С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ( "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И") ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА Презентация раздела "Время и монашество" |
ГЛАВНАЯ |
ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ |
ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ |
ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Презентация раздела "Время и монашество"
У меня есть статья, написанная к 100- летию Великой Октябрьской Социалистической Революции «Проблема "Церковь- государство" в свете и в отсветах русской революции
http://www.vsurikov.ru/2016/2016p1210vosr100.htm , в которой со ссылкой
на книгу Антона Владимировича Карташова "Воссоздание Святой Руси" затрагивается и проблема социального служения монашества.
А.В. Карташов писал, в частности:"Мы — люди церковные и православные знаем, что во Христе две природы — Божеская и человеческая соединены «неслитно», но и «нераздельно». Эта формула IV вселенского собора обязует нас считать безнадежное разделение церкви и государства ересью несторианской или монофизитской (можно истолковать в обоих смыслах — но во всяком случае — еретических) и, наоборот, — мыслить православную норму в их «нераздельном и неслиянном»сочетании. Церковь есть душа мира и орудие божественного мироправления. Она должна духовно управлять миром, водворять царство Христово и на земле...
Наше «возделывание земли», т. е. наше культурное, историческое созидание и творчество не есть ухождение от делания Царства Божия, как Царства только Небесного, а именно служение ему в той двуприродной, небесно-земной, богочеловеческой православно-халкидонской полноте, которая составляет долг, обязанность православия не только в мысли, в богословии теоретическом, но и в действии, в практике, в богословии практическом.Без соблюдения этого богословского равновесия, без этого посильного разрешения в действии антиномии духа и плоти, многие православные фактически, конечно, не понимая и не сознавая этого, монофизитствуют. И чем еретичнее они богословствуют, тем кажутся самим себе и более благочестивыми и более ортодоксальными. И этот монофизитский уклон незаметно опутывает и мысль «лево» настроенных и «право» настроенных богословов. И тем и другим приятнее, религиозно комфортабельнее отпихнуться от этой греховодницы-земли, плоти, материи, экономики, этой с позволения сказать «поганой политики». И просто жить в церкви, подальше от этой скуки, «отдыхать душей» от надоевшей, принижающей «улицы», от всего «базара житейской суеты»."
Эти великие слова, возможно, следовало бы занести в уставы всех действующих православных монастырей.
К чему он призывает здесь Русскую Православную Церковь и находящихся под ее покровом мирян совершенно очевидно - к активной роли в строительстве справедливого, соответствующего Духу Евангелия социума. К активному выделыванию - выпасу!- русского бытия. К русскому социальному преобразованию на основе русской традиции. Идите в мир и пасите его. Другого пути спасения для православных не существует.
Но А. В Карташов не был первооткрывателем темы социального служения монашества-роман Достоевского«Братья Карамазовы» вышел в свет почти за век до появления книги А.Карташова.И главной в этом романе стала именно эта тема , обретшая в нем форму социальной концепции Достоевского( подробнее здесь -Роман «Братья Карамазовы» и социальная концепция Достоевского . http://vsurikov.ru/2022/2022l0124brkaram.htm
Как известно в этом романе старец Зосима благословляет Алешу Карамазова на монашеское служение в миру. Особенно впечатляющим является второе его благословление, совершаемое Зосимой в присутствии Христа, когда Алеша, стоящий на коленях у гроба старца, засыпает( глава« Кана Галилейская ):Начинай, милый, начинай, кроткий, дело свое!»
Будет, несомнено уместным привести здесь и суждение на этот счет прп. Паисия Святогорца: «В старину, если кто-то из монахов тратил время, заботясь о положении дел в мире, то его надо было запереть в башню. Сейчас наоборот: благоговейного монаха надо запереть в башню, если он не интересуется и не болеет за то состояние, которое возобладало в мире».
Все эти соображения и подвинули меня открыть на своем сайте страницу « Время и монашество» http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=vrmon/vrmon.htm ,когда я получил из Оптиной пустыни два текста
1.Борьба И.А. Шнуренко с трансгуманизмом в контексте событий на Украине.
2. Некоторые соображения в связи с Указом Президента о сохранении и укреплении духовно-нравственных ценностей,
в которых проблема трансгуманизма,свалившаяся на голову человечества, легкомысленно подставившегося под цифирь, как раз и обсуждается, причем не на тривиальном уровне, в связке именно с моднейшим поветрием в умах под названием цифровизация, у которой на подхвате, естественно, не что-нибудь, а искусственный интеллект, прошедший к тому же школу дрессировки самого г. Грефа Германа Оскаровича.
Из предлагаемых текстов хорошо видна неслучайность, закономерность, если угодно, появления и распространения цифро-транс-гуманистической болезни. Без понимания же неслучайности появления этой заразы, то есть при рассмотрении ее в рамках нашего государства-цивилизации в качестве болезни исключительно извне занесенной, а не внутренней, справиться с ней, то есть взять под контроль, не удастся. В лучшем случае удастся отбиться от совсем уж гнусных (крайних) перспектив трансгуманизма и удержаться в каком-то промежуточном состоянии. Поэтому предлагаемые тексты чрезвычайно важны.
Оставляю за собой право спустя некоторое время прокомментировать два эти текста чуть подробнее.
Валерий Суриков.
Комментарий к презентации из Оптной:
Карташов всё же говорил о Церкви-в-целом. - У Неё монашество является только одним из органов. Орган не должен выполнять несвойственные ему функции, иначе он не сможет выполнять свои, и тогда пострадает весь организм («Тело Христово» – согласно ап. Павлу). Другое дело, исключительные обстоятельства, когда земная жизнь подходит к кромке пропасти. Так было при Мамаевом нашествии, когда прп. Сергий дал двух монахов в войско Дм. Донского, или во время Смуты 17 века, или сейчас!... Поэтому думаю, надо подчеркнуть экстраординарность времени. И в связи с этим очень уместно было бы привести пример с отрядом старца Нифонта .
смотри:
1. «ПОСЛЕДНИЙ ШТУРМ ОБИТЕЛИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ
Страница Смутного времени» -https://pravoslavie.ru/141039.html
Игумен Н/С
68.
69.
70.
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ
АДМИНИСТРАТОРУ САЙТА |
©ВалерийСуриков |