С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               ("П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И").

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА.

             Национальное  и  имперское -  письма  из  провинции. Письмо 4

 
ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ


   

Национальное  и  имперское -  письма  из 

 

 провинции.

 

 Письмо  четвертое  - принцип   дополнительности   М.Ремизова   

 

   Выступая  на  круглом   столе  в  ИДК, М.  Ремизов находит,  похоже,   очень эффективный  способ  связать   две пожирающих  друг  друга  (  в  господствующих  ныне  представлениях )   сущности: национальное  государство  и   империя.  Он   вспоминает,   по  существу,  о     простом, чисто  житейском  принципе,  с  помощью   которого  великому  Бору    удалось  когда-то  примирить  несовместимое -  волновые  и  корпускулярные     свойства  микрообъектов.  Он  вспоминает,  по  существу    о  принципе   дополнительности,   допуская   трактовку    имперского   проекта  не  в  качестве   альтернативы национальному  государству,  а «в качестве его дополнения или специфического прочтения».

    Очевидно,  что изысканная находка   М.  Ремизова    не только  содержит    в  себе  шанс  на   примирение  двух  бьющихся  не  на жизнь,  а  насмерть    партий, но   и   допускает  возможность трактовать    русское  национальное  строительство  как     длящийся   исторический  процесс.   Он  прямо об  этом  и  говорит:  «все нации – продолжающийся процесс, и нет абсолютно законченных наций»…

Классический  (  средневековый)   квалифицирующий  признак империи,  по  М.  Ремизову,  трансцендентен :  « принцип, из которого выстраивается власть, – это некая идея божественного права, и субъект власти, носитель власти приподнят над обществом».   Так  вот   сегодня,  считает  он,   такой   принцип  отсутствует,   и  трансцендентная  по отношению   к  обществу   власть,  собирающая  вокруг  себя  разные  народы  и  правящая  «от  имени  идеи» невозможна.. Как  видим,  этим  суждением  идея  классической  империи  подрезана  решительно  и  эффективно.

    Созидательные  возможности  « старых мантр о национализме и демократии»   М.  Ремизов     также оценивает  очень  скромно,  исходя  из того,  что  мы   вкатываемся  в  постнациональный  мир,   и    перед  этой  глобальной  угрозой  они   (мантры)  попросту   бессильны. Получается,  что  они  отработали  своё   при  становлении  современной  европейской       цивилизации   -  срок  их  годности,  одним  словом,  истек.  Они -  идеи  второй   свежести.

Решение  проблемы видится  ему  в  следующей  форме  (  в  такой  форме  должен,  следовательно,  сработать   принцип  дополнительности):  «мы (государство) должны вновь создать гравитацию русской идентичности.  Если будет сильная гравитация русской идентичности, то хорошо будет и тем, кто верит в имперский проект, и тем, кто верит в проект европейского секулярного классического национального государства.»

Прекрасная   мысль!  И  она  становится  еще  более   прекрасной,  если  говорить  не  о  том,  чтобы  создать,  а  о  том,  чтобы   активировать гравитацию русской идентичности.  И  именно  об  активации  он,  по  существу,   далее  и  ведет   речь:    мы  не можем   воздействовать  «на эту гравитацию русской идентичности, если мы обнуляем русскую историю»   Обнуляя  нашу   историю, «мы обнуляем нашу волю быть русскими»-  «если верить негативистской историософии некоторых националистов, это значит, что никакого наследства по праву у нас нет».  

Логическая  цепочка  рассуждений  М.Ремизова  замыкается,  таким  образом,  на   русскую  историю  -  в  ней,  а  не  в  европейской   практике  национального  строительства  нужно  искать    истоки  русской  нации.  И  М.Ремизов  подчеркивает     тождественность     в  этом  отношении  России  и  Европы:  в  России   «феодальная династия, феодальная монархия, волей и неволей… формировала нацию в качестве подножия собственного престола»

Несомненно, что  М.  Ремизов  к   сути  проблемы   русского  национального  строительства   приблизился  практически  вплотную.  Ему  остается   совсем  немного  -  протянуть  руку  А.Проханову  -  выделить  в  русском  национальном  строительстве и  специфическую,  неповторимую  -  чисто  русскую   особенность.

 

Письмо  первое  -  подготовительное http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2011/2011p0513pprov1.htm

 Письмо   второе:  кондовые  либералы   и  национал-   демократы

http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2011/2011p0514pprov2.htm

  Письмо  третье   - национальное  государство  и   империя  http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2011/2011p0515pprov3.htm

 


  
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков