С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ( "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И") ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА Послание президента Путина и статья В. Суркова |
ГЛАВНАЯ |
ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ |
ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ |
ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Послание президента Путина
и статья В. Суркова
А как ответит президент
на заклинания Суркова?.. Если
считать, что своим посланием
президент Путин ответил
на этот вопрос, вынесенный в
заголовок моей
предыдущей заметки, то
тогда нужно признать, что
последнее послание президента
парламенту состоит
из трех
частей, и первой
ее частью
является статья
В. Суркова. Ну
и, соответственно, две части
самого послания – социальная и
внешнеполитическая.
В. Сурков своей
статьей задал некую форму,
форму пустую, поскольку
путинизм , поданный в
качестве перспективной
для России идеологии – это
именно пустая форма -
в таком качестве
путинизм у В.Суркова
никак не обоснован
и даже
ничем не
мотивирован. А.
Дугин, охарактеризовав
линию правления Путина
как
«глубинно
и сущностно половинчатую»,
прекрасно
и, главное, убедительно , эту
пустоту
продемонстрировал
: « Истина
Путина в том, что на будущее его контроль не распространяется.
Государственную идею он не утвердил,
институционального выражения своему курсу не придал, новой государственной элиты
не учредил, стратегического пути России не сформулировал»
.Он просто , в принципе ,
видимо, не мог
этого сделать, так как
сложившийся при нем
режим, это
всего лишь компромисс
-
«компромисс между всеми полюсами и действующими силами
государства и общества. Он устойчив
только в силу самого Путина, который и есть компромисс – между патриотизмом
и либерализмом в экономике, между евразийством и европеизмом в международной
политике, между консерватизмом и прогрессизмом в сфере идей и ценностей, между
народом и элитами, между суверенитетом и глобализацией, между 90-ми и не-90-ми
(то есть «чем-то еще»). Но этот компромисс действует, пока Путин есть»».
О
зияющих пустотах
концепции
В. Суркова говорит, в
общем-то, и В.
Аверьянов, когда
отказывается
принимать сурковский
тезис об адекватности
государства Путина
народу - оно, мол, «умеет «слышать и понимать народ» и даже «видеть его
насквозь»»:
«странно было бы пытаться вступать
в спор со столь дикими тезисами!
Сегодня средостение между народным большинством и
властью огромно, труднопреодолимо. Это средостение закоснело, покрылось
коррупционной коростой, аппаратной броней. Никакими «прямыми линиями» его не
замаскировать. И Путин во всей этой картине не столько заложник, сколько
ключевая часть системы».
В. Сурков своей
статьей, похоже, просто задал
некоторую форму - путинизм.
Демонстративно пустую, отвлеченную, виртуальную,
если угодно. Возможно даже, по
заказу самого президента и сконструировал ее.
И президенту оставалось
наполнить ее тем ,
что было
им заготовлено.
Для того же, что было
заготовлено и составило потом
социальную часть послания, и в самом
деле требовалась
внешняя, лишенная содержания
форма. Нужна была своего рода
«авоська», в которой можно
было бы
донести
до граждан тот набор
льгот и поддержек, введение которых
нельзя было больше откладывать, но которые нельзя было и
представить как смену
внутриполитического курса. Которые
по существу
своему были
разовым – подарочным! -
набором.
Ведь смена
внутриполитического курса (чаемый
подавляющим большинством граждан левый поворот)
означала бы, что
подготовка и раздача
подобных льгот и поддержек
становятся банальной
и сугубо
служебной обязанностью
представительной и исполнительной
власти всех уровней .Очевидно, что
социальная часть
послания о подобных переменах, увы, не
свидетельствует -
она, увы, воспринимается как
разовая
акция, призванная
убедить граждан России, что
действующий президент отнюдь
не какой-нибудь Карабас-Барабас,
истязатель пенсионеров - он,
граждане, Дед Мороз.
Что
же касается заключительной – внешнеполитической – части
послания, то есть
основания признать ее
совершенной. Президент явно
идет на обострение
- отношения с Западом
переводятся им
в совершенно особую
форму – в
форму, как
и в советские
времена, противостояния на
равных. В
послании
фиксируется , наконец-то этот
перевод - заявленный когда-то
в мюнхенской
речи как декларация
о намерениях. И сделано все
это в подчеркнуто спокойном
тоне, а
такое
сочетание(резкость поступка- спокойный тон) -
лучшее свидетельство
серьезности намерений. Не
знаю, как на счет
«перехода Рубикона»,но
очередная часть
мостов к отступлению
президентом в последнем
послании определенно сожжена. Полная же
ликвидация этих
мостов вряд ли
возможна без смены
внутриполитического курса -
без отказа от практики компромиссов.
Отказ от нее и
будет означать полную
ликвидацию. Пока
же, по
существу своему,
мало что изменилось -
«идеологическое» изобретение
В. Суркова не
сработало, и послание
президента очередной
раз воспроизвело тот
компромисс, о котором ведет
речь А. Дугин.
Далеко не праздным в связи со
всем изложенным является
и вопрос:
а доживем
ли мы до
начала
конца эры компромиссов, а
значит, и до
автономизации понятия «путинизм» ?
Ведь идеологическая импровизация
В.Суркова как
раз и
построена
на мечте об автономном,
самостоятельном существовании
путинизма… А если
доживем, то каковы
будут
первые признаки
того, что дожили?
За
единственный надежный
признак действительной смены
внутриполитического
курса принять можно
будет, пожалуй, только
реальные изменения
в сфере
образования-просвещения. Ситуация в
этой области, можно считать,
уже
закритическая (
смотри самые
последние рассуждения
А. Минакова
), и, если попытаться
ее охарактеризовать кратко, то
ничего лучше слов
из Высоцкого –«уносите же ноги ,
спасайте
щенков !!!…» и
не подберешь .
А такое спасение
- не разовая
акция, и
именно поэтому
смена
внутриполитического курса,
чтобы стать
реальной, должна
начинаться властью
с этой сферы,
так медленно всегда выстраиваемой
и так легко без идейной опеки государства разрушающейся. Здесь Деды
Морозы бессильны,
поскольку с налету
либеральное иго,
насланное на российское просвещение
Высшей школой экономики ( Вшой),
не одолеть.
Здесь потребуются
и Сергей Радонежский, и Дмитрий
Донской, и Куликово поле…
Позитивным моментом
послания президента стала
несомненно дискуссия, вызванная
предпосланной ему статьей. Этот
взрыв
активности
засвидетельствовал, что у российского общества есть запас свободной
внутренней энергии, что в
нем есть силы, способные
начать выстраивать некую
альтернативу тому, что
В. Сурков нарек
путинизмом. К
такому бы
всплеску энергии
да пару-тройку
«настоящих буйных» ,
способных с
опорой на
мощь современных технологий
(интернет и пр.)
организовать общероссийскую
дискуссию на тему «Русская
цивилизация - основы
существования и задачи на
21-22 век». Причем
дискуссию не только
с целью отметиться, оттоптаться
на теме,
запечатлеть в
ней свое Я, но
и с
коллективной творческой
задачей разработать
Манифест
русской
цивилизации
- краткий, четкий,
понятный даже
тем несчастным, что по
полной программе и
безальтернативно прокатаны
как через
ЕГЭ, так
и через болонскую
систему. Это не просто, конечно,
перевести ординарную
и безответственную
энергию
самовыражения в
коллективный творческий
импульс. Но существуют, и их не
сложно сформулировать, такие
принципы организации
дискуссии, которые в
сочетании с искусством ее модераторов подобный перевод
сделают возможным. А
значит, станет возможным и
появление массового
общественного
само-организованного движения
с программой, опирающейся
на традиционные ценности
Русской цивилизации .
ЧИСЛО
ПОСЕЩЕНИЙ |
ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ
АДМИНИСТРАТОРУ САЙТА |
©ВалерийСуриков |