С А Й Т В А
Л Е Р И Я С У Р И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА К итогам 4 ноября 2008 года
|
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
К итогам 4 ноября 2008 года
Итог первый и самый очевидный: власть повела себя неумно. Причем претензии не только к московскому городничему, но и к Старой площади. Нет сомнений: и стратегия и тактика поведения власти разрабатывалась именно там. Посягать на крестный ход московский городничий один точно бы не решился.
А можно было бы повести себя и поумней. Дать разрешение по всем более или менее крупным ( скажем более 500 человек ) заявкам, пригласить лидеров ( всех вместе и пресса бы при этом не помешала ) на ту же Старую площадь и договориться о том, что порядок в колоннах они должны обеспечивать собственными силами - милиция расчехляет свои демократизаторы только в ситуациях, с которыми колонны сами не справляются. Оговорить чего не должно быть в колоннах ( идиотических задираний рук вперед и вверх, например, открытых призывов к насилию). Предупредить, что по результатам будет проведена обстоятельная пресс-конференция со сравнительным анализом слов и дел лидеров. И с учетом этого анализа будут рассматриваться заявки в 2009, 2010 и последующих годах.
Увы, но этот простенький в исполнении вариант перехвата инициативы властью использован не был. Она повела себя тупо, средневеково. И праздник испортила. И очередной раз против себя возбудила. А зачем?..
Зачем нужно было брать в милицейское кольцо Красную площадь, Кремль? Уж не для того же, чтобы президент имел возможность в сосредоточенном одиночестве возложить свои гвоздики к памятнику руководителям Русского Марша, который имел место четыре века назад?.. Тогда, коли в усердие своем наш властный чиновник настолько - непроходимо - дурен, то президенту, возможно, имеет смысл отказываться впредь от подобных инициатив. Из чисто милосердных хотя бы соображений - чтобы не провоцировать подчиненных на подобное извержение дурости.
Но даже, если власти соберутся с мыслями и поведут себя впредь умнее, на какие-либо серьезные перспективы марши - митинги вряд ли могут рассчитывать. И прежде всего потому, что доля индивидуального или группового протеста, недовольства в маршевой идеологии существенно превышает долю общих конструктивных начинаний. А такая диспропорция неизбежно оборачивается маргинализацией.
Именно в связи с подобной перспективой маршей-митингов и возрастает роль такой национальной формы выражения солидарности и единства, как крестные ходы. Крестный ход, конечно же, не сводится к этому, но он включает в себя это как часть. Причем, часть особую - лишенную метафизической нагрузки, а значит внеконфессиональную. Традиция крестных ходов имеет такие глубокие корни и так полно собирает в себе всё национальное, отечественное ( в этом она подобна языку, природе), что принять участие в крестном ходе не сочтет, пожалуй, для себя зазорным и представитель неправославной конфессии, и даже иной воинствующий атеист...
Еще в прошлом году была попытка проведения 4-го ноября крестного хода по бульварному кольцу Москвы. И очень удачная попытка, как это следовало из замечательного репортажа Дмитрия Володихина. Но в этом году им не удалось пройти по кольцу и 500 метров. Бульвар был заблокирован - не помогло и почти часовое коленопреклоненное стояние участников крестного хода перед милицейскими шеренгами. Разгонять - не разгоняли, но разойтись, в конце концов, принудили. Подробный отчет об этом марше - здесь( Запрещённый Крестный Ход (ФОТООТЧЁТ)
http://www.narodsobor.ru/default.asp?trID=426&artID=5012) и здесь (Московские власти запретили москвичам молиться за Россию. http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=179499 )
Д. Володихин, который был одним из основных организаторов крестного хода и в этом году, как показалось, сделал хорошие выводы из этой неудачи: на предложение одного из посетителей своего ЖЖ- ресурса « Нужно добиваться, чтобы крестный ход был официальным. От Патриархии. С ментовской охраной. С молебном за власть и воинство Российкое» он со всей определенностью заверил:
«Да мы и собираемся этого добиваться»
И в самом деле, крестный ход 2009 года нужно начинать готовить уже сегодня и добиваться того, чтобы он был не только благословлен, но и возглавлен церковными иерархами.
В Москве, скорей всего, это не сразу получится - высшая церковная власть, возможно, и не сочтет полезным для церкви какое-либо противостояние с высшей светской властью в столице. Возможно, что светскую власть к такой норме, как всероссийский крестный ход 4 ноября, нужно приучать постепенно - на примере инициатив провинциальных епархий. Поэтому, не исключено, что и начинать подготовку к 2009 году нужно именно с провинции.
В связи с событиями на Пушкинском бульваре в сети был переопубликован отчет о крестном ходе в Москве( 2004 год) в честь Иверской иконы(
http://community.livejournal.com/club_rus/163429.html) –«колонна в 150 000(!) русских человек под рев колоколов прошла от ХСС на Красную площадь к Казанскому собору».
Не трудно понять, что такого рода мирные демонстрации обладают исключительным потенциалом влияния - при решении практически любой из ( политических или социальных) проблем. И подключение к организации такого крестного хода наших выдающихся националистов было бы крайне полезно для них. Это не только поможет преодолеть ту диспропорцию в русском национализме, что сталкивает его на обочину, но и откроет возможности конструктивного решения тех задач, внимание к которым пытаются они ( и нельзя не отдать им должного) привлечь.
Судите сами. Ни одна из этих задач не только не будет решена, но и не будет даже серьезно поставлена в России, до тех пор, пока в ней не возникнут реальные русские общины - в каждом муниципальном образовании, в каждом муниципальном округе таких громадных городов как Москва. Без этой базы русский национализм бессилен - он обречен на вырождение и будет оставаться легкой добычей для милицейских дубинок и сапог. Но( и в этом главная проблема) привлечь внимание граждан к насущной необходимости таких общин дело почти безнадежное. «Привлечь внимание» - это вообще не отечественный, не русский стиль. У нас ( и ничто, несмотря на страшные уроки 20-го века, в этом плане не изменилось) внимание к какой-нибудь социальной проблеме можно разве что вышибить, выдавить, вырвать - принудить к нему какой-нибудь сверхкрайностью, сверхнелепостью. И тогда вместе с вниманием приходит время и очередного нашего «бессмыcленного и беспощадного».
Однако, если, пусть даже исчезающая, вероятность мирного привлечения коллективного внимания граждан к какому-либо социальному вопросу у нас все-таки существует, реально связывать ее с чем-то, кроме всероссийского крестного хода, не представляется возможным. В этой бесхитростной, не нуждающейся в изысках управления, самоорганизующейся и изначально очень дисциплинированной демонстрации и может родиться у граждан ощущение свой силы, ощущение общности русской и необходимости такой общности. А от этих ощущений, постоянно поддерживаемых и возобновляемых, до таких форм как русская община останется пол шага.
Высшим властям и разработчикам государственной идеологии, сегодня самое время задуматься о роли русских общин … в сохранении России как многонационального государства. Да, Россия формировалась как специфическая многонациональная держава вокруг единственного своего стержня - русского народа, который выступал не столько как завоеватель, сколько как защитник и покровитель. Такая роль государствообразующего народа, по существу, и определяла странный статус собственно русских в России - их номинальность как нации. Отсутствие демонстративно русских регионов, с одной стороны, обеспечивало безболезненное и устойчивое расширение России - новые территории не присоединялись к неким исконно русским, а входили в единое государство. Но, с другой стороны, в это государство методично закладывался дефект, поскольку именно в этом покровительстве, в этом непротивопоставлении присоединенным народам и исчезало восприятие русских ( как со стороны, так и в русской среде ) в качестве реальной нации. Национализм жесток, эгоистичен, бескомпромиссен. И всякая отзывчивость, альтруизм и умение считаться не только с собой национальное убивает.
Одним словом ( и именно этот вывод я и пытаюсь обосновать), номинальность русских как нации есть то, что они вынуждены заплатить за создание великого многонационального государства.
Эта номинальность совершенно не ощущалась до революции. Она по нарастающей проступала в советское время. Она с очевидностью обнаружила себя после насильственного развала Советского Союз - сразу же, как у бывших членов его появилась возможность выбора иного, чем Россия, покровителя. Ценностные инверсии в те дни совершались на предельных скоростях: русская отзывчивость, заботливость, предрасположенность к самоограничению в мгновение ока превращалась в злой умысел, расчетливость, агрессивность. Даже в восприятии оставшихся в пределах России народов. То, что было в порядке вещей во времена формирования российского государства, когда государствообразующая роль русских воспринималась безусловно, абсолютно, что было истинной скрепой великого государства ( а именно: жертва русских своим национальным статусом во имя Великой России), превращалось в ахиллесову пяту России.
Уберечь Россию от развала в нынешних условиях может только восстановление статуса русских как реальной российской нации. Именно это вернет к порушенной ценностной шкале и превратит русских в реальную скрепу России.
Самым же безболезненным путем к решению этой задачи, как ни парадоксально, является институт российских русских общин. Попытка, скажем, выделения русских областей Россию развалит - сначала Россию, а потом и ее собственно русскую часть. Статус-кво в сколько-нибудь существенной перспективе никакими омонами не удержать: у статус-кво одна перспектива - всероссийская Кондопога. И лишь институт русских общин, обеспечивающий, с одной стороны, единство многонационального государства ( организованные в общины русские как связующая ткань ), а с другой, - без наведения границ и кордонов, превращающий русских в реальную нацию, и оставляет России какие-то надежды.
Понятно, что дело не должно ограничиваться одним лишь формированием таких общин. Они, наряду с общинами других наций и национальностей, должны быть допущены к реальной власти на самом важном ( муниципальном!) уровне через, скажем, процедуру формирования представительной муниципальной власти по принципу пропорциональной представленности в ней национальных общин, зарегистрированных в муниципальном образовании.
(http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2008/p20080116.htm
здесь подробнее)
Все это, конечно,е задачи не месяцев, а лет. Но если ставить такую задачу, как коренное преобразование всей российской муниципальной власти в соответствие с двумя, казалось бы, исключающими друг друга стратегическими целями ( восстановление статуса русских, как реальной российской нации и сохранение России, как многонационального государства ), то, повторяю, начинать необходимо с возрождения вкуса и интереса у русских к таким преобразованиям. И всероссийский крестный ход 4 ноября как раз и может стать начальной школой такого возрождения.
В заключение еще несколько слов о выдающихся наших националистах. В последние времена, а конкретно после Кондапоги, начал просматриваться определенный сдвиг в их деятельности: от митингов и деклараций к практическим делам. И в этом сдвиге я вижу становление еще одной такой начальной школы.
Упомяну лишь несколько последних таких дел.
А. Белов и В. Тор сыграли, вне всякого сомнения, выдающуюся роль в деле Ани Бешновой. Во многом благодаря их подвижничеству дело закончилось быстрой поимкой узбекского выродка. И повестки в суд, присланные им, - лучшее свидетельство праведности их полведения.
К. Крылов, Н.Холмогорова энергично вмешались в судьбу одной московской ( http://kp.ru/daily/24192/399110/)
http://krylov.livejournal.com/1733662.html
http://nataly-hill.livejournal.com/903743.html
школьной учительницы, с которой некто из числа недавно осевших в столице новых варваров сумел, опираясь на лжесвидетелей, расправиться наш легендарно справедливый суд. Фактически за четверку, выставленную его дочери…
В этом, разворачивающемся прямо сегодня деле особенно важным является то обстоятельство, что событие, вроде бы формально уступающее по серьезности своей делу А. Бешновой, вызвало настолько сильную реакцию со стороны членов интернетовского сообщества, что госпоже Холмогоровой приходится сдерживать тех, кто откликнулся и готов вступиться за учительницу. Возможно, что все это есть следствие успеха в деле А. Бешновой - он породил уверенность, что добиться все-таки чего-то можно. присутствуем при -
И наконец симфония http://www.apn.ru/column/article20970.htm, исполненная под управлением Виктора Милитарева в защиту Храма на улице Новаторов. Дело еще не завершено, но В. Милитареву удалось направить волну такой интенсивности на хищника, возглавляющего одну из управ Москвы, что тому, скорей всего, придется все-таки отступить и оставить Храм в покое. Не могу не отметить, что эта осуществленная В. Милитаревым акция на Новаторах стоит всех его деклараций и программных заявлений.
ЧИСЛО
ПОСЕЩЕНИЙ
ПОИСК ПО
САЙТУ
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
©ВалерийСуриков