго до Шпенглера в своих рассуждениях о русской душе фактических и исходил из представления о псевдоморфозе. И с использованием этого понятия его высказывания можно свести приблизительно к следующему: русская душа при взаимодействие с духом иным всегда образует лишь псевдоморфозы. То есть она может принять чужую форму, но никогда не изменит своей сути. И напротив душа иная, попадая в поле русского духа никогда не создаст псевдоморфозы, то есть не выкристаллизует свою суть в русской форме, а непременно полностью раствориться в русской душе и как часть ее подчиниться той форме, которую выберет русская душа.
…Не так ли и Россия наша сформировалась когда -то на сорванном контакте западной цивилизации, внедрившейся в мощную нехристианскую толщу, явив собой уникальнейшее образование - Запад Востока, или Восток Запада. И нет возможности выделить и усилить здесь что-либо сугубо восточное или сугубо западное. Для Запада Россия западна слишком уж по-восточному. Для Востока же она восточна слишком по-западному. И потому не смесима, не соединима ни с тем, ни с другим
Более того все попытки двинуть Россию в ту или другую сторону ( то есть и стенания западников и тайные надежды евразийцев ) обречены. Россия необратимо ушла и от Востока и от Запада, она не мыслима без контакта мерного затихшего Востока и раскаленного Запада, но она почти полностью изжила в себе и того и другого
… Это – мощнейшая, чрезвычайно устойчивая, далеко не старая и вполне самодостаточная субцивилизация. Именно поэтому ее надо перестать дергать, И прежде всего самим ее обитателям - она сама выберет для себя все, что ей надо - в спокойном, мирном взаимодействии и с Востоком и с Западом….
Естественное, спокойное, с полным учетом национальных интересов взаимодействие с Востоком и Западом – к этому в общем –то можно и свести национальную идею, уж ежели столь велика потребность такую идею формулировать.
Далеко не каждая субцивилизация (об отдельных странах и говорить не приходится ) может позволить себе подобную роскошь – свободное, спокойное взаимодействие. Слишком уж велика, как правило, вероятность если не потери собственной идентичности, то уж, по крайней мере, деформация ее. Россия может позволить. Она это доказала всей своей историей. В том числе и смрадно-смутными временами 90-х. И Восток, и Запад, приходя в той или иной форме на эту землю, всегда оставались на ней лишь постольку поскольку усваивались Россией и начинали работать на нее.
Добавление 2008 года:
В 2002 году еще не было очевидным, что судьба чисто либеральных идей в России предрешена. Но сегодня это является уже банальной истиной: они сыграли свою роль и в общем-то ушли в небытие, оставив не только печальные лики Гайдара, Хакамады, Чубайса и Явлинского( это в памяти и на стенах некоторых зданий)…. , но и наборы псевдоморфоз. Почти всюду - в экономике, государственном устроении ( одна суверенная демократия чего стоит )… Классической псевдоморфозой оказался и второй российский президент, что, в конце концов, возможно и обеспечило его устойчивую популярность. Еще остались, конечно, сферы, где либеральные, западного замеса вихри активны…. Но «пойдет и это», как говорится в одном гениальном стихотворении одной нашей современницы . Сориентированные на национальные интересы России псевдоморфозы сформируются со временем и в области собственно культуры , и в просвещении и даже при решении русского национального вопроса. Здесь спорить можно лишь об одном: при третьем или четвертом президенте России это произойдет.
(http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2006/K20060424PRA.htm)
…«Отныне да не вкушает никто от тебя плода во век» !»(Мк.11,12)… Может быть, суетность Его собственных мыслей, связанных с триумфом входа в Иерусалим заставила Его отступить в пригород, и смоковница, превратившись в символ иудейского мессианства, стала итогом Его ночного борения с Собой — с соблазном мессианства земного, иудейского…Последнему, похоже, и говорит Он «нет». Не утолить жажды от этого «дерева» ни Ему сегодня, ни кому-либо отныне и вовек: засохнет эта «смоковница», так и не распустившись. Мессия страдающий, неземной - христианский - вошел вчера в Иерусалим. И не восторг толпы теперь Ему нужен, а неприязнь тех, в чьих руках духовная власть над Израилем.
Идея волшебного, чудесного избавления человека, одаривания его счастьем, ничем не ограниченной свободой — идея иудейского мессинианства— решительно отбрасывается Иисусом. И именно тогда этим Его ответственным и жертвенным поступком над плоскостью обыденного утилитарного существования рождающейся Европы— в крест к этой плоскости— и была воздвигнута вертикаль идеального, которая решающим образом переопределила все это существование.
Именно в эти дни между входом в Иерусалим и Голгофой, когда окончательно уходил в небытие Мессия иудейский и рождалось христианство.
Я не хочу утверждать, что Православие в своей практике с абсолютной точностью воспроизводит дух Евангелия. Это, наверное, в принципе невозможно, поскольку в Евангелиях и посланиях апостола Павла заложена чисто теоретическая концепция, которая при реализации в разных условиях, разными людьми должна порождать разные формы, подчас и достаточно, в конце концов, далекие от теоретического образца. Говорить поэтому можно лишь о степени удаления от первоначального замысла. И здесь совершенно очевидно, что Православие в своей практике значительно меньше, чем другие христианские конфессии, деформировало две основные евангельские идеи: идею свободной, обеспечиваемой всецело внутренним движением веры в Христа и идею самоограничения, самостеснения. Но эти две идеи были ключевыми— именно они отсекали родившуюся и пока еще по существу иудейскую секту христиан от иудаизма и закладывали основу новой мировой религии. Более того, и это тоже очевидно, именно в поле двух этих идей шло разделение Европы на Запад и Восток, формировались специфические представления о свободе и правах человека….
У исторического христианства определенно просматривается тенденция к чрезмерному о- внешнению христианской идеи. С чисто культурологической точки зрения раскол христианской Церкви на католическую и православную произошел именно по этой линии— соотношение внутреннего и внешнего, индивидуального и абсолютного( можно показать, что догматические разночтения отражают и это). Причем, именно католическая церковь о-внешняла христианскую идею с особым размахом и рвением. Протест Лютера и был, по существу, направлен против этой избыточности. Однако протестантское снятие абсолютного и безусловного в христианстве шло в самых опасных для подобной процедуры условиях— в условиях столь характерного для католицизма ущемления "внутреннего человека" и дискредитации идеи самостеснения. Право, закон, постепенно занимавшие место религиозной идеи во внешнем ограничении человека, становились на Западе единственным и безусловным ограничением, открывая таким образом эпоху утилитарного человека— эпоху его прав и свобод.
Идея самостеснения лишь по своему применению является внутренней, частной, индивидуалистической. По существу же, регулируя существование единичного среди других, она концентрирует в себе коллективный опыт этого сосуществования. В самостеснении Я, одним словом, скрыто присутствует Мы, которое сегодня активно превращают во внешнюю злонамеренную силу. Внутреннего Мы как бы и не существует, и «отказ от себя» не воспринимается как результат само-рефлексии, самооценки, а исключительно как подчинение внешней, тупой силе. От евангельской идеологи в такой трактовке не остается и следа, и христианский Мессия с его призывом искать Бога в Себе, с его желанием принять только с в о б о д н о е уверование в Себя уступает место освободителю внешнему, которому подчиниться можно только рефлекторно, которого Израиль и ждал два тысячелетия тому назад .
Результат крайнего о – внешнения христианской идеи является и казус с толерантностью. Н. Гарадже принадлежит чрезвычайно удачная мысль: толерантность— « то, чем становится смирение без любви». То есть отсутствие любви превращает христианское смирение, самостеснение в суррогат — в толерантность. И это, действительно, так. Любовь, собственно, и осуществляет перевод естественных претензий к другим в третирующую естество требовательность к себе, определяя все многообразие промежуточных состояний между истинным смирением и его суррогатом.
Смирение, переходящее по мере уменьшения любви в толерантность, и толерантность, перерабатываемая любовью в смирение.... Конечно же, за 20 век ( и особенно за его вторую половину) усиливший свой позиции либерализм ( особенно в предвосхищении конца истории) заметно сместил равновесие смирение-толерантность в сторону последней.. Такие смещения происходили постоянно и во все времена. Они всегда были характерны в аристократической среде, да и во всяком элитарном сообществе существовала и будет существовать тенденция потеснить слишком уж простоватое смирение знающей себе цену толерантностью. Смещения в пользу толерантности всегда имеют место и в эпохи благополучные, относительно мирные. И наоборот, при войнах, крупных потрясениях равновесие смещается к смирению, как бы компенсируя избыток жестокости и жесткости.
Россия если чем и отличается от либерального Запада, так это бОльшим смещением названного равновесия в сторону смирения. В массе своего народа, в некотором суммарном его поведении, естественно. Причем допущение, что это смещение является не результатом какого-то отставания, а заложено в самой основе российской цивилизации, в особенностях исповедуемой в России христианской веры, отнюдь не является большим преувеличением.
Это исконно российское смещение. И именно оно питает поразительную инерционность нашей страны. Качество, которое при каком-нибудь глобальном катаклизме, глядишь, и превратиться еще из недостатка в достоинство. Вполне возможно, что это качество и есть главное достояние России— то, что не только обеспечит ей успех в разворачивающемся межцивилизационном противостоянии, но и станет со временем основным предметом российского духовного экспорта.
Совершенно очевидно, что основной пафос доклада м. Кирилла сводится именно к идее восстановления евангельского духа в христианстве. Православие, как конфессия в максимальной степени сохранившая этот дух, не только имеют моральное право, а просто обязано всеми доступными средствами продвигать эту идею. Крайне легкомысленно сводить сию, восходящее к канонам Евангелия особость Православия, особость России к «идеологическому противостоянию и самовозвеличиванию" ( к этому непременно будут упорно сводить и идеологию сформулированную м. Кириллом ). Легкомысленно потому, что нынешняя ослабленная Россия, увы, перестала быть значимым фактором воздействия на Запад. А это воздействие, между прочим, только формально казалось внешним, но по существу оно всегда было в н у т р е н н и м . Вполне автономная часть западной цивилизации, Россия и была для Запада своего рода "в н у т р е н н и м ч е л о в е к о м " — стимулом существования не по формальному внешнему закону, а по внутреннему убеждению.
Сегодняшняя Россия еще очень слаба для полного возвращения себе той роли в судьбе западной цивилизации, которую она призвана сыграть. Сегодня она воспринимается Западом сугубо утилитарно — исключительно как источник сырья и дешевой рабочей силы. И этот утилитаризм может оказаться особо разрушительным сегодня, когда западная цивилизация в одночасье стала однополярной и получила, таким образом, возможность с а м о д е р ж а в н о вырабатывать свою ценностную шкалу. Сегодня резко усилилось ощущение, что какой-то громадный период роста могущества и влияния Запада, начавшийся с Нового времени, с первых буржуазных революций, подходит к концу, что и для Запада наступает пора " считать варианты". А их немного. Гибель в противостоянии с целеустремленными и идейными варварами Юга. Тихая капитуляция перед гигантом с Востока. И наконец, попытка выстоять - выдержать напор и с Юга, и с Востока. Без своего "внутреннего человека" - "России" - Западу последнюю задачу не решить, поскольку он слишком долго существовал в условиях преимущественно внешнего стеснения и в значительной степени утратил вкус к любым формам стеснения индивидуального, внутреннего. Он стал на удивление л е г к и м, инерционность его резко упала, и любой ублюдок, автор смачного текста или даже удачного рекламного ролика, в своем влиянии на общество может составить сегодня серьезную конкуренцию и мыслителю, и проповеднику, и автору художественного шедевра.
Если иметь в виду эти соображения, то становится ясно, что доклад м. Кирилла, это обращение не только к России, но и ко всей Западной цивилизации, что это отнюдь не конфессиональный ход, а колоссальной важности цивилизационная инициатива России. Высказанные М. Кириллом идеи — и это также трудно не заметить — хорошо коммутируют с теми соображениями, которые высказывал совсем недавно А. Панарин, выстраивая свою экстраполяцию для России. Он подтверждает в ней особую цивилизационную роль России, но возможность сыграть эту роль связывает с отказом от «либеральной дихотомии — “гражданское общество — государство”». И предлагает возвращение к триаде: «церковь — государство — гражданское общество.» И следующим образом формулирует основное социальное противоречие современности —« столкновение не “демократии и тоталитаризма”, а экономического тоталитаризма и духовно-религиозного фундаментализма».
Такую позицию очень легко представить как анахронизм. Но по существу А. Панарин утверждает одно: осуществленная секуляризация общества была не достижением, а социологическим просчетом. Цивилизация попыталась освободиться от власти трансцендентного, но это освобождение было преждевременным, чрезмерным — оно было освобождением подростковой по существу цивилизации, возомнившей себя взрослой.
Панаринский «анахронизм», таким образом, превращается в трезвую оценку нашей, запутавшейся в собственных соплях цивилизации: время освобождения от начал мистических, от власти запредельного для нее еще не пришло. И это не тактический ход — это признание цивилизационной ошибки.
И по существу — единственная нормальная для России реакция на сегодняшнее состояние цивилизации. Либо вместе с ней медленно опускаться на четыре лапы, либо… попытаться вернуться назад…
3.«Элите» нужно успеть скинуть кавычки... (Анти-Неклесса), статья 2007 года
http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2007/elitaall.htm
….Исходя из этой неизбежной перспективы и выводится выбор России—— такой выбор, в котором « возобладает геоэкономический, а не этно-национальный, постсовременный, а не архаичный, «вертикальный», а не «горизонтальный» сепаратизм». Сепаратизм, сводящийся к расщеплению государственности на две составляющие: элитную(«остров транснационального архипелага») и охранительную (социальную, административную). Из кентаврической трактовки неравновесности вылущивается, таким образом, кентаврическая же государственность...
«…Удержание… своего «северного» статуса или ….продвижение на геоэкономической «северо-запад»» … Так и только так формулируется А. Неклессой российская дилемма. Соскальзывание России, как несомненной части европейской цивилизации, на северо-запад представляется в его прогнозах естественным и безусловным. Но это направление можно принять в качестве единственно возможного лишь в том случае, если достигнутое Западной Европой считать единственно возможным итогом европейской цивилизации, если признать, что в западноевропейском варианте европейская (христианская ) цивилизация воплотилась наиполнейшим образом.
Но Россия — эта последняя и единственная в Европе страна, которая еще способна на цивилизационные импровизации, на цивилизационное творчество. О русской литературе когда-то было сказано, что она как Колумб — ей заказывают Индию, она открывает Америку. Россия и в целом такова же — ей заказывают самопроизвольное скатывание на Северо- Запад, но она еще имеет силы дерзко развернуться на Северо- Восток. И дело здесь не столько в идеологии евразийства ( последняя лишь один из мотивов России). По существу, в своей спонтанной нацеленности на Северо-Восток Россия и может попытаться реализовать важнейшую парадигму евангельского христианства - идею личного самостеснения. Ожиревший самодовольный Запад сам по себе к этой истине не вернется. Он упустил эту жар-птицу и в его руках сегодня лишь жалкие перья под названием ничем не стесненные права человека. Россия же еще может не упустить свой цивилизационный шанс. Она уже уходила однажды в этом направлении, что и обеспечило, в конце концов, ее величие, ее право на глобальную геостратегическую роль. Сохранив свой центр на днепровских берегах, она имела бы совсем иную судьбу и также могла стать объектом непрерывных нашествий и разделов.
В этом своем, и связанном с большими напряжениями, тренде на Северо-Восток Россия как раз и сможет решить проблему оптимизации производства и потребления, прав человека и его обязанностей — проблему, которая оказалась не по зубам европейской цивилизации в западном вариант. Это движение не будет мобилизационным — оно будет цивилизованным. Но оно безусловно потребует ограничения индивидуального своеволия.
Вылупившись из яйца Советского Союза, лишившись своего юго-востока, юга, юго-запада и даже северо- запада, Россия тем не менее устояла. Признание этого факта и кривит сегодня физиономии всех наших западных и внутренних «доброжелателей». Но в этих очевидных и жутких потерях, в этом «окорочивании» можно видеть и нечто позитивное. Россия освободилась от своих обозов, она обретает исключительную мобильность для выполнения своей судьбоносной цивилизационной роли.
« Нарастающее отчуждение государства российского от горизонтов европейской цивилизации в пользу номенклатурных иерархий и «вечного возвращения» азиатчины сжимает пространства личностного роста, препятствуя торжеству «энергии мысли» над «энергиями нефти и газа»» — считает А. Неклесса.
Но не торопитесь с выводами, господа. Это сжимаются лишь прозападные пространства личностного роста, но открываются иные— истинно европейские...
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ |
![]() |
ПОИСК ПО САЙТУ |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |